21 февраля 2019 года 743

Ориентиры для Киры

Автор: Наталья ПРУС

В халатиках и сланцах они идут принимать водные процедуры. Свой бассейн - большая редкость для дошкольного учреждения даже в областном центре, а в детском инклюзивном саду «Салтанат» г. Шахтинска так начинается каждое утро. Вместе со спортивным инструктором учатся плавать и дети с особыми образовательными потребностями, которые включены здесь в 9 групп из 13.

У Светланы Жуковой под «опекой» четверо особенных, и она убеждена, что создать условия для развития ребенка, научить его навыкам самообслуживания, найти с ним общий язык может любой воспитатель - было бы желание.
...Артем, «отправив» ребят на прогулку, дежурил и с удовольствием для гостей провел экскурсию. Его речь еще трудно понять, но постоянные занятия с логопедом и дефектологом уже помогли преодолеть стеснительность, замкнутость. В детском саду он полюбил рисование и, как только появляется свободная минутка, бежит к раскраскам и карандашам.
А вот для Киры предусмотрели яркие дощечки для игр, зрительные ориентиры-наклейки на каждую дверь, специальные тактильные дорожки. Первое, с чего начала «тетя Света», - стала учить девочку «видеть» руками. Кира, привыкшая, что родители ее одевают и обувают, поначалу растерялась, а теперь радуется своей самостоятельности, надевая носочки и застегивая сандалики.
- С детства я мечтала спасать людей, работая фельдшером на «скорой помощи», - рассказывает о выборе профессии Светлана Сергеевна. - Настойчиво, три года подряд - после 9, 10, 11 классов - поступала в медицинское училище, но всякий раз мне не хватало одного балла. Провалив очередной экзамен, собиралась пойти работать в медсанчасть, но неожиданно предложили стать няней в детском саду, куда я водила младшую сестренку. Наша мама в те непростые 90-е годы растила нас одна, и я решила, что так принесу семье больше пользы. Мне было 17 лет, и после нескольких месяцев общения с малышами о другой профессии я уже не помышляла: окончила с красным дипломом Карагандинский гуманитарный колледж по специальности «Дошкольное воспитание», а чуть позже - и вуз.
Первоначально в детском саду «Салтанат» было четыре коррекционные группы, и первые воспитанники Светланы Сергеевны имели задержку психического развития, нарушение интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Она читала много специальной литературы, но изучить диагноз - это одно, и совсем другое - составить правильное занятие. И в этом ей помогали дефектологи.
Педагог видела, что в других, некоррекционных, группах малыши более развитые, но это лишь стало стимулом - сделать своих не хуже.
- Постепенно усложняли задания, увеличивали нагрузки, - вспоминает она, - и вскоре они при подготовке к утренникам стали просить «роли» на уровне других детей. Если прежде коллеги и родители сомневались в том, справимся ли мы, то потом удивлялись, а «коррекционные» ли мы вообще. Почти все ребята после детского сада пошли в общеобразовательные школы и гимназии.
Слабые дети всегда тянутся за сильными и развиваются - это был первый урок пользы инклюзивного образования, который получила моя собеседница. Поэтому, когда три года назад всех коррекционных детей распределили по общеобразовательным группам, ей было легко втянуться в новую практику. Единственное, с чем пока приходится мириться, - отсутствие методической базы для дошколят. Если в коррекционных группах было 12 детей, то в инклюзивных - около трех десятков вместе с «включенными». А пока педагоги, чтобы уделить достаточно внимания каждому, разбивают детей для занятий по математике, речи, познанию окружающего мира по подгруппам, дают им разноуровневые задания, объединяя процесс игрой. Это оказалось лучшим методом, поэтому в детском саду «Салтанат» уже разрабатывают программы по развитию умственных способностей детей с ЗПР через развивающие игры, которые позволят корректировать психические процессы особенных детей.
- Кто-то раскроется через неделю, а кто-то - через месяц и даже год, - поделилась воспитатель своим опытом. - Одни легко идут на контакт, другие сначала будут впитывать знания как губка, не проявляя интереса. И мы терпеливо ждем, даже когда не получаем отдачи. Этому нужно научиться и родителям: коррекция - всегда весьма медленный процесс.
По словам Светланы Жуковой, чем быстрее семья инклюзивного ребенка узнает и примет его диагноз, тем большую помощь окажет своему малышу. Ведь пока воспитатель не будет знать об особенностях развития, поведения и привычках ребенка, ему сложно найти к нему индивидуальный подход.
- Пока самая большая боль - равнодушие родителей, - продолжает она. - К сожалению, не все осознают, что инклюзивное воспитание имеет больше плюсов, чем минусов: учит доброте, сопереживанию, умению быть на равных. А в некоторых семьях, где здоровые дети посещают инклюзивные группы, не объясняют и не подсказывают, как себя правильно вести в коллективе, как относиться к своим особенным сверстникам.
Когда думаю о переходе на инклюзивное образование, вспоминается, как создавали с особенными детьми свою первую картину из пластилина на стекле. Малыши с трудом отщипывали кусочки материала и катали из него шарики. Они терпеливо развивали мелкую моторику пальцев, но когда картина начала вырисовываться, уже не могли оторваться от увлекательного занятия, забывая, что их ждут родители. В инклюзии наше общество тоже пока учится катать пластилиновые шарики, но как только каждый осознает, что его действия приносят плоды, мы будем наслаждаться и процессом…

Фото автора
г. Шахтинск

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Пришел, увидел, победил 23.05.2019

    Находчивость и смелость офицера Национальной гвардии РК Чингиза Калиджанова помогли спасти жизнь и сохранить имущество карагандинки Татьяны Дмитрук. За самоотверженные действия при пожаре старший лейтенант воинской части 6505 регионального командования «Орталық» был награжден медалью «Өртте көрсеткен қайсарлығы үшін» от имени министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева.

  • Работа и свобода 23.05.2019

    Подростки всегда хотят подтверждения своей взрослости. И такую прекрасную возможность им предоставили в отделе занятости и социальных программ г. Сарани, открыв школу фриланса для старшеклассников и учащихся местных колледжей.

  • Через тернии - к дому скорби 23.05.2019

    Газета по-прежнему остается последней инстанцией, куда с надеждой идут за помощью. В этот раз к нам обратилась жительница областного центра Нурдида Селиванова.

  • Сезон борьбы 23.05.2019

    В этом году дезинсекция планируется на 275 гектарах прибрежных зон водоемов, расположенных в радиусе 3-5 километров от населенных пунктов, и в подвалах жилых домов. Работы будут проведены в три этапа с промежутками 25-30 дней.

  • Город, дыши! 21.05.2019

    Депутаты и госслужащие увеличили объем «зеленых легких» Караганды

    Сразу 400 деревьев - 250 сосен и 150 лип - посадили в парке имени 10-летия Независимости во время субботника.

  • По новому адресу 21.05.2019

    Многолетнее дерево, долгие годы растущее возле гостиницы «Караганда», обрело новую «прописку». Пятиметровую лиственницу «переселили».

  • Чтобы помнили 21.05.2019

    Проведение более 40 крупномасштабных мероприятий запланировано в рамках празднования 100-летия со дня рождения Героев Советского Союза Нуркена Абдирова и Казбека Нуржанова. Об этом шла речь на организационном совещании под председательством заместителя акима области Асхата Аймагамбетова с участием Героя Советского Союза, первого космонавта Казахстана Тохтара Аубакирова.

  • Настоящие спасатели 21.05.2019

    Свои навыки и умения правильно реагировать в экстремальной ситуации, продемонстрировали школьники на олимпиаде «Юный спасатель», которая прошла в Центральном парке культуры и отдыха.