21 февраля 2019 года 808

Будущее за органикой

Автор: Сергей БУЯНОВ, спецкор "ИК"

Развитие органического сельского хозяйства позволит Казахстану диверсифицировать АПК и повысить устойчивость отрасли к ценовым колебаниям на мировых рынках. Поддержку нашей стране в этом направлении оказывает Минсельхоз ФРГ через совместный проект «Казахстанско-германский аграрно-политический диалог». На прошлой неделе немецкая сторона организовала выезд представителей НПП «Атамекен» и Союза производителей органической продукции в Нюрнберг, где прошла крупнейшая в мире выставка экологически чистого продовольствия «Biofach-2019».

Одним из итогов участия в выставке «Biofach-2019» стало вступление Союза производителей органической продукции Казахстана в IFOAM - Международную федерацию экологического сельскохозяйственного движения, которая работает с 1972 года и объединяет порядка 800 организаций более чем из 100 стран мира. Ее задача - информационное обеспечение и консультации производителей органики.
Как пояснил Штефан Хюбнер, представитель департамента Восточной Европы, Центральной и Восточной Азия Министерства сельского хозяйства ФРГ, органическое земледелие представляет большой интерес для Германии.
- Наша цель - закрывать внутренний рынок и выходить на экспорт, - сказал Штефан Хюбнер. - В вопросах органики Казахстан для нас - страна-партнер. Предпосылки для развития этого направления в Казахстане есть. Сейчас основная задача - заложить основы развития сектора. Это образование, подготовка специалистов, сертификация, исследования. В прошлом году состоялась встреча нашего парламентского штатс-секретаря господина Штюбгена с министром сельского хозяйства РК господином Шукеевым, в ходе которой также был затронут вопрос о потенциале и важности развития органического производства. На сегодня Германия находится на третьем месте по экспорту органической продукции, а также является и большим импортером. То есть мы живем за счет торговли, за счет обмена. Поэтому Казахстан со своими возможностями для нас - важный стратегический партнер.
Союз производителей органической продукции был создан в Казахстане осенью 2018 года при поддержке НПП «Атамекен» для того, чтобы сформировать дорожную карту развития этого направления, получить обратную связь с производителями и трейдерами, уже работающими в этой области.
- Преимущество для фермеров, перешедших на органику, - это бесконечный сбыт по выгодной цене, - отметил Арсен Керимбеков, директор Союза, также являющийся главой Центра компетенций НПП «Атамекен». - Органический рынок постоянно растет, все новые страны начинают покупать органику. Например, Китай несколько лет назад был только поставщиком, а сейчас начал втягивать в себя огромные объемы органики - там появился внутренний спрос. И для нас, с учетом географической близости, - это отличный шанс. Кстати, если наша органическая продукция будет сертифицирована по стандартам ЕС, то это откроет двери для экспорта не только в Европу, но и в тот же Китай, в Иран, арабские страны.
По словам Арсена Керимбекова, одна из задач Союза - создать единую электронную площадку, которая поможет казахстанским производителям формировать партии и поставлять свою продукцию на экспорт. Транспортировка - еще один важный вопрос. Казахстан расположен глубоко внутри континента, вдали от морских портов. Поэтому стране нужен специальный автомобильный и вагонный парк. В 2017 году трейдеры нашли выход в том, что на обратном пути загружали свою продукцию в автомобили, которые приходили из Европы в Астану с материалами для ЭКСПО. Но в 2018-м такой возможности уже не было, и с логистикой у отечественных органиков были сложности. Этот вопрос предстоит решать на уровне Правительства.
В настоящий момент под органику сертифицировано примерно 300 тыс. га казахстанской пашни. То есть порядка 1,5 процента от общей площади. Специалисты видят потенциал роста в десять раз, до 3 млн га. Объективных сложностей для этого нет - земля в Казахстане чистая, поскольку применение агрохимии всегда велось в щадящем режиме. Но есть сложность другого порядка - отсутствие национального сертифицирующего органа. В связи с этим приглашать сертификаторов приходится из-за границы - Турции, Украины, Литвы. Это дорого и не всем фермерам по карману. Создание собственного сертификатора, а также открытие аккредитованной в ЕС лаборатории - задача номер один для НПП «Атамекен» и Минсельхоза РК.
- К органическому производству мы пришли вовремя, - отметил Ербол Есенев, директор департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП «Атамекен». - Это новый стандарт, новая планка, которой должна соответствовать качественная продукция. Выиграют все: и потребитель, который получит ориентир качественности, и производитель, который сможет получать адекватную цену за качество. Сроки перевода пашни, подходящей под выращивание органики, в Казахстане будут невелики в связи с тем, что у нас никогда агрохимия широко не применялась. Так что два года - это тот срок, в течение которого аграрии переведут свои земли в разряд органических, а государство подготовит необходимую инфраструктуру. Главное, что в этом секторе могут работать все фермеры, а у нас их 180 тыс. Это и животноводы, и растениеводы. Для нас это важно, поскольку принцип известен: богатый фермер - богатая страна.
Кстати, именно в органике может проявить свои сильные стороны идея кооперации. В том смысле что объединяться они будут не просто так, а с конкретной целью - сертифицировать площади, наладить контроль за соблюдением требований, организовать совместный сбыт. Пример такой работы - компания «Диканши» из Северо-Казахстанской области, которая в прошлом году отмечала двадцатилетие работы в традиционном сельском хозяйстве. Ее директор Дмитрий Пампур рассказал, что около десяти лет назад к этому добавилось и органическое производство. Сейчас компания помогает проходить сертификацию целому ряду хозяйств СКО, выращивать и экспортировать зерновые и масличные культуры.
- За эти годы на своем опыте мы убедились в том, что опасно делать ставку на что-то одно, - отметил Дмитрий Пампур. - Есть много непредсказуемых факторов, влияющих на спрос и предложение. Неожиданно выходят на рынок какие-то страны и меняют его структуру. Либо появляются какие-то запреты. Каждый год мы видим, как что-то «выстреливает», а что-то, наоборот, проваливается. Нужно быть готовым к этим переменам. Первые пять лет мы занимались только льном и ни о чем другом даже не думали. У нас были крупные покупатели, которые каждый год нам говорили: «Почему так мало товара?», и просили наращивать производство. Но последние два года рынок льна встал. Например, в прошлом году мы свой лен продать не смогли - продали только недавно. Зато если до этого органическую пшеницу продать было непросто, то в прошлом году она получила спрос.
Также в органическом секторе работает компания «KOAT» из Астаны. Ее директор Саят Шортан рассказывает, что интерес фермеров к органике стремительно растет. Многих пугает сам процесс сертификации, поэтому компания берет на себя бумажную работу. Пример такого проекта - ТОО «Найдоровское» в Карагандинской области, которое сейчас часть земель переводит под органику. Кроме того, «KOAT» берет на себя и сбыт выращенной органической продукции.
- Всем аграриям, решившим перейти на органику, мы даем гарантию покупки всего их урожая, - рассказал Саят Шортан. - Мы можем это делать, поскольку имеем партнера в Голландии, который готов брать большие партии. В прошлом году у нас было несколько продавцов из Акмолинской и Костанайской областей. В основном поставлялись зерновые и масличные культуры. Контракты были заключены на 8,5 тыс. тонн продукции. Крестьянам это интересно, потому что цены на органическую пшеницу в среднем на 30% выше традиционной. Уверен, что объем производства органической продукции в Казахстане будет увеличиваться. Условия у нас - одни из лучших в мире.
Руководитель проекта «Казахстанско-германский аграрно-политический диалог» Йорг Динкелакер считает, что в скором времени в Казахстане должен появиться специализированный магазин, в котором будет представлена органическая продукция казахстанского производства. Это важно и для того, чтобы иностранные инвесторы, посещающие страну, видели потенциал этого направления и возможности для вложений. Также важно показать самим казахстанцам, что органические продукты - это доступно и полезно.
Что касается производства органической животноводческой продукции, то пока этим направлением в Казахстане никто не занимается. Однако фактически большая часть казахстанского мяса и так является экологически чистой благодаря традиционным условиям содержания. И это открывает хорошие экспортные перспективы, в том числе для поставок в Европу.
- В Казахстане большая часть животных находится на свободном выпасе, - отметил Йорг Динкелакер. - Это та технология содержания, которую уважают в Европе. Ведь это счастливые животные, которые живут на воле. И поэтому у Казахстана есть хорошая возможность для экспорта мяса в ЕС. Причем спрос существует не только на говядину, но и на баранину. Чтобы начать поставки, по сути, нужно сделать только одно - сертифицировать убойные пункты в соответствии с требованиями Европейского союза. Если это сделать, то такой сертификации будут к тому же доверять другие перспективные для Казахстана рынки - Иран, арабские страны, Китай.

Фото автора
гг. Нюрнберг - Караганда

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Удои под контролем 18.05.2019

    Молзаводы обяжут следить за безопасностью сырья

    Большой объем сырого молока от казахстанских фермеров рискует не попасть на промышленную переработку из-за несоответствия нормам безопасности после вступления в силу техрегламентов ЕАЭС.

  • Национальный продукт 18.05.2019

    Предприниматели области приняли участие в республиканской выставке отечественных товаропроизводителей «Ulttyq ónim-2019». Одна из наших компаний удостоилась специальной награды АО «KazakhExport».

  • Взаимовыгодный кредит 18.05.2019

    Для поддержки малого бизнеса акимат области совместно с палатой предпринимателей создал микрофинансовую организацию «Atameken Qaragandy».

  • Ценная зола 18.05.2019

    Третий отвал для нужд ТЭЦ-3 проектируется компанией «Караганда-Энергоцентр».

  • Облегченный залог 18.05.2019

    Развитию предпринимательства на селе способствует льготное финансирование

    Создание рабочих мест и решение проблем занятости - основная цель выделения микрокредитов жителям малых населенных пунктов региона.

  • Виртуальные возможности 16.05.2019

    Как известно, торговля - это важнейший драйвер роста экономики. Уже к 2025 году объем покупок на казахстанских интернет-площадках увеличится с 153 миллиардов до 2-3 триллионов тенге, а количество рабочих мест в сфере электронной торговли вырастет почти вдвое. Такой прогноз делают в Правительстве нашей страны.

  • Реальность против виртуальности 14.05.2019

    С новыми технологиями в АПК придется подождать

    С огромными недоработками Минсельхоза РК при внедрении цифровизации столкнулись казахстанские крестьяне. В итоге по просьбе аграриев введение части новшеств отложено на год. Но и за этот дополнительный срок вряд ли удастся устранить все недостатки.

  • Пора на экспорт 09.05.2019

    Решить проблемы небольших заводов в одиночку не просто трудно, но и невозможно без кооперации, считают руководители предприятий машиностроения.