21 февраля 2019 года 488

Будущее за органикой

Автор: Сергей БУЯНОВ, спецкор "ИК"

Развитие органического сельского хозяйства позволит Казахстану диверсифицировать АПК и повысить устойчивость отрасли к ценовым колебаниям на мировых рынках. Поддержку нашей стране в этом направлении оказывает Минсельхоз ФРГ через совместный проект «Казахстанско-германский аграрно-политический диалог». На прошлой неделе немецкая сторона организовала выезд представителей НПП «Атамекен» и Союза производителей органической продукции в Нюрнберг, где прошла крупнейшая в мире выставка экологически чистого продовольствия «Biofach-2019».

Одним из итогов участия в выставке «Biofach-2019» стало вступление Союза производителей органической продукции Казахстана в IFOAM - Международную федерацию экологического сельскохозяйственного движения, которая работает с 1972 года и объединяет порядка 800 организаций более чем из 100 стран мира. Ее задача - информационное обеспечение и консультации производителей органики.
Как пояснил Штефан Хюбнер, представитель департамента Восточной Европы, Центральной и Восточной Азия Министерства сельского хозяйства ФРГ, органическое земледелие представляет большой интерес для Германии.
- Наша цель - закрывать внутренний рынок и выходить на экспорт, - сказал Штефан Хюбнер. - В вопросах органики Казахстан для нас - страна-партнер. Предпосылки для развития этого направления в Казахстане есть. Сейчас основная задача - заложить основы развития сектора. Это образование, подготовка специалистов, сертификация, исследования. В прошлом году состоялась встреча нашего парламентского штатс-секретаря господина Штюбгена с министром сельского хозяйства РК господином Шукеевым, в ходе которой также был затронут вопрос о потенциале и важности развития органического производства. На сегодня Германия находится на третьем месте по экспорту органической продукции, а также является и большим импортером. То есть мы живем за счет торговли, за счет обмена. Поэтому Казахстан со своими возможностями для нас - важный стратегический партнер.
Союз производителей органической продукции был создан в Казахстане осенью 2018 года при поддержке НПП «Атамекен» для того, чтобы сформировать дорожную карту развития этого направления, получить обратную связь с производителями и трейдерами, уже работающими в этой области.
- Преимущество для фермеров, перешедших на органику, - это бесконечный сбыт по выгодной цене, - отметил Арсен Керимбеков, директор Союза, также являющийся главой Центра компетенций НПП «Атамекен». - Органический рынок постоянно растет, все новые страны начинают покупать органику. Например, Китай несколько лет назад был только поставщиком, а сейчас начал втягивать в себя огромные объемы органики - там появился внутренний спрос. И для нас, с учетом географической близости, - это отличный шанс. Кстати, если наша органическая продукция будет сертифицирована по стандартам ЕС, то это откроет двери для экспорта не только в Европу, но и в тот же Китай, в Иран, арабские страны.
По словам Арсена Керимбекова, одна из задач Союза - создать единую электронную площадку, которая поможет казахстанским производителям формировать партии и поставлять свою продукцию на экспорт. Транспортировка - еще один важный вопрос. Казахстан расположен глубоко внутри континента, вдали от морских портов. Поэтому стране нужен специальный автомобильный и вагонный парк. В 2017 году трейдеры нашли выход в том, что на обратном пути загружали свою продукцию в автомобили, которые приходили из Европы в Астану с материалами для ЭКСПО. Но в 2018-м такой возможности уже не было, и с логистикой у отечественных органиков были сложности. Этот вопрос предстоит решать на уровне Правительства.
В настоящий момент под органику сертифицировано примерно 300 тыс. га казахстанской пашни. То есть порядка 1,5 процента от общей площади. Специалисты видят потенциал роста в десять раз, до 3 млн га. Объективных сложностей для этого нет - земля в Казахстане чистая, поскольку применение агрохимии всегда велось в щадящем режиме. Но есть сложность другого порядка - отсутствие национального сертифицирующего органа. В связи с этим приглашать сертификаторов приходится из-за границы - Турции, Украины, Литвы. Это дорого и не всем фермерам по карману. Создание собственного сертификатора, а также открытие аккредитованной в ЕС лаборатории - задача номер один для НПП «Атамекен» и Минсельхоза РК.
- К органическому производству мы пришли вовремя, - отметил Ербол Есенев, директор департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП «Атамекен». - Это новый стандарт, новая планка, которой должна соответствовать качественная продукция. Выиграют все: и потребитель, который получит ориентир качественности, и производитель, который сможет получать адекватную цену за качество. Сроки перевода пашни, подходящей под выращивание органики, в Казахстане будут невелики в связи с тем, что у нас никогда агрохимия широко не применялась. Так что два года - это тот срок, в течение которого аграрии переведут свои земли в разряд органических, а государство подготовит необходимую инфраструктуру. Главное, что в этом секторе могут работать все фермеры, а у нас их 180 тыс. Это и животноводы, и растениеводы. Для нас это важно, поскольку принцип известен: богатый фермер - богатая страна.
Кстати, именно в органике может проявить свои сильные стороны идея кооперации. В том смысле что объединяться они будут не просто так, а с конкретной целью - сертифицировать площади, наладить контроль за соблюдением требований, организовать совместный сбыт. Пример такой работы - компания «Диканши» из Северо-Казахстанской области, которая в прошлом году отмечала двадцатилетие работы в традиционном сельском хозяйстве. Ее директор Дмитрий Пампур рассказал, что около десяти лет назад к этому добавилось и органическое производство. Сейчас компания помогает проходить сертификацию целому ряду хозяйств СКО, выращивать и экспортировать зерновые и масличные культуры.
- За эти годы на своем опыте мы убедились в том, что опасно делать ставку на что-то одно, - отметил Дмитрий Пампур. - Есть много непредсказуемых факторов, влияющих на спрос и предложение. Неожиданно выходят на рынок какие-то страны и меняют его структуру. Либо появляются какие-то запреты. Каждый год мы видим, как что-то «выстреливает», а что-то, наоборот, проваливается. Нужно быть готовым к этим переменам. Первые пять лет мы занимались только льном и ни о чем другом даже не думали. У нас были крупные покупатели, которые каждый год нам говорили: «Почему так мало товара?», и просили наращивать производство. Но последние два года рынок льна встал. Например, в прошлом году мы свой лен продать не смогли - продали только недавно. Зато если до этого органическую пшеницу продать было непросто, то в прошлом году она получила спрос.
Также в органическом секторе работает компания «KOAT» из Астаны. Ее директор Саят Шортан рассказывает, что интерес фермеров к органике стремительно растет. Многих пугает сам процесс сертификации, поэтому компания берет на себя бумажную работу. Пример такого проекта - ТОО «Найдоровское» в Карагандинской области, которое сейчас часть земель переводит под органику. Кроме того, «KOAT» берет на себя и сбыт выращенной органической продукции.
- Всем аграриям, решившим перейти на органику, мы даем гарантию покупки всего их урожая, - рассказал Саят Шортан. - Мы можем это делать, поскольку имеем партнера в Голландии, который готов брать большие партии. В прошлом году у нас было несколько продавцов из Акмолинской и Костанайской областей. В основном поставлялись зерновые и масличные культуры. Контракты были заключены на 8,5 тыс. тонн продукции. Крестьянам это интересно, потому что цены на органическую пшеницу в среднем на 30% выше традиционной. Уверен, что объем производства органической продукции в Казахстане будет увеличиваться. Условия у нас - одни из лучших в мире.
Руководитель проекта «Казахстанско-германский аграрно-политический диалог» Йорг Динкелакер считает, что в скором времени в Казахстане должен появиться специализированный магазин, в котором будет представлена органическая продукция казахстанского производства. Это важно и для того, чтобы иностранные инвесторы, посещающие страну, видели потенциал этого направления и возможности для вложений. Также важно показать самим казахстанцам, что органические продукты - это доступно и полезно.
Что касается производства органической животноводческой продукции, то пока этим направлением в Казахстане никто не занимается. Однако фактически большая часть казахстанского мяса и так является экологически чистой благодаря традиционным условиям содержания. И это открывает хорошие экспортные перспективы, в том числе для поставок в Европу.
- В Казахстане большая часть животных находится на свободном выпасе, - отметил Йорг Динкелакер. - Это та технология содержания, которую уважают в Европе. Ведь это счастливые животные, которые живут на воле. И поэтому у Казахстана есть хорошая возможность для экспорта мяса в ЕС. Причем спрос существует не только на говядину, но и на баранину. Чтобы начать поставки, по сути, нужно сделать только одно - сертифицировать убойные пункты в соответствии с требованиями Европейского союза. Если это сделать, то такой сертификации будут к тому же доверять другие перспективные для Казахстана рынки - Иран, арабские страны, Китай.

Фото автора
гг. Нюрнберг - Караганда

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Льготное приземление 21.03.2019

    Около тридцати предприятий области заинтересовались идеей создания на площадке бывшего завода «Казавиаспектр» малой индустриальной зоны (МИЗ).

  • В ожидании тепла 21.03.2019

    Март в наших широтах - всё еще зимний месяц, когда случаются метели, а мороз остается в силе. Реальная весна приходит именно после Наурыза, и крестьяне начинают гадать, что ждет их в новом аграрном сезоне - дожди или засуха, урожай или напрасный труд.

  • Когда вода асфальт точит 21.03.2019

    Отсутствие грамотного водоотведения с дорожного полотна в Караганде является одной из основных причин быстрого разрушения асфальта. И пока на дорогах не появится полноценная ливневая канализация, асфальт каждую весну будет сходить вместе со снегом и льдом. При этом напомним, что в Послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев одной из задач обозначил повышение качества жизни граждан через создание условий комфортного проживания и развитие инфраструктуры. Власти города разрабатывают новые проекты дорожного строительства с учетом этих задач.

  • Время кооперации 19.03.2019

    Подрядчик будет отвечать за качество новой автомобильной трассы Астана - Караганда пять лет. Если в течение этого гарантийного срока вдруг появятся какие-то дефекты, то предприятие их устранит безоговорочно и за собственный счет. О том, как работает этот механизм, рассказал министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр во время своей рабочей поездки в Карагандинскую область.

  • Фураж в цене 19.03.2019

    Приближается начало аграрного сезона, и крестьяне Карагандинской области строят планы о том, что и как они будут выращивать в 2019 году.

  • Синергия мяса и молока 16.03.2019

    Параллельная специализация на молоке и мясе намного более выгодный бизнес, чем чисто мясное животноводство. Большинство стран идут именно по этому пути, развивая мясо-молочные фермы. И в Германии, и в России внутренний рынок по говядине практически полностью закрывается за счет бычков, сдаваемых на мясо молочниками. Именно поэтому эксперты считают, что Казахстану нужно отказаться от приоритетной поддержки только лишь мясного скотоводства, выбрав проверенный чужим опытом путь.

  • Отходы в дело 16.03.2019

    Сотрудники АО «АрселорМиттал Темиртау» разработали проект по использованию коксового «орешка» в производстве чугуна.

  • Важное звено в развитии региона 16.03.2019

    Карагандинскую область с рабочей поездкой посетил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр. Визит начался с осмотра строительства дороги. Транспортная логистика - очень важное звено в развитии региона и страны в целом.