21 февраля 2019 года 449

Возродить бренд

Автор: Кабыл ИСАБЕКОВ

Карагандинская область - одна из зон традиционного разведения казахской белоголовой породы. На сегодняшний день удельный вес этой породы крупного рогатого скота в стране среди других пород мясного направления составляет 59%, а в Карагандинской области - 64%.

Неприхотливость к пастбищам и кормам, высокая оплата корма приростом живой массы, оптимальное соответствие селекционным требованиям, высокие адаптационные качества, способность к быстрому восстановлению упитанности, крепость опорно-двигательной системы, развитый материнский инстинкт у коров современной казахской белоголовой породы предопределили ее конкурентоспособность. В Казахстане разведением этой породы занимаются свыше 11736 хозяйствующих субъектов, количество породных животных составляет порядка 312 тыс. голов. При этом в 2018 году реализовано 32 732 головы племенных животных.
В Карагандинской области по состоянию на 1 января 2019 года поголовье племенных животных казахской белоголовой породы составило 21993. Для сравнения, в 2015 году было 13820. Всего в нашем регионе разведением казахской белоголовой породы занимаются 200 хозяйств, включая 35 хозяйств - членов палаты. Это свидетельствует о большом потенциале области в развитии племенного мясного скотоводства. Ведущими заводчиками в области по разведению казахской белоголовой породы являются КХ «Шатан», КХ «Марат» Бухаржырауского района, КХ «Ескене» Жанааркинского района и ряд других.
Республиканская палата казахской белоголовой породы координирует селекционно-племенную работу, в том числе закладывая новые линии выдающихся производителей и внедряя новые биотехнологические приемы и методы. Палата на постоянной основе проводит семинары и курсы.
В то же время имеется ряд сдерживающих факторов в сфере разведения казахской белоголовой породы. В первую очередь - ограниченность массива племенных животных. Все еще низким остается генетический потенциал, следствие чего - невысокий уровень продуктивности животных. При этом производство все еще остается мелкотоварным. Сказывается также недостаточное количество в республике высокоценных быков-производителей казахской белоголовой породы, оцененных по качеству потомства и их семени для использования в воспроизводстве стада.
На развитии породы сказываются и бессистемное использование в ряде случаев быков-производителей породы герефорд в воспроизводстве стада казахской белоголовой породы, недостаточная кормовая база, низкий кадровый потенциал, критический уровень ветеринарной безопасности.
Учитывая значение этой породы, высший законодательный орган нашей страны посвятил этому вопросу одно из своих тематических заседаний - «Фактическое состояние, перспективы развития и проблемы в сфере разведения казахской белоголовой породы крупного рогатого скота в Республике Казахстан», где речь шла о возрождении казахской белоголовой породы в силу сложившегося ее статуса, определены точки роста и развития. Поставлены первоочередные задачи, в том числе организация работы контрольно-испытательных станций и оценочных ферм, внедрение геномных технологий для раннего прогнозирования продуктивности, создание лаборатории по проведению молекулярно-генетической экспертизы, развитие отрасли кормопроизводства для создания прочной кормовой базы.

Кабыл ИСАБЕКОВ,
профессор, академик АЕН РК,
исполнительный директор
Республиканской палаты
казахской белоголовой породы
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Льготное приземление 21.03.2019

    Около тридцати предприятий области заинтересовались идеей создания на площадке бывшего завода «Казавиаспектр» малой индустриальной зоны (МИЗ).

  • В ожидании тепла 21.03.2019

    Март в наших широтах - всё еще зимний месяц, когда случаются метели, а мороз остается в силе. Реальная весна приходит именно после Наурыза, и крестьяне начинают гадать, что ждет их в новом аграрном сезоне - дожди или засуха, урожай или напрасный труд.

  • Когда вода асфальт точит 21.03.2019

    Отсутствие грамотного водоотведения с дорожного полотна в Караганде является одной из основных причин быстрого разрушения асфальта. И пока на дорогах не появится полноценная ливневая канализация, асфальт каждую весну будет сходить вместе со снегом и льдом. При этом напомним, что в Послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев одной из задач обозначил повышение качества жизни граждан через создание условий комфортного проживания и развитие инфраструктуры. Власти города разрабатывают новые проекты дорожного строительства с учетом этих задач.

  • Время кооперации 19.03.2019

    Подрядчик будет отвечать за качество новой автомобильной трассы Астана - Караганда пять лет. Если в течение этого гарантийного срока вдруг появятся какие-то дефекты, то предприятие их устранит безоговорочно и за собственный счет. О том, как работает этот механизм, рассказал министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр во время своей рабочей поездки в Карагандинскую область.

  • Фураж в цене 19.03.2019

    Приближается начало аграрного сезона, и крестьяне Карагандинской области строят планы о том, что и как они будут выращивать в 2019 году.

  • Синергия мяса и молока 16.03.2019

    Параллельная специализация на молоке и мясе намного более выгодный бизнес, чем чисто мясное животноводство. Большинство стран идут именно по этому пути, развивая мясо-молочные фермы. И в Германии, и в России внутренний рынок по говядине практически полностью закрывается за счет бычков, сдаваемых на мясо молочниками. Именно поэтому эксперты считают, что Казахстану нужно отказаться от приоритетной поддержки только лишь мясного скотоводства, выбрав проверенный чужим опытом путь.

  • Отходы в дело 16.03.2019

    Сотрудники АО «АрселорМиттал Темиртау» разработали проект по использованию коксового «орешка» в производстве чугуна.

  • Важное звено в развитии региона 16.03.2019

    Карагандинскую область с рабочей поездкой посетил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр. Визит начался с осмотра строительства дороги. Транспортная логистика - очень важное звено в развитии региона и страны в целом.