19 февраля 2019 года 612

Непокорны фламенки глаза...

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

В своем настоящем естестве фламенко - это танец одиноких, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, жесткой дисциплины.

Некоторые даже считают, что фламенко вовсе не эротичен: это танец-диалог, танец-спор, танец-соперничество между двумя началами жизни - мужским и женским. И самое главное, что массовость его не всегда способствует передаче истинных черт этого загадочного во всех отношениях танца.
При этом есть еще одно определение фламенко - по сути, и истокам: танец страшный, глубокий, на грани жизни и смерти. Говорят, что и танцевать его по-настоящему могут только те, кто пережил беду, потерю, крушение, потому что горе обнажает нервы жизни. А фламенко - танец обнаженных нервов, и сопровождает его в испанской традиции канте хондо - глубокое пение, означающее выкрикивание корней души. Одновременно фламенко - танец, регламентированный в деталях, строгий, полный условностей, даже церемонный.
Непревзойденная в нашем регионе фламенка - Александра Гольская - разная в эмоциях, в стилях, в выражении сокровенных мыслей и чувств в непредсказуемых поворотах и всплесках рук. Иногда кажется, она в большей степени показывает непокоренность общепринятым позициям в танце, исповедуя свою, страстную и даже мятежную сущность. Но сколько любви и очарования появляется в ней, когда гитара поет о нем, мужчине, о любви, о лирических нотах души. Ее студия танца становится популярной в городе, но не каждому она будет единственной и по силам: во фламенко нет мелочей, и если ты не горишь этим танцем, а лишь выполняешь заученные движения, то и само очарование фламенко исчезает. Можно видеть грациозных исполнительниц, великолепных в технике, но совершенно не трогающих взгляда и души созерцающего.
- Я танцевала всегда и везде, сколько себя помню. Дома стоял проигрыватель, было множество виниловых пластинок, - вспоминает Александра. - Ставила Чайковского, Прокофьева, Моцарта - и танцевала. У Леонида Жданова есть потрясающий альбом, посвященный Майе Плисецкой, - он попался мне в руки в раннем детстве, и под впечатлением сформировалось открытие: вот оно! Первый поход на балет - то было «Лебединое озеро» - как и у многих девочек, определил дальнейшие планы: после этого - к станку. У меня с Его Величеством танцем отношения долгие и интересные: бросала, уходила, убегала - и возвращалась, ведь это живет внутри, а от себя не убежишь. Кажется, у Бернарда Шоу есть прекрасное выражение: «Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, чтобы создать себя».
И она, Александра Гольская, себя создала. Совершенство образа соответствует внутренней культуре, а владение испанским танцем - магия и волшебство именно в ее подаче. В прошлом году она дважды была на мастер-классах ведущих мастеров фламенко - в Испании и Москве.
- Мастер-класс с маэстро Латорре в Москве описать словами сложно, - делится фламенка. - Это величайший танцор и хореограф, он сам - это манифест в танце. Маэстро - художник, новатор со своим ярким узнаваемым стилем, его хореография отличается неизмеримой глубиной, наполненностью, ювелирной точностью. Наверное, самое главное, что выносят ученики с его классов - умение слышать музыку. Не просто слушать, а слышать, претворять в движение каждый звук, делая музыку видимой. В общем-то, это вещь, теоретически понятная любому танцору. Но с присущим Латорре талантом педагога начинаешь смотреть на это совершенно по-другому.
Композиции Александры - это особый сплав па, парения над танцполом со звуковой дорожкой фламенковских каблучков.
- Собственная хореография - всегда выражение личностных соображений и восприятия. Работы мастеров - это другая точка зрения, - уверена Гольская. - Все как в балете: при всей фантазии хореографов есть классический репертуар, каноничный, если можно так выразиться. Должно быть и то, и другое: истинное исполнение фламенко - импровизация, дуэндэ, и этот облик не повторяется. Отталкиваешься в первую очередь от музыки и от того, что хочется передать - а это необязательно шекспировская трагедия или что-то сверхсложное. Иногда - просто настроение, эмоция радости, печали, покоя, чего угодно. Но однозначно все должно идти изнутри: пустая хореография - плачевное зрелище. Эмоции должны выражаться не только в лице, но и в жесте.
Александра Гольская - лауреат международных конкурсов и фестивалей. И ее профессионализм, мастерство и талант яркие, как и она сама. Любоваться ею в танце - особая радость, которая порождает и поэтические строки в ее честь:
«Танцует фламенка в бате-де-кола.
В ней столько любви, ласки и горя.
В ней страстная воля и горькая доля.
Танцует фламенка в бате-де-кола.
А юбка фламенки как алое море,
Взлетают оборки на синем просторе.
Струится вдоль стана бата-де-кола,
И шаль у фламенки как черное море.
Стучат каблучки - негодует неволя,
Фламенка рыдает в бате-де-кола.
И в прядях смолистых скрылась слеза,
Но непокорны фламенки глаза».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мелодия жизни 21.03.2019

    Путешественники всегда удивлялись умению казахов вне зависимости от возраста играть на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. В наши дни народная музыка по-прежнему неотделима от самого народа, а ее роль в культуре стала только шире.

  • Амулет счастья 21.03.2019

    Праздник весны Наурыз не обошел никого, и музей изобразительного искусства в том числе. Здесь на фоне выставки декоративно-прикладных произведений студенты Карагандинского колледжа моды показывали костюмы разных этносов и звучала народная музыка.

  • Сарыарка туристическая 21.03.2019

    На первом этаже первого корпуса КарГТУ собрались студенты: здесь накануне праздника Наурыз устроили выставку народного искусства, угощали баурсаками и обязательно наурыз-коже. Подкрепившись традиционным блюдом, молодежь отправилась поддержать сверстников на конкурсе «Сыр тұнған Сарыарқа».

  • Знакомство с автором 19.03.2019

    На днях карагандинского поэта, писателя и журналиста Наталию Инжевскую президиум российского Союза писателей наградил медалью Владимира Маяковского за вклад в литературу. На неделе детской книги в библиотеке им. Абая она презентовала свои сборники сказок.

  • Однажды и навсегда 19.03.2019

    Образцовый хореографический ансамбль «Аяла» отметил юбилей на сцене Дворца горняков концертом «Перезагрузка». Все исполненные номера были премьерными: к дате подошли очень ответственно.

  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.