19 февраля 2019 года 1739

Непокорны фламенки глаза...

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

В своем настоящем естестве фламенко - это танец одиноких, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, жесткой дисциплины.

Некоторые даже считают, что фламенко вовсе не эротичен: это танец-диалог, танец-спор, танец-соперничество между двумя началами жизни - мужским и женским. И самое главное, что массовость его не всегда способствует передаче истинных черт этого загадочного во всех отношениях танца.
При этом есть еще одно определение фламенко - по сути, и истокам: танец страшный, глубокий, на грани жизни и смерти. Говорят, что и танцевать его по-настоящему могут только те, кто пережил беду, потерю, крушение, потому что горе обнажает нервы жизни. А фламенко - танец обнаженных нервов, и сопровождает его в испанской традиции канте хондо - глубокое пение, означающее выкрикивание корней души. Одновременно фламенко - танец, регламентированный в деталях, строгий, полный условностей, даже церемонный.
Непревзойденная в нашем регионе фламенка - Александра Гольская - разная в эмоциях, в стилях, в выражении сокровенных мыслей и чувств в непредсказуемых поворотах и всплесках рук. Иногда кажется, она в большей степени показывает непокоренность общепринятым позициям в танце, исповедуя свою, страстную и даже мятежную сущность. Но сколько любви и очарования появляется в ней, когда гитара поет о нем, мужчине, о любви, о лирических нотах души. Ее студия танца становится популярной в городе, но не каждому она будет единственной и по силам: во фламенко нет мелочей, и если ты не горишь этим танцем, а лишь выполняешь заученные движения, то и само очарование фламенко исчезает. Можно видеть грациозных исполнительниц, великолепных в технике, но совершенно не трогающих взгляда и души созерцающего.
- Я танцевала всегда и везде, сколько себя помню. Дома стоял проигрыватель, было множество виниловых пластинок, - вспоминает Александра. - Ставила Чайковского, Прокофьева, Моцарта - и танцевала. У Леонида Жданова есть потрясающий альбом, посвященный Майе Плисецкой, - он попался мне в руки в раннем детстве, и под впечатлением сформировалось открытие: вот оно! Первый поход на балет - то было «Лебединое озеро» - как и у многих девочек, определил дальнейшие планы: после этого - к станку. У меня с Его Величеством танцем отношения долгие и интересные: бросала, уходила, убегала - и возвращалась, ведь это живет внутри, а от себя не убежишь. Кажется, у Бернарда Шоу есть прекрасное выражение: «Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, чтобы создать себя».
И она, Александра Гольская, себя создала. Совершенство образа соответствует внутренней культуре, а владение испанским танцем - магия и волшебство именно в ее подаче. В прошлом году она дважды была на мастер-классах ведущих мастеров фламенко - в Испании и Москве.
- Мастер-класс с маэстро Латорре в Москве описать словами сложно, - делится фламенка. - Это величайший танцор и хореограф, он сам - это манифест в танце. Маэстро - художник, новатор со своим ярким узнаваемым стилем, его хореография отличается неизмеримой глубиной, наполненностью, ювелирной точностью. Наверное, самое главное, что выносят ученики с его классов - умение слышать музыку. Не просто слушать, а слышать, претворять в движение каждый звук, делая музыку видимой. В общем-то, это вещь, теоретически понятная любому танцору. Но с присущим Латорре талантом педагога начинаешь смотреть на это совершенно по-другому.
Композиции Александры - это особый сплав па, парения над танцполом со звуковой дорожкой фламенковских каблучков.
- Собственная хореография - всегда выражение личностных соображений и восприятия. Работы мастеров - это другая точка зрения, - уверена Гольская. - Все как в балете: при всей фантазии хореографов есть классический репертуар, каноничный, если можно так выразиться. Должно быть и то, и другое: истинное исполнение фламенко - импровизация, дуэндэ, и этот облик не повторяется. Отталкиваешься в первую очередь от музыки и от того, что хочется передать - а это необязательно шекспировская трагедия или что-то сверхсложное. Иногда - просто настроение, эмоция радости, печали, покоя, чего угодно. Но однозначно все должно идти изнутри: пустая хореография - плачевное зрелище. Эмоции должны выражаться не только в лице, но и в жесте.
Александра Гольская - лауреат международных конкурсов и фестивалей. И ее профессионализм, мастерство и талант яркие, как и она сама. Любоваться ею в танце - особая радость, которая порождает и поэтические строки в ее честь:
«Танцует фламенка в бате-де-кола.
В ней столько любви, ласки и горя.
В ней страстная воля и горькая доля.
Танцует фламенка в бате-де-кола.
А юбка фламенки как алое море,
Взлетают оборки на синем просторе.
Струится вдоль стана бата-де-кола,
И шаль у фламенки как черное море.
Стучат каблучки - негодует неволя,
Фламенка рыдает в бате-де-кола.
И в прядях смолистых скрылась слеза,
Но непокорны фламенки глаза».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Не работа, а призвание 23.05.2020

    21 мая мы отмечаем один из ярких профессиональных праздников в независимом Казахстане. В этот день мы чествуем людей, призвание которых - дарить незабываемые впечатления и хорошее настроение.

  • Мир в кармане 23.05.2020

    Мобильное приложение «Сакральные места Караганды» («Сарыарқаның қасиетті орындары») разработал Центр по сохранению историко-культурного наследия. Как отметил его руководитель Тулкибай Тулеуов, проект реализован в рамках программы «Рухани жаңғыру».

  • Забытые имена 23.05.2020

    Небольшой сюжет «Как все начиналось» о становлении и развитии культуры в городе металлургов подготовил историко-краеведческий музей. Этот выпуск «пятиминутки» посвящен профессиональному празднику.

  • Под светом рампы 21.05.2020

    Ольга Цветкова, ведущая актриса Областного русского драматического театра им. К.С. Станиславского, могла стать известным журналистом. В школьные годы она занималась в кружке, который вел Султан Кемельбаев, в свое время возглавлявший «ИК».

  • Без срока давности 19.05.2020

    Актеры театра им. К.С. Станиславского продолжают знакомить зрителей с закулисьем. Проект «Дежурный по театру» интересен даже людям, далеким от этого искусства.

  • О героях былых времен 07.05.2020

    Директор музея боевой и трудовой славы департамента полиции Карагандинской области Айна Айтжанова знает буквально каждого ветерана - сотрудника правоохранительных органов, которые прошли через горнило Великой Отечественной войны.

  • Выжившие 07.05.2020

    Печально знаменитый Бабий Яр стал известен всему миру после массовых расстрелов евреев, цыган и военнопленных. Свыше 150 тысяч невинных советских граждан были уничтожены фашистами после того, как они оккупировали Украину. Сегодня в урочище находится несколько памятников, один из которых посвящен жертвам Холокоста.

  • Песнь любви 07.05.2020

    Один из выпусков проекта «Театры Казахстана - школе» посвящен Абаю. Знакомя аудиторию с этой выдающейся личностью, актриса областного Русского драматического театра им. К С. Станиславского Дина Семененко отметила, что Кунанбаев был не только поэтом, но и композитором, просветителем, мыслителем и общественным деятелем. Его «Слова назидания» признаны известнейшим этико-философским трудом, который не теряет актуальности и в наши дни.

Наша Караганда