16 февраля 2019 года 668

Заплатите за проезд

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

У автомобилистов возникло немало вопросов о работе системы взимания платы за проезд по автобану Астана – Темиртау.

О внедрении международного опыта использования платных дорог в Казахстане говорилось уже давно. В Европе это является нормальной практикой, да и в соседней России платными дорогами никого не удивишь. В Казахстане первой ласточкой стала трасса Астана – Щучинск (211 км). С 26 января на основании приказов министра по инвестициям и развитию РК была запущена система взимания платы на автодорогах Астана - Темиртау (134 км), Алматы - Капшагай (42 км) и Алматы - Хоргос (295 км). Таким образом, протяженность платных участков увеличилась до 682 километров. Концессионером выступает АО «КазАвтоЖол».
Все перечисленные участки являются автобанами. Они построены по нормам первой технической категории, гарантирующей безопасность участников дорожного движения. Здесь отсутствуют пересечения с другими дорогами, сведена к нулю вероятность лобового столкновения. Кроме того, установленная скорость существенно сокращает время поездки и расход топлива. Все поступающие средства направляются на содержание этих дорог. То есть теперь они перешли на самоокупаемость, что существенно снижает нагрузку на республиканский бюджет. Так, согласно данным АО «КазАвтоЖол», в прошлом году на автобане Астана - Щучинск было собрано более 1,5 млрд тенге. С учетом интенсивности движения по трассе Темиртау - Астана (10-12 тыс. авто в сутки) этот участок, пожалуй, станет самым рентабельным.
Пункт взимания платы «Астана-Темиртау» расположен за селом Баймырза. Он состоит из восьми терминалов. Для удобства водителей две полосы слева предназначены для тех, кто заранее позаботился о внесении предоплаты и оформлении абонемента, о чем информирует LED-экран. Две крайние справа обслуживают водителей большегрузных авто. Остальные четыре полосы выбирают те, кто предпочитает наличный расчет. Устройство принимает пластиковые карточки, бумажные банкноты и монеты и, в случае необходимости, помимо чека выдает сдачу.
Во избежание образования очередей «КазАвтоЖол» рекомендует именно безналичную оплату. Здесь предусмотрено 12 различных способов. Это сервис Pay Way.kz, мобильное приложение KazDriver, Kaspi кошелек, интернет-банкинг пяти банков второго уровня, терминалы QIWI, Tenge, Wooppay, Salempay, Касса24 и Киберплат, топливная карта Е100. В каждом из этих сервисов в списке услуг необходимо найти «КазАвтоЖол» и пополнить счет. Можно также воспользоваться балансом мобильного телефона, отправив SMS-сообщение «Сумма проезд ГРНЗ» (далее - государственный регистрационный номерной знак) на короткий номер 5505. Юридические лица могут вносить предоплату, заключив соответствующий договор. Как объяснил главный специалист дирекции платных автомобильных дорог «КазАвтоЖол» Дамир Хамзин, предоплата начисляется на государственный регистрационный номерной знак на одну машину.
- При приближении к терминалу система считывает номер и автоматически списывает оплату. При этом водитель получает информацию, какая именно сумма была списана и какой остаток средств на лицевом счете. Таким образом, при безналичной оплате на обслуживание автомобиля уходит максимум пять секунд, - подчеркнул представитель компании.
Что касается ставок, то для легковых автомобилей предусмотрен дифференцированный тариф - 200 тенге по предоплате либо 400 тенге наличными за весь маршрут. Для транспорта грузоподъемностью до 2,5 тонны оплата составляет 700 тенге. Для машин от 2,5 до 5,5 тонны - 1 350 тенге, от 5,5 до 10 тонн - 2 000 тенге. Ставка для грузовиков от 10 до 15 тонн установлена в размере 2 700 тенге, свыше - 3 350 тенге.
Но не все транспортные средства вносят свою лепту в содержание автобана. От платы за проезд освобождены, что само собой разумеется, все службы экстренного реагирования: скорой медицинской помощи, противопожарной, аварийно-спасательной и дорожно-патрульной служб, а также военная техника и рейсовые автобусы, осуществляющие регулярные перевозки.

- Что касается легковых машин физических и юридических лиц районов, прилегающих к платной дороге, то для них предусмотрена льгота в виде абонентской платы, стоимость которой составляет 1000 тенге в год. Владелец абонемента может ездить бесплатно как в Караганду, так и в Астану. Оформление производится на пунктах взимания платы. За передвижение в пределах своего района, если автомобиль зарегистрирован на его территории, плата также не требуется, - объяснил Дамир Хамзин.
У многих автовладельцев возник резонный вопрос: как будет взиматься плата, если возникла необходимость выехать из Караганды в Осакаровку и обратно? Неужели за половину расстояния нужно будет заплатить полную ставку? Ничего подобного. Полный маршрут поделен на несколько зон, для каждой из которых определена своя стоимость. Так, заезд на автобан стоит 50 тенге. Тариф за проезд от Темиртау до села Ошаганды составляет 60 тенге, Ошаганды - Анар - 40, Анар - Аршалы - 50 тенге. Таким образом, за маршрут Караганда – Осакаровка - Караганда будет выставлен счет на сумму 220 тенге ((50+60)*2). Во всех указанных населенных пунктах установлены контрольные арки, которые фиксируют ГРНЗ, попавшие в поле зрения камер видеонаблюдения. Полученная информация передается специальной программе, которая и вычисляет сумму платы за пройденное расстояние.
Кстати, из вредности можно было бы спросить о бесплатном способе добраться до столицы из Караганды - ведь должна же быть альтернатива «платному» пути. Но дело в том, что действующее законодательство не предусматривает обязательного бесплатного маршрута. При этом есть возможность выбрать другой путь. Речь идет о дороге общего пользования республиканского значения Темиртау – Киевка – Энтузиаст - Кабанбай батыра - Астана. Однако, если учитывать ее качество и протяженность маршрута, а это без малого 250 км, такая альтернатива кажется весьма сомнительной.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Льготное приземление 21.03.2019

    Около тридцати предприятий области заинтересовались идеей создания на площадке бывшего завода «Казавиаспектр» малой индустриальной зоны (МИЗ).

  • В ожидании тепла 21.03.2019

    Март в наших широтах - всё еще зимний месяц, когда случаются метели, а мороз остается в силе. Реальная весна приходит именно после Наурыза, и крестьяне начинают гадать, что ждет их в новом аграрном сезоне - дожди или засуха, урожай или напрасный труд.

  • Когда вода асфальт точит 21.03.2019

    Отсутствие грамотного водоотведения с дорожного полотна в Караганде является одной из основных причин быстрого разрушения асфальта. И пока на дорогах не появится полноценная ливневая канализация, асфальт каждую весну будет сходить вместе со снегом и льдом. При этом напомним, что в Послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев одной из задач обозначил повышение качества жизни граждан через создание условий комфортного проживания и развитие инфраструктуры. Власти города разрабатывают новые проекты дорожного строительства с учетом этих задач.

  • Время кооперации 19.03.2019

    Подрядчик будет отвечать за качество новой автомобильной трассы Астана - Караганда пять лет. Если в течение этого гарантийного срока вдруг появятся какие-то дефекты, то предприятие их устранит безоговорочно и за собственный счет. О том, как работает этот механизм, рассказал министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр во время своей рабочей поездки в Карагандинскую область.

  • Фураж в цене 19.03.2019

    Приближается начало аграрного сезона, и крестьяне Карагандинской области строят планы о том, что и как они будут выращивать в 2019 году.

  • Синергия мяса и молока 16.03.2019

    Параллельная специализация на молоке и мясе намного более выгодный бизнес, чем чисто мясное животноводство. Большинство стран идут именно по этому пути, развивая мясо-молочные фермы. И в Германии, и в России внутренний рынок по говядине практически полностью закрывается за счет бычков, сдаваемых на мясо молочниками. Именно поэтому эксперты считают, что Казахстану нужно отказаться от приоритетной поддержки только лишь мясного скотоводства, выбрав проверенный чужим опытом путь.

  • Отходы в дело 16.03.2019

    Сотрудники АО «АрселорМиттал Темиртау» разработали проект по использованию коксового «орешка» в производстве чугуна.

  • Важное звено в развитии региона 16.03.2019

    Карагандинскую область с рабочей поездкой посетил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр. Визит начался с осмотра строительства дороги. Транспортная логистика - очень важное звено в развитии региона и страны в целом.