14 февраля 2019 года 622

Когда в окна задувает...

Автор: Наталья ПРУС

Случайно ли в областной специализированной школе-интернате для детей с нарушением зрения разразился скандал, ославивший регион на всю республику? Вопрос риторический. Если не решать проблемы вовремя, предпочитая их замалчивать, рано или поздно они увеличатся в масштабах. Шила в мешке не утаишь.

Воспитанники учебного учреждения, выложившие на прошлой неделе в интернет свое обращение, просят навести порядок в доме, где они проживают. В окна задувает снег, в помещениях прохладно, в столовой - плохое питание, не всем учащимся хватает горячей воды, чтобы принять душ после занятий, а педагоги установили железную дисциплину, что мешает не только социализироваться, но и развиваться.
Кто поспешил?
Вспомним, как начиналась эта история. Накануне 2017-го учебного года дети из старого здания, расположенного в Михайловке, планировали переехать в новое современное на Юго-Востоке - с бассейном, спортивным залом, оборудованным тренажерами, дополнительным компьютерным классом, просторными спальными комнатами, сценой с гримерками для артистов, кабинетом ЛФК. Все это вкупе с закупленной специальной тифлопедагогической техникой должно было сделать школу лучшей базой для реабилитации учащихся, аналогов которой нет в республике.
Впрочем, когда в июне завершили строительство и на объект приехали проверяющие, невооруженным глазом стало видно, что подрядчик - ТОО «Астана-Шанырак» - поторопился: неровный пол, криво положенные линолеум и плинтусы, отваливающаяся «потолочка» в комнатах и плитка в бассейне, падающие, незакрепленные кресла в кинозале, некачественные окна... Исполнителю и начальнику управления строительства дали указание привести все в порядок к 1 сентября, и вскоре детей заселили. Только куда? В не доведенное до ума и по этой причине не принятое на баланс управления образования здание.
А следом за мелкими недоделками на поверхности оказались и крупные. Огромный по площади интернат для соблюдения теплового режима требовал автономной системы отопления, но строители ее не сдали. В результате школу «запитали» от ТЭЦ, нарушив тем самым баланс распределения тепла в округе и вызвав возмущение у жителей близлежащих многоэтажек. Так как из-за отсутствия АСО также не было централизованной подачи горячей воды, то администрации в срочном порядке пришлось закупать водонагреватели.

Хлеба и самостоятельности


В своем ролике школьники жаловались на жирные перловку и суп, маленькие порции, которыми они не наедаются. И некоторые из родителей подтвердили, что их дети нередко приходят домой голодными, а бывает, что и подкармливают иногородних. Как уверили в управлении образования, питание в данном учебном заведении финансируется по полной программе. Правда, ранее состав поваров дважды меняли, но жалобы были связаны с тем, что одна бригада готовила вкусно, другая - нет. На кухнях дважды побывали сотрудники санэпиднадзора, но нарушений не выявили. «Управление образования может проводить лишь выборочные выездные проверки, - подчеркнули в ведомстве, - но в интернате есть родительский комитет, который в состоянии сам контролировать - сбалансировано ли меню и что «на выходе» получают дети».
Если учащихся больше волнуют вопросы их социализации, творческой реализации и самостоятельности и они сетуют на то, что их не отпускают в магазин за продуктами и на прогулки, запрещают включать обогреватели, подниматься на «тихий час» в спальные помещения, чтобы взять нужные вещи или отдохнуть между уроками и самоподготовкой, то родителей прежде всего беспокоит отсутствие медицинской помощи. Они пришли в интернат, чтобы получать офтальмологический надзор и лечение, но за полтора года так его и не дождались - кабинет ЛФК не работает. И причина в том, что администрация пока не приобрела соответствующую лицензию.
Годами не решается и другая проблема - получение в стенах учреждения полного среднего образования. «Незрячая» школа осваивает программу 11-летнего образования за 12 лет. Но выбора у учащихся уже давно нет - двери институтов для них закрыты, а поступить они могут только в пару карагандинских колледжей. Родители бьют тревогу, а в ответ слышат, что в школе-интернате нет специализированной литературы для старших классов, не говоря уже об учебниках по Брайлю. Кроме того, даже в условиях обучения в обычной школе из бюджета на каждого учащегося выделяется около 300 тысяч тенге в год. А если он не сможет сдать ЕНТ и поступить в вуз? В колледжах же дети вместе с получением среднего образования приобретают специальность, которая позволит им зарабатывать. «Но выбор профессий для незрячих и слабослышащих в колледжах невелик, - продолжают отстаивать права своих чад родители. - Не все хотят быть ювелирами, ландшафтными дизайнерами, кто-то планирует выучиться на психолога, экономиста, эколога». И просят, пока безрезультатно, соблюдать 30 статью Конституции РК, где всем «гражданам гарантируется бесплатное среднее образование».


Две стороны ответственности


Нынешняя позиция управления образования ясна. Объект сдали, и, согласно договору, ТОО «Астана-Шанырак» взяло на себя трехгодичные гарантийные обязательства по устранению недостатков. В данный момент ведомство не может делать капитальных вложений, но если суд признает подрядчика банкротом, то оно выделит средства.
Так учащиеся оказались заложниками судебной тяжбы. Но, на мой взгляд, не только ее, а еще и бюрократического подхода к разрешению «детских проблем». Ведь, согласитесь, приобретение дополнительных, более вместительных титанов, стиральных машинок, безопасных обогревателей, лицензирование кабинета ЛФК не требуют столь больших трат, как строительство АСО, замена пластиковых окон, ремонт нового бассейна, который так и не успел порадовать школьников.
Точно так же не стоит особого труда затянуть пленкой окна в жилых комнатах и пересмотреть расписание, «вернув» в интернат необходимых режимных воспитателей. И то что школа не принята на баланс, не может быть причиной отсутствия комфортных условий. Ведь детей заселили, а одной только дисциплиной и порядка не наведешь, и безопасности не обеспечишь.
Пока задувает в окна, всегда найдется повод для недовольства. И, кажется, этот урок мы уже проходили. В 2007 году на этом месте планировали возвести республиканскую школу-интернат для незрячих и слабовидящих детей, но также из-за судебных разбирательств между Министерством образования (заказчиком) и подрядчиком работы приостановили на шесть лет. Изменить положение удалось лишь в 2016-м, когда постановлением Правительства долгострой передали в коммунальную собственность Карагандинскому региону…
К сожалению, в этой истории есть и другие пострадавшие. Так как площадь нового здания превышала потребность, новоселами в отдельном крыле в 2017 году должны были стать и подопечные Карагандинского областного реабилитационного центра «Үмiт». Сегодня дети с инвалидностью и особыми образовательными потребностями долгими месяцами ждут медицинской, педагогической и психологической помощи. И если бы новый объект сдали без нарушений, то у детского центра появилось бы 140 дополнительных мест...

Коллаж Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Акимы за партой 19.03.2019

    Академия государственного управления при Президенте РК проводит обучение акимов городов и районов Карагандинской области по специальной программе «Трансформация регионального развития». По словам директора филиала Академии госуправления Азамата Жолманова, ее цель - сократить дистанцию между государственными служащими и населением, повысить качество и уровень жизни казахстанцев.

  • Алгоритм для дошколят 19.03.2019

    Хотя зарегистрироваться в электронной очереди на Garden.kargoo.gov.kz, чтобы получить коррекционную помощь в детском саду, очень просто и можно это сделать с телефона, сфотографировав и прикрепив заключение ОПМПК (областной психолого-медико-педагогической консультации), свободных мест, как выяснилось, нет. «Коррекционная» очередь разбита по годам, но, начиная с 2012-го по 2019 год, лишь счастливчики могут любоваться строкой «на зачисление в детский сад».

  • Мыслить как взрослые 19.03.2019

    Ученики Назарбаев Интеллектуальной школы приняли участие в международной конференции Future We Want Model: A Global Initiative 2019. Молодые лидеры со всех уголков земного шара обсуждали наиболее критические вопросы современного общества.

  • Как поставишь парту... 16.03.2019

    Проект по оптимизации бюджетных средств успешно внедряется в учебных заведениях Шахтинска. Руководитель отдела образования города Николай Онсович рассказывает, что сэкономленные деньги направляются на укрепление материально-технической базы, а также на ремонт школ и детских садов. Кроме того, в ближайшем будущем здесь будет применяться новый подход к организации учебного процесса.

  • С кейсом по карьерной лестнице 16.03.2019

    Вот уже шестой год студенты КарГТУ участвуют в международном чемпионате «Case-in», главной целью которого является решение развернутых инженерных задач. В «политехе» прошел отборочный тур по направлениям «Горное дело» и «Электроэнергетика». Победители будут участвовать в финальной стадии соревнования в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского в Москве.

  • От монетки до дома 16.03.2019

    Ученик карагандинской школы-лицея № 101 Роман Матросов твердо намерен связать свою жизнь с профессией инженера и второй год подряд участвует в областном конкурсе «Инженеры будущего». Такие соревнования, считает восьмиклассник, помогают молодым людям оценивать свои возможности.

  • Пальма на воде 14.03.2019

    Урок биологии 20 лет назад выглядел примерно так: посмотрели мембрану репчатого лука, записали в отчет лабораторной работы, получили оценку. Сейчас на уроке биологии дети могут сами выращивать растения, наблюдать за их развитием и контролировать процесс даже удаленно. Увлекательно? Для ребят - да, и для педагогов тоже.

  • Лучшие учебники 14.03.2019

    Лучшие электронные учебники для школьников выбрали в Караганде. ІІІ городской конкурс цифровых образовательных ресурсов «ЦОР-2019» среди учителей школ города прошел в гимназии № 3.