14 февраля 2019 года 1422

Когда в окна задувает...

Автор: Наталья ПРУС

Случайно ли в областной специализированной школе-интернате для детей с нарушением зрения разразился скандал, ославивший регион на всю республику? Вопрос риторический. Если не решать проблемы вовремя, предпочитая их замалчивать, рано или поздно они увеличатся в масштабах. Шила в мешке не утаишь.

Воспитанники учебного учреждения, выложившие на прошлой неделе в интернет свое обращение, просят навести порядок в доме, где они проживают. В окна задувает снег, в помещениях прохладно, в столовой - плохое питание, не всем учащимся хватает горячей воды, чтобы принять душ после занятий, а педагоги установили железную дисциплину, что мешает не только социализироваться, но и развиваться.
Кто поспешил?
Вспомним, как начиналась эта история. Накануне 2017-го учебного года дети из старого здания, расположенного в Михайловке, планировали переехать в новое современное на Юго-Востоке - с бассейном, спортивным залом, оборудованным тренажерами, дополнительным компьютерным классом, просторными спальными комнатами, сценой с гримерками для артистов, кабинетом ЛФК. Все это вкупе с закупленной специальной тифлопедагогической техникой должно было сделать школу лучшей базой для реабилитации учащихся, аналогов которой нет в республике.
Впрочем, когда в июне завершили строительство и на объект приехали проверяющие, невооруженным глазом стало видно, что подрядчик - ТОО «Астана-Шанырак» - поторопился: неровный пол, криво положенные линолеум и плинтусы, отваливающаяся «потолочка» в комнатах и плитка в бассейне, падающие, незакрепленные кресла в кинозале, некачественные окна... Исполнителю и начальнику управления строительства дали указание привести все в порядок к 1 сентября, и вскоре детей заселили. Только куда? В не доведенное до ума и по этой причине не принятое на баланс управления образования здание.
А следом за мелкими недоделками на поверхности оказались и крупные. Огромный по площади интернат для соблюдения теплового режима требовал автономной системы отопления, но строители ее не сдали. В результате школу «запитали» от ТЭЦ, нарушив тем самым баланс распределения тепла в округе и вызвав возмущение у жителей близлежащих многоэтажек. Так как из-за отсутствия АСО также не было централизованной подачи горячей воды, то администрации в срочном порядке пришлось закупать водонагреватели.

Хлеба и самостоятельности


В своем ролике школьники жаловались на жирные перловку и суп, маленькие порции, которыми они не наедаются. И некоторые из родителей подтвердили, что их дети нередко приходят домой голодными, а бывает, что и подкармливают иногородних. Как уверили в управлении образования, питание в данном учебном заведении финансируется по полной программе. Правда, ранее состав поваров дважды меняли, но жалобы были связаны с тем, что одна бригада готовила вкусно, другая - нет. На кухнях дважды побывали сотрудники санэпиднадзора, но нарушений не выявили. «Управление образования может проводить лишь выборочные выездные проверки, - подчеркнули в ведомстве, - но в интернате есть родительский комитет, который в состоянии сам контролировать - сбалансировано ли меню и что «на выходе» получают дети».
Если учащихся больше волнуют вопросы их социализации, творческой реализации и самостоятельности и они сетуют на то, что их не отпускают в магазин за продуктами и на прогулки, запрещают включать обогреватели, подниматься на «тихий час» в спальные помещения, чтобы взять нужные вещи или отдохнуть между уроками и самоподготовкой, то родителей прежде всего беспокоит отсутствие медицинской помощи. Они пришли в интернат, чтобы получать офтальмологический надзор и лечение, но за полтора года так его и не дождались - кабинет ЛФК не работает. И причина в том, что администрация пока не приобрела соответствующую лицензию.
Годами не решается и другая проблема - получение в стенах учреждения полного среднего образования. «Незрячая» школа осваивает программу 11-летнего образования за 12 лет. Но выбора у учащихся уже давно нет - двери институтов для них закрыты, а поступить они могут только в пару карагандинских колледжей. Родители бьют тревогу, а в ответ слышат, что в школе-интернате нет специализированной литературы для старших классов, не говоря уже об учебниках по Брайлю. Кроме того, даже в условиях обучения в обычной школе из бюджета на каждого учащегося выделяется около 300 тысяч тенге в год. А если он не сможет сдать ЕНТ и поступить в вуз? В колледжах же дети вместе с получением среднего образования приобретают специальность, которая позволит им зарабатывать. «Но выбор профессий для незрячих и слабослышащих в колледжах невелик, - продолжают отстаивать права своих чад родители. - Не все хотят быть ювелирами, ландшафтными дизайнерами, кто-то планирует выучиться на психолога, экономиста, эколога». И просят, пока безрезультатно, соблюдать 30 статью Конституции РК, где всем «гражданам гарантируется бесплатное среднее образование».


Две стороны ответственности


Нынешняя позиция управления образования ясна. Объект сдали, и, согласно договору, ТОО «Астана-Шанырак» взяло на себя трехгодичные гарантийные обязательства по устранению недостатков. В данный момент ведомство не может делать капитальных вложений, но если суд признает подрядчика банкротом, то оно выделит средства.
Так учащиеся оказались заложниками судебной тяжбы. Но, на мой взгляд, не только ее, а еще и бюрократического подхода к разрешению «детских проблем». Ведь, согласитесь, приобретение дополнительных, более вместительных титанов, стиральных машинок, безопасных обогревателей, лицензирование кабинета ЛФК не требуют столь больших трат, как строительство АСО, замена пластиковых окон, ремонт нового бассейна, который так и не успел порадовать школьников.
Точно так же не стоит особого труда затянуть пленкой окна в жилых комнатах и пересмотреть расписание, «вернув» в интернат необходимых режимных воспитателей. И то что школа не принята на баланс, не может быть причиной отсутствия комфортных условий. Ведь детей заселили, а одной только дисциплиной и порядка не наведешь, и безопасности не обеспечишь.
Пока задувает в окна, всегда найдется повод для недовольства. И, кажется, этот урок мы уже проходили. В 2007 году на этом месте планировали возвести республиканскую школу-интернат для незрячих и слабовидящих детей, но также из-за судебных разбирательств между Министерством образования (заказчиком) и подрядчиком работы приостановили на шесть лет. Изменить положение удалось лишь в 2016-м, когда постановлением Правительства долгострой передали в коммунальную собственность Карагандинскому региону…
К сожалению, в этой истории есть и другие пострадавшие. Так как площадь нового здания превышала потребность, новоселами в отдельном крыле в 2017 году должны были стать и подопечные Карагандинского областного реабилитационного центра «Үмiт». Сегодня дети с инвалидностью и особыми образовательными потребностями долгими месяцами ждут медицинской, педагогической и психологической помощи. И если бы новый объект сдали без нарушений, то у детского центра появилось бы 140 дополнительных мест...

Коллаж Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Экзамен не пройден 15.08.2019

    За несколько дней, что длилось комплексное тестирование абитуриентов в магистратуру, установлено четыре факта подмены, изъято 472 мобильных телефона, 8 шпаргалок и два калькулятора. Эти нарушения выявили наблюдатели, следившие за процессом в КарГУ и КарГТУ.

  • Ляпы в книге 10.08.2019

    Ошибки в школьных учебниках обнаружил главный педагог страны Асхат Аймагамбетов.

  • Исключить угрозу 10.08.2019

    Семинар по повышению квалификации теологов и религиоведов прошел в Доме дружбы. Спикером на встрече выступил директор республиканского образовательного центра «Білім», эксперт-политолог информационно-разъяснительной группы Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития Руслан Иржанов.

  • Точка опоры 08.08.2019

    Качество знаний в селе и городе - нередко две большие разницы. Дети из глубинки зачастую уступают по уровню знаний своим городским сверстникам. В этой связи управление образования проводит большую работу по сохранению и развитию сети сельских учебных заведений.

  • Познавательные дни 06.08.2019

    В июле более 800 детей посетили детскую библиотеку имени Абая, где сотрудники организовали специальные занятия.

  • Хочу за парту! 03.08.2019

    Там их настроят к предстоящей учебе и ознакомят с предметами, которые будут постигать уже через месяц.

  • Профессии будущего 30.07.2019

    Цифровым специальностям, востребованным на рынке труда, будут обучать в КарГТУ. Новую программу, отвечающую требованиям «Индустрии 4.0», профессорско-преподавательский состав вуза разработал вместе с руководителями промышленных предприятий.

  • Обновки к школе 25.07.2019

    В первый день осени ученики из малообеспеченных семей отправятся в школу в новой форме и с рюкзаками, наполненными всем необходимым для учебы. По традиции благотворительную помощь ребятам окажут НПО, представители малого и среднего бизнеса, а также неравнодушные горожане.