14 февраля 2019 года 5587

Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

Галина Новикова (на снимке слева) была приглашена Евгением Пелещуком из музыкального театра Йошкар-Олы, где ее стаж насчитывал три года после окончания Уральской консерватории им. Мусоргского. Именно школа театра оперы и балета, где она была сопостановщиком многих классических и современных опер, помогла молодой и талантливой девушке стать в ряд профессионалов высокого уровня.
Одновременно Галина Леонидовна совмещала работу с детским хором Марийского музыкального интерната, где вела насыщенную концертную деятельность, записывалась на радио и телевидении, в фирме «Мелодия». В КАТМК она сразу же стала главным хормейстером и начала работать так, что с репетиций и она, и коллектив выходили усталые, но счастливые. Это не означало, что Галина Леонидовна изощрялась в «дрессуре» ради достижения результата: она добивалась того, чтобы 24 человека, молодых, талантливых, многие из которых имели за плечами школу вокальных и дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ Казахстана, звучали монолитно, слаженно, мощно, полноценно владея всей хоровой техникой. Она этого добилась везде, где побывал с гастролями молодой театр из Темиртау: отзывы знатоков были восторженные.
Об этом вспоминала второй главный хормейстер театра Елена Кулакова (на снимке справа), которая начала работать в 1979 году:
- Запомнилась первая встреча с Галиной Новиковой. Ко мне подошла стройная молодая женщина с короткими ярко-рыжими волосами, лучистыми глазами и спросила: а разве такие хормейстеры бывают? Я потом поняла, что она имела в виду мою упитанную комплекцию и беззаботный вид. Куража и нерва во мне не просматривалось. Все появилось потом, когда начались репетиции.
Галина Новикова обладала обширными знаниями и богатым опытом работы, была разносторонним музыкантом, имея при этом склонность к симфоническому дирижированию. Несколько спектаклей она дирижировала самостоятельно.
Порой о хоре говорят как о чем-то второстепенном. Но любой солист чувствует себя увереннее, когда за ним стоит сильный хор, а в кульминационных моментах такая поддержка просто необходима. Словно волной выносит она вокалиста, помогает, а порой просто заставляет максимально использовать возможности своего голоса. Галина Новикова и сейчас убеждена в том, что работа хормейстера сродни работе скульптора: «Такого же кропотливого труда требует формирование особой манеры исполнения каждого артиста. Процесс этот тонкий и ответственный. И здесь мало только опыта хорового дирижера: нужен и человеческий такт, умение разгадать индивидуальность каждого исполнителя. Сделать это в хоре, наверное, особенно трудно: его участники должны быть слиты в единый организм, обладать единством, ровностью ансамблевого звучания».
Она отработала в нашем театре 15 лет, сейчас живет в Москве. Очень хотела побывать на юбилейных мероприятиях в честь 45-летия театра, но здоровье не позволило отправиться в дорогу. 8 марта ей исполнится 76 лет, и она с радостью по телефону рассказывала о нашем театре, где прошли ее лучшие годы, где она создала семью, родила сына. Именно здесь она воспитала хорошую, достойную смену на посту главного хормейстера - Елену Кулакову, нашу землячку.
Елена Васильевна родилась в Караганде, здесь же окончила музыкальное училище, а затем в 1979 году и Алма-Атинскую консерваторию.
- На распределении мне одной из первых предоставили возможность выбрать место будущей работы, - делилась Елена Кулакова. – И, конечно, моим выбором была Караганда, куда я ехала в ТМК очередным хормейстером. Нас готовили к педагогической деятельности, и я не до конца понимала жанр оперетты, с каким материалом придется работать. Потом у меня изменилось отношение к оперетте как легкому жанру. В классе не только выучивались хоровые партии, но оттачивались интонация, строй, ансамбль звучания - то, над чем работают в профессиональных хорах. А когда хор выходил на общие репетиции с оркестром и солистами, разворачивалось большое музыкальное действие, равное по звучанию сценам из опер. Я имею в виду оперетты Штрауса, Кальмана, Легара. Первой моей самостоятельной работой стал спектакль «Тогда в Севилье».
Елена Васильевна отдала нашему театру 16 лет, уехав в 1996 году в Северск, где проработала на такой же должности еще 11 лет. А в родной Караганде она также была счастлива и в семье, где появились двое замечательных детей.
Руководство Северского театра до сих пор вспоминает ее добрыми словами: «Во всем, что ставилось на северской сцене с участием хора, немалый вклад Елены Васильевны. Любовь к своему делу, высочайший профессионализм, необыкновенная трудоспособность и ответственность за свое дело - вот главные черты этой хрупкой обаятельной женщины. Под ее руководством коллектив хора справлялся со сложнейшими музыкальными задачами спектаклей. Как хормейстер-постановщик Кулакова поставила в Северске около сорока спектаклей и концертных программ. Особенно запомнились «Евгений Онегин», «Юнона и Авось», «Кабаре», «Цыганский барон». В них хор под управлением своего руководителя не просто справлялся с трудным музыкальным материалом этих совершенно разных произведений, но и показал высочайшую культуру исполнения».
Именно Елена Кулакова смогла приехать на юбилей театра из далекого города Хадыженска, который тогда претерпевал очередную волну наводнения. С сияющими от счастья глазами она ходила по коридорам и цехам театра, чтобы еще раз прикоснуться к его атмосфере и неповторимому обаянию.
Не все театры одинаковы: твой первый становится единственным, давшим уникальную школу не только в профессии, но и в жизни. А мы помним и любим Галину Новикову и Елену Кулакову: они - наши первые главные хормейстеры, стоявшие у истоков создания театра и его становления.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Промелькнувший метеор 16.01.2021

    Чокан Чингисович Валиханов - первый казах, еще в XIX веке удостоившийся мирового признания за выдающийся вклад в науку

  • Отец карагандинской медицины 16.01.2021

    В прошедшем году КМУ отмечал 70-летний юбилей и вспоминал своего первого ректора. Эта дата послужила поводом рассказать об основателе нашего института, стоявшем у истоков отечественного здравоохранения, - Петре Поспелове. Всю жизнь Петр Моисеевич посвятил воспитанию врачей, подготовке медицинских кадров для всей республики. В годы его руководства в вузе осуществлялся колоссальный набор. Каждый четвертый доктор в стране был выпускником нашего Карагандинского медицинского института.

  • «Мне тоже хотелось плакать...» 14.01.2021

    Карагандинская школьница написала письмо своему прадедушке. Великая Отечественная война - боль и гордость советского народа, величайшая страница истории, и память о ней будет жить в веках. С первого дня войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания. И вот сегодня хочется рассказать о подвиге воина, который пошел на фронт не ради награды, а чтобы защищать свою землю от захватчиков.

  • Холодным летом 53-го 12.01.2021

    Удивительно, каким непостижимым образом порой перекликаются события прошлого и дня сегодняшнего. Нескольким заключенным Карлага, отбывавшим срок за измену Родине, спустя полвека удалось заявить о себе: «Без вины виноватые».

  • На безымянной высоте 31.12.2020

    На скале у села Курминского увековечили память участника битвы за Москву, Героя Советского Союза, писателя Бауыржана Момышулы.

  • А.С. САГИНОВ – ВЫДАЮЩИЙСЯ ОРГАНИЗАТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 26.12.2020

    27 декабря исполняется 105 лет со дня рождения Абылкаса Сагиновича Сагинова – выдающегося ученого, педагога и общественного деятеля, организатора высшей школы, науки и производства.

  • Величие достоинства и скромности 26.12.2020

    Имя академика Абылкаса Сагинова предлагают присвоить Карагандинскому техническому университету, которым он руководил 33 года. Такую инициативу выдвинули его ученики вчера во время онлайн-круглого стола, посвященного 105-летию великого ученого.

  • Солдат из Казахстана 26.12.2020

    Будущий крупный ученый сделал себя сам. В областном архиве прошел круглый стол, посвященный 100-летию со дня рождения участника Великой Отечественной войны, видного государственного и общественного деятеля, известного ученого-экономиста, почетного работника образования РК Талгатбека Абдразакова.

#birgemiz