14 февраля 2019 года 5543

Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

Галина Новикова (на снимке слева) была приглашена Евгением Пелещуком из музыкального театра Йошкар-Олы, где ее стаж насчитывал три года после окончания Уральской консерватории им. Мусоргского. Именно школа театра оперы и балета, где она была сопостановщиком многих классических и современных опер, помогла молодой и талантливой девушке стать в ряд профессионалов высокого уровня.
Одновременно Галина Леонидовна совмещала работу с детским хором Марийского музыкального интерната, где вела насыщенную концертную деятельность, записывалась на радио и телевидении, в фирме «Мелодия». В КАТМК она сразу же стала главным хормейстером и начала работать так, что с репетиций и она, и коллектив выходили усталые, но счастливые. Это не означало, что Галина Леонидовна изощрялась в «дрессуре» ради достижения результата: она добивалась того, чтобы 24 человека, молодых, талантливых, многие из которых имели за плечами школу вокальных и дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ Казахстана, звучали монолитно, слаженно, мощно, полноценно владея всей хоровой техникой. Она этого добилась везде, где побывал с гастролями молодой театр из Темиртау: отзывы знатоков были восторженные.
Об этом вспоминала второй главный хормейстер театра Елена Кулакова (на снимке справа), которая начала работать в 1979 году:
- Запомнилась первая встреча с Галиной Новиковой. Ко мне подошла стройная молодая женщина с короткими ярко-рыжими волосами, лучистыми глазами и спросила: а разве такие хормейстеры бывают? Я потом поняла, что она имела в виду мою упитанную комплекцию и беззаботный вид. Куража и нерва во мне не просматривалось. Все появилось потом, когда начались репетиции.
Галина Новикова обладала обширными знаниями и богатым опытом работы, была разносторонним музыкантом, имея при этом склонность к симфоническому дирижированию. Несколько спектаклей она дирижировала самостоятельно.
Порой о хоре говорят как о чем-то второстепенном. Но любой солист чувствует себя увереннее, когда за ним стоит сильный хор, а в кульминационных моментах такая поддержка просто необходима. Словно волной выносит она вокалиста, помогает, а порой просто заставляет максимально использовать возможности своего голоса. Галина Новикова и сейчас убеждена в том, что работа хормейстера сродни работе скульптора: «Такого же кропотливого труда требует формирование особой манеры исполнения каждого артиста. Процесс этот тонкий и ответственный. И здесь мало только опыта хорового дирижера: нужен и человеческий такт, умение разгадать индивидуальность каждого исполнителя. Сделать это в хоре, наверное, особенно трудно: его участники должны быть слиты в единый организм, обладать единством, ровностью ансамблевого звучания».
Она отработала в нашем театре 15 лет, сейчас живет в Москве. Очень хотела побывать на юбилейных мероприятиях в честь 45-летия театра, но здоровье не позволило отправиться в дорогу. 8 марта ей исполнится 76 лет, и она с радостью по телефону рассказывала о нашем театре, где прошли ее лучшие годы, где она создала семью, родила сына. Именно здесь она воспитала хорошую, достойную смену на посту главного хормейстера - Елену Кулакову, нашу землячку.
Елена Васильевна родилась в Караганде, здесь же окончила музыкальное училище, а затем в 1979 году и Алма-Атинскую консерваторию.
- На распределении мне одной из первых предоставили возможность выбрать место будущей работы, - делилась Елена Кулакова. – И, конечно, моим выбором была Караганда, куда я ехала в ТМК очередным хормейстером. Нас готовили к педагогической деятельности, и я не до конца понимала жанр оперетты, с каким материалом придется работать. Потом у меня изменилось отношение к оперетте как легкому жанру. В классе не только выучивались хоровые партии, но оттачивались интонация, строй, ансамбль звучания - то, над чем работают в профессиональных хорах. А когда хор выходил на общие репетиции с оркестром и солистами, разворачивалось большое музыкальное действие, равное по звучанию сценам из опер. Я имею в виду оперетты Штрауса, Кальмана, Легара. Первой моей самостоятельной работой стал спектакль «Тогда в Севилье».
Елена Васильевна отдала нашему театру 16 лет, уехав в 1996 году в Северск, где проработала на такой же должности еще 11 лет. А в родной Караганде она также была счастлива и в семье, где появились двое замечательных детей.
Руководство Северского театра до сих пор вспоминает ее добрыми словами: «Во всем, что ставилось на северской сцене с участием хора, немалый вклад Елены Васильевны. Любовь к своему делу, высочайший профессионализм, необыкновенная трудоспособность и ответственность за свое дело - вот главные черты этой хрупкой обаятельной женщины. Под ее руководством коллектив хора справлялся со сложнейшими музыкальными задачами спектаклей. Как хормейстер-постановщик Кулакова поставила в Северске около сорока спектаклей и концертных программ. Особенно запомнились «Евгений Онегин», «Юнона и Авось», «Кабаре», «Цыганский барон». В них хор под управлением своего руководителя не просто справлялся с трудным музыкальным материалом этих совершенно разных произведений, но и показал высочайшую культуру исполнения».
Именно Елена Кулакова смогла приехать на юбилей театра из далекого города Хадыженска, который тогда претерпевал очередную волну наводнения. С сияющими от счастья глазами она ходила по коридорам и цехам театра, чтобы еще раз прикоснуться к его атмосфере и неповторимому обаянию.
Не все театры одинаковы: твой первый становится единственным, давшим уникальную школу не только в профессии, но и в жизни. А мы помним и любим Галину Новикову и Елену Кулакову: они - наши первые главные хормейстеры, стоявшие у истоков создания театра и его становления.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Предпочтя смерть плену 27.10.2020

    Наградные документы фронтовиков-карагандинцев были переданы их семьям спустя 75 лет. Карагандинец Алшынбай Тасболатов пропал без вести осенью 1942 года под Ленинградом. Его собрат по оружию Аманжол Бухарбаев погиб в марте 1945-го в Чехословакии - сгорел в танке. Спустя три четверти века заслуженные правительственные награды родственникам героев вручил заместитель начальника областного департамента по делам обороны Мухтар Кайшатаев.

  • Они сражались за Родину 20.10.2020

    Разыскиваются родственники девушек-танкисток. Эхо войны смолкнет еще не скоро. Все меньше становится тех, кто прошел сквозь огонь и ливень пуль, и память о них будет жить вечно. А сколько тех, кто остался лежать безвестным на полях сражений.

  • Хранительница памяти 17.10.2020

    Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова провел республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Актуальные проблемы исторической науки», посвященную 70-летию кандидата исторических наук, доцента и руководителя центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбековой. А 16 октября, в день ее рождения, состоялся расширенный ученый совет.

  • Ученый, педагог, наставник 15.10.2020

    16 октября 2020 года исполняется 70 лет Нурсахан Ахметовне Бейсенбековой. Когда-то много лет назад Кали Жуасович Жуасов, декан исторического факультета, личность легендарная в истории вуза, произнес наполненные глубоким смыслом слова о том, что факультет всегда был его родным домом. Вслед за ним эти слова могли бы повторить многие из тех, кто работал и работает сегодня на истфаке. И среди них, несомненно, Н.А. Бейсенбекова.

  • Покой нам только снится 01.10.2020

    Про таких, как Виктор Чайка, говорят - борец за правду. Его смелые высказывания нравятся не всем, но он добивается того, чтобы жизнь пожилых карагандинцев стала еще лучше. Наш герой принимал самое активное участие в обсуждении проекта Закона «О ветеранах», который был принят в этом году. Теперь он тщательно изучает проект Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие», который Правительство намерено разработать до 2025 года. И так Виктор Яковлевич живет всю жизнь.

  • Из далеких встреч: Роза Багланова 01.10.2020

    Полсотни лет назад как турист, экскурсовод, любитель природы и старины я часто посещал город на опушке леса - волшебный Каркаралинск. И только однажды оказался здесь как корреспондент «Индустриальной Караганды». Идея командировки принадлежала редактору Игорю Владимировичу Казанцеву, от которого и получил официальное удостоверение. Документ авторитетного органа партийной печати был неоспорим. Я беседовал без помех с рядом руководителей городских и районных служб.

  • Из далеких встреч: Яков Бычек 29.09.2020

    Мы живем на планете Сарыарка с непредсказуемыми краеведческими поворотами. Мог ли я предполагать, что получу в подарок книгу А.Ф. Христенко «Сельское хозяйство в сухостепной части Казахстана» (Караганда, 2002). Научный труд с подписью автора. Стоит и дата: 2 августа 2002 года. Возьмем несколько строк из вступительной части книги:

  • Из далеких встреч: Ян Плятер-Гаевский 24.09.2020

    По памяти это был или 1957-й или 1958 год. Мне двадцать лет. Караганда. Лето. Стадион «Динамо». Зрители окружили баскетбольную площадку. Только на ней резвилось не баскетбольное братство, а всего два человека. С ракетками в руках они гонялись за мячиком, ловко переправляя его через сетку. Игра называлась большой теннис. Участников я знал. Первым называю Келлера, тренера ряда видов спорта. А противостоял ему моложавый пан Ян Янович Плятер-Гаевский в ослепительно белой форме: шорты, безрукавка, тапочки. Был и судья - фехтовальщик Ю.Г. Корженевский.

#birgemiz