14 февраля 2019 года 644

Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

Галина Новикова (на снимке слева) была приглашена Евгением Пелещуком из музыкального театра Йошкар-Олы, где ее стаж насчитывал три года после окончания Уральской консерватории им. Мусоргского. Именно школа театра оперы и балета, где она была сопостановщиком многих классических и современных опер, помогла молодой и талантливой девушке стать в ряд профессионалов высокого уровня.
Одновременно Галина Леонидовна совмещала работу с детским хором Марийского музыкального интерната, где вела насыщенную концертную деятельность, записывалась на радио и телевидении, в фирме «Мелодия». В КАТМК она сразу же стала главным хормейстером и начала работать так, что с репетиций и она, и коллектив выходили усталые, но счастливые. Это не означало, что Галина Леонидовна изощрялась в «дрессуре» ради достижения результата: она добивалась того, чтобы 24 человека, молодых, талантливых, многие из которых имели за плечами школу вокальных и дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ Казахстана, звучали монолитно, слаженно, мощно, полноценно владея всей хоровой техникой. Она этого добилась везде, где побывал с гастролями молодой театр из Темиртау: отзывы знатоков были восторженные.
Об этом вспоминала второй главный хормейстер театра Елена Кулакова (на снимке справа), которая начала работать в 1979 году:
- Запомнилась первая встреча с Галиной Новиковой. Ко мне подошла стройная молодая женщина с короткими ярко-рыжими волосами, лучистыми глазами и спросила: а разве такие хормейстеры бывают? Я потом поняла, что она имела в виду мою упитанную комплекцию и беззаботный вид. Куража и нерва во мне не просматривалось. Все появилось потом, когда начались репетиции.
Галина Новикова обладала обширными знаниями и богатым опытом работы, была разносторонним музыкантом, имея при этом склонность к симфоническому дирижированию. Несколько спектаклей она дирижировала самостоятельно.
Порой о хоре говорят как о чем-то второстепенном. Но любой солист чувствует себя увереннее, когда за ним стоит сильный хор, а в кульминационных моментах такая поддержка просто необходима. Словно волной выносит она вокалиста, помогает, а порой просто заставляет максимально использовать возможности своего голоса. Галина Новикова и сейчас убеждена в том, что работа хормейстера сродни работе скульптора: «Такого же кропотливого труда требует формирование особой манеры исполнения каждого артиста. Процесс этот тонкий и ответственный. И здесь мало только опыта хорового дирижера: нужен и человеческий такт, умение разгадать индивидуальность каждого исполнителя. Сделать это в хоре, наверное, особенно трудно: его участники должны быть слиты в единый организм, обладать единством, ровностью ансамблевого звучания».
Она отработала в нашем театре 15 лет, сейчас живет в Москве. Очень хотела побывать на юбилейных мероприятиях в честь 45-летия театра, но здоровье не позволило отправиться в дорогу. 8 марта ей исполнится 76 лет, и она с радостью по телефону рассказывала о нашем театре, где прошли ее лучшие годы, где она создала семью, родила сына. Именно здесь она воспитала хорошую, достойную смену на посту главного хормейстера - Елену Кулакову, нашу землячку.
Елена Васильевна родилась в Караганде, здесь же окончила музыкальное училище, а затем в 1979 году и Алма-Атинскую консерваторию.
- На распределении мне одной из первых предоставили возможность выбрать место будущей работы, - делилась Елена Кулакова. – И, конечно, моим выбором была Караганда, куда я ехала в ТМК очередным хормейстером. Нас готовили к педагогической деятельности, и я не до конца понимала жанр оперетты, с каким материалом придется работать. Потом у меня изменилось отношение к оперетте как легкому жанру. В классе не только выучивались хоровые партии, но оттачивались интонация, строй, ансамбль звучания - то, над чем работают в профессиональных хорах. А когда хор выходил на общие репетиции с оркестром и солистами, разворачивалось большое музыкальное действие, равное по звучанию сценам из опер. Я имею в виду оперетты Штрауса, Кальмана, Легара. Первой моей самостоятельной работой стал спектакль «Тогда в Севилье».
Елена Васильевна отдала нашему театру 16 лет, уехав в 1996 году в Северск, где проработала на такой же должности еще 11 лет. А в родной Караганде она также была счастлива и в семье, где появились двое замечательных детей.
Руководство Северского театра до сих пор вспоминает ее добрыми словами: «Во всем, что ставилось на северской сцене с участием хора, немалый вклад Елены Васильевны. Любовь к своему делу, высочайший профессионализм, необыкновенная трудоспособность и ответственность за свое дело - вот главные черты этой хрупкой обаятельной женщины. Под ее руководством коллектив хора справлялся со сложнейшими музыкальными задачами спектаклей. Как хормейстер-постановщик Кулакова поставила в Северске около сорока спектаклей и концертных программ. Особенно запомнились «Евгений Онегин», «Юнона и Авось», «Кабаре», «Цыганский барон». В них хор под управлением своего руководителя не просто справлялся с трудным музыкальным материалом этих совершенно разных произведений, но и показал высочайшую культуру исполнения».
Именно Елена Кулакова смогла приехать на юбилей театра из далекого города Хадыженска, который тогда претерпевал очередную волну наводнения. С сияющими от счастья глазами она ходила по коридорам и цехам театра, чтобы еще раз прикоснуться к его атмосфере и неповторимому обаянию.
Не все театры одинаковы: твой первый становится единственным, давшим уникальную школу не только в профессии, но и в жизни. А мы помним и любим Галину Новикову и Елену Кулакову: они - наши первые главные хормейстеры, стоявшие у истоков создания театра и его становления.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Личности в его судьбе 07.03.2019

    Значимую роль в его жизни сыграли два неординарных человека - Евней Арыстанович Букетов и Зейнолла Мулдахметов. Обе эти незаурядные личности, взаимодополняющие друг друга по характеру и темпераменту, в разные годы руководили Карагандинским государственным университетом. Наш герой Амангельды Кудабаев считает великим счастьем и подарком судьбы, что на его жизненном пути встретились именно эти люди - кладезь ума, эрудиции и самопожертвования ради науки.

  • Первопроходец подземных горизонтов 05.03.2019

    История нашего региона неразрывно связана с шахтерским трудом. Ее страницы хранят множество имен, внесших огромный вклад в развитие угольного бассейна. Одним из представителей славной когорты горняков является Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина, знака «Шахтерская слава», бригадир проходческой бригады шахты № 33/34 Алексей Кубайчук. 10 марта он, живой символ доблестного труда и преданности делу своей жизни, празднует 90-летие.

  • Служение науке и Отечеству 05.03.2019

    Профессору Ахану Дюсембаевичу Дюсембаеву исполнилось бы 80 лет. Его коллеги, ученики, научная общественность республики, осознавая многогранный характер его деятельной личности, широко отмечают эту дату.

  • Человек, который спас город 23.02.2019

    Никогда не перестаешь удивляться жизненной мудрости, силе воле и ясности ума поколения, на долю которого пришлись голод 30-х годов, тяготы войны, крушение СССР и становление независимого Казахстана. Наглядный тому пример - почетный гражданин Сарани Болат Ешмагамбетов, который сегодня отмечает очередной юбилей.

  • Пример с плаката 23.02.2019

    95-летний юбилей отпраздновал ветеран Великой Отечественной войны, подполковник милиции в отставке Асылхан Омарханов. С праздником бывшего коллегу поздравил начальник областного департамента полиции Мергенбай Жаппаров.

  • Легендарный первооткрыватель 23.02.2019

    Алькей Маргулан еще при жизни стал легендой. Его называют великим ученым не только за археологические открытия: в своих трудах он раскрывается как историк, литературовед, искусствовед, востоковед и даже музыкант. Прямой потомок Олжабай батыра, защищавшего казахские земли от джунгар, он был и есть пример для многих.

  • Сокол казахской литературы 21.02.2019

    Выдающийся государственный деятель, талантливый поэт и писатель Сакен Сейфуллин ушел из жизни в 44 года - в расцвете сил. Он принадлежал к плеяде великих деятелей, отдавших свою жизнь за возрождение казахской нации.

  • Творчество - это навсегда 14.02.2019

    Известный карагандинский журналист и писатель Суйиндик Жанысбай отметил свое 70-летие.