14 февраля 2019 года 2422

Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

Галина Новикова (на снимке слева) была приглашена Евгением Пелещуком из музыкального театра Йошкар-Олы, где ее стаж насчитывал три года после окончания Уральской консерватории им. Мусоргского. Именно школа театра оперы и балета, где она была сопостановщиком многих классических и современных опер, помогла молодой и талантливой девушке стать в ряд профессионалов высокого уровня.
Одновременно Галина Леонидовна совмещала работу с детским хором Марийского музыкального интерната, где вела насыщенную концертную деятельность, записывалась на радио и телевидении, в фирме «Мелодия». В КАТМК она сразу же стала главным хормейстером и начала работать так, что с репетиций и она, и коллектив выходили усталые, но счастливые. Это не означало, что Галина Леонидовна изощрялась в «дрессуре» ради достижения результата: она добивалась того, чтобы 24 человека, молодых, талантливых, многие из которых имели за плечами школу вокальных и дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ Казахстана, звучали монолитно, слаженно, мощно, полноценно владея всей хоровой техникой. Она этого добилась везде, где побывал с гастролями молодой театр из Темиртау: отзывы знатоков были восторженные.
Об этом вспоминала второй главный хормейстер театра Елена Кулакова (на снимке справа), которая начала работать в 1979 году:
- Запомнилась первая встреча с Галиной Новиковой. Ко мне подошла стройная молодая женщина с короткими ярко-рыжими волосами, лучистыми глазами и спросила: а разве такие хормейстеры бывают? Я потом поняла, что она имела в виду мою упитанную комплекцию и беззаботный вид. Куража и нерва во мне не просматривалось. Все появилось потом, когда начались репетиции.
Галина Новикова обладала обширными знаниями и богатым опытом работы, была разносторонним музыкантом, имея при этом склонность к симфоническому дирижированию. Несколько спектаклей она дирижировала самостоятельно.
Порой о хоре говорят как о чем-то второстепенном. Но любой солист чувствует себя увереннее, когда за ним стоит сильный хор, а в кульминационных моментах такая поддержка просто необходима. Словно волной выносит она вокалиста, помогает, а порой просто заставляет максимально использовать возможности своего голоса. Галина Новикова и сейчас убеждена в том, что работа хормейстера сродни работе скульптора: «Такого же кропотливого труда требует формирование особой манеры исполнения каждого артиста. Процесс этот тонкий и ответственный. И здесь мало только опыта хорового дирижера: нужен и человеческий такт, умение разгадать индивидуальность каждого исполнителя. Сделать это в хоре, наверное, особенно трудно: его участники должны быть слиты в единый организм, обладать единством, ровностью ансамблевого звучания».
Она отработала в нашем театре 15 лет, сейчас живет в Москве. Очень хотела побывать на юбилейных мероприятиях в честь 45-летия театра, но здоровье не позволило отправиться в дорогу. 8 марта ей исполнится 76 лет, и она с радостью по телефону рассказывала о нашем театре, где прошли ее лучшие годы, где она создала семью, родила сына. Именно здесь она воспитала хорошую, достойную смену на посту главного хормейстера - Елену Кулакову, нашу землячку.
Елена Васильевна родилась в Караганде, здесь же окончила музыкальное училище, а затем в 1979 году и Алма-Атинскую консерваторию.
- На распределении мне одной из первых предоставили возможность выбрать место будущей работы, - делилась Елена Кулакова. – И, конечно, моим выбором была Караганда, куда я ехала в ТМК очередным хормейстером. Нас готовили к педагогической деятельности, и я не до конца понимала жанр оперетты, с каким материалом придется работать. Потом у меня изменилось отношение к оперетте как легкому жанру. В классе не только выучивались хоровые партии, но оттачивались интонация, строй, ансамбль звучания - то, над чем работают в профессиональных хорах. А когда хор выходил на общие репетиции с оркестром и солистами, разворачивалось большое музыкальное действие, равное по звучанию сценам из опер. Я имею в виду оперетты Штрауса, Кальмана, Легара. Первой моей самостоятельной работой стал спектакль «Тогда в Севилье».
Елена Васильевна отдала нашему театру 16 лет, уехав в 1996 году в Северск, где проработала на такой же должности еще 11 лет. А в родной Караганде она также была счастлива и в семье, где появились двое замечательных детей.
Руководство Северского театра до сих пор вспоминает ее добрыми словами: «Во всем, что ставилось на северской сцене с участием хора, немалый вклад Елены Васильевны. Любовь к своему делу, высочайший профессионализм, необыкновенная трудоспособность и ответственность за свое дело - вот главные черты этой хрупкой обаятельной женщины. Под ее руководством коллектив хора справлялся со сложнейшими музыкальными задачами спектаклей. Как хормейстер-постановщик Кулакова поставила в Северске около сорока спектаклей и концертных программ. Особенно запомнились «Евгений Онегин», «Юнона и Авось», «Кабаре», «Цыганский барон». В них хор под управлением своего руководителя не просто справлялся с трудным музыкальным материалом этих совершенно разных произведений, но и показал высочайшую культуру исполнения».
Именно Елена Кулакова смогла приехать на юбилей театра из далекого города Хадыженска, который тогда претерпевал очередную волну наводнения. С сияющими от счастья глазами она ходила по коридорам и цехам театра, чтобы еще раз прикоснуться к его атмосфере и неповторимому обаянию.
Не все театры одинаковы: твой первый становится единственным, давшим уникальную школу не только в профессии, но и в жизни. А мы помним и любим Галину Новикову и Елену Кулакову: они - наши первые главные хормейстеры, стоявшие у истоков создания театра и его становления.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Родины достойный сын 20.07.2019

    Свыше 600 гостей из разных городов Казахстана и стран ближнего зарубежья приехали в село Нуркен Каркаралинского района, чтобы отпраздновать 100-летие легендарного героя Великой Отечественной войны Нуркена Абдирова.

  • Грани гения 25.06.2019

    Музей-галерея имени Алихана Букейхана открылся в средней школе села Актогай.

  • Время первых 15.06.2019

    В текущем году мы масштабно отмечаем 120-летний юбилей Каныша Имантаевича Сатпаева. А еще 30 лет назад имя этого великого человека практически не упоминалось. Об этом мне подумалось, когда в апреле 2019 года я был на торжественных мероприятиях, проходивших в Караганде у памятника Сатпаеву, куда были приглашены известные в Казахстане руководители крупных предприятий, ученые, деятели культуры.

  • Главные роли 11.06.2019

    Имя известного артиста Казахской ССР увековечено мемориальной доской.

  • Трагедия великой мысли 01.06.2019

    Караганда, улица Ленина, дом 17, - этот адрес является частью мировой науки. Здесь в квартире № 8, расположенной на втором этаже, после освобождения из поселения с 1950-го по 1954 год жил и трудился выдающийся ученый Александр Чижевский.

  • Век наставника 07.05.2019

    Труженица тыла, ветеран педагогического труда Александра Миронова отметила 100-летний юбилей. В Караганде она долгие годы была директором школы № 79, а после активно занималась общественной деятельностью.

  • Город, которым болел 04.05.2019

    «Боевое крещение» Карагандой дано пройти не каждому. Город непростой, со своим характером, сложным хозяйством. А Шаймердену Уразалинову вообще «посчастливилось» возглавлять областной центр в годы безвременья, когда разваливалось все. Тем не менее он называл то десятилетие временем созидания.

  • Результат строится на доверии 13.04.2019

    На площадке баскетболисты должны быть хитрыми, злыми и не давать пощады соперникам. Вне игры ребята не имеют права проявлять агрессию по отношению друг к другу. Такую установку дает своим воспитанникам старший тренер по баскетболу Карагандинской области Дастан Аяпбек.