09 февраля 2019 года 758

Картины на скалах

Автор: Анна СТРОКОВА

Академик Алькей Маргулан в своих трудах отмечал: «Галерея, созданная под открытым небом художниками античного мира, удивительна. Гравюры, высеченные на камнях, - неоценимое культурное наследие, оставленное в Казахстане от далеких предков». Он с восхищением описывал, как искусно и мастерски изображены величавость верблюдов, осанка скакунов, грациозность оленей, сайгаков и образ барса.

Памятники каменного века в нашем крае представляют все основные стадии этой эпохи в истории человечества: палеолит, мезолит и неолит. В издании «Древние памятники Сарыарки», выпущенном в 2007 году, отмечается, что одна из стоянок нижнего палеолита найдена у села Батпак в долине одноименной речки в Осакаровском районе. Там обнаружены грубые каменные орудия и кости животных. Абсолютный возраст стоянки, по палеонтологическим и геологическим данным, - около миллиона лет. Другая стоянка, Жаманайбат, расположена юго-восточнее Жезказгана и относится ко времени неандертальцев (около 200 тысяч лет тому назад).
К временам позднего палеолита, когда человек обрел современный вид, принадлежат стоянки в районе северного Прибалхашья, а также Батпак-7 и Карабас-3. Надо сказать, что люди верхнего палеолита обитали в суровых условиях ледниковой эпохи, хотя ледник до территории Казахстана не дошел, а стоянки мезолитической эпохи исследованы в долинах Кентских гор Каркаралинского района. В эту эпоху люди помимо охоты занимались рыболовством, изобретали лук и стрелы.
Неолитическая стадия каменного века тоже собрала многочисленные памятники и характеризуется наивысшим уровнем камнеобработки, изобретением керамики и уже переходом к производящим формам хозяйства.
Особо важное свидетельство того времени - петроглифы, самыми известными из которых в нашей области считаются наскальные рисунки в урочище Теректы-Аулие: местные каменные глыбы буквально усыпаны ими. С этим местом связано много легенд, одна из которых гласит, что в древности мудрец нашел здесь спасительное пристанище. Скалы, сложенные друг на друга, укрыли старца от ветра и зноя, а близлежащий родник утолил жажду. С тех пор это место считают святым, а воду - целебной.
Сейчас Теректы-Аулие - крупный археологический комплекс, бесценный клад древних рисунков. Его частью являются и петроглифы, расположенные на вершинах сопок в широтном направлении. Конечно, помимо них здесь находятся стоянки неолита, энеолита, поселение эпохи бронзы, курганы раннежелезного века.
В нашей газете мы уже писали об изучении рисунков Теректы-Аулие, и тогда отмечалось: большая проблема дня сегодняшнего - их разрушение вследствие вандализма, естественных и техногенных факторов. Поэтому вопрос реставрации комплексов с петроглифами стоит остро.
Эстетическая сила петроглифов Теректы-Аулие заключается в высоком качестве их исполнения и гармоничной включенности в ландшафт: они выполнены на гладких поверхностях, на вершинах и выпуклостях гранитных холмов. Крупнозернистый гранит позволял создавать фигуры больших размеров - от 15 до 70 см в длину, но, как сказано выше, подверженность гранита эрозии делает гравюры уязвимыми, и большая часть изображений утрачена. Сегодня сохранилось около 300 петроглифов, распределенных на 27 поверхностях.
Первая их группа - самая многочисленная и разнообразная: она содержит более 200 фигур животных в 13 композициях. Здесь лошади, несколько верблюдов-бактрианов, два быка, олень, птица (дрофа), несколько козлов, колесница, линии и чашевидные углубления.
Вторая группа рисунков находится на нижних склонах другого холма и представлена окружностью, заключающей в себе фигуру верблюда. Третья группа - на вытянутом холме комплекса: около 80 петроглифов расположились на 10 скальных поверхностях. Здесь тоже изображали лошадей, а также быка, хищников, зооантропоморфную фигуру, очертание левой стопы и несколько небольших линейных козлов позднего исполнения. В центре скалы возвышается молитвенным флагом оплетенный лентами деревянный шест. На вершине имеются другие гравюры: большая квадратная сетка, изображение отпечатка правой ступни человека, лошади с рогами и фигуры животных. Наконец, четвертая группа рисунков расположена на крайнем западном холме, на двух горизонтальных поверхностях.
Тем не менее абсолютное большинство петроглифов Теректы-Аулие изображает лошадей с массивной гривой. Эта иконографическая особенность, отмечают исследователи, выявляет определенный стиль, что позволяет расценивать их как продукт деятельности племен - носителей конкретной художественной традиции.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • От Ташкента - до Балхаша 23.04.2019

    Акимат области заключил меморандум о двустороннем сотрудничестве сразу с тремя регионами Узбекистана.

  • Большой дом и радость в нем 23.04.2019

    Новое просторное помещение появилось у Центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями «Үлкен жүрек» в Балхаше. В рамках программы «Рухани жаңғыру» такой подарок им преподнес корпоративный фонд «Коунрад». Теперь коррекционную поддержку смогут получать 120 ребятишек с особенностями в развитии.

  • Открываем свой край 23.04.2019

    Сразу с двумя изданиями на прошлой неделе познакомили жителей области. Первое - монография историка Тулкибая Тулеуова и археологов Игоря и Алексея Кукушкиных «Археологическая карта Абайского района». Второе - электронная книга, повествующая о сакральных местах края. Работы представляют большой интерес как для преподавателей истории, школьников и студентов, так и для тех, кто хочет обогатиться знаниями о родной земле.

  • Холст длиною в жизнь 20.04.2019

    В 1956 году в Караганду приехал молодой художник Вениамин Шамшин. Человек, которому суждено было стоять у истоков культурно-художественной жизни города, участвовать в создании Союза художников Караганды. Как скажут о нем позднее: «…он приехал, чтобы подарить себя городу».

  • Великая степь в электронном формате 20.04.2019

    Весь Казахстан в твоем смартфоне:
    такую возможность дарит цифровая энциклопедия о стране, представленная Министерством иностранных дел РК.

  • Легенда о подвиге 20.04.2019

    «Қыран қазақ» - таково рабочее название пьесы о судьбе летчика-героя. Спектакль в Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина приурочен к Дню Победы и столетию легендарного Нуркена Абдирова.

  • Хранитель древности 18.04.2019

    Культовый памятник Домбауыл считается самым древним сооружением Центрального Казахстана: он построен еще в эпоху владычества гуннов и был предназначен для совершения обрядов.

  • Имена биев Аксаринской волости: 1871-1916 годы 18.04.2019

    (Окончание. Начало в номере от 16.04.2019 г.)

    С 21 ноября 1898 года волостной управитель Мынгырбай Байдаулетов, заместитель – Майчеке Байдаулетов. Перечень биев по аулам: №1 – Абыш Бейсенбаев, №2 – Кока Байсымаков, №3 – Отельбай Бекхожин, №4 – султан Абды Султанов, №5 – К...