09 февраля 2019 года 870

Картины на скалах

Автор: Анна СТРОКОВА

Академик Алькей Маргулан в своих трудах отмечал: «Галерея, созданная под открытым небом художниками античного мира, удивительна. Гравюры, высеченные на камнях, - неоценимое культурное наследие, оставленное в Казахстане от далеких предков». Он с восхищением описывал, как искусно и мастерски изображены величавость верблюдов, осанка скакунов, грациозность оленей, сайгаков и образ барса.

Памятники каменного века в нашем крае представляют все основные стадии этой эпохи в истории человечества: палеолит, мезолит и неолит. В издании «Древние памятники Сарыарки», выпущенном в 2007 году, отмечается, что одна из стоянок нижнего палеолита найдена у села Батпак в долине одноименной речки в Осакаровском районе. Там обнаружены грубые каменные орудия и кости животных. Абсолютный возраст стоянки, по палеонтологическим и геологическим данным, - около миллиона лет. Другая стоянка, Жаманайбат, расположена юго-восточнее Жезказгана и относится ко времени неандертальцев (около 200 тысяч лет тому назад).
К временам позднего палеолита, когда человек обрел современный вид, принадлежат стоянки в районе северного Прибалхашья, а также Батпак-7 и Карабас-3. Надо сказать, что люди верхнего палеолита обитали в суровых условиях ледниковой эпохи, хотя ледник до территории Казахстана не дошел, а стоянки мезолитической эпохи исследованы в долинах Кентских гор Каркаралинского района. В эту эпоху люди помимо охоты занимались рыболовством, изобретали лук и стрелы.
Неолитическая стадия каменного века тоже собрала многочисленные памятники и характеризуется наивысшим уровнем камнеобработки, изобретением керамики и уже переходом к производящим формам хозяйства.
Особо важное свидетельство того времени - петроглифы, самыми известными из которых в нашей области считаются наскальные рисунки в урочище Теректы-Аулие: местные каменные глыбы буквально усыпаны ими. С этим местом связано много легенд, одна из которых гласит, что в древности мудрец нашел здесь спасительное пристанище. Скалы, сложенные друг на друга, укрыли старца от ветра и зноя, а близлежащий родник утолил жажду. С тех пор это место считают святым, а воду - целебной.
Сейчас Теректы-Аулие - крупный археологический комплекс, бесценный клад древних рисунков. Его частью являются и петроглифы, расположенные на вершинах сопок в широтном направлении. Конечно, помимо них здесь находятся стоянки неолита, энеолита, поселение эпохи бронзы, курганы раннежелезного века.
В нашей газете мы уже писали об изучении рисунков Теректы-Аулие, и тогда отмечалось: большая проблема дня сегодняшнего - их разрушение вследствие вандализма, естественных и техногенных факторов. Поэтому вопрос реставрации комплексов с петроглифами стоит остро.
Эстетическая сила петроглифов Теректы-Аулие заключается в высоком качестве их исполнения и гармоничной включенности в ландшафт: они выполнены на гладких поверхностях, на вершинах и выпуклостях гранитных холмов. Крупнозернистый гранит позволял создавать фигуры больших размеров - от 15 до 70 см в длину, но, как сказано выше, подверженность гранита эрозии делает гравюры уязвимыми, и большая часть изображений утрачена. Сегодня сохранилось около 300 петроглифов, распределенных на 27 поверхностях.
Первая их группа - самая многочисленная и разнообразная: она содержит более 200 фигур животных в 13 композициях. Здесь лошади, несколько верблюдов-бактрианов, два быка, олень, птица (дрофа), несколько козлов, колесница, линии и чашевидные углубления.
Вторая группа рисунков находится на нижних склонах другого холма и представлена окружностью, заключающей в себе фигуру верблюда. Третья группа - на вытянутом холме комплекса: около 80 петроглифов расположились на 10 скальных поверхностях. Здесь тоже изображали лошадей, а также быка, хищников, зооантропоморфную фигуру, очертание левой стопы и несколько небольших линейных козлов позднего исполнения. В центре скалы возвышается молитвенным флагом оплетенный лентами деревянный шест. На вершине имеются другие гравюры: большая квадратная сетка, изображение отпечатка правой ступни человека, лошади с рогами и фигуры животных. Наконец, четвертая группа рисунков расположена на крайнем западном холме, на двух горизонтальных поверхностях.
Тем не менее абсолютное большинство петроглифов Теректы-Аулие изображает лошадей с массивной гривой. Эта иконографическая особенность, отмечают исследователи, выявляет определенный стиль, что позволяет расценивать их как продукт деятельности племен - носителей конкретной художественной традиции.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Кто они, современники? 20.07.2019

    Часто ли бывает, что идеи, как семена, брошенные в почву, превращаются в дела? Статья Первого Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная 12 апреля 2017 года, - тот случай, когда этот труд стал программой конкретных действий и уже обретает зримые очертания. В стране построены сотни культурных объектов, ведутся исторические исследования и археологические раскопки, организуются экспедиции, издаются новые книги и учебники. Казахстанцы по-новому взглянули на свою историю, самобытность и идентичность. И планов еще не перечесть.

  • Словами Абая 20.07.2019

    Литературный челлендж, посвященный 175-летию великого казахского поэта Абая Кунанбаева, набирает обороты. В эстафету его почитателей включается все больше и больше участников.

  • Истоки большого металла 20.07.2019

    В историко-краеведческом музее Темиртау появится копия первой плавильной печи эпохи поздней бронзы и раннего железа. Для полного погружения в процесс реконструкции его работники совместно с археологами отправились в Кентские горы Каркаралинского района, где были найдены следы работы древних металлургов. Экспедиция начала свою работу под эгидой программы «Рухани жаңғыру» и при поддержке акимата области.

  • Слились Восток и Запад 18.07.2019

    Фотографии необычных объектов столицы, демонстрирующие уникальность урбанистических архитектурных фантазий, воплощенных в реальность, представлены на выставке в областном краеведческом музее.

  • След стрелы 16.07.2019

    Названию города и реки положил начало героический батыр. В народе его называли Сокыр, что означало «слепой». Увечье свое Жалантос Кулыкулы получил в одном из боев с джунгарами. Имя его до сих пор хранят благодарные потомки.

  • Раритеты магистрали 16.07.2019

    Как выглядели первые паровозы, как одевались работники железной дороги? Все это, а также исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины и форму, другие ценные атрибуты хранит музей истории Карагандинского отделения железной дороги.

  • Благословенный след поэта 13.07.2019

    Более тысячи человек участвовали в научно-практической конференции в городе Кадамжай (Кыргызстан), посвященной жизни и творчеству полководца, жырау, кюйши Кетбуки. Жезказган в составе казахстанской делегации представляли председатель ОО «Қазақтын Кетбуқасы» Толеген Букуров и директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов.

  • Старатели золотосодержащей местности Чуптыкуль 13.07.2019

    10 сентября 1888 года в «Семипалатинских областных ведомостях»  появилось следующее уведомление: «Каркаралинский уездный судья объявляет, что управляющий  «Товарищества горных промыслов в Киргизской степи», горный инженер Леопольд Фердинандович Грауман уничтожает доверенность, выданную им горному уставщику Илье Дмитриевичу Ярославцеву 16 ноября 1887 года, засвидетельствованную по нотариальному реестру уездного судьи под номером 176».