05 февраля 2019 года 220

Балхашский Левитан

Автор: Береке ШАЛОВА

Недавно 75-летний юбилей отметил человек, которого по голосу узнает не одно поколение наших земляков. Его в народе так и зовут - балхашский Левитан. Начиная с 1970 года, каждый День Победы он ведет репортаж с шествия горожан к мемориалу павшим балхашцам, внося в церемонию особую трогательность. И мы уже не представляем памятный день без голоса старожила нашего города Петра Кушнирова.

Кстати, он лично знал Юрия Левитана. Знакомство с легендарным диктором состоялось во время приезда Юрия Борисовича в Балхаш в составе лекторской группы всесоюзного общества «Знание». Общество впоследствии наградило Кушнирова нагрудным знаком «За активную работу» и памятной медалью.
В Балхаш Петр Кушниров приехал работать летом 1962 года после окончания металлургического техникума в Никополе на Украине. Там он родился в конце Великой Отечественной войны ранним утром, во время массированной бомбежки Советской Армии, освобождавшей город от захватчиков. Летной воинской части, которая отличилась в этой операции, было присвоено почетное звание «Никопольская». Ныне это воинское подразделение уже несколько десятилетий базируется в Балхаше. Собственно, в Никополе состоялись первые трудовые шаги Петра Кушнирова на Южно-трубном металлургическом заводе и в художественной самодеятельности.
- Как в одном человеке прекрасно уживаются инженер и лирик? Как начинался и проходит его трудовой и творческий путь?
- Молодым специалистом приехав в Балхаш, я был принят на работу на завод обработки цветных металлов Балхашского горно-металлургического комбината. Новое для меня производство требовало новых знаний и навыков. Мне довелось принимать участие в знаковых событиях завода. Особо памятно освоение впервые в Советском Союзе производства бескислородных медных слитков-вайербарсов - за это балхашских специалистов удостоили Государственной премии СССР. Мне немало пришлось потрудиться над разработкой, внедрением методики и проведением анализов по определению содержания кислорода в слитках. Была разработана технология получения из вайербарсовой меди проволоки диаметром 2 мм, предназначенной для определения ее электросопротивления. Все это было впервые, на нас лежала огромная ответственность.
Позднее как инженер-исследователь и технолог я участвовал в освоении полунепрерывного литья слитков для прокатки, непрерывного горизонтального литья бронзовых и латунных прутков для их волочения в проволоку, а также в пуско-наладке закупленной в Великобритании установки «Уникаст» для вертикального непрерывного литья прутков из меди и ее сплавов. Когда весь город следил и принимал участие в ударной стройке нового прокатного цеха, меня направили работать со специалистами из Чехословакии, которые полгода вели работы нового прокатного оборудования. В октябре 1980 года после ввода нового цеха меня назначили начальником отдела сбыта комбината - тружусь здесь до сих пор. Это неоценимый трудовой и жизненный опыт.
- Вы один из немногих балхашцев, у кого брал интервью корреспондент Центрального телевидения.
- Да. В начале января 1985 года в программе «Время» показали интервью со мной, снятое около установок горизонтального непрерывного литья бронзовых и латунных прутков. Я постарался представить этот процесс как прогрессивный и экономически выгодный. А во второй половине года разработчикам процесса присудили премию Совета Министров СССР. Но вместе с коллективом комбината мне пришлось пережить не только трудовые победы, но и трудности, выпавшие на долю предприятия.
- Балхашцы помнят вас как талантливого режиссера народного театра, бессменного лектора общества «Знание», прекрасного ведущего радио- и телевизионных передач. Как удавалось все это совмещать?
- Со школьных лет я участвовал в художественной самодеятельности - это увлечение подарило немало памятных встреч и впечатлений. Довелось выступать на самых престижных сценах Москвы, Днепропетровска, Киева, Алматы, Караганды, на десятках сценических площадках городов и сел Украины, Казахстана и России. Но, конечно, на протяжении более двадцати пяти лет самой родной для меня была сцена нашего Дворца культуры металлургов. На ней я не только выступал в самодеятельных концертах и спектаклях: поставил пять многоактных спектаклей, участвовал в сольных выступлениях народных артистов - Ермека Серкебаева, Алибека Днишева, Рената Ибрагимова, Кирилла Лаврова, Павла Кадочникова и других исполнителей и коллективов.
С августа 1963 года, когда в Балхаше начались регулярные передачи городского радио, меня пригласили работать диктором. Трижды в неделю после работы на заводе я торопился в радиостудию, чтобы не опоздать к эфиру, оттуда шел на репетиции во Дворец культуры. Время было занято до предела: надо было читать литературу, посмотреть кино - телевидения в городе тогда не было. Оно появилось в конце апреля 1964 года - меня и туда приглашали вести литературно-музыкальные передачи.
В 1968 году я подготовил и прочитал первую лекцию. Произошло это в городской библиотеке. Работники потом предложили выступить с лекцией на заседании кружка «Горизонты знаний». Помню, как увидев заполненный читальный зал, я волновался до дрожи в ногах. Но благодаря вниманию и доброжелательности слушателей самого разного возраста мое «боевое крещение» прошло успешно. Впоследствии я стал лектором общества «Знание», подготовил более десяти лекций о литературе и искусстве, выступал с ними в трудовых коллективах и учебных заведениях города, в Приозерске, Жезказгане и Сатпаеве.
Я всегда хотел углубить и расширить свои знания по искусству. В 1972 году, выдержав конкурс более 10 человек на место, поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Шесть лет учебы, общение с прекрасными преподавателями, возможность видеть легендарные театральные спектакли, премьеры фильмов, участвовать в интересных дискуссиях оставили неизгладимый след в душе и памяти.
Семидесятые годы запомнились ежегодными гастролями драматических театров из областных центров Казахстана: к нам приезжали Карагандинский, Джамбулский, Кустанайский, Целиноградский, Петропавловский, Усть-Каменогорский, Чимкентский и даже Абаканский из Хакасии. Мне довелось освещать гастроли в городской газете, ее номера попадали в другие города и Министерство культуры Казахстана, а Балхаш в республике славился как театральный город.
В этот же период в кинотеатре «Космос» я ежемесячно проводил кинопанорамы - они пользовались популярностью. Мне самому эта общественная работа нравилась: она позволяла больше узнать о новых фильмах. С удовольствием я принимал участие в «Клубе книголюбов» - мы вели беседы на литературные темы, был ведущим ежеквартальных заседаний «За круглым столом», которые проходили дружеской атмосфере.
В год 75-летия нашего города «Балхаш-ТВ» показало выпуски моей авторской программы «Четверть часа для души» об истории Балхаша, его людях и памятных местах. Благодаря тому, что эти выпуски разместили в интернете, их смогли посмотреть балхашцы, ныне живущие в самых разных странах - от США, Канады и Германии до Израиля и Австралии.
- Петр Елисеевич, будучи патриотом своего города, в год его 80-летия вы написали слова гимна Балхаша. В декабре прошлого года во время празднования Дня Независимости Казахстана балхашцы услышали гимн «Рухани жаңғыру», тоже написанный вами. Праздничные выпуски городской газеты не обходятся без ваших поэтических строк. Откуда идут истоки вашего отношения к поэзии?
- С самого раннего детства - тогда мне читали сказки А.С. Пушкина: мелодика его стихов завораживала. Свое первое стихотворение я написал в первом классе. Учителю оно понравилось - его поместили в школьной стенгазете. В подростковом возрасте стал пробовать писать стихотворные переводы текстов песен с украинского, польского и английского языков - их стали исполнять самодеятельные артисты. Характерное для ранней юности увлечение с годами не ушло. Некоторые из стихотворений публиковались в городских и областных газетах, другие вошли в трехтомную республиканскую антологию «Жемчужная поэзия Казахстана». При этом называть себя поэтом не смею - я просто человек, иногда пишущий стихотворения о мироощущении и отношении к жизни. Очень благодарен судьбе, что она подарила мне встречи с добрыми, сердечными и порядочными людьми. Именно общение с ними приносит в жизнь счастье.

Береке ШАЛОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова 14.02.2019

    О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

  • Творчество - это навсегда 14.02.2019

    Известный карагандинский журналист и писатель Суйиндик Жанысбай отметил свое 70-летие.

  • Выше страстей 12.02.2019

    Черная мантия, невозмутимое лицо, бесстрастный голос, кресло на возвышении... Зал заседаний сродни храму правосудия, а судья, словно священник, выше мирских страстей. Такую картинку часто рисуют в своем воображении многие из нас.

  • Жизнь на высоте 12.02.2019

    Первые лифты в Караганде были установлены в доме, в котором находится магазин «Юбилейный», 52 года назад. С тех пор не только в Караганде, но и в стране изменилось многое.

  • Один в поле воин 12.02.2019

    Краевед, этнограф, археолог, библиограф Леонид Семенов прожил жизнь нелегкую, но яркую. Под его руководством в 1938 году состоялась первая экспедиция Карагандинского историко-краеведческого музея. Программа поездки, снаряженной одноконной подводой и специальной будкой, предполагала сбор материалов и приобретение экспонатов, массовую работу среди населения.

  • Солнце и зайчики 05.02.2019

    Когда в прошлом году в поселке Нура трем воспитанникам Дома юношества при детском доме «Кулыншак» собирались вручить ключи от новеньких квартир, выяснилось, что, так как у ребят нет местной прописки, жилье им не положено.

  • Блестящий взлет 05.02.2019

    Он поехал в Санкт-Петербург - в город, в котором хотел жить и работать, потому что любил и обожал его великолепие и особый шарм. Попытка пройти в Академию молодых оперных певцов при Мариинском театре увенчалась успехом, но тут же оборвалась из-за премьеры «Принцессы цирка» в родном Академическом театре музыкальной комедии.

  • Признать годным 29.01.2019

    В современной армии и силовых структурах к каждому призывнику предъявляются свои, особенные требования. К примеру, для службы в президентских полках «Айбын» и «Батыр» необходимо иметь рост не менее 180 см, в частях Министерства обороны особое внимание обращают на технические навыки и образование молодого человека. Кроме того, учитывается множество других нюансов, рассказывает начальник отдела по делам обороны района имени Казыбек би г. Караганды подполковник Дмитрий Буксман.