26 января 2019 года 421

История в полотнах

Автор: Анна СТРОКОВА

В 60-е годы песня «Город мой, Караганда» Жумабике Исахановой - обладательницы чистого, звонкого голоса, звучала отовсюду. Эту песню вспоминают и сегодня: новая выставка в музее изобразительного искусства получила именно это название. Продлится она до 10 февраля - вплоть до дня рождения города.

Чем хорошо изобразительное искусство, так это своей наглядностью: человек знакомится с произведениями и в этом контакте чувствует эпоху - настоящую или ушедшую. В день открытия выставки «Город мой, Караганда» в музее прошел урок на тему «Семь граней Великой степи» с учениками 5 класса городской общеобразовательной школы № 25. После урока главный хранитель фондов и куратор выставки Дамели Кадыркулова провела для ребят экскурсию: дети, рассказала, не стеснялись задавать подробные вопросы, и это вновь показало интерес молодого поколения к истории родного края.
- Когда мы собирали выставку, особо не задумывались, что ее название созвучно с песней Жумабике Исахановой, - призналась Дамели Жаргеновна. - Но сама песня была написана в начале 60-х годов - а тогда наш город активно строился, изобразительное искусство стремительно развивалось. Многие работы выставки были написаны именно в ту эпоху.
Когда свою экспозицию готовит Союз художников Караганды, ее предваряет худсовет: там решается судьба работ. Процесс подготовки выставки из фондов музея диктует свои условия. После того как поставлены ее цели и задачи, формируется список фондовых работ, который утверждается на рабочем совещании. Согласуются направления и жанры произведений, за этим следует подготовка топографии зала, а потом картины готовятся к выставке с последующим уточнением расположения и хода экскурсии. Это, говорят в музее, командная работа: один человек с ней не справится.
Всего на выставке демонстрируются 57 работ - графических, живописных, скульптурных, а также фотографии наших известных памятников. Экспозиция состоит из блоков, первый из которых составили работы «Сарыарка» Мингиша Абылкасова и два портрета наших предков-земляков - Казыбек би и Бухар жырау. Второй блок посвящен становлению города: здесь - образ Аппака Байжанова, виды прошлой Караганды, отражающие ее становление, и тоже портреты известных земляков, в том числе Александра Гапеева, который внес свой вклад в изучение нашего угольного бассейна. Эта тема продолжается в третьем блоке, где решили показать шахтерскую Караганду и знаменитых Тусупа Кузембаева, Галиуллу Хайруллина, а также собирательные образы молодых шахтеров.
- Конечно, художники не проходили мимо темы Великой Отечественной войны, - продолжила Дамели Кадыркулова. - У нас не свистели пули, не взрывались бомбы, Караганда была глубоким тылом. И такие мастера, как Саркис Саносян, Сейтмахан Калмаханов и другие, посвящали свое творчество тяжелым военным годам. Они писали портреты героев - Нуркена Абдирова, Мартбека Мамраева и других.
Караганда как космическая гавань, как культурный центр - все это тоже находило отражение в работах мастеров: помимо портретов наших поэтов, композиторов, певцов в фондах музея хранятся полотна почти всех театров Караганды, а рядом с ними на выставке соседствуют изображения видных деятелей медицины, геологии, культуры, педагогики.
Помимо работ мэтров карагандинского изобразительного искусства - Виктора Буша, Юрия Камелина, Павла Андреюка и уже названных выше авторов, экспозиция собрала полотна молодых художников. Среди них Дамели Кадыркулова назвала Маргариту Белецкую, написавшую вечернюю площадь Гагарина, Игоря Ракова и Бейбута Мустафина, воссоздавших узнаваемую архитектуру Караганды.
Во второй раз в музее выставляется портрет героя Советского Союза Мартбека Мамраева кисти Сергея Глазкова. Портреты земляков он пишет на фоне достопримечательностей города, а несколько его работ из цикла «Караганда и карагандинцы» уже переданы в дар музею.
Самые поздние полотна выставки датируются 2015-2016 годами, а самым старшим полотном Дамели Жаргеновна назвала работу Владимира Эйферта «Зимняя Караганда» 1949 года - ей 70 лет. В фондах музея немало работ Эйферта, а в «Зимней Караганде» художник написал раннее утро и показал, как рабочие отправляются трудиться.
- Конечно, хранение таких картин требует особых условий, - поделилась Дамели Кадыркулова. - Как натянут холст? Как легла грунтовка? Какие краски использовал художник? Какие подрамник и багет? Мы учитываем все эти моменты, задаем определенный температурный режим, чтобы картина не пересохла или ее не повело от влаги. Важно, кроме того, знать состав красок тех времен и с какими произведениями искусства таким картинам не стоит соседствовать. Поэтому такие работы мы храним особенно бережно.
Карагандинская земля для каждого из нас дорога по-своему. Зрители, которые посетят выставку «Город мой, Караганда», обязательно найдут здесь что-то для себя: старшее поколение сможет ностальгировать о тех местах города, которых уже нет, молодое - узнает больше о родном крае.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мимолетность момента 16.02.2019

    Дрессировка кошек, работа на руднике, преподавание, лаборатория телевидения и только потом - фотография. Считается, что в идеале начинать надо с последнего, чтобы прийти к съемке видео, но у Тимура Кудеринова получилось все наоборот. С фотокамерой на «ты» он уже почти 10 лет.

  • Прекрасная Елена 16.02.2019

    Проект руководителя Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг» оправдал себя с лихвой. И теперь зрители, когда смотрят спектакли, видят и узнают на сцене артистов, с которыми они ближе познакомились в один из вечеров на камерной сцене студии кукол «Буратино».

  • От уголька - к электричеству 16.02.2019

    В музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка проходит выставка «День рождения утюга».

  • Родное место 16.02.2019

    Солист-инструменталист ансамбля «Арай» Александр Севостьянов - коренной карагандинец и в свое время жил еще в Старом городе: рядом здесь были шахты, и именно это место считалось центром города. От 15-го магазина до самого вокзала была голая степь, но уже высаживали много деревьев, которые теперь защищают нас от ветров и буранов.

  • Поэты идут в театр 12.02.2019

    В минувшую пятницу зрителей, пришедших в Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, перед спектаклем «Где? В Караганде!» ждал сюрприз. В фойе театра поэты творческой студии «Твой остров» читали свои стихотворения.

  • Чудесный сад 09.02.2019

    Жили некогда два друга-бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь - его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын - его надежда.

  • Музыкальный триумф 09.02.2019

    Творческий вечер казахстанского композитора Хабибуллы Сетекова прошел в «Шалкыме». Этого профессионала высокого уровня прекрасно знают в Казахстане и мировом музыкальном сообществе. Первое знакомство с его произведениями состоялось в Израиле в 1991 году, где до сих пор восторженно играют его «Чапаят».

  • «Счастливая» поэзия 07.02.2019

    В областной библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча с российским поэтом Юрием Москалевым. Он рассказал о краткой антологии мировой поэзии «Стихи о счастье», над которой работал три года. Туда вошли, к слову, произведения Абая Кунанбаева.