15 января 2019 года 795

Экспорт зерна побил рекорды

Автор: Сергей БУЯНОВ

О рекордных показателях экспорта зерна сообщил в последние дни 2018 года вице-премьер-министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев. По данным МСХ РК, в течение прошлого сезона Казахстан отгрузил за границу более 10 млн тонн пшеницы, ячменя и других видов зерновых. Это на 35% больше, чем годом ранее.

Наблюдается устойчивый рост показателей экспорта в традиционных для Казахстана направлениях - в Иран, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Турцию. Динамично растет объем погрузки муки в Афганистан и Китай.
Выйти на новые показатели стране позволила и более чёткая работа транспортных коридоров, прежде всего железнодорожных. Если в 2017 году при пиковой нагрузке (октябрь-ноябрь) ежемесячно отгружалось по 1 млн тонн, то в 2018-м - уже по 1,2 млн. Решить транспортный вопрос позволило более тесное взаимодействие всех заинтересованных сторон, а также развитие инфраструктуры. Напомним, что перед началом сезона массовой жатвы в Караганде прошел круглый стол на площадке региональной палаты предпринимателей «Атамекен», где обсуждались проблемы ускорения как оформления грузов, так и подачи вагонов. Экспортеры вспоминали сезон 2017 года, когда транспортный коллапс привёл к срыву экспортных поставок, и просили обеспечить бесперебойную отгрузку.
Конечно, проблемы в этой сфере остаются, и они дали знать о себе в конце прошлого года. По мнению специалистов, имеющегося в Казахстане подвижного состава достаточно для перевозок казахстанского зерна и муки. Вопрос лишь в том, чтобы сами грузоотправители вели вывоз ритмично, а не превращали зерновозы в склады на колесах. Для перевозки урожая прошлого сезона в Казахстане всего было задействовано порядка 9 тыс. вагонов, в том числе 6000 вагонов-зерновозов АО «Астык Транс», крупнейшего оператора зерновозов в стране, а также порядка 2000 вагонов-зерновозов и до 1000 крытых вагонов частных операторов. Дополнительно привлекался парк российского ЗАО «Русагротранс» до 400 зерновозов. Кроме того, вагонную помощь предоставляли железнодорожные администрации стран Средней Азии, Украины и Прибалтики.
Однако сложность состоит в том, что перевозки зерновых грузов носят резко выраженный сезонный характер. Пик отгрузок приходится на период с октября по февраль, а в следующие месяцы объем перевозок снижается, и до 50% парка простаивает. Мотив экспортеров понятен - зерно в этот период стоит дешево, и его продажа приносит хорошую прибыль. Выход в этой ситуации железнодорожники видят - это ритмичная работа всей системы отгрузки, в том числе элеваторов, портов, узловых станций. И главное - уменьшение времени оборота вагонов и зерновозов за счет сокращения простоя. Но вот здесь пока проблема не решена.
Согласно анализу, проведенному «Астык Транс», в октябре 2018 года средневзвешенные простои под погрузкой и выгрузкой составили соответственно: в порту Актау - 6,06 и 3,56 суток; в направлении Грузии - 6,6 и 7,4 суток; в направлении Китая - 7,61 и 8,39 суток при норме 2 суток. На внутриреспубликанском сообщении простои под погрузкой и выгрузкой составили 4,02 и 2,48 суток соответственно при норме 1 сутки.
В целом за месяц из-за нарушения норм было потеряно более 50 000 вагоносуток. В ноябре ситуация не улучшилась: так, оборот вагонов в направлении Узбекистана и через Узбекистан упал на 30%, при том, что перевозки в этом направлении составляют 50% всех экспортных вагоноотправок. Таким образом, за месяц был потерян погрузочный ресурс более чем 110 тысяч вагоносуток. В целом оборот вагонов во внутриказахстанских перевозках составил в 2018 году 17 суток (при нормативе 13), в экспортных перевозках - 26 суток (при нормативе 21).
Анализ выявил основные причины простоя вагонов на хлебоприемных предприятиях, приводящих к сбою ритмичности погрузки. Это несоответствие качественных показателей зерна контрактным требованиям либо отсутствие запланированного объема зерна для отгрузки. Железнодорожниками был принят ряд мер по ускорению оборота вагонов. Однако отставание от нормативов сохраняется. Специалисты отмечают: если решить эти вопросы, то все казахстанское зерно можно будет перевозить еще меньшим парком, чем сейчас.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Суперфуд из Осакаровки 20.04.2019

    Новый вид продукта освоила карагандинская компания «Евразия Инвест ЛТД». Вдобавок к сухому кобыльему молоку Saumal на уникальном заводе в Осакаровском районе начали выпуск и порошка из сублимированного верблюжьего молока Saubota.

  • Бери и делай 20.04.2019

    Государственная программа поддержки и развития бизнеса доказала свою экономическую и социальную эффективность. «Дорожная карта бизнеса-2020» разработана в 2010 году в рамках реализации Послания Первого Президента РК «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана».

  • Школа для успешных 20.04.2019

    Претворить в жизнь интересные идеи и стартапы поможет воскресная бизнес-школа, открытая по инициативе акима города Аскара Идрисова.

  • Сделано в Караганде 18.04.2019

    Десятки предприятий делают ставку на несырьевой экспорт.

     

  • Главные вопросы о кредитах 17.04.2019

    Кредитование – один из самых популярных банковских продуктов в Казахстане. Очень часто банковские займы выручают нас в различных жизненых ситуациях, требующих оперативных финансовых вливаний, будь то покупка нового автомобиля, приобретение туристической путевки или затраты на образование. Но иногда обилие товаров и услуг подталкивает нас на необдуманные покупки, ради которых мы обрастаем долгами. Стоит ли вообще брать кредиты, и что делать, если их нечем отдавать? Эти и другие вопросы мы задали директору филиала Банка ВТБ (Казахстан) в Караганде Дмитрию Боровкову.

  • Выйти из минуса 16.04.2019

    Миллиарды тенге задолжали бюджеты регионов аграриям Казахстана, не выплачивая обещанные субсидии. В частности, долг перед птицеводами Карагандинской области составляет 1 млрд тенге.

  • Легкие деньги 16.04.2019

    «Если на вас всю иностранную одежду забрать, вы будете здесь сидеть голые». Эту реплику Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев адресовал членам Правительства и депутатам Парламента в прошлом году, озвучивая Послание «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». Тогда же была поставлена задача осваивать широкую номенклатуру товаров народного потребления и развивать «экономику простых вещей».

  • В Шахтинске поддерживают МСБ 16.04.2019

    Проект по переработке молока в Шахтинске получил поддержку в рамках Государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020» в первом квартале 2019 года.