15 января 2019 года 963

Экспорт зерна побил рекорды

Автор: Сергей БУЯНОВ

О рекордных показателях экспорта зерна сообщил в последние дни 2018 года вице-премьер-министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев. По данным МСХ РК, в течение прошлого сезона Казахстан отгрузил за границу более 10 млн тонн пшеницы, ячменя и других видов зерновых. Это на 35% больше, чем годом ранее.

Наблюдается устойчивый рост показателей экспорта в традиционных для Казахстана направлениях - в Иран, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Турцию. Динамично растет объем погрузки муки в Афганистан и Китай.
Выйти на новые показатели стране позволила и более чёткая работа транспортных коридоров, прежде всего железнодорожных. Если в 2017 году при пиковой нагрузке (октябрь-ноябрь) ежемесячно отгружалось по 1 млн тонн, то в 2018-м - уже по 1,2 млн. Решить транспортный вопрос позволило более тесное взаимодействие всех заинтересованных сторон, а также развитие инфраструктуры. Напомним, что перед началом сезона массовой жатвы в Караганде прошел круглый стол на площадке региональной палаты предпринимателей «Атамекен», где обсуждались проблемы ускорения как оформления грузов, так и подачи вагонов. Экспортеры вспоминали сезон 2017 года, когда транспортный коллапс привёл к срыву экспортных поставок, и просили обеспечить бесперебойную отгрузку.
Конечно, проблемы в этой сфере остаются, и они дали знать о себе в конце прошлого года. По мнению специалистов, имеющегося в Казахстане подвижного состава достаточно для перевозок казахстанского зерна и муки. Вопрос лишь в том, чтобы сами грузоотправители вели вывоз ритмично, а не превращали зерновозы в склады на колесах. Для перевозки урожая прошлого сезона в Казахстане всего было задействовано порядка 9 тыс. вагонов, в том числе 6000 вагонов-зерновозов АО «Астык Транс», крупнейшего оператора зерновозов в стране, а также порядка 2000 вагонов-зерновозов и до 1000 крытых вагонов частных операторов. Дополнительно привлекался парк российского ЗАО «Русагротранс» до 400 зерновозов. Кроме того, вагонную помощь предоставляли железнодорожные администрации стран Средней Азии, Украины и Прибалтики.
Однако сложность состоит в том, что перевозки зерновых грузов носят резко выраженный сезонный характер. Пик отгрузок приходится на период с октября по февраль, а в следующие месяцы объем перевозок снижается, и до 50% парка простаивает. Мотив экспортеров понятен - зерно в этот период стоит дешево, и его продажа приносит хорошую прибыль. Выход в этой ситуации железнодорожники видят - это ритмичная работа всей системы отгрузки, в том числе элеваторов, портов, узловых станций. И главное - уменьшение времени оборота вагонов и зерновозов за счет сокращения простоя. Но вот здесь пока проблема не решена.
Согласно анализу, проведенному «Астык Транс», в октябре 2018 года средневзвешенные простои под погрузкой и выгрузкой составили соответственно: в порту Актау - 6,06 и 3,56 суток; в направлении Грузии - 6,6 и 7,4 суток; в направлении Китая - 7,61 и 8,39 суток при норме 2 суток. На внутриреспубликанском сообщении простои под погрузкой и выгрузкой составили 4,02 и 2,48 суток соответственно при норме 1 сутки.
В целом за месяц из-за нарушения норм было потеряно более 50 000 вагоносуток. В ноябре ситуация не улучшилась: так, оборот вагонов в направлении Узбекистана и через Узбекистан упал на 30%, при том, что перевозки в этом направлении составляют 50% всех экспортных вагоноотправок. Таким образом, за месяц был потерян погрузочный ресурс более чем 110 тысяч вагоносуток. В целом оборот вагонов во внутриказахстанских перевозках составил в 2018 году 17 суток (при нормативе 13), в экспортных перевозках - 26 суток (при нормативе 21).
Анализ выявил основные причины простоя вагонов на хлебоприемных предприятиях, приводящих к сбою ритмичности погрузки. Это несоответствие качественных показателей зерна контрактным требованиям либо отсутствие запланированного объема зерна для отгрузки. Железнодорожниками был принят ряд мер по ускорению оборота вагонов. Однако отставание от нормативов сохраняется. Специалисты отмечают: если решить эти вопросы, то все казахстанское зерно можно будет перевозить еще меньшим парком, чем сейчас.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Высокие ставки 22.08.2019

    Обсудить вопросы развития, рассказать о перспективах соберутся более 1 тысячи руководителей казахстанских и зарубежных предприятий на VII форуме машиностроителей в Нур-Султане. Основная тема - модернизация отрасли в условиях четвертой промышленной революции. Карагандинская область также представит свою делегацию, одну из самых многочисленных.

  • Вызов для селекционеров 22.08.2019

    Традиционный День поля, каждый аграрный сезон проходящий в канун начала жатвы, в нынешнем году состоялся на полях Карагандинской сельскохозяйственной опытной станции имени Александра Христенко. Темой обсуждения стали преимущества отечественных и зарубежных сортов зерновых культур, а также достоинства различных видов агрохимии.

  • Жаркая страда 20.08.2019

    Уборка зерновых культур начинается в сельских районах. В силу экстремально засушливой погоды созрели посевы немного раньше нормативного срока, и крестьяне рассчитывают завершить основной объем полевых работ уже к середине сентября. Конечно, если не подведет природа.

  • От Норильска до Кубы 20.08.2019

    Системами управления Карагандинского турбомеханического завода оснащены турбины не только казахстанских станций, но и промышленных гигантов ближнего зарубежья.

  • Марганцевый сплав 20.08.2019

    Около 500 тысяч тонн руды добывается только на месторождении «Тур». Имеющее большое значение в промышленности полезное ископаемое отправляется на Аксуский завод ферросплавов.

  • Стряхнули угольную пыль 17.08.2019

    Что делать, если предприятие модернизируется и начинает работать по современным технологиям, а местные вузы и колледжи еще не «раскачались» и продолжают обучать студентов по устаревшей системе? На первое время можно пригласить преподавателей из-за рубежа, которые подготовят инженеров и рабочих. А потом? Остается только открывать кафедру в вузе и предлагать профессорам свою помощь. Именно такой выход из сложившейся непростой ситуации нашло руководство ТОО «Мэйкер».

  • Куда полетим? 17.08.2019

    О том, что в Казахстане начинает работать бюджетная авиакомпания (подразделение «Эйр Астана»), стало известно в марте этого года, когда лоукостер FlyArystan в конце марта открыл продажу билетов.

  • Работа ждет всех 17.08.2019

    Ускорить сроки выполнения задач, связанных с реализацией направлений госпрограммы «Еңбек», поручил аким Приозерска Кайрат Камзин.