15 января 2019 года 534

Экспорт зерна побил рекорды

Автор: Сергей БУЯНОВ

О рекордных показателях экспорта зерна сообщил в последние дни 2018 года вице-премьер-министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев. По данным МСХ РК, в течение прошлого сезона Казахстан отгрузил за границу более 10 млн тонн пшеницы, ячменя и других видов зерновых. Это на 35% больше, чем годом ранее.

Наблюдается устойчивый рост показателей экспорта в традиционных для Казахстана направлениях - в Иран, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Турцию. Динамично растет объем погрузки муки в Афганистан и Китай.
Выйти на новые показатели стране позволила и более чёткая работа транспортных коридоров, прежде всего железнодорожных. Если в 2017 году при пиковой нагрузке (октябрь-ноябрь) ежемесячно отгружалось по 1 млн тонн, то в 2018-м - уже по 1,2 млн. Решить транспортный вопрос позволило более тесное взаимодействие всех заинтересованных сторон, а также развитие инфраструктуры. Напомним, что перед началом сезона массовой жатвы в Караганде прошел круглый стол на площадке региональной палаты предпринимателей «Атамекен», где обсуждались проблемы ускорения как оформления грузов, так и подачи вагонов. Экспортеры вспоминали сезон 2017 года, когда транспортный коллапс привёл к срыву экспортных поставок, и просили обеспечить бесперебойную отгрузку.
Конечно, проблемы в этой сфере остаются, и они дали знать о себе в конце прошлого года. По мнению специалистов, имеющегося в Казахстане подвижного состава достаточно для перевозок казахстанского зерна и муки. Вопрос лишь в том, чтобы сами грузоотправители вели вывоз ритмично, а не превращали зерновозы в склады на колесах. Для перевозки урожая прошлого сезона в Казахстане всего было задействовано порядка 9 тыс. вагонов, в том числе 6000 вагонов-зерновозов АО «Астык Транс», крупнейшего оператора зерновозов в стране, а также порядка 2000 вагонов-зерновозов и до 1000 крытых вагонов частных операторов. Дополнительно привлекался парк российского ЗАО «Русагротранс» до 400 зерновозов. Кроме того, вагонную помощь предоставляли железнодорожные администрации стран Средней Азии, Украины и Прибалтики.
Однако сложность состоит в том, что перевозки зерновых грузов носят резко выраженный сезонный характер. Пик отгрузок приходится на период с октября по февраль, а в следующие месяцы объем перевозок снижается, и до 50% парка простаивает. Мотив экспортеров понятен - зерно в этот период стоит дешево, и его продажа приносит хорошую прибыль. Выход в этой ситуации железнодорожники видят - это ритмичная работа всей системы отгрузки, в том числе элеваторов, портов, узловых станций. И главное - уменьшение времени оборота вагонов и зерновозов за счет сокращения простоя. Но вот здесь пока проблема не решена.
Согласно анализу, проведенному «Астык Транс», в октябре 2018 года средневзвешенные простои под погрузкой и выгрузкой составили соответственно: в порту Актау - 6,06 и 3,56 суток; в направлении Грузии - 6,6 и 7,4 суток; в направлении Китая - 7,61 и 8,39 суток при норме 2 суток. На внутриреспубликанском сообщении простои под погрузкой и выгрузкой составили 4,02 и 2,48 суток соответственно при норме 1 сутки.
В целом за месяц из-за нарушения норм было потеряно более 50 000 вагоносуток. В ноябре ситуация не улучшилась: так, оборот вагонов в направлении Узбекистана и через Узбекистан упал на 30%, при том, что перевозки в этом направлении составляют 50% всех экспортных вагоноотправок. Таким образом, за месяц был потерян погрузочный ресурс более чем 110 тысяч вагоносуток. В целом оборот вагонов во внутриказахстанских перевозках составил в 2018 году 17 суток (при нормативе 13), в экспортных перевозках - 26 суток (при нормативе 21).
Анализ выявил основные причины простоя вагонов на хлебоприемных предприятиях, приводящих к сбою ритмичности погрузки. Это несоответствие качественных показателей зерна контрактным требованиям либо отсутствие запланированного объема зерна для отгрузки. Железнодорожниками был принят ряд мер по ускорению оборота вагонов. Однако отставание от нормативов сохраняется. Специалисты отмечают: если решить эти вопросы, то все казахстанское зерно можно будет перевозить еще меньшим парком, чем сейчас.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Кто берет билетов пачку? 14.02.2019

    «Так больше продолжаться не может!» - заявил председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев на совещании в Астане, где были оглашены результаты совместной работы с АО «Пассажирские перевозки».

  • Как корабль назовешь 14.02.2019

    Непривлекательная упаковка, неподходящее для продукции название, незнание своей целевой аудитории, игнорирование принципов и законов маркетинга в целом могут быть губительны для бизнеса.

  • Счастливый шанс от «Бастау» 14.02.2019

    Наша область является лидером по реализации проекта «Бастау». По данным региональной палаты предпринимателей, каждый третий выпускник смог открыть свое дело.

  • Каражалу - воду 14.02.2019

    В Каражале продолжится реконструкция водовода, который обеспечит жителей качественной питьевой водой. Об этом на отчетной встрече сообщил аким города Тлектес Досаев.

  • Как «расшифровать» Еврокоды 12.02.2019

    Анализ деятельности акиматов по разработке, утверждению и реализации градостроительных документов предусмотрен Дорожной картой, разработанной на текущий год в рамках сотрудничества Комитета строительства и ЖКХ президиума НПП РК «Атамекен» с Генеральной прокуратурой.

  • Куда сдать аппарат? 12.02.2019

    Для безболезненного перехода на обязательное применение онлайн-ККМ (контрольно-кассовая машина) и компенсации расходов, которые понесут бизнесмены при их приобретении в 2019 году, НПП «Атамекен» инициировала законодательно предусмотреть стимулирующие меры, сообщила пресс-служба НПП РК «Атамекен».

  • Сертификат на миллион 09.02.2019

    В регионе продолжается реализация Государственной программы «7-20-25». 

  • Схема с тремя неизвестными 09.02.2019

    Бизнес-сообщество области очень хочет знать название трех компаний и подробности их судебных процессов по признанию сделок недействительными.