05 января 2019 года 1376

Столица Великой степи

Автор: Анна СТРОКОВА

Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

Фильм, снятый киностудией «Казахфильм» и кинокомпанией «Sataifilm» по заказу Министерства культуры и спорта РК, уже завершил свой прокат в наших кинотеатрах. «Путь Лидера. Астана» - шестая часть киноэпопеи, а предыдущие - «Небо моего детства», «Огненная река», «Железная гора», «Разрывая замкнутый круг» и «Так сложились звезды» - имели огромный успех у отечественного зрителя.
В своих интервью Акан Сатаев признавался: для него и съемочной команды было большой честью работать над таким проектом.
- Наш фильм рассчитан на широкую зрительскую аудиторию, - уточнял режиссер. - Думаю, он будет одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. Наша картина - историческая, и люди, которых мы показываем в фильме, живые свидетели и участники важных для страны событий.
Напомним, что в основу «Путь Лидера. Астана» легла история строительства столицы Казахстана. Повествование берет начало в июле 1994 года, когда в нелегкие времена экономического кризиса и политической нестабильности Нурсултан Назарбаев выдвигает предложение перенести столицу из Алматы в Акмолу. Несмотря на все риски и противоречивые мнения, критику скептиков и финансовые трудности, перенос все-таки начали. А 10 июня 1998 года состоялась масштабная международная презентация Астаны.
Сценарий ленты «Путь Лидера. Астана» написали Адильбек Джаксыбеков и Тимур Жаксылыков. Образ Главы государства воплотил актер театра и кино Мурат Ахманов. Кроме него в фильме снимались Еркебулан Даиров, Жан Байжанбаев, Азамат Сатыбалды и другие известные казахстанские актеры. Специально для «Пути Лидера. Астана» в нашу страну пригласили британского гримера, обладателя премии «Оскар» Марка Кольера, а к съемкам привлекли консультантов из Канцелярии Президента, Службы протокола и спецохраны Главы государства - подход к работе был серьезный.
В фильме четко показаны ключевые моменты истории - в том числе создание Конституции, разделение Парламента на верхнюю и нижнюю палаты, выбор имени для новой столицы и поиск ее символа - «Байтерека», эскизы которого Президент делал сам.
Здесь, как и в других проектах Сатаева, повествование ведет рассказчик, сопровождая комментариями большинство сцен картины. Зрителю демонстрируются документальные кадры и сводки новостей того времени, блиц-опрос о переносе столицы по телевидению, отражающий остроту ситуации: кто-то из народа против, а кто-то просто не понимает, зачем это нужно.
Да, Глава государства верил, что в далеком 1994-м Правительство поддержит его идею, но первую реакцию на эти слова в фильме отражают реплики: «В разгар кризиса?!», «Какой смысл? Там только пыльные бури!» и шутка одного из чиновников: «Все бы хорошо, да только у меня теща в Акмоле живет...» Одни Президента поддерживают, другие уходят в оппозицию. Наконец, Сара Назарбаева просит мужа отложить перенос, но ответом супруга становится: «Это моя судьба».
Для Елбасы сложности - это возможности: «С нуля начинать удобнее», - говорит он, добавляя, что «надо верить - тогда все получится», и просит Правительство «готовить жен к переезду». Всегда при нем журналисты и операторы, основная концентрация сюжета здесь - на работе Президента, а не на его личной жизни.
Если Рустем Абдрашев преследовал мягкую, неторопливую подачу киноэпопеи «Путь Лидера», Сергей Снежкин - более приземленную, то краткость - сестра таланта Акана Сатаева: фильм длится полтора часа. Диалоги здесь недлинные - Глава государства делится мудрыми вещами и воодушевляющими речами о новой столице, вновь призывая верить в мечту, а именно к ней он и шел.
Музыка в картине преимущественно инструментальная: где-то она обладает эпической окраской, где-то - даже грустной, дополняя повествование, а драматические сцены сменяются жизнеутверждающими кадрами строительства будущей Астаны.
В итоге Глава государства заглядывает в гости к новоселам столицы. Финал - радостный: Астану построили, озеленили. Столицу Казахстана сегодня знает весь мир.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Органная терапия 23.07.2019

    Массу приятных эмоций подарил горожанам солист Харьковской областной филармонии органист Станислав Калинин. В репертуаре музыканта прозвучали произведения известных немецких и французских композиторов ХVIII-XIX веков.

  • С гитарой по жизни 16.07.2019

    Мероприятие поддержали акимат и культурно-досуговый центр. Именно по примеру московского Арбата хотят обустроить центральную улицу города Мәнгілік Ел местные власти.

  • Все цвета лета 13.07.2019

    Казахские аулы, русские деревни, романтические и ностальгические пейзажи в изображении художников стран СНГ представлены на выставке под названием «Краски флоры».

  • Шедевры из депо 13.07.2019

    Творческие работы - поделки, картины из бус, национальные головные уборы, созданные руками сотрудницы эксплутационного локомотивного депо Ирины Косухиной, пользуются успехом на всех выставках, где она участвует.

  • Звездный финал 11.07.2019

    Гала-концертом завершился 46-й театральный сезон. Программа была насыщена сценами и дуэтами из оперетт и мюзиклов, которые хорошо знакомы и любимы зрителями.

  • Волшебный оазис 06.07.2019

    Из всех времен года фотограф Агибай Аяпбергенов любит именно то, когда деревья покрываются золотом и багрянцем, а воды величественно текущего Ишима приобретают свинцовый оттенок. В эти дни главный город страны особенно прекрасен, говорит он. 

  • Джоконды с высоким EQ 04.07.2019

    Чарующие образы женщин были представлены на фотовыставке под названием «Горожанки». В роли моделей выступили обычные представительницы прекрасного пола различных профессий и возрастов.

  • Сцены бурные и азартные 04.07.2019

    Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» со сложными эмоциональными переплетениями поставлена американским режиссером Джоном Блонделлом в современной интерпретации. Этой пьесой в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского был закрыт 88-й театральный сезон.