13 декабря 2018 года 996

Статус образования

Автор: Анна СТРОКОВА

В январе этого года в Казахстане создали республиканский учебно-методический совет, чтобы координировать методологическое обеспечение в сфере среднего образования. В него входят все регионы, в которых есть методические центры, а встречи проводятся регулярно. На днях одна из них прошла в Караганде: здесь обсудили не только развитие методической службы, но и будущий законопроект «О статусе педагога».

Впрочем, обсуждение законопроекта «О статусе педагога» стало кульминационным моментом заседания республиканского учебно-методического совета (РУМС) в карагандинском Доме дружбы: этот вопрос подняла директор Центра координации методологического обеспечения содержания среднего образования Национальной академии им. Ы. Алтынсарина Карлыгаш Кудабаева. Концепция его, по сути, уже есть - осталось его доработать и собрать все предложения.
- Закон должен выйти в следующем году, а в рабочие группы входят не только педагоги, но и юристы, ветераны образования, представители департамента дошкольного и среднего образования, профсоюзных комитетов, - уточнила Карлыгаш Кудабаева. - У нас уже есть 800 предложений со всех концов республики, собранных в 21 статье шести глав: там отражены общие положения, права педагога, его обязанности и ответственность, разъясняется понятие переподготовки и квалификации педагога.
Что еще войдет в проект закона? Пункты о повышении заработной платы, защите прав педагогов от несвойственных функций, непредвиденных проверок, обеспечении жильем, уменьшении нагрузки. Обещают затронуть и учет стажа при выходе на пенсию. В ходе обсуждений, продолжила Карлыгаш Есимовна, возникают спорные моменты: сколько лет стажа достаточно для выхода на пенсию - 30 или 35? Пока сошлись на 35-ти, но ситуации могут быть разные. Стаж должен быть непрерывный или нет? Тут мнения разошлись: засчитывать ли декретный отпуск или другие обстоятельства - например, те же 90-е, когда учителя уходили из школ, а потом снова возвращались?
- Обеспечение жильем и льготами тоже остается одним из острых вопросов, в том числе для начинающих педагогов, и особенно - на селе, - продолжила Карлыгаш Кудабаева. - Нередко педагогов принудительно привлекают к массовым мероприятиям: эту практику тоже надо исключить, а принуждающих - штрафовать.
В закон войдут и такие пункты, как профессиональный стандарт педагога и наставничество. Молодые учителя, проработав месяц-два в школе, нередко уходят - а мы тогда говорим, что в профессию попали случайные люди. Возможно, человек осознанно пришел на работу, но ему сложно адаптироваться в среде - нужен наставник. Последним, кстати, в таком случае положена доплата. Все это пока существует на уровне предложений, но в МОН РК к ним прислушиваются, а потому сведения продолжат собирать на подобных встречах по всей республике.
В условиях обновленного содержания образования работы, помимо создания законопроекта, предстоит много, и в этом плане методические кабинеты становятся связующим звеном между учителями и ведомствами, ведя разъяснительную работу. Но далеко не вся информация доходит до регионов в должном виде, отметил на РУМС Жанбол Жилбаев, президент Национальной академии им. Ы. Алтынсарина при Министерстве образования и науки. У учителей все еще много вопросов, а потому решено провести заседания РУМС во всех регионах страны. «Мы хотим вооружить всю педагогическую общественность знаниями, которыми владеем сами», - отметил Ж. Жилбаев.
Заседание РУМС собрало вместе руководителей и заведующих методическими кабинетами. Организовали встречу Департамент дошкольного и среднего образования МОН РК, Национальная академия образования (НАО) им. Ы. Алтынсарина, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ), управление образования Карагандинской области и областной учебно-методический центр развития образования (УМЦ РО). В ходе двухдневной встречи ее участники ознакомились с работой школы-лицея № 101, детского сада «Балақай» и технико-строительного колледжа, а также самого УМЦ. Заседание в Караганде проводилось не только с целью сотрудничества и демонстрации наших успехов: здесь вновь коснулись темы новшеств системы образования, и первая школа, мысль о которой возникает сразу, - это НИШ.
- Мы продолжаем курсовую поддержку для педагогов, в стране по обновленным программам НИШ обучились 75 тысяч учителей 3, 6 и 8 классов, - сообщила заместитель директора Центра педагогического мастерства АОО «НИШ» Шолпан Каринова. - Следующими на «обновленку» перейдут 4, 9, 10 классы - для педагогов проведут курсы. Начнется повышение квалификации и для школьных психологов, большое внимание уделяется воспитателям дошкольных учреждений. Совместно с Кембриджем для них созданы две программы - для средних звеньев и предшкольной подготовки. Сейчас они находятся на утверждении в МОН РК.
Содействуют в НИШ и профориентационной работе в школах, которую советуют начинать уже в 7 классе. Однако главным элементом в уроках, заключила Шолпан Каринова, остаются профессионализм и творческий подход педагога.
Обсудили на заседании и особенности типовых учебных планов (ТУП) - школ, которые вошли в этот проект, немного, а самих ТУПов разработано порядка 90. Старший научный сотрудник НАО им. Ы. Алтынсарина Алма Мухамеджанова подчеркнула: новые планы для отдельных категорий учеников разработаны впервые, а построены они удобно. Сейчас ТУПы есть для вечерних школ, для учащихся вне организаций образования и для тех, кто учится на дому.
- Для вечерних школ типовые планы использовались и раньше, но теперь в них вошли иностранный язык и самопознание, - поделилась Алма Каиркеновна. - Для ребят 7-11 классов это очная форма, для 9-11 классов - заочная. Есть и планы индивидуальных занятий для 1-6 классов, тоже относящиеся к заочной форме: разработаны они для детей, которые по определенным обстоятельствам не могут посещать школу. Если ребята находятся, например, на санаторном лечении, для них создают уже другой план.
ТУП для обучения на дому предполагает, продолжила Алма Мухамеджанова, что дети могут один или два года учиться дома, но необходимо предоставить справку ПМПК, определяющую срок обучения. Здесь к урокам добавились часы: для 1-4 классов раньше отводилось 8 часов обучения, в этом году их уже 12,5. Для 5-9 классов часы обучения могут варьироваться от 17 до 19, для 10-11 отводится до 20 часов.
Хватает ли педагогов, готовых работать по таким учебным планам? Дети всегда прикреплены к школе, подчеркнула Алма Мухамеджанова, поэтому их обучают школьные педагоги, а если это санаторное лечение, учителей должны предоставлять образовательные центры при санаториях. Иными словами, без учебы никто не останется.

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Когда в окна задувает... 14.02.2019

    Случайно ли в областной специализированной школе-интернате для детей с нарушением зрения разразился скандал, ославивший регион на всю республику? Вопрос риторический. Если не решать проблемы вовремя, предпочитая их замалчивать, рано или поздно они увеличатся в масштабах. Шила в мешке не утаишь.

  • Рожденный для народа 14.02.2019

    Обогащать духовный мир детей - главная задача библиотекарей. Под этим девизом в библиотеке филиала № 2 по обслуживанию юношества провели вечер-портрет, посвященный 205-летию Саурык батыра, с участием ребят из общеобразовательной школы № 30.

  • База для дискуссий 12.02.2019

    В Карагандинской специализированной школе-интернате «Мурагер» открыли первый в области учебный коворкинг-центр. Это произошло в рамках Года молодежи.

  • Искусство спора 07.02.2019

    В областном турнире участвовали победители районных и городских этапов, а также ребята из специализированных школ-интернатов. Всего было представлено 38 команд дебатеров (более 100 участников), из которых 18 соревновались в русской и 20 - в казахской лиге.

  • Все о роботах 05.02.2019

    В Карагандинской области стартовали региональные соревнования по робототехнике.

  • Игра вкусов 26.01.2019

    В лабораториях Карагандинского колледжа питания и сервиса аппетитно пахло мясом: участники ежегодного конкурса профессионального мастерства «Игра вкусов» выполняют индивидуальные задания. За разделочными столами и плитами лишь одна девушка: среди будущих поваров, говорят преподаватели, все больше юношей.

  • Просто космос 24.01.2019

    В Караганду третий год подряд по приглашению Назарбаев Интеллектуальной школы приезжают студенты Массачусетского технологического института по программе «MISTI- Казахстан. Глобальные обучающие лаборатории».

  • Триумф медалистов 22.01.2019

    Настоящим прорывом в олимпиадном движении Балхаша стнет наступивший 2019-й, объявленный в Казахстане Годом молодежи. В честь этого в актовом зале Дворца школьников прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Республиканской предметной олимпиады.