29 ноября 2018 года 250

Школа с видом на завод

Автор: Людмила ЗАЙЦЕВА

С 1 января 2019 года профессиональные колледжи с дуальной системой обучения переведут на подушевое финансирование, в рамках которого будет пересмотрена оплата наставникам за каждого обучаемого.

Какие еще ожидаются изменения в данной форме образования, только ли в оплате дело - обсуждалось на республиканском круглом столе в Караганде с участием заместителя директора департамента развития человеческого капитала НПП РК «Атамекен» Лязат Шонаевой, заместителя директора департамента развития системы государственного финансирования образования АО «Финансовый центр» Айнур Кадесовой, заместителя директора департамента технического и профессионального образования МОН РК Ерната Жунусова.
Выпускники казахстанских колледжей весьма смутно представляют себе выбранную профессию и не идут работать на предприятия, а последние не горят желанием принимать в штат новоявленных специалистов, которые на самом деле таковыми не являются. Уже даже дружба и устоявшиеся связи директоров заводов с руководством учебных заведений работает против экономической целесообразности. Примут, к примеру, на практику нескольких учеников, а они в это время вовсе не нужны на производстве. А так быть не должно, не зря же учебные планы сейчас сделали гибкими. Это значит, предприятие и колледж должны вместе решить, когда ученики остаются за партами, а когда идут на практику.
Впрочем, задолго до практики молодой человек должен быть нацелен на профессию. Не секрет, что зачастую родители выбирают, куда дальше идти учиться их дочери или сыну. Подталкивают к решению и педагоги школы, которым не терпится распрощаться с не слишком перспективными учениками, которые могут испортить показатели перед ЕНТ. Вот и вся профориентация…
Нацеленность на профессию - вот что должно стать стержнем дуального образования. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил взять за основу немецкую модель. В ней главное отличие в том, что школьник сначала выбирает предприятие, а уже потом профессию. Что значит выбрать предприятие? В Германии родители вместе со своими детьми-подростками много времени проводят за изучением сайтов заводов и фабрик, выбирая тот, что может заинтересовать и позже определиться с выбором профессии. Затем один день в неделю ученик школы проводит на этом предприятии.
Одним словом, там ищут предприятие, у нас - колледж, констатировала Лязат Шонаева. Эти приоритеты следует поменять.
Еще одной проблемой Л. Шонаева называет непрофессионализм преподавателей, большая часть которых никогда не была на производстве. Поэтому бизнес поставил перед Министерством образования и науки вопрос о наставничестве и оплате за практическое обучение студентов.
Также предприниматели посетовали на то, что по трехстороннему договору им приходится набирать определенное количество студентов. На каждого из них приходятся финансовые затраты, так как студенты используют много расходного материала, превращая его в брак. Никто эти убытки не возмещает. Поэтому не секрет, что многим практикантам просто говорят: мы тебя берем, но только ничего тут не трогай.
К примеру, ТОО «Швейная фабрика «Фортуна», которое сотрудничает с колледжами по трехстороннему договору, тоже сталкивается с проблемой, когда приходится обучать студентов, нести определенные расходы, но после окончания колледжа эти ребята не остаются в профессии. По словам директора учебного центра предприятия Ольги Жаналиевой, в настоящее время на фабрике проходят обучение 10 человек, работать останется меньше половины, остальные уйдут в другую профессию. Однако производственники скреплены договором на несколько лет, при этом никто нам не будет возмещать убытки, которые они несут во время обучения плохо подготовленных учащихся колледжа.
Может быть, помогут наставники? На совещании говорилось, что им будут платить из бюджета порядка 8 тысяч тенге в месяц за каждого учащегося. Сумма пока неточная, еще прорабатывается, возможно, наставник будет получать оплату в зависимости от сложности производственного обучения. Главное для нас сегодня - это решить кому платить: предприятию или непосредственно наставнику, говорит заместитель директора департамента развития системы государственного финансирования образования АО «Финансовый центр» Айнур Кадесова.
На институте наставничества в первую очередь настаивают руководители колледжей, которые отчасти признают проблему.
- Мы признаем, что теория знаний, которые мы даем, не всегда соответствует потребностям сегодняшнего бизнеса. В таком случае и предпринимателям стоит нам помочь в виде организации специальных учебных классов или тренировочных зон, - внесла предложение директор центра обучения и развития персонала АО «АгромашХолдинг» и ТОО «СарыаркаАвтоПром» Людмила Олкинян.
Следует отметить, что по инициативе Нацпалаты «Атамекен» организована Школа наставничества. В Карагандинской области по этой программе прошли обучение и сертифицированы 130 наставников от 24 предприятий. Палата оказывает консультационную и методическую помощь наставникам.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Профессия - фермер 08.12.2018

    Чтобы привлечь больше студентов и повысить престиж рабочих профессий, в Каркаралинском сельскохозяйственном колледже имени М. Адекенова намерены пересмотреть подход к образовательному процессу.

  • Учиться легко 08.12.2018

    Сейчас много говорят об ускоренном обучении, особенно языкам. Конечно, такие тенденции зависят от реалий: в случае с новым начертанием казахского языка, к которому сейчас идет адаптация, важно прийти к цели в сжатые сроки. Как мотивировать человека, чтобы он не забыл все, что выучил и запомнил? Как быть, если принцип - «язык может выучить каждый» не работает на всех?

  • На трех языках 06.12.2018

    Областная научно-практическая конференция «Полиязычие - путь интеграции в мировое сообщество как потенциал интеллектуальной нации» прошла в Саранском гуманитарно-техническом колледже.

  • Визуальная тренировка 06.12.2018

    Чтобы чему-то научиться или привыкнуть к новому, надо, как поется в песне, «подкачаться». В стремлении адаптировать население и молодежь к латинской графике управление по развитию языков и ресурсный языковой центр при нем всячески стараются способствовать запоминанию людьми нового алфавита.

  • Будущее начинается в саду 29.11.2018

    В Балхаше состоялся форум педагогических работников «Роль дошкольных учреждений в формировании человеческого капитала» в свете требований октябрьского Послания Президента Республики Казахстан.

  • Старые новые буквы 29.11.2018

    Общенародный диктант, прошедший недавно по всему Казахстану, ставил целью адаптировать население к новому начертанию казахского языка. Это не последний шаг: все еще продолжаются обсуждения и заседания круглого стола, одно из которых прошло в специализированной школе-интернате им. Н. Нурмакова.

  • На пользу всем и каждому 29.11.2018

    Одним из ключевых направлений работы организаций образования области являются противодействие коррупции и антикоррупционное воспитание подрастающего поколения.

  • Сам себе технарь 22.11.2018

    «Что вы делаете, чтобы зайти в интернет?», - спрашивает меня сотрудник учебно-методического центра развития образования Айнур Ибраева. Я отвечаю, что включаю браузер. «А вы знаете, как он работает?». Об этом я не задумываюсь. Преподаватели школ и колледжей, прошедшие курсы по основам сетевых технологий, говорит моя собеседница, знают и могут создать собственный браузер. И не только это.