29 ноября 2018 года 1833

Школа с видом на завод

Автор: Людмила ЗАЙЦЕВА

С 1 января 2019 года профессиональные колледжи с дуальной системой обучения переведут на подушевое финансирование, в рамках которого будет пересмотрена оплата наставникам за каждого обучаемого.

Какие еще ожидаются изменения в данной форме образования, только ли в оплате дело - обсуждалось на республиканском круглом столе в Караганде с участием заместителя директора департамента развития человеческого капитала НПП РК «Атамекен» Лязат Шонаевой, заместителя директора департамента развития системы государственного финансирования образования АО «Финансовый центр» Айнур Кадесовой, заместителя директора департамента технического и профессионального образования МОН РК Ерната Жунусова.
Выпускники казахстанских колледжей весьма смутно представляют себе выбранную профессию и не идут работать на предприятия, а последние не горят желанием принимать в штат новоявленных специалистов, которые на самом деле таковыми не являются. Уже даже дружба и устоявшиеся связи директоров заводов с руководством учебных заведений работает против экономической целесообразности. Примут, к примеру, на практику нескольких учеников, а они в это время вовсе не нужны на производстве. А так быть не должно, не зря же учебные планы сейчас сделали гибкими. Это значит, предприятие и колледж должны вместе решить, когда ученики остаются за партами, а когда идут на практику.
Впрочем, задолго до практики молодой человек должен быть нацелен на профессию. Не секрет, что зачастую родители выбирают, куда дальше идти учиться их дочери или сыну. Подталкивают к решению и педагоги школы, которым не терпится распрощаться с не слишком перспективными учениками, которые могут испортить показатели перед ЕНТ. Вот и вся профориентация…
Нацеленность на профессию - вот что должно стать стержнем дуального образования. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил взять за основу немецкую модель. В ней главное отличие в том, что школьник сначала выбирает предприятие, а уже потом профессию. Что значит выбрать предприятие? В Германии родители вместе со своими детьми-подростками много времени проводят за изучением сайтов заводов и фабрик, выбирая тот, что может заинтересовать и позже определиться с выбором профессии. Затем один день в неделю ученик школы проводит на этом предприятии.
Одним словом, там ищут предприятие, у нас - колледж, констатировала Лязат Шонаева. Эти приоритеты следует поменять.
Еще одной проблемой Л. Шонаева называет непрофессионализм преподавателей, большая часть которых никогда не была на производстве. Поэтому бизнес поставил перед Министерством образования и науки вопрос о наставничестве и оплате за практическое обучение студентов.
Также предприниматели посетовали на то, что по трехстороннему договору им приходится набирать определенное количество студентов. На каждого из них приходятся финансовые затраты, так как студенты используют много расходного материала, превращая его в брак. Никто эти убытки не возмещает. Поэтому не секрет, что многим практикантам просто говорят: мы тебя берем, но только ничего тут не трогай.
К примеру, ТОО «Швейная фабрика «Фортуна», которое сотрудничает с колледжами по трехстороннему договору, тоже сталкивается с проблемой, когда приходится обучать студентов, нести определенные расходы, но после окончания колледжа эти ребята не остаются в профессии. По словам директора учебного центра предприятия Ольги Жаналиевой, в настоящее время на фабрике проходят обучение 10 человек, работать останется меньше половины, остальные уйдут в другую профессию. Однако производственники скреплены договором на несколько лет, при этом никто нам не будет возмещать убытки, которые они несут во время обучения плохо подготовленных учащихся колледжа.
Может быть, помогут наставники? На совещании говорилось, что им будут платить из бюджета порядка 8 тысяч тенге в месяц за каждого учащегося. Сумма пока неточная, еще прорабатывается, возможно, наставник будет получать оплату в зависимости от сложности производственного обучения. Главное для нас сегодня - это решить кому платить: предприятию или непосредственно наставнику, говорит заместитель директора департамента развития системы государственного финансирования образования АО «Финансовый центр» Айнур Кадесова.
На институте наставничества в первую очередь настаивают руководители колледжей, которые отчасти признают проблему.
- Мы признаем, что теория знаний, которые мы даем, не всегда соответствует потребностям сегодняшнего бизнеса. В таком случае и предпринимателям стоит нам помочь в виде организации специальных учебных классов или тренировочных зон, - внесла предложение директор центра обучения и развития персонала АО «АгромашХолдинг» и ТОО «СарыаркаАвтоПром» Людмила Олкинян.
Следует отметить, что по инициативе Нацпалаты «Атамекен» организована Школа наставничества. В Карагандинской области по этой программе прошли обучение и сертифицированы 130 наставников от 24 предприятий. Палата оказывает консультационную и методическую помощь наставникам.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Экзамен не пройден 15.08.2019

    За несколько дней, что длилось комплексное тестирование абитуриентов в магистратуру, установлено четыре факта подмены, изъято 472 мобильных телефона, 8 шпаргалок и два калькулятора. Эти нарушения выявили наблюдатели, следившие за процессом в КарГУ и КарГТУ.

  • Ляпы в книге 10.08.2019

    Ошибки в школьных учебниках обнаружил главный педагог страны Асхат Аймагамбетов.

  • Исключить угрозу 10.08.2019

    Семинар по повышению квалификации теологов и религиоведов прошел в Доме дружбы. Спикером на встрече выступил директор республиканского образовательного центра «Білім», эксперт-политолог информационно-разъяснительной группы Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития Руслан Иржанов.

  • Точка опоры 08.08.2019

    Качество знаний в селе и городе - нередко две большие разницы. Дети из глубинки зачастую уступают по уровню знаний своим городским сверстникам. В этой связи управление образования проводит большую работу по сохранению и развитию сети сельских учебных заведений.

  • Познавательные дни 06.08.2019

    В июле более 800 детей посетили детскую библиотеку имени Абая, где сотрудники организовали специальные занятия.

  • Хочу за парту! 03.08.2019

    Там их настроят к предстоящей учебе и ознакомят с предметами, которые будут постигать уже через месяц.

  • Профессии будущего 30.07.2019

    Цифровым специальностям, востребованным на рынке труда, будут обучать в КарГТУ. Новую программу, отвечающую требованиям «Индустрии 4.0», профессорско-преподавательский состав вуза разработал вместе с руководителями промышленных предприятий.

  • Обновки к школе 25.07.2019

    В первый день осени ученики из малообеспеченных семей отправятся в школу в новой форме и с рюкзаками, наполненными всем необходимым для учебы. По традиции благотворительную помощь ребятам окажут НПО, представители малого и среднего бизнеса, а также неравнодушные горожане.