29 ноября 2018 года 231

Роль длиною в жизнь

Автор: Нина КРАМЕР

Монологом о несыгранных ролях хотел бы начать вечер, посвященный своему 70-летию, заслуженный деятель РК, актер, драматург Кенес Жумабеков. Между тем на счету Кенеса Нарымбаевича около сотни воплощенных образов за 50 лет творческой деятельности в Карагандинском областном драматическом театре имени С. Сейфуллина.

Мысли о творческой профессии появились еще во время учебы в школе в маленьком рыболовецком совхозе Уральской области. Однообразный быт сельских ребятишек тогда разбавила приезжая учительница русского языка. Она организовала драмкружок для школьников. И там юный Кенес стал звездой, ему доверили главную роль в маленькой пьесе, постоянно поручали читать стихи на праздничных мероприятиях.
Окончив семилетку, Кенес Жумабеков продолжил учебу в единственном казахском интернате в Уральске, открытом в 1923 году самим Сакеном Сейфуллиным. Сам актер считает, что это имя стало знаковым в его судьбе. Окончив учебное заведение имени Сакена Сейфуллина, он получит путевку в театр, который впоследствии будет назван в честь этого же великого писателя. Воспоминания об учебе у Кенеса Нарымбаевича самые лучшие.
- В интернате активно была развита самодеятельность: великолепный четырехголосный хор, большой танцевальный коллектив, - вспоминает актер. - Я тогда много танцевал, солировал: молдавский жок, украинский гопак, мексиканский танец, казачок. А уж лезгинка и «Яблочко» были моими козырями. У меня до сих пор хранится отрывок газеты, где рассказывается, как я танцевал партию из балета «Лебединое озеро».
Но судьбоносной, по словам Кенеса Жумабекова, стала для него встреча с известным режиссером и художником Сакеном Гумаровым, выпускником Ленинградского института театра, музыки и кинематографии и ГИТИСа.
Это случилось в 60-х годах прошлого века, когда по всему Казахстану активно организовывались студии телевидения. Сакен Гумаров начал ставить спектакли в прямом эфире на телевидении Уральска. И талантливый старшеклассник по имени Кенес Жумабеков сыграл в них не одну роль, что позволило ему после окончания школы поступить в театральную студию при театре имени М. Ауэзова в Алма-Ате. Оттуда его направили в Караганду, где актер работает по сей день.
Яркие роли в его исполнении хорошо знакомы карагандинскому зрителю. В числе любимых и наиболее удачных, по мнению юбиляра, ролей - Жантык («Козы Корпеш - Баян сулу»), Жапал, («Енлик-Кебек» Мухтара Ауэзова), Ак-жигит («В ночь лунного затмения» М. Карима), Борис Григорьевич («Гроза» А.Н. Островского), Мальколм («Макбет» Уильяма Шекспира), главная роль в спектакле «Король Лир» и, конечно же, роль вождя пролетариата Владимира Ленина, за которую Жумабеков, единственный в своем театре, был удостоен Государственной премии КазССР.
- Я два раза стажировался в Москве, и там судьба свела меня с артистом Юрием Каюровым, который неоднократно исполнял роль Ленина, - вспоминает актер. - Он тогда понаблюдал за мной и сказал, что мне, собственно, не нужно ничего изображать, сильно жестикулировать, что я и так похож. Манеры, походка, типаж - все удачно подходит для этой роли.
Эта роль любима выдающимся актером, несмотря на времена и нравы. Но если бы предложили, он бы не смог ее снова сыграть: не потому, что не хочет, а просто силы уже не те, нет столько энергии, чтобы вложиться в этот образ.
Если бы он не стал в свое время на сцене Лениным, то эта роль осталась бы несыгранной, что всегда является большой раной для актера.
- Обидно сейчас, например, что не смог сыграть Хлестакова в «Ревизоре», - говорит Кенес Нарымбаевич. - Сейчас уже поздно. В мои годы уже Ляпкина-Тяпкина надо играть. Обидно, что не сыграл ни одной роли в спектаклях по произведениям Антона Павловича Чехова. Это же особый мир светского общества, там даже кричать на сцене невозможно. Я бы сейчас с удовольствием сыграл дядю Ваню.
Не жалеет Кенес Жумабеков только о том, что, несмотря на выгодные предложения, не ушел из театра, не оставил его в трудные времена, когда в труппе оставалось всего 9 актеров. Тогда сейфуллинский коллектив мог бы остаться без звания «театр» и стать казахской труппой при театре имени К. Станиславского.
- Остановили меня тогда Рымбала Кенжебалиевна Омарбекова и наши старики, - говорит актер, - которые сказали, что наш театр - это «аманат», наш долг перед его основоположниками.
Актеры старшего поколения, по словам аксакала сцены, были носителями обычаев и традиций казахского народа. Они передавали молодым актерам и особенные манеры казахов, и певучий и красивый степной язык, который во многом отличается от современного.
Разнятся с традиционными и понятия о религии, поэтому и обратились карагандинские власти к другому таланту Кенеса Жумабекова. Как драматург он выступил во многих пьесах театра имени Сакена Сейфуллина. Среди них «Замана неткен тар едің» (специальный приз на республиканском смотре, посвященном 150-летию Абая, 1995 г.), «Қаз дауысты Қазыбек би» и «Комекей аулие», посвященные 350-летию великих мыслителей казахского народа. И, несомненно, одной из самых его любимых работ является спектакль «Адаскандар» о людях, запутавшихся в паутине ложных вероучений. Этот спектакль был показан во многих городах Казахстана. Именно с этой работы, можно сказать, началась волна постановок об экстремизме на казахстанских сценах.
- Конечно, сценарий подвергался цензуре, - говорит Кенес Жумабеков. - Я хотел бы, что бы текст был резче. Сам лично встречался с женщиной, которая бежала с тремя детьми из Сирии, после того как ее муж погиб на этой бессмысленной войне. Эта трагедия не одной семьи, это трагедия целого поколения. Ведь самое страшное - это потерять родину.
Линии темы патриотизма Кенес Жумабеков старается вплетать в каждую свою пьесу. В будущем году он собирается начать работу над постановкой под рабочим названием «Лебеди, не вернувшиеся из песков» о казахстанцах, принявших зарубежное гражданство и покинувших родину.


Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как закалялся характер 01.12.2018

    Мы относимся к молодежи 60-х годов, многие спросят: какая она, в чем ее отличие от молодежи других лет? Безусловно, это люди разных характеров и судеб. Наше детство совпало с лихолетьем Великой Отечественной войны. А юность и профессиональное становление пришлись на период укрепления мощи страны, рождения новой истории. Большая часть молодежи того времени остро ощущала сопричастность своей судьбы с судьбой страны, поэтому мы с энтузиазмом отозвались на комсомольский призыв, приехав на строительство молодого города Темиртау и Казахстанской Магнитки.

  • Надежно сварен шов! 01.12.2018

    В первую минуту знакомства меня поразило его стальное рукопожатие. Правда, и ладонь у него была, что лопата. Да и весь внешний облик большого и сильного человека к такому жесту располагал. И только гораздо позже я узнал настоящую опору этого внешнего.

  • Грани жизни 01.12.2018

    Журналист, писатель и драматург Отен Ахметов в студенчестве занимался греко-римской борьбой и был в сборной университета. Ему прочили невероятную популярность среди дам, но он однолюб и скоро отметит 60-летие совместной жизни с супругой. А пока празднует собственный юбилей: ему исполнилось 80 лет.

     

  • Наследие Баримбека Бейсенова 29.11.2018

    В народе не зря говорят, что человек жив, пока о нем живет память в сердцах людей. В декабре этого года профессору права, генерал-майору юстиции, заслуженному работнику МВД СССР Баримбеку Сарсеновичу Бейсенову исполнилось бы 95 лет, и можно с уверенностью сказать, что теплые воспоминания о нем до сих пор хранят тысячи благодарных учеников. К числу таких людей отношусь и я.

  • Призвание 15.11.2018

    Считается, что чиновник не принадлежит себе: воспринимая его как представителя власти, общество предъявляет к нему высокие требования. Отрадно, что среди государственных служащих немало тех, кто по-настоящему служит интересам страны. Чувство ответственности, любовь к работе и стремление сделать не для себя, а для других - таковы, пожалуй, качества идеального представителя власти. Ими обладает наш герой - Фаниль Гизатуллин, отдавший государственной службе более 30 лет.

  • Материнское счастье Зейнеп апа 10.11.2018

    В жизни не бывает случайных встреч. Каждый человек, с которым сводит нас судьба, имеет свое особое значение. Таким особенным человеком для многих карагандинцев,
    и не только для них, стала Зейнеп Кариевна Нигматулина.
    Женщина, которая прожила долгую и насыщенную жизнь. Но не только долголетием славится этот поистине удивительный человек. А своим искренним и большим сердцем, дарившим тепло всем и особенно тем, кто в нем нуждался. Исключительную доброту, душевность и мудрость Зейнеп Кариевны будут всегда помнить ее дети, внуки, родные и близкие и, конечно же, те, кто имел счастье быть с ней знаком.

  • Богатство в образах 01.11.2018

    Одной из ведущих актрис, мастеру сцены Гульсаре Рашкалиевой исполняется 70 лет. Вот уже более полувека она служит и блистает на сцене Карагандинского областного драматического театра им. С. Сейфуллина.

  • У милосердия нет границ 27.10.2018

    Для Татьяны Абрамовой все началось с организации телемарафона «Нет одинокой старости». В 1989 году усилиями жителей Караганды и области удалось собрать 24 тысячи рублей, и на них сотрудники общества Красного Полумесяца организовали приют. На месте заброшенного детского сада, территория которого ранней осенью утопала в золоте листьев, появилась первая в Караганде больница сестринского ухода, а следом открылось отделение хосписа.