29 ноября 2018 года 1083

Линии прошлого

Автор: Лариса ЗОЛОТАРЕВА

В статье Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» - «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркивается, что «даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Национальный культурный код сохраняется во времени и пространстве путем его трансляции в определенных формах в национальном языке, литературе, искусстве и социальных практиках. Он проявляется в любой из областей социальной и духовной жизни народа. В этом контексте актуализируется значительность личности Чокана Валиханова и его уникального этнохудожественного наследия.

Потомок Аблайхана, ученый, просветитель Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865) - феномен в становлении культуры казахского народа. Евразиец по убеждениям, он повел свой народ в сторону развитых цивилизаций. Его мировоззрение сформировалось еще в годы учебы в Омском кадетском корпусе. Здесь он изучал историю Казахстана, Средней Азии и России, произведения классиков русской литературы. Свое образование Чокан Валиханов продолжил в Петербурге.
Известны слова профессора Н.И. Веселовского об ожидании от потомка казахских ханов и султанов и русского офицера великих и важных откровений о судьбе тюркских народов. Но ранняя смерть отняла эти надежды. Ценно не только научное, литературное, но и этнохудожественное наследие Чокана Валиханова. Эта тема обсуждается со студентами специальностей «Изобразительное искусство» и «Дизайн» на педагогическом факультете.
Наследие Чокана Валиханова, обширное и многообразное, представляет интерес для искусствоведов, культурологов, специалистов гуманитарного образования.
Основные художественные произведения Валиханова хранятся в архивах Санкт-Петербургского института востоковедения, Географического общества и Государственной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина; часть рисунков находится в Томском архиве им. Г.Н. Потанина.
Знакомство Ч. Валиханова и Г. Потанина произошло во время учебы в Омском кадетском корпусе в пятидесятые годы XIX века, и на всю жизнь они остались друзьями. В начале учебы в Омске Чокан не знал русского языка, и на первых порах ему помогал Григорий, ставший затем его верным соратником. Судьба отмерила друзьям неодинаковый жизненный путь: Г. Потанин прожил долгую жизнь, Ч. Валиханов ушел из жизни в самом расцвете сил, но их творческий и духовный контакт был вечен. В 2012 году в Павлодаре был установлен памятник двум ученым с мировым именем. Памятник стал олицетворением «дружбы на всю жизнь».
Портреты, рисунки, наброски, а также схемы и планы Ч. Валиханова, выполненные в разные периоды жизни, отражают историю и этнографию казахов, киргизов, уйгуров и других народов Центральной Азии, воспроизводят природу родного края. В какой-то мере Чокан Валиханов закладывает основы будущей профессиональной живописи - портретного, пейзажного и бытового жанров.
Мировоззрению молодого Валиханова были присущи элементы романтизма, которые проявились в его любви к народным преданиям: он увлеченно записывал степные сказания и песни, варианты поэмы «Козы Корпеш и Баян Сулу». Его рисунки отличались простотой и реалистичностью.
По воспоминаниям Г.Н. Потанина, Ч. Валиханов любил рисовать с детства. Некоторые художественные навыки он приобрел еще в Кушмурунской казахской школе, организованной его отцом в 1842 году, когда Чокану было семь лет. В ее программу входили такие предметы, как история, география, математика, восточные языки.
Особое пристрастие к рисованию Чокан проявил в годы учебы в Омском кадетском корпусе, где при своих способностях он сумел приобрести основательные знания по гуманитарным, естественным и прикладным наукам, по архитектуре и топографическому черчению. В кадетском корпусе читался специальный курс «О значении архитектуры и составляющих ее элементах». Кадеты проходили практику, ежегодно принимали участие в работах топографических экспедиций, где производили геодезическую съемку. В 1850 году Чокан сделал полевую съемку тургайской и ишимской степей (чертежи, рисунки, съемки хранятся в архиве АН России).
Определяющее значение для развития графических способностей Чокана имело его общение с художником А. Померанцевым, преподававшим в кадетском корпусе топографическое черчение и рисование. Чокан увлекался и живописью, и рисунком. Рисунки в большинстве своем выполнены свинцовым карандашом, пером и тушью; есть работы, написанные акварелью, маслом.
Из ранних художественных работ Чокана привлекают внимание две акварели - «Акшомчи» и «Джатак». В них прослеживаются черты будущего Валиханова-художника: пристальный интерес к бытовым деталям, стремление даже в маленьком этюде создать выразительный живой эпизод из жизни простых людей, при этом связать реальную жанровую сценку с поэтическим образом родной природы.
Основную часть акварелей и рисунков юного Чокана составляют топографические пейзажи его родных мест, схемы и карты районов Убагана и Сырымбета, виды родной усадьбы. Все рисунки, выполненные в это время, собраны в одной тетради и названы «Зарисовки, сделанные во время каникул в ауле».
Большой исторический интерес вызывают изобразительные схемы казахских кыстау и жайлау, где воспроизведен район озера Убаган - любимого места Чокана. Картографические работы Ч. Валиханова - своеобразные художественные произведения, исполненные с высоким профессиональным мастерством и особым графическим изяществом.
В 1856 году Валиханов провел первую научную работу по изучению быта казахов Большой орды и киргизов, что расширило не только научный, но и тематический диапазон его художественного творчества. Зарисовки Валиханова отличаются строгой документальностью и тесно связаны с его изысканиями по этнографии и фольклору, древними верованиями, являются наглядной иллюстрацией к его исследованиям. В его творчество входят пейзажный и бытовой жанры в их тесной взаимосвязи. Подлинной монументальностью отличаются его акварели, изображающие вершины и ледники Кунгея и Терскея, рельефы Джунгарского и Заилийского Алатау, сырта Хан Тенгри, панорамные дали реки Или с видами окружающих ее гор Алатау, Бугулы, Торайгыр.
Заметное место занимает портретная живопись: портреты исторических лиц и простых людей, воспроизводящие типаж народов Средней Азии и Казахстана: «Бурамбай»; «Сартай би»; «Киргиз в ярком халате»; «Казахи Большой орды»; своих родных и близких: «Портрет дяди Чокана Канходжи»; групповой портрет братьев, пронизанный глубоким психологизмом; друзей и спутников в экспедициях: портрет Г.Н. Потанина, известного путешественника Е.П. Ковалевского и других. Обращает на себя внимание оригинальный набросок карандашом «Казахи Большой орды». Быть может, это эскиз задуманного автором монументального полотна. В единой композиции даны фигуры пятнадцати казахов - это многофигурная композиция, в которой изображены отдельные персонажи, наделенные индивидуально-психологическими чертами.
Немало зарисовок восточных женщин - «Женщины иссык-кульских киргизов», «Кашгарка», «Казашки у юрты». Выполненные с натуры, они достоверно передают характерные черты внешнего облика киргизских женщин. Фиксируя подробности быта, одежды, жизненного уклада народов, Ч. Валиханов достигает в рисунках подлинной художественной образности.
Значительный интерес Валиханов проявил к наскальным изображениям, часто встречающимся в горах Казахстана. Особого внимания заслуживают зарисовки росписи, известной как Тамгалытас (Каменная писаница): «Изображения трех будд на скалах Тамгалытас»: в центре - многоликий и многорукий Будда Чон-Рай-Чик (Чжан-Рай-Сик); слева - Шакль-Муни; справа - Тан-Ла. Этот памятник выполнен настоящими мастерами, хорошо знавшими буддийское искусство; роспись сделана высокой и тонкой техникой резьбы по камню, ее отличают четкость рисунка и пластичность контурных линий. Все научные данные (Д.А. Позднеев, Г.Ф. Миллер) говорят о том, что изображения Будды и тибетские молитвенные надписи сделаны джунгарами во время их владычества в Джунгарии и Восточном Туркестане.
Занимаясь памятниками древнего искусства, Ч. Валиханов интересовался и образцами древней письменности, знаками семейной и родовой собственности (тамга) и монетами. Он изучал традиционные астрономические представления казахов, в частности казахский народный календарь. Результатом этой работы явился этюд «Звездное небо» - астрономическая картина звездного неба.
Особую ценность для истории духовной культуры казахов имеют два рисунка Валиханова: «Баксы» и «Казахские музыканты». На первом изображен древний поэт, играющий на кобызе. Несколько загадочен второй рисунок. Судя по сопроводительным надписям на казахском языке, он представляет значительный интерес для исследователей истории казахской музыки. Здесь даны портреты шести казахских музыкантов, живших в середине XIX в.: среди них – знаменитый кобызист Канкожа Валиханов; старый певец, прославленный музыкант Досжан; знаменитый певец Жанак; неизвестный музыкант; молодая женщина - возможно, казахская поэтесса Ажар акын.
Этот рисунок характеризует наблюдательность Валиханова, особенности его манеры рисовать - стремительность, пластичность, немногословность в использовании выразительных средств.
В целом этнохудожественное наследие Ч. Валиханова имеет значение как одно из основ реалистического направления казахского изобразительного творчества. Академик А. Маргулан справедливо замечает, что «исследование большого художественного наследия Валиханова - благороднейшая задача нашего современного искусствоведения, ибо оно лежит в основе изучения изобразительного искусства Казахстана».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Лечение с обучением 16.02.2019

    До конца 2019 года все государственные больницы должны быть переданы медицинским вузам в качестве собственных клинических баз. Такое поручение на заседании Правительства дал Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

  • Твой труд – твоё завтра 16.02.2019

    Нынешний, 2019 год объявлен Главой государства Годом молодежи, а акимом области Ерланом Кошановым – Годом инклюзивного образования. В Казахстане под категорию молодежи подпадает возрастная группа от 14 до 29 лет, это более 27%. Сегодня каждый четвертый гражданин - представитель молодого поколения. Еще около 24% - дети от 1 до 14 лет. Так что в краткосрочной перспективе казахстанцы будут считаться молодой нацией. Особенно велико значение молодого поколения как особенной группы общества, обладающей большим инновационным потенциалом.

  • Финансовое образование в цифровом формате 16.02.2019

    Процесс цифровизации в настоящее время охватывает все мировое сообщество. Наша страна в этой области намерена сделать прорывные шаги, что подтверждают основные положения Государственной программы «Цифровой Казахстан», разработанной в конце 2017 года. Одна из ключевых задач данной программы - развитие финансовых технологий и безналичных платежей.

  • Роботы шагают по стране 14.02.2019

    В Жанааркинском регионе прошёл II районный фестиваль Edurobot.kz. Школьникам предоставилась возможность продемонстрировать свои инженерные навыки и продвинутость в технологиях.

  • Опора на мудрость 14.02.2019

    Несмотря на то что многим ветеранам Великой Отечественной войны, которых у нас осталось не более ста человек, уже далеко за 90 лет, они все еще бодры и полны оптимизма. Их не нужно уговаривать прийти на ту или иную встречу. Если надо - всегда готовы участвовать в общественной жизни. И все потому, что это представители удивительного поколения, сумевшего вынести все тяготы судьбы.

  • Мир равных возможностей 12.02.2019

    Новый уникальный проект, запущенный в Казахстане в январе 2019 года, ориентированный на развитие навыков и компетенций у молодых людей с ограниченными возможностями в IT-пространстве, поддержали Министерство труда и социальной защиты населения РК, Корпоративный фонд «Ерекше Таңдау-Шелек» общественного объединения «Общество Неунывающих Инвалидов» и КФ «Фонд Евразия Центральной Азии».

  • Город перспектив 12.02.2019

    Важнейшая инициатива Главы государства - рост минимальной зарплаты с 28 до 42,5 тысячи тенге – в Темиртау коснулась более 6 тысяч организаций всех форм собственности.

  • Инженеры будущего 12.02.2019

    В Балхаше полным ходом идет реализация проекта «Инженеры будущего», что предполагает обучение детей самым передовым инженерным технологиям, 3D-моделированию и проектированию. Школьники с завидным постоянством становятся призерами данного направления на различных конкурсах, что стало поводом для проведения областного семинара «Использование 3D-технологии в образовательном процессе» на базе балхашской образовательной площадки. С этой целью сюда прибыли одни из лучших IT-специалистов школ городов и районов Карагандинской области.