29 ноября 2018 года 240

Линии прошлого

Автор: Лариса ЗОЛОТАРЕВА

В статье Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» - «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркивается, что «даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Национальный культурный код сохраняется во времени и пространстве путем его трансляции в определенных формах в национальном языке, литературе, искусстве и социальных практиках. Он проявляется в любой из областей социальной и духовной жизни народа. В этом контексте актуализируется значительность личности Чокана Валиханова и его уникального этнохудожественного наследия.

Потомок Аблайхана, ученый, просветитель Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865) - феномен в становлении культуры казахского народа. Евразиец по убеждениям, он повел свой народ в сторону развитых цивилизаций. Его мировоззрение сформировалось еще в годы учебы в Омском кадетском корпусе. Здесь он изучал историю Казахстана, Средней Азии и России, произведения классиков русской литературы. Свое образование Чокан Валиханов продолжил в Петербурге.
Известны слова профессора Н.И. Веселовского об ожидании от потомка казахских ханов и султанов и русского офицера великих и важных откровений о судьбе тюркских народов. Но ранняя смерть отняла эти надежды. Ценно не только научное, литературное, но и этнохудожественное наследие Чокана Валиханова. Эта тема обсуждается со студентами специальностей «Изобразительное искусство» и «Дизайн» на педагогическом факультете.
Наследие Чокана Валиханова, обширное и многообразное, представляет интерес для искусствоведов, культурологов, специалистов гуманитарного образования.
Основные художественные произведения Валиханова хранятся в архивах Санкт-Петербургского института востоковедения, Географического общества и Государственной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина; часть рисунков находится в Томском архиве им. Г.Н. Потанина.
Знакомство Ч. Валиханова и Г. Потанина произошло во время учебы в Омском кадетском корпусе в пятидесятые годы XIX века, и на всю жизнь они остались друзьями. В начале учебы в Омске Чокан не знал русского языка, и на первых порах ему помогал Григорий, ставший затем его верным соратником. Судьба отмерила друзьям неодинаковый жизненный путь: Г. Потанин прожил долгую жизнь, Ч. Валиханов ушел из жизни в самом расцвете сил, но их творческий и духовный контакт был вечен. В 2012 году в Павлодаре был установлен памятник двум ученым с мировым именем. Памятник стал олицетворением «дружбы на всю жизнь».
Портреты, рисунки, наброски, а также схемы и планы Ч. Валиханова, выполненные в разные периоды жизни, отражают историю и этнографию казахов, киргизов, уйгуров и других народов Центральной Азии, воспроизводят природу родного края. В какой-то мере Чокан Валиханов закладывает основы будущей профессиональной живописи - портретного, пейзажного и бытового жанров.
Мировоззрению молодого Валиханова были присущи элементы романтизма, которые проявились в его любви к народным преданиям: он увлеченно записывал степные сказания и песни, варианты поэмы «Козы Корпеш и Баян Сулу». Его рисунки отличались простотой и реалистичностью.
По воспоминаниям Г.Н. Потанина, Ч. Валиханов любил рисовать с детства. Некоторые художественные навыки он приобрел еще в Кушмурунской казахской школе, организованной его отцом в 1842 году, когда Чокану было семь лет. В ее программу входили такие предметы, как история, география, математика, восточные языки.
Особое пристрастие к рисованию Чокан проявил в годы учебы в Омском кадетском корпусе, где при своих способностях он сумел приобрести основательные знания по гуманитарным, естественным и прикладным наукам, по архитектуре и топографическому черчению. В кадетском корпусе читался специальный курс «О значении архитектуры и составляющих ее элементах». Кадеты проходили практику, ежегодно принимали участие в работах топографических экспедиций, где производили геодезическую съемку. В 1850 году Чокан сделал полевую съемку тургайской и ишимской степей (чертежи, рисунки, съемки хранятся в архиве АН России).
Определяющее значение для развития графических способностей Чокана имело его общение с художником А. Померанцевым, преподававшим в кадетском корпусе топографическое черчение и рисование. Чокан увлекался и живописью, и рисунком. Рисунки в большинстве своем выполнены свинцовым карандашом, пером и тушью; есть работы, написанные акварелью, маслом.
Из ранних художественных работ Чокана привлекают внимание две акварели - «Акшомчи» и «Джатак». В них прослеживаются черты будущего Валиханова-художника: пристальный интерес к бытовым деталям, стремление даже в маленьком этюде создать выразительный живой эпизод из жизни простых людей, при этом связать реальную жанровую сценку с поэтическим образом родной природы.
Основную часть акварелей и рисунков юного Чокана составляют топографические пейзажи его родных мест, схемы и карты районов Убагана и Сырымбета, виды родной усадьбы. Все рисунки, выполненные в это время, собраны в одной тетради и названы «Зарисовки, сделанные во время каникул в ауле».
Большой исторический интерес вызывают изобразительные схемы казахских кыстау и жайлау, где воспроизведен район озера Убаган - любимого места Чокана. Картографические работы Ч. Валиханова - своеобразные художественные произведения, исполненные с высоким профессиональным мастерством и особым графическим изяществом.
В 1856 году Валиханов провел первую научную работу по изучению быта казахов Большой орды и киргизов, что расширило не только научный, но и тематический диапазон его художественного творчества. Зарисовки Валиханова отличаются строгой документальностью и тесно связаны с его изысканиями по этнографии и фольклору, древними верованиями, являются наглядной иллюстрацией к его исследованиям. В его творчество входят пейзажный и бытовой жанры в их тесной взаимосвязи. Подлинной монументальностью отличаются его акварели, изображающие вершины и ледники Кунгея и Терскея, рельефы Джунгарского и Заилийского Алатау, сырта Хан Тенгри, панорамные дали реки Или с видами окружающих ее гор Алатау, Бугулы, Торайгыр.
Заметное место занимает портретная живопись: портреты исторических лиц и простых людей, воспроизводящие типаж народов Средней Азии и Казахстана: «Бурамбай»; «Сартай би»; «Киргиз в ярком халате»; «Казахи Большой орды»; своих родных и близких: «Портрет дяди Чокана Канходжи»; групповой портрет братьев, пронизанный глубоким психологизмом; друзей и спутников в экспедициях: портрет Г.Н. Потанина, известного путешественника Е.П. Ковалевского и других. Обращает на себя внимание оригинальный набросок карандашом «Казахи Большой орды». Быть может, это эскиз задуманного автором монументального полотна. В единой композиции даны фигуры пятнадцати казахов - это многофигурная композиция, в которой изображены отдельные персонажи, наделенные индивидуально-психологическими чертами.
Немало зарисовок восточных женщин - «Женщины иссык-кульских киргизов», «Кашгарка», «Казашки у юрты». Выполненные с натуры, они достоверно передают характерные черты внешнего облика киргизских женщин. Фиксируя подробности быта, одежды, жизненного уклада народов, Ч. Валиханов достигает в рисунках подлинной художественной образности.
Значительный интерес Валиханов проявил к наскальным изображениям, часто встречающимся в горах Казахстана. Особого внимания заслуживают зарисовки росписи, известной как Тамгалытас (Каменная писаница): «Изображения трех будд на скалах Тамгалытас»: в центре - многоликий и многорукий Будда Чон-Рай-Чик (Чжан-Рай-Сик); слева - Шакль-Муни; справа - Тан-Ла. Этот памятник выполнен настоящими мастерами, хорошо знавшими буддийское искусство; роспись сделана высокой и тонкой техникой резьбы по камню, ее отличают четкость рисунка и пластичность контурных линий. Все научные данные (Д.А. Позднеев, Г.Ф. Миллер) говорят о том, что изображения Будды и тибетские молитвенные надписи сделаны джунгарами во время их владычества в Джунгарии и Восточном Туркестане.
Занимаясь памятниками древнего искусства, Ч. Валиханов интересовался и образцами древней письменности, знаками семейной и родовой собственности (тамга) и монетами. Он изучал традиционные астрономические представления казахов, в частности казахский народный календарь. Результатом этой работы явился этюд «Звездное небо» - астрономическая картина звездного неба.
Особую ценность для истории духовной культуры казахов имеют два рисунка Валиханова: «Баксы» и «Казахские музыканты». На первом изображен древний поэт, играющий на кобызе. Несколько загадочен второй рисунок. Судя по сопроводительным надписям на казахском языке, он представляет значительный интерес для исследователей истории казахской музыки. Здесь даны портреты шести казахских музыкантов, живших в середине XIX в.: среди них – знаменитый кобызист Канкожа Валиханов; старый певец, прославленный музыкант Досжан; знаменитый певец Жанак; неизвестный музыкант; молодая женщина - возможно, казахская поэтесса Ажар акын.
Этот рисунок характеризует наблюдательность Валиханова, особенности его манеры рисовать - стремительность, пластичность, немногословность в использовании выразительных средств.
В целом этнохудожественное наследие Ч. Валиханова имеет значение как одно из основ реалистического направления казахского изобразительного творчества. Академик А. Маргулан справедливо замечает, что «исследование большого художественного наследия Валиханова - благороднейшая задача нашего современного искусствоведения, ибо оно лежит в основе изучения изобразительного искусства Казахстана».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Многогранный талант 06.12.2018

    Судьба Сакена Сейфуллина многогранна. Становление личности такого масштаба, как правило, связано со многими географическими регионами, но влияние, оказанное родным краем в раннем детстве, несомненно, играет одну из главных ролей в формировании разностороннего таланта.

  • Время молодых 11.12.2018

    Победитель конкурса «Замандас-2018» Айбол Исабек (на снимке) успешно сочетает предпринимательство с благотворительностью. Начав с малого, в будущем он намерен принять участие в судьбе тяжело больных детей.

  • Связь городов и поколений 11.12.2018

    Сотрудники областной детской библиотеки имени Абая совместно с центральной городской библиотекой г. Семея провели телемост «Шакарим - поэт, историк, композитор».

  • Не работа - кино! 08.12.2018

    Рамшию Каженцеву можно не спрашивать о том, часто ли она ходит в кинотеатр: она всегда там. С храмом кино ее связывает более 30 лет стажа, занята она, казалось бы, скорее в мужской профессии: работает киномехаником, но свой труд считает романтичным. Началось все, кстати, с Алена Делона.

  • Язык прекрасен и велик 08.12.2018

     Чтобы повысить интерес и стремление к овладению казахским, русским и английским языками, для студентов многопрофильного гуманитарно-технического колледжа организовали конкурс чтецов на трех языках под названием «Язык каждого народа - прекрасен и велик». Встречу посвятили Дню Первого Президента РК.

  • Почувствуй себя батыром 08.12.2018

    Воспитанники детско-подростковых клубов Караганды ознакомились с историей зарождения всадничества.

  • Через прошлое в будущее 08.12.2018

    Про кого-то говорят - «человек-легенда». В случае с Исатаем Бимендиным более приемлемо определение «человек-эпоха». Уроженец Жанааркинского района прожил долгую и содержательную жизнь - 102 года. В День Первого Президента РК в поселке Атасу провели турнир по қазақ күресi в память об этом незаурядном человеке.

  • Карта в руки 06.12.2018

    Интерактивной картой свободных земельных участков активно пользуются предприниматели региона и потенциальные инвесторы. По словам руководителя палаты предпринимателей Ернара Кульпеисова, это не только экономит время бизнесменам, но и лишает чиновников возможности необоснованно отказывать в выделении незанятых площадей.