24 ноября 2018 года 1712

Запасной, но перспективный

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Аэропорт Караганды иногда иронично называют пустой гаванью Сарыарки. Но это ошибочное высказывание - расположенная на скрещении европейских и восточных транспортных потоков, наша воздушная гавань обладает мощным грузовым потенциалом.

Международный аэропорт Караганды «Сары-Арка» живет в особенном ритме - относительно многолюдно здесь бывает во время «больших» рейсов: Москва, Минск, Новосибирск, Турция. Но после отбытия самолета под знаменитым звездным потолком вновь наступает тишина...
Так было не всегда. История Карагандинского аэропорта берет начало в далеком 1934 году. Тогда важное политическое и хозяйственное значение придавалось оперативной связи областных центров с районами, совхозами и колхозами, а также улучшению обслуживания населенных пунктов, расположенных вдали от железной дороги. Для дислокации гражданской авиации была выбрана окраина Старого города. Схема первой авиалинии пролегала по маршруту «Караганда – Каркаралинск - Егиндыбулак». Через три года стали выполняться регулярные рейсы в Алма-Ату.
В июне 1941-го мирные полеты прервались. Уже в первые дни войны значительная часть авиаотряда была призвана на защиту Родины. Оставшийся личный состав по распоряжению Государственного Комитета Обороны обслуживал транспортники по переброске спецгруза из Балхаша в Нижний Тагил. В 1944 году аэропорт был перебазирован в район Нового города.
Кроме перевозки пассажиров, грузов и почты, на карагандинский объединенный авиаотряд были возложены санавиация и авиахимработы.
В 1964 году на смену тихоходной авиации поступила современная реактивная, скоростная техника. Морально устаревшие Ли-2 сменили турбовинтовые Ан-24. В 1972 году был освоен Ил-18, бравший на борт 100 пассажиров. Расстояние до Москвы он преодолевал за четыре часа, тогда как раньше на это уходило 12 часов с неоднократными посадками по маршруту следования. В 1981 году пилоты начали эксплуатировать Ту-154.
80-е годы прошлого века для авиаотряда вообще стали периодом расцвета. Именно тогда было принято решение о создании нового комплекса - действующий на тот момент аэродром располагался практически в центре города, что не отвечало требованиям безопасности. В 1980 году была заложена взлетно-посадочная полоса нового аэропорта. Ее длина составляет 3600 метров. При проектировке была учтена «роза ветров». Это позволяет международному аэропорту Караганды работать практически все 365 дней в году. Поэтому коэффициент его работы выше столичного и алматинского. Строительство непосредственно аэровокзального комплекса, растянувшееся почти на 13 лет, стартовало в 1983 году.
Проектировщики постарались на славу. По сей день здание аэровокзала считается самым красивым в Казахстане. Его площадь составляет без малого 33 тысячи квадратных метров. Одна из главных достопримечательностей комплекса - так называемое звездное небо: потолок, состоящий из 2225 лампочек. Привлекает к себе внимание огромная хрустальная люстра, словно вырастающая из центра зала. По заказу Казаэропроекта она была изготовлена в Симферополе, и, по словам непосредственных участников строительства, ее доставка стоила немало нервов и времени.
В 90-е годы о Караганде знал весь Союз. Самолеты отсюда летали в столицы республик, а также в Ленинград, Симферополь, Сочи, Уфу, Минеральные Воды, Ростов, Казань и города Сибири. «Аннушки» перевозили пассажиров по Казахстану. Для обслуживания внутренних рейсов эксплуатировалось 50 самолетов Ан-2.
- Свои аэродромы имелись в Каркаралинске, Актогае, Шетске, Киевке. Полеты в районные центры осуществлялись ежедневно. В 90-е годы мы обслуживали ежедневно порядка 100 рейсов. Только в Алма-Ату ежедневно уходило 18 самолетов. Каждые пять минут проходила взлет-посадка. Сотрудникам аэропорта даже поесть некогда было, - вспоминает директор по производству Иртай Салимбеков.
Но постепенно дела пошли на спад. Прекратилось поступление новой техники, старую же со временем пришлось списать. Так Караганда лишилась собственного парка воздушных судов. Вторым переломным моментом стал перенос столицы в Астану - сегодня именно там сосредоточен основной пассажиропоток. В настоящее время аэропорт предоставляет авиакомпаниям услуги по наземному обслуживанию, включающие заправку бортов топливом и водой, уборку санузлов и антиобледенительную обработку. Его работу обеспечивают без малого 25 подразделений. В их числе - инженерно-
авиационная служба, служба спецтранспорта, топливно-заправочный комплекс, аэродромная служба и многие другие. Например, как и в любом аэропорте, здесь имеется орнитологическая служба. Она тщательно следит за тем, чтобы птицы не мешали самолетам. Большую проблему представляет расположенная неподалеку лесопосадка, которую вороны и сороки облюбовали для гнездования. Для их отпугивания применяются специальные пушки и самодельные пугала.

Таким образом, подразделения предприятия, связанные в единое целое, составляют стройную систему, которая работает на безопасность полетов и комфорт пассажиров. Кстати, о комфорте. Здесь создана доступная среда для людей с ограниченными возможностями. Для людей с нарушением зрения имеются тактильные таблички, выполненные шрифтом Брайля. Чтобы обеспечить посадку и высадку пассажиров на инвалидных колясках, был приобретен амбулифт - специальная аэродромная машина. В случае необходимости аэропорт предоставляет кресла-коляски, которые без труда располагаются между сиденьями самолета. Все санузлы аэровокзала оборудованы специальными поручнями. Кроме того, в штате имеются специалисты, в задачи вкоторых входит сопровождение лиц с ограниченными возможностями до борта и обратно.
- Сейчас мы являемся запасным аэропортом Астаны. Ничего страшного в этом статусе нет. Мы держим свою планку, и ситуация постепенно улучшается. За два года нам удалось выйти на новый уровень, - подчеркивает И. Салимбеков.
Как объяснил директор по производству, количество рейсов увеличивается в весенне-летнюю навигацию (май-октябрь) за счет чартерных рейсов в Турцию и добавленных рейсов в Москву. На сегодняшний день в списке зарубежных рейсов, помимо столицы РФ, значатся Новосибирск и Шарм-эль-Шейх. В числе местных авиалиний - Алматы, Кызылорда, Усть-Каменогороск и Жезказган.
На регулярной основе дважды в неделю прибывает грузовой рейс: «Боинг-747» летит из Европы в Москву, затем после выгрузки груза в Караганде следует в Китай.
Кроме того, карагандинский аэропорт является единственным в Казахстане цветочным хабом. Именно к нам и доставляют нераскрывшиеся бутоны, выращенные в дальних странах. Для сохранности хрупкого груза предусмотрено специальное оборудование, которое поддерживает необходимый температурный режим. Впрочем, этот товар не залеживается долго - загруженный утром, к ночи склад уже пустеет.
О дальнейших перспективах развития рассказал председатель правления АО «Аэропорт «Сары-Арка» Сарсембек Кушкинов.
- Ежегодно по государственной программе идет развитие субсидируемых рейсов. На 2019 год мы подали заявку на направление «Караганда - Шымкент». Кроме того, как известно, авиакомпания Air Astana создает лоукостер (бюджетная авиакомпания, предоставляющая дешевые билеты). Караганда тоже будет в списке аэропортов, которые начнут работать в этом направлении. Мы надеемся связать западные города Казахстана с Карагандой, так как на сегодняшний день прямое сообщение Центрального Казахстана с этим регионом осуществляется только через Астану, - отметил он.
Большая ставка делается на развитие грузовой программы. Областной центр находится на перекрестке транспортных потоков из Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Дальнего Востока, что обеспечивает удобное и экономически выгодное межконтинентальное сообщение. Исходя из этих соображений, несколько лет назад был построен карго-терминал (грузовой) класса А для хранения и обработки любого типа груза вместимостью 30 тысяч тонн в год. Холодильные камеры позволяют хранить как замороженные, так и скоропортящиеся продукты.
Кроме того, наша область располагает большими возможностями по экспорту мясной продукции. Пока Министерство сельского хозяйства РК работает над налаживанием экспорта в Китай, аэропорт «Сары-Арка» уже готов загружать сельхозпродукцией рейс в Гонконг. При поддержке партнеров в лице российской авиакомпании AirBridgeCargo и ТОО «Аманат» начал работу перевалочный фармацевтический склад. По своему объему он совместим с хранилищем в аэропорту «Шереметьево». Как отметил Сарсембек Кушкинов, это позволит решить вопросы транспортировки дорогих лекарственных препаратов.
Иными словами, разговоры о том, что карагандинский аэропорт, ввиду соседства со столицей, простаивает, беспочвенны.
- Все-таки Караганда региональный аэропорт. Только в нашей области действуют три аэропорта – в Караганде, Жезказгане и Балхаше. В других областях такой представленности нет. Поэтому наш аэропорт будет жить и работать. У него все еще впереди, - выразил уверенность председатель правления.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Заплатите за проезд 16.02.2019

    У автомобилистов возникло немало вопросов о работе системы взимания платы за проезд по автобану Астана – Темиртау.

  • Кто берет билетов пачку? 14.02.2019

    «Так больше продолжаться не может!» - заявил председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев на совещании в Астане, где были оглашены результаты совместной работы с АО «Пассажирские перевозки».

  • Как корабль назовешь 14.02.2019

    Непривлекательная упаковка, неподходящее для продукции название, незнание своей целевой аудитории, игнорирование принципов и законов маркетинга в целом могут быть губительны для бизнеса.

  • Счастливый шанс от «Бастау» 14.02.2019

    Наша область является лидером по реализации проекта «Бастау». По данным региональной палаты предпринимателей, каждый третий выпускник смог открыть свое дело.

  • Каражалу - воду 14.02.2019

    В Каражале продолжится реконструкция водовода, который обеспечит жителей качественной питьевой водой. Об этом на отчетной встрече сообщил аким города Тлектес Досаев.

  • Как «расшифровать» Еврокоды 12.02.2019

    Анализ деятельности акиматов по разработке, утверждению и реализации градостроительных документов предусмотрен Дорожной картой, разработанной на текущий год в рамках сотрудничества Комитета строительства и ЖКХ президиума НПП РК «Атамекен» с Генеральной прокуратурой.

  • Куда сдать аппарат? 12.02.2019

    Для безболезненного перехода на обязательное применение онлайн-ККМ (контрольно-кассовая машина) и компенсации расходов, которые понесут бизнесмены при их приобретении в 2019 году, НПП «Атамекен» инициировала законодательно предусмотреть стимулирующие меры, сообщила пресс-служба НПП РК «Атамекен».

  • Сертификат на миллион 09.02.2019

    В регионе продолжается реализация Государственной программы «7-20-25».