22 ноября 2018 года 369

Сам себе технарь

Автор: Анна СТРОКОВА

«Что вы делаете, чтобы зайти в интернет?», - спрашивает меня сотрудник учебно-методического центра развития образования Айнур Ибраева. Я отвечаю, что включаю браузер. «А вы знаете, как он работает?». Об этом я не задумываюсь. Преподаватели школ и колледжей, прошедшие курсы по основам сетевых технологий, говорит моя собеседница, знают и могут создать собственный браузер. И не только это.

Айнур Алпысбаевна заведует отделом инновационных форм обучения и электронного образования в учебно-методическом центре развития образования Карагандинской области (УМЦ РО). Курсы сетевых технологий в нашем регионе, рассказывает она, внедряют с целью формировать у детей технологическую грамотность: ребята должны хорошо разбираться в технике. На втором месте - информационная грамотность, чтобы не попасть под влияние опасной информации и не выкладывать в соцсети лишнее. Допустим, вы хороший программист или дизайнер, купили новое оборудование, а что делать, если сломалось программное обеспечение, техника вышла из строя или нет интернета? Вызывать ремонтников или разбираться самому часто нет ни времени, ни возможности.
Да, для обслуживания и развития сетей работникам образования требуются соответствующие навыки. Программа сетевой академии «Cisco» известна как система электронного обучения, предоставляющая знания в области технологий интернета. Она включает доступные через интернет материалы, инструменты оценки знаний, практические занятия, курсы переподготовки преподавателей для получения профессиональных сертификатов. Академия основана 20 лет назад на базе учебных заведений США и уже распространилась в более чем 165 странах.
В целях исполнения Послания Президента РК Карагандинский государственный индустриальный университет в сотрудничестве с «Cisco» стал базовой площадкой внедрения новейших технологий и подготовки новых кадров с цифровыми навыками. Нынешняя деятельность академии в Казахстане - итог соглашения, подписанного Правительством страны, согласно которому «Cisco» поддерживает программу «Digital Kazakhstan» и внедряет в республике обучающие программы.
Список навыков, которые можно обрести после курсов, внушителен: помимо знаний о базовых сетевых технологиях слушатели смогут понимать основы передачи данных, механизмы сетевого взаимодействия, знать современные тенденции развития компьютерных сетей. Они сумеют выполнять установку и настройку сетевых устройств, монтаж кабелей и подключение компьютера к сети, устранять проблемы. Словом, надобность в специалисте по устройствам отпадет.
- Инициатива внедрить курсы по сетевым технологиям принадлежала академии «Cisco», а благодаря поручению областного акимата мы в 2014 году начали изучать это направление. Уже тогда действовали дистанционные курсы обучения директоров школ по переходу от бумажной документации к цифровой, - рассказывает Айнур Алпысбаевна. - Курсы академии «Cisco» пришли к нам из Казахской академии инфокоммуникаций при ЕНУ им. Л. Гумилева.
Когда УМЦ организовали курс «ITEssentials» на базе Темиртауского КГИУ, его предложили пройти 100 преподавателям школ и колледжей. Организаторы предварительно изучили уровень знаний и заинтересованность слушателей. Если преподавателю, к примеру, больше нравилась робототехника, он мог не участвовать в курсах. Это стало одной из причин, почему из 100 учителей сертификаты получили только 70.
Но «ITEssentials» - лишь начальная ступень обучения, за которой следует углубленное изучение технологий. Во время самих курсов даются направления поиска информации, чтобы и преподаватели, и впоследствии дети учились сами через личные кабинеты в системе. В программе курса 14 модулей, и слушатели сдают 14 экзаменов. В заданиях экзамена предлагаются задачи, тесты или ситуационные случаи. Все это нужно было осваивать во внеурочное время, поэтому «ITEssentials» проводился в августе.
Помимо уровня знаний информатики и степени заинтересованности был еще один вопрос, создающий проблемные моменты: некоторые учителя привыкли, чтобы их кто-то учил, но здесь главная идея в том, чтобы самому двигаться по программе курсов. Лично нужно было побывать лишь на начальных лекциях, где давались направления обучения, дальше все зависело от стремления слушателя.
Кстати, сертификат академии «Cisco» действителен по всему миру: сертифицированный тренер может преподавать в любом месте. Когда преподаватели получают сертификат по завершении курса, им присваивается статус тренера, который вправе обучать детей - ребята, как и сам преподаватель, тоже могут создать на портале свой личный кабинет и учиться. Если педагог желает продолжить дело, он открывает академию в своем учебном заведении, чтобы обучать студентов или учеников. А чтобы тренировать коллег, нужно пройти усложненный курс.
- Из 70 сертифицированных преподавателей школ и колледжей, которые прошли курс в КГИУ, на тренеров в ЕНУ им. Л. Гумилева отправились поступать 12, а из них получили сертификаты только 9, - объясняет Айнур Ибраева. - Сейчас они уже могут обучать коллег.
В нашей области пока только 40 академий «Cisco», хотя сертификаты, как сказано выше, получили 70 преподавателей. Но когда учителя возвращаются в свои учебные заведения, знания, полученные на курсах «ITEssentials», они могут преподавать на уроке информатики частично: нельзя выходить из стандарта, а курс «Основы сетевых технологий» должен вестись отдельно от информатики. Поэтому курс в нашем УМЦ и предложили ввести для детей, заинтересованных в этой сфере. Его разрабатывали в ЕНУ им. Л. Гумилева, карагандинские преподаватели девяти сельских и городских школ апробировали его, делились замечаниями, и теперь программа находится на окончательном рассмотрении.
Теоретически основам сетевых технологий можно обучать с 5 класса, но лучше с 7, говорят в УМЦ: у ребят к этому возрасту сложится более четкое представление о том, чему посвятить свою жизнь. В колледжах программа будет усложнена и идентична 10 и 11 классам школы. А после внедрения курса ребенок, углубленно изучающий информатику, получит более широкий выбор: для желающих изучать 3D-моделирование есть проект «Инженеры будущего», для будущих робототехников - одноименный курс, а если это будет техническая сторона - добро пожаловать на «Основы сетевых технологий».
Если в школе открыта академия «Cisco», ученик после выпуска может продолжать обучение через свой личный кабинет по усложненным уровням. Когда в будущем он будет устраиваться на работу, сертификат академии даст значительное преимущество. Но все зависит от самого человека: курсы проходят дистанционно, и если 70% всего материала не освоено, сертификат не выдается.
Корпорация «Cisco» выпускает и технологии, и программное обеспечение - у нее большой спектр услуг, пока же в нашей области реализуются образовательные.
Тем временем в академии инфокоммуникаций при столичном ЕНУ создан Международный образовательный консорциум. Наш областной акимат заключил с ним меморандум, в рамках которого и внедряются обучающие курсы. Там же, в ЕНУ, разработали и миниатюрный тренажер «IT-alem», позволяющий с нуля создать собственный браузер и глобальную сеть. Тренажер уже запатентован и презентован на августовской конференции работников образования. Девять школ, апробировавших его, подали заявку на приобретение, и все это пойдет лишь в плюс к ранней профориентации. А в следующем году консорциум при ЕНУ представит и разработки курсов для колледжей.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Кто на новенького? 13.12.2018

    Правила проведения Единого национального тестирования (ЕНТ) и комплексного тестирования (КТА) изменились. Приказ вышел 30 ноября этого года, а изменения коснулись сроков и приема документов для участия в тестировании.

  • Статус образования 13.12.2018

    В январе этого года в Казахстане создали республиканский учебно-методический совет, чтобы координировать методологическое обеспечение в сфере среднего образования. В него входят все регионы, в которых есть методические центры, а встречи проводятся регулярно. На днях одна из них прошла в Караганде: здесь обсудили не только развитие методической службы, но и будущий законопроект «О статусе педагога».

  • Лучшие технологии – в школы 11.12.2018

    В СШ № 5 города Жезказгана открыли классы «Робототехника» и «Интеллектум»

    Торжественное событие приурочили к Дню Первого Президента. Кабинет робототехники открыт при поддержке отдела образования акимата Жезказгана в рамках Послания Президента Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции». Кабинет «Интеллектум» – заслуга учеников и учителей школы, завоевавших главный приз в миллион тенге в республиканском историко-краеведческом туристском форуме в июне этого года. Поздравили учителей и учащихся со знаменательным событием руководитель отдела образования Женис Альмагамбетов и директор СШ № 5 Бекзат Куланбаева.

  • Профессия - фермер 08.12.2018

    Чтобы привлечь больше студентов и повысить престиж рабочих профессий, в Каркаралинском сельскохозяйственном колледже имени М. Адекенова намерены пересмотреть подход к образовательному процессу.

  • Учиться легко 08.12.2018

    Сейчас много говорят об ускоренном обучении, особенно языкам. Конечно, такие тенденции зависят от реалий: в случае с новым начертанием казахского языка, к которому сейчас идет адаптация, важно прийти к цели в сжатые сроки. Как мотивировать человека, чтобы он не забыл все, что выучил и запомнил? Как быть, если принцип - «язык может выучить каждый» не работает на всех?

  • На трех языках 06.12.2018

    Областная научно-практическая конференция «Полиязычие - путь интеграции в мировое сообщество как потенциал интеллектуальной нации» прошла в Саранском гуманитарно-техническом колледже.

  • Визуальная тренировка 06.12.2018

    Чтобы чему-то научиться или привыкнуть к новому, надо, как поется в песне, «подкачаться». В стремлении адаптировать население и молодежь к латинской графике управление по развитию языков и ресурсный языковой центр при нем всячески стараются способствовать запоминанию людьми нового алфавита.

  • Школа с видом на завод 29.11.2018

    С 1 января 2019 года профессиональные колледжи с дуальной системой обучения переведут на подушевое финансирование, в рамках которого будет пересмотрена оплата наставникам за каждого обучаемого.