22 ноября 2018 года 1104

Он создавал пространство

Автор: Анна СТРОКОВА

С первых дней открытия Карагандинского академического театра музыкальной комедии здесь трудился художник Малик Байкенов, благодаря труду которого создавались не только декорации, афиши, но и костюмы. В 45-й день рождения театра, незадолго до юбилейного гала-концерта, в здании открыли его мемориальную доску.

Малика Райсхановича нет с нами уже шесть лет. Его пригласили в театр в 1973 году в качестве художника-постановщика, в 1984-м он был назначен главным художником, с 1987 года являлся членом Союза художников СССР. Им было оформлено более 100 постановок, начиная с опер, балета, драм, оперетт, мюзиклов и заканчивая детскими спектаклями.
Он осуществлял постановки в Казахском драматическом театре им. С. Сейфуллина, Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, Темиртауском ТЮЗе и театрах Петропавловска, Павлодара, Алматы. Малик Байкенов выступил художником-постановщиком оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Волшебная музыка» Н. Сац в Национальном театре оперы и балета им. К. Байсеитовой, а также постоянно участвовал в выставках художников театра и кино в Москве.
М. Байкенов являлся своеобразным переводчиком языка музыки на язык изобразительного искусства: у каждого оформленного им спектакля своя цветовая гамма. Свои работы Малик Райсханович экспонировал на персональных областных и международных выставках. Большим успехом пользовались его картины на выставке «Байтерек» в Президентском центре Астаны, его никогда не обходили вниманием СМИ Казахстана и других стран, а деятельность главного художника театра отмечена грамотами и благодарственными письмами Министерства культуры РК и акима области. В 2000 году ему была присуждена премия «Лучший художник года», в 2003 г. - почетный знак Министерства культуры «Мәдениет қайраткері», в 2005-м - юбилейная медаль «Қазақстан Конституциясына 10 жыл». В 2007 году Байкенов стал заслуженным деятелем искусств РК.
Важное место в спектаклях Байкенов уделял костюму, будь то главные действующие лица, кордебалет или хор. Костюмы, созданные им, всегда выглядели богато, что лишь помогало актерам органично войти в образ. Сценографии Малика Байкенова к детским спектаклям стали распахнутым миром, в котором царит атмосфера живой игры.
Малик Райсханович уделял огромное внимание и театральной афише - визитной карточке сцены, одному из ключей к спектаклю. Поиски такого ключа каждый раз меняли и сам почерк художника. В его афишах соединялась острая экспрессия рисунка и таинственность цвета, отражалось настроение постановки.
- Мы открываем доску в память о замечательном художнике, который отдал нашему театру 39 лет жизни, - отметил директор КАТМК Амантай Ибраев. - Он всегда сопровождал нас на гастролях и в концертных поездках и был всеобщим любимцем. При этом он оставался скромным человеком, который никогда не уставал творить и созидать. Он был интеллигентным и спокойным, хотя жизнь порой преподносила ему сложные сюрпризы.
Поэтому дань уважения Малику Байкенову, продолжил Амантай Темирбаевич, - это традиции, которые закладываются для будущего поколения КАТМК. Мемориальная доска в честь М. Байкенова изготовлена из дерева, ее дизайн разрабатывали видеоинженеры театра, а кабинет № 308, рядом с которым она и расположена, то место, где трудился Малик Райсханович со дня переезда театра в Караганду.
- Маликом Райсхановичем восхищались, его благодарили, любили, и он этого стоил, - вспоминала коллегу и друга почетный гражданин Караганды, директор кинотеатра «Сарыжайлау» Рымбала Омарбекова. - Он был предан каждому из коллектива театра, с добротой относился ко всем. Сама я всегда удивлялась тому, как он был легок в жизни, как умел преодолевать трудности, выпавшие на его долю.
- Меня однажды пригласили в Караганду, и я поставил в КАТМК спектакль «Как пришить старушку». Как оформить спектакль, мы думали вместе с Маликом, - продолжил гость из Москвы, бывший директор КАТМК Виталий Матросов, руководивший театром в 90-е годы. - С ним было легко и надежно работать: есть идея - он тут же ее сотворяет, придумывает свое. Когда привозили материалы для декораций и костюмов, он лично контролировал, все ли на месте. Малик был душевным, красивым и талантливым человеком.
Коллектив областного музея изобразительного искусства тоже прекрасно знал Малика Байкенова: здесь хранятся 11 его работ - эскизы к спектаклям и его акварели. Об этом участникам встречи рассказала директор музея Бибигуль Кудабаева, поблагодарив театр за то, что здесь помнят и почитают своего творца.
...А в кабинете № 308, куда направились потом гости, обстановка царила такая, словно Малик Райсханович вышел на несколько минут: в воздухе витали ароматы красок, на стенах - фотографии из жизни, зарисовки и эскизы костюмов, пейзажи - будущие декорации для спектаклей, портреты артистов. Рядом - мини-версии декораций на сцене, а на столе в центре кабинета - незавершенные наброски.

Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Непокорны фламенки глаза... 19.02.2019

    В своем настоящем естестве фламенко - это танец одиноких, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, жесткой дисциплины.

  • Мимолетность момента 16.02.2019

    Дрессировка кошек, работа на руднике, преподавание, лаборатория телевидения и только потом - фотография. Считается, что в идеале начинать надо с последнего, чтобы прийти к съемке видео, но у Тимура Кудеринова получилось все наоборот. С фотокамерой на «ты» он уже почти 10 лет.

  • Прекрасная Елена 16.02.2019

    Проект руководителя Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг» оправдал себя с лихвой. И теперь зрители, когда смотрят спектакли, видят и узнают на сцене артистов, с которыми они ближе познакомились в один из вечеров на камерной сцене студии кукол «Буратино».

  • От уголька - к электричеству 16.02.2019

    В музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка проходит выставка «День рождения утюга».

  • Родное место 16.02.2019

    Солист-инструменталист ансамбля «Арай» Александр Севостьянов - коренной карагандинец и в свое время жил еще в Старом городе: рядом здесь были шахты, и именно это место считалось центром города. От 15-го магазина до самого вокзала была голая степь, но уже высаживали много деревьев, которые теперь защищают нас от ветров и буранов.

  • Поэты идут в театр 12.02.2019

    В минувшую пятницу зрителей, пришедших в Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, перед спектаклем «Где? В Караганде!» ждал сюрприз. В фойе театра поэты творческой студии «Твой остров» читали свои стихотворения.

  • Чудесный сад 09.02.2019

    Жили некогда два друга-бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь - его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын - его надежда.

  • Музыкальный триумф 09.02.2019

    Творческий вечер казахстанского композитора Хабибуллы Сетекова прошел в «Шалкыме». Этого профессионала высокого уровня прекрасно знают в Казахстане и мировом музыкальном сообществе. Первое знакомство с его произведениями состоялось в Израиле в 1991 году, где до сих пор восторженно играют его «Чапаят».