20 ноября 2018 года 1137

За партой - самые смелые

Автор: Наталья ПРУС

Обычный урок в первом инклюзивном классе. Звучит как фантастика, но педагоги Караганды, где уверенно, а где методом проб и ошибок, уже идут по этому пути. СОШ № 54 - одна из стажерских площадок, включающих разных и равных детей в учебный процесс. 

- С 1985 года в начальной школе появились специальные коррекционные классы, - говорит заместитель директора по учебной работе Ирина Хафткаш, - но раньше мы не задумывались, как чувствуют себя окончившие их ребята в среднем и старшем звеньях, насколько им комфортно в инклюзивной среде, не нуждаются ли они в дальнейшем сопровождении.
В данный момент в инклюзивных классах работают 40 учителей. Дети с особыми образовательными потребностями получают знания с нулевого по седьмой класс. Если в начале эксперимента в нем участвовали только три пятых класса и всего шесть учеников, то сейчас в 14 инклюзивных классах - 24 школьника.
Равнение на каждого
... Первоклашка Настя - на второй парте в среднем ряду. Ей хорошо видно и слышно учителя, она тянет руку вместе со всеми, выходит к доске отвечать, шепчется на уроке с соседкой по парте. В этот день малыши отправились в Страну геометрию изучать фигуры - сравнивали, угадывали, моделировали индивидуально, в парах и командами. В конце урока, станцевав танец победителей, умчались на перемену. Настя лишь на минутку подбежала к стоящей у окна в коридоре маме и сразу увлеклась игрой в кошки-мышки с остальными.
- Она любит учиться и с детьми ладит, - отмечает Татьяна Бакулина, мама Насти, - а два месяца назад мы чувствовали себя первопроходцами. У дочки нарушение речи, но отдавать ее в речевой интернат мы супругом не захотели, и тогда в областной психолого-медико-педагогической консультации нам посоветовали 54-ю школу как инклюзивную.
К учебе дочка была готова - несколько лет занималась в логопедическом центре, там же прошла предшкольную подготовку. Правда, в «развивайке» было только семь детей, а в школе - тысяча. Первое время я приводила ее на уроки и караулила у кабинета - вдруг расплачется, прибежит. Но процесс включения прошел быстро, и у нее уже появились подружки, с которыми она, держась за руки, идет домой. Думаю, что многое зависит от учителя в классе, насколько он внимательный и чуткий, сумеет ли настроить детей так, чтобы не обижали, не дразнили, а помогали.
…Для Ажар Аскаровой - это первый ее инклюзивный класс, где обучаются только 19 детей. Согласно нормативно-правовым документам инклюзивные классы - малой наполняемости, и в каждом не более двух детей с особыми образовательными потребностями. Один инклюзивный ребенок заменяет трех общеобразовательных независимо от диагноза, и такой подход, уверяют педагоги, помогает «доходить до каждого».
- Настенька пришла настороженная, мало общалась и очень обижалась, что мы ее не понимаем, - поделилась опытом инклюзивный педагог. - И мы стали создавать условия для ее включения - постоянно соединяли ребят вместе, когда они обедают или играют во время перемены. Если ребенку комфортно, то он имеет право учиться вместе со всеми, а изолируя его, мы лишаем детства.
Ажар Аскарова провела беседу с родителями, и самым трудным, по ее словам, было объяснить им, что инклюзивный класс - не самый слабый в школе, а скорее самый добрый, и сегодня в этом уже никто не сомневается.
Команда толерантных
За 54-й школой закреплено 26 магнитных, и педагоги-экспериментаторы уже сами раздают знания, проводят семинары, консультируют, а когда-то они не знали, с чего начать.
Единого шаблона по инклюзивному обучению пока нет, и все учителя независимо от предмета, будь то русский, иностранный языки или математика, вносят свои предложения, проявляя творчество. После прохождения курсов в учебно-методическом центре развития образования Карагандинской области многие вдохновились, начали писать адаптированные учебные программы.
- Предметникам в общеобразовательных школах не хватает знаний по дефектологии, - объясняет классный руководитель седьмого инклюзивного класса Карлыгаш Сулейменова, где учатся ребята, окончившие специальные классы в начальной школе. - Попадая в инклюзивную среду, дети немного растеряны, отвлекаются на уроках, и их нужно заинтересовать в учебном процессе. Раз мы хотим внедрить инклюзивное образование повсеместно, то к этому нужно готовить в вузах не только дефектологов и логопедов, но и обычных учителей. Обучение через практику - длинный путь, у педагогов должны быть инструменты и знания сейчас. В СОШ № 54 заключили договоры о сотрудничестве с КарГУ и Ассоциацией родителей детей с аутизмом, проводятся занятия и тренинги, но этого, конечно, мало.
С 2016 года на каждого инклюзивного ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. В карточке есть странички врача поликлиники, логопеда, дефектолога, социального педагога. Совместно с психологом учителя выявляют западающие зоны учащегося. Например, провели упражнение по математике и увидели, что ребенок не совсем ориентируется в счете, и тогда к коррекции в этом направлении подключается вся команда специалистов. Не последнюю роль в преодолении барьеров играют и сами дети, когда хорошисты вытягивают отстающих или помогают проводить недели толерантности.
На вес золота
Ирина Хафткаш, дефектолог по образованию, полагает, что у школ, где есть коррекционные классы, большое преимущество и заключается оно в наличии специалистов и годами наработанного опыта.
«Инклюзивники» могут учиться как по общеобразовательной программе, так и по специальной в зависимости от заключения ПМПК, но и в том, и другом случае без коррекционного компонента (коррекции недостатков развития речи, познавательной деятельности, индивидуальных занятий активно-двигательного характера) не обойтись.
- В 2015 году, когда мы только подключились к проекту, - вспоминает педагог, - учителей спецклассов, а они все по образованию дефектологи, закрепили за общеобразовательными инклюзивными. Дополнительные ставки дефектолога и логопеда, согласно приказу отдела образования, появились лишь через год.
В нашей школе обучаются 1345 детей, и из них - 89 особых. Но в коррекции речи в настоящее время нуждаются многие учащиеся, и пока родители обычных классов вынуждены брать занятия у частных логопедов. На мой взгляд, этот специалист необходим каждой школе независимо от того, инклюзивная она или нет.
Еще одно обязательное направление для инклюзивных школ - группы продленного дня. То, что ребенок не усвоил вместе со всеми, разберет на продленке. В 54-й школе эта работа выстроена следующим образом: ученик из инклюзивного первого класса переходит в продленку первого спецкласса, где его ждут специалисты. Также в школьной библиотеке есть диски по пройденному материалу для самостоятельного просмотра.
Учитель с карточкой
Две программы (общеобразовательная и специальная) - один педагог. Как одновременно вести урок в таком классе, не нарушая ничьих прав в получении знаний, когда все изучают дроби, и только один - умножение. В этом и есть пока самая большая сложность, признаются учителя, облегчая «соединение» учебного процесса с помощью карточек с многоуровневыми заданиями.
Кроме того, педагоги инклюзивных школ учатся корректировать расписание. Если на труды в пятом классе по общеобразовательной программе выделяется два часа в неделю, то по спецпрограмме - восемь, и в этом случае особый ребенок пропускает английский язык, который ему не выучить.
В настоящее время в учреждении есть договоренность с родителями, которые включаются в инклюзию и по желанию присутствуют на уроках, особенно в период адаптации. Но индивидуальной учительской работе очень помогли бы педагоги-ассистенты, или тьютеры, появления которых на инклюзивном поле ждут с нетерпением.
- Раньше в сельских школах и небольших городах, там, где не было доступа к специальным интернатам, всегда кто-то в классе «просиживал» уроки, - заключает Ирина Хафткаш. - Педагог редко углублялся в особенности развития отстающего ребенка, а сегодня выстраивает четкий план, к чему он придет в конце занятия. Время скрытой и стихийной инклюзии прошло.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Открытия мирового уровня 18.05.2019

    В программной статье «Семь граней Великой степи» Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что историческое знание, формирование и научное обоснование нового исторического мировоззрения являются ключевым фактором модернизации общественного сознания. Одним из ведущих центров изучения древней истории в Казахстане является Сарыаркинский археологический институт Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова. Сегодня здесь проводятся исследования мирового уровня, которые публикуются в самых престижных научных изданиях мира. Мы беседуем с Валерием Григорьевичем ЛОМАНОМ, директором Сарыаркинского археологического института КарГУ им. Е.А. Букетова.

  • Зеленый пояс 09.05.2019

    Тысячи деревьев высадят в областном центре

    Около пятисот саженцев посадили в областном центре за последние несколько дней. Так активно карагандинцы поддержали акцию по озеленению. Всего за несколько дней в шахтерской столице появились новые сосны, березы, тополя, сирень, клен и липы.

  • Село с будущим 09.05.2019

    Реализация спецпроекта «Ауыл - ел бесігі» стартует в регионе 

    Глубинка способна зарабатывать и жить достойно. Раскрыть этот потенциал позволят модернизация и повышение качества жизни населения. На начальном этапе точками роста и устойчивого развития определены три районных центра.

  • Посади свое дерево 07.05.2019

    Аллея дружбы пополнилась новыми саженцами

    Сосны, ели, яблони и пирамидальные тополя высадили возле Дома дружбы студенты, представители этнокультурных объединений, депутаты. Акция приурочена к Дню единства народа Казахстана и грядущему Дню Великой Победы.

  • Дорога в бизнес 07.05.2019

    Кулинарные мастер-классы для детей, свечи из натурального воска, мобильный планетарий - авторы только самых оригинальных и жизнеспособных стартап-проектов стали победителями конкурса акима Сарани «От идеи к реальности», посвященного Году молодежи.

  • В стиле этно 04.05.2019

    По-настоящему широко встретили День единства народа Казахстана жители Сарани. С утра до вечера в городе не стихала музыка, раздавались угощения, устраивались спортивные состязания.

  • Копилка добрых дел 04.05.2019

    Жители региона не скупятся на поддержку

    Нельзя проходить мимо тех, кто отчаянно нуждается в помощи, а тем более бросать на произвол судьбы детей и стариков. Это противоестественно для казахского народа. Так считает первый заместитель председателя Карагандинского областного филиала партии «Nur Otan» Кадиша ОСПАНОВА.

  • Языковое погружение 04.05.2019

    В Доме дружбы Ассамблеи народа Казахстана прошел областной конкурс на знание казахского языка «Мемлекеттік тіл - мемлекеттік қызметте». Мероприятие, посвященное 125-летию со дня рождения Сакена Сейфуллина, проводилось среди специалистов 14 госучреждений и организаций.