20 ноября 2018 года 1055

За партой - самые смелые

Автор: Наталья ПРУС

Обычный урок в первом инклюзивном классе. Звучит как фантастика, но педагоги Караганды, где уверенно, а где методом проб и ошибок, уже идут по этому пути. СОШ № 54 - одна из стажерских площадок, включающих разных и равных детей в учебный процесс. 

- С 1985 года в начальной школе появились специальные коррекционные классы, - говорит заместитель директора по учебной работе Ирина Хафткаш, - но раньше мы не задумывались, как чувствуют себя окончившие их ребята в среднем и старшем звеньях, насколько им комфортно в инклюзивной среде, не нуждаются ли они в дальнейшем сопровождении.
В данный момент в инклюзивных классах работают 40 учителей. Дети с особыми образовательными потребностями получают знания с нулевого по седьмой класс. Если в начале эксперимента в нем участвовали только три пятых класса и всего шесть учеников, то сейчас в 14 инклюзивных классах - 24 школьника.
Равнение на каждого
... Первоклашка Настя - на второй парте в среднем ряду. Ей хорошо видно и слышно учителя, она тянет руку вместе со всеми, выходит к доске отвечать, шепчется на уроке с соседкой по парте. В этот день малыши отправились в Страну геометрию изучать фигуры - сравнивали, угадывали, моделировали индивидуально, в парах и командами. В конце урока, станцевав танец победителей, умчались на перемену. Настя лишь на минутку подбежала к стоящей у окна в коридоре маме и сразу увлеклась игрой в кошки-мышки с остальными.
- Она любит учиться и с детьми ладит, - отмечает Татьяна Бакулина, мама Насти, - а два месяца назад мы чувствовали себя первопроходцами. У дочки нарушение речи, но отдавать ее в речевой интернат мы супругом не захотели, и тогда в областной психолого-медико-педагогической консультации нам посоветовали 54-ю школу как инклюзивную.
К учебе дочка была готова - несколько лет занималась в логопедическом центре, там же прошла предшкольную подготовку. Правда, в «развивайке» было только семь детей, а в школе - тысяча. Первое время я приводила ее на уроки и караулила у кабинета - вдруг расплачется, прибежит. Но процесс включения прошел быстро, и у нее уже появились подружки, с которыми она, держась за руки, идет домой. Думаю, что многое зависит от учителя в классе, насколько он внимательный и чуткий, сумеет ли настроить детей так, чтобы не обижали, не дразнили, а помогали.
…Для Ажар Аскаровой - это первый ее инклюзивный класс, где обучаются только 19 детей. Согласно нормативно-правовым документам инклюзивные классы - малой наполняемости, и в каждом не более двух детей с особыми образовательными потребностями. Один инклюзивный ребенок заменяет трех общеобразовательных независимо от диагноза, и такой подход, уверяют педагоги, помогает «доходить до каждого».
- Настенька пришла настороженная, мало общалась и очень обижалась, что мы ее не понимаем, - поделилась опытом инклюзивный педагог. - И мы стали создавать условия для ее включения - постоянно соединяли ребят вместе, когда они обедают или играют во время перемены. Если ребенку комфортно, то он имеет право учиться вместе со всеми, а изолируя его, мы лишаем детства.
Ажар Аскарова провела беседу с родителями, и самым трудным, по ее словам, было объяснить им, что инклюзивный класс - не самый слабый в школе, а скорее самый добрый, и сегодня в этом уже никто не сомневается.
Команда толерантных
За 54-й школой закреплено 26 магнитных, и педагоги-экспериментаторы уже сами раздают знания, проводят семинары, консультируют, а когда-то они не знали, с чего начать.
Единого шаблона по инклюзивному обучению пока нет, и все учителя независимо от предмета, будь то русский, иностранный языки или математика, вносят свои предложения, проявляя творчество. После прохождения курсов в учебно-методическом центре развития образования Карагандинской области многие вдохновились, начали писать адаптированные учебные программы.
- Предметникам в общеобразовательных школах не хватает знаний по дефектологии, - объясняет классный руководитель седьмого инклюзивного класса Карлыгаш Сулейменова, где учатся ребята, окончившие специальные классы в начальной школе. - Попадая в инклюзивную среду, дети немного растеряны, отвлекаются на уроках, и их нужно заинтересовать в учебном процессе. Раз мы хотим внедрить инклюзивное образование повсеместно, то к этому нужно готовить в вузах не только дефектологов и логопедов, но и обычных учителей. Обучение через практику - длинный путь, у педагогов должны быть инструменты и знания сейчас. В СОШ № 54 заключили договоры о сотрудничестве с КарГУ и Ассоциацией родителей детей с аутизмом, проводятся занятия и тренинги, но этого, конечно, мало.
С 2016 года на каждого инклюзивного ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. В карточке есть странички врача поликлиники, логопеда, дефектолога, социального педагога. Совместно с психологом учителя выявляют западающие зоны учащегося. Например, провели упражнение по математике и увидели, что ребенок не совсем ориентируется в счете, и тогда к коррекции в этом направлении подключается вся команда специалистов. Не последнюю роль в преодолении барьеров играют и сами дети, когда хорошисты вытягивают отстающих или помогают проводить недели толерантности.
На вес золота
Ирина Хафткаш, дефектолог по образованию, полагает, что у школ, где есть коррекционные классы, большое преимущество и заключается оно в наличии специалистов и годами наработанного опыта.
«Инклюзивники» могут учиться как по общеобразовательной программе, так и по специальной в зависимости от заключения ПМПК, но и в том, и другом случае без коррекционного компонента (коррекции недостатков развития речи, познавательной деятельности, индивидуальных занятий активно-двигательного характера) не обойтись.
- В 2015 году, когда мы только подключились к проекту, - вспоминает педагог, - учителей спецклассов, а они все по образованию дефектологи, закрепили за общеобразовательными инклюзивными. Дополнительные ставки дефектолога и логопеда, согласно приказу отдела образования, появились лишь через год.
В нашей школе обучаются 1345 детей, и из них - 89 особых. Но в коррекции речи в настоящее время нуждаются многие учащиеся, и пока родители обычных классов вынуждены брать занятия у частных логопедов. На мой взгляд, этот специалист необходим каждой школе независимо от того, инклюзивная она или нет.
Еще одно обязательное направление для инклюзивных школ - группы продленного дня. То, что ребенок не усвоил вместе со всеми, разберет на продленке. В 54-й школе эта работа выстроена следующим образом: ученик из инклюзивного первого класса переходит в продленку первого спецкласса, где его ждут специалисты. Также в школьной библиотеке есть диски по пройденному материалу для самостоятельного просмотра.
Учитель с карточкой
Две программы (общеобразовательная и специальная) - один педагог. Как одновременно вести урок в таком классе, не нарушая ничьих прав в получении знаний, когда все изучают дроби, и только один - умножение. В этом и есть пока самая большая сложность, признаются учителя, облегчая «соединение» учебного процесса с помощью карточек с многоуровневыми заданиями.
Кроме того, педагоги инклюзивных школ учатся корректировать расписание. Если на труды в пятом классе по общеобразовательной программе выделяется два часа в неделю, то по спецпрограмме - восемь, и в этом случае особый ребенок пропускает английский язык, который ему не выучить.
В настоящее время в учреждении есть договоренность с родителями, которые включаются в инклюзию и по желанию присутствуют на уроках, особенно в период адаптации. Но индивидуальной учительской работе очень помогли бы педагоги-ассистенты, или тьютеры, появления которых на инклюзивном поле ждут с нетерпением.
- Раньше в сельских школах и небольших городах, там, где не было доступа к специальным интернатам, всегда кто-то в классе «просиживал» уроки, - заключает Ирина Хафткаш. - Педагог редко углублялся в особенности развития отстающего ребенка, а сегодня выстраивает четкий план, к чему он придет в конце занятия. Время скрытой и стихийной инклюзии прошло.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Лечение с обучением 16.02.2019

    До конца 2019 года все государственные больницы должны быть переданы медицинским вузам в качестве собственных клинических баз. Такое поручение на заседании Правительства дал Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

  • Твой труд – твоё завтра 16.02.2019

    Нынешний, 2019 год объявлен Главой государства Годом молодежи, а акимом области Ерланом Кошановым – Годом инклюзивного образования. В Казахстане под категорию молодежи подпадает возрастная группа от 14 до 29 лет, это более 27%. Сегодня каждый четвертый гражданин - представитель молодого поколения. Еще около 24% - дети от 1 до 14 лет. Так что в краткосрочной перспективе казахстанцы будут считаться молодой нацией. Особенно велико значение молодого поколения как особенной группы общества, обладающей большим инновационным потенциалом.

  • Финансовое образование в цифровом формате 16.02.2019

    Процесс цифровизации в настоящее время охватывает все мировое сообщество. Наша страна в этой области намерена сделать прорывные шаги, что подтверждают основные положения Государственной программы «Цифровой Казахстан», разработанной в конце 2017 года. Одна из ключевых задач данной программы - развитие финансовых технологий и безналичных платежей.

  • Роботы шагают по стране 14.02.2019

    В Жанааркинском регионе прошёл II районный фестиваль Edurobot.kz. Школьникам предоставилась возможность продемонстрировать свои инженерные навыки и продвинутость в технологиях.

  • Опора на мудрость 14.02.2019

    Несмотря на то что многим ветеранам Великой Отечественной войны, которых у нас осталось не более ста человек, уже далеко за 90 лет, они все еще бодры и полны оптимизма. Их не нужно уговаривать прийти на ту или иную встречу. Если надо - всегда готовы участвовать в общественной жизни. И все потому, что это представители удивительного поколения, сумевшего вынести все тяготы судьбы.

  • Мир равных возможностей 12.02.2019

    Новый уникальный проект, запущенный в Казахстане в январе 2019 года, ориентированный на развитие навыков и компетенций у молодых людей с ограниченными возможностями в IT-пространстве, поддержали Министерство труда и социальной защиты населения РК, Корпоративный фонд «Ерекше Таңдау-Шелек» общественного объединения «Общество Неунывающих Инвалидов» и КФ «Фонд Евразия Центральной Азии».

  • Город перспектив 12.02.2019

    Важнейшая инициатива Главы государства - рост минимальной зарплаты с 28 до 42,5 тысячи тенге – в Темиртау коснулась более 6 тысяч организаций всех форм собственности.

  • Инженеры будущего 12.02.2019

    В Балхаше полным ходом идет реализация проекта «Инженеры будущего», что предполагает обучение детей самым передовым инженерным технологиям, 3D-моделированию и проектированию. Школьники с завидным постоянством становятся призерами данного направления на различных конкурсах, что стало поводом для проведения областного семинара «Использование 3D-технологии в образовательном процессе» на базе балхашской образовательной площадки. С этой целью сюда прибыли одни из лучших IT-специалистов школ городов и районов Карагандинской области.