20 ноября 2018 года 955

Галактика Кишкиса

Автор: Анна СТРОКОВА

Его творения - это контрасты: некоторое время назад Петр Кишкис преобразил своей росписью новый храм в Жезказгане, ему же принадлежит и роспись стен в популярном карагандинском кафе «Интерфуд». А его персональную выставку, открывшуюся на днях, даже сравнили с космосом.

Экспозиция Петра Петровича называется «Работы на черном фоне 1». Она демонстрирует труды монументалиста, живописца и графика на тему сопоставления двух начал, иногда дополняющих друг друга, иногда противоборствующих. Белое и черное здесь - не символы добра и зла, а две ипостаси света.
Работы Петра Кишкиса трудно не узнать: оригинальные, они метафоричны - в них кодируются многие архетипические и актуальные представления, которые каждый будет расшифровывать по-своему. Каждая работа - о нем: где-то автор предстает грустным, встревоженным, где-то веселым... В итоге рисунки и картины, закрепленные на черном итальянском холсте, выступают автопортретом его личности - он раскрывается перед зрителями, словно большой сверток.
- Выставка во всех отношениях необычная, и в первую очередь стильная, - поделился куратор экспозиции, заместитель директора музея изобразительного искусства Александр Гехт. - Она необычна и в плане техническом: все работы выставлены без рам, будто мы находимся в мастерской автора, и не подписаны: Петр Петрович не навязывает свои мысли зрителю.
На открытие экспозиции собрались представители художественной и научной интеллигенции, архитекторы и молодежь. Гости фотографировались на фоне произведений, изучали и обсуждали их. Ни одна выставка не обходится без участия тонко чувствующего творения наших художников искусствоведа Натальи Иваниной. И здесь она тоже поделилась своими впечатлениями, проведя параллель с космосом, который для нас - таинственная загадка, а в работах Петра Петровича всегда есть философская, но такая привлекательная недосказанность. В итоге выставку назвали целой «галактикой Кишкиса», в которой - свои загадочные туманности и планеты.
Сам же Петр Кишкис признавался: его выставка - попытка прийти к свободному выражению, поскольку для него творчество означает быть откровенным без слов. Черный цвет он оценивает как эстетичный и элегантный, и пусть некоторые коллеги нередко намекают ему о смене манеры письма, у Петра Петровича отличная база: член нашего Союза художников, он - выпускник училища декоративного и прикладного искусства во Львове (Украина), Высшего художественно-промышленного училища им В. Мухиной в Санкт-Петербурге, начавший выставочную деятельность в 1979 году.
Ему подвластно несколько направлений изобразительного искусства - и роспись, и витраж, тематическая картина, пейзаж и портрет, а в 2008 году Петра Петровича наградили премией акима области в номинации «Лучший художник года». За его плечами - несколько персональных выставок в Караганде (1987-й, 1996-й, 2009 годы), персональные экспозиции с Московским театром балета в Ливерпуле (Великобритания) и Никосии (Кипр), а также в Алматы.
- По сути, в мире нет ничего абсолютно оригинального: это всегда смесь прошлых идей, - рассуждал Петр Кишкис. - Бывает, художник просто что-то копирует, но хороший художник перерабатывает другие идеи и вносит в них что-то свое. Тогда получается «свой Пикассо» или «свой Шагал». Но людям удобно поместить художника в определенный «коридор» и успокоиться: мол, ты работаешь в символизме, работай и дальше. Но важно подпитываться другими течениями. Когда мы учились в Санкт-Петербурге, нам показали толстенную книгу с материалами о том, какими источниками вдохновлялся Пабло Пикассо, - среди них были и древнеафриканское искусство, и Восток. Это не значит, что не хватало вдохновения - человек обогащался. Когда эту книгу показали Пикассо, рассказали нам, он воскликнул: «Я не знал, что у меня столько учителей!» Поэтому я не стесняюсь перерабатывать идеи и вводить в них свои элементы.
Так Петр Петрович и пришел к своей манере написания. Учась в Санкт-Петербурге, он приучил себя рисовать каждый день, пусть даже маленький рисунок - все на чистовую. Но часто те, кто подвергает авангардных художников критике, не прочувствовали процесс создания картины сами, не поняли его изнутри, говорит П. Кишкис, манера письма которого кардинально выделяется. Он родился в Красноярской области, а в Караганду приехал более 30 лет назад.
- Я фиксирую рисунки в блокноте и по сей день, - рассказал Петр Петрович. - Но в тот период на одном из собраний Союза художников у кого-то шла горячая дискуссия, другие скучали в ожидании финала. А я следил за ходом собрания и параллельно рисовал. В тот день весь лист блокнота заполнила многофигурная композиция, и я действительно до сих пор получаю удовольствие, когда рисую.
Выставка «Работы на черном фоне 1» - первая из серии трех, которые предполагается организовывать с интервалом от полугода до года. Большинство работ Петра Кишкиса для следующих экспозиций готово, но эти коллекции будут дополняться. Вторая выставка будет называться «Карандаш на белом» и соберет часть старых работ. Третью он обозначил как «Энергию в искусстве» - эта экспозиция соберет крупные работы из мятых, рваных форм бумаги, а также монументальные произведения.
А пока насладиться «работами на черном», выполненными карандашом, маркерами, твердыми пастельными мелками и другими материалами, можно в музее изобразительного искусства до 27 ноября.

Фото
Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Непокорны фламенки глаза... 19.02.2019

    В своем настоящем естестве фламенко - это танец одиноких, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, жесткой дисциплины.

  • Мимолетность момента 16.02.2019

    Дрессировка кошек, работа на руднике, преподавание, лаборатория телевидения и только потом - фотография. Считается, что в идеале начинать надо с последнего, чтобы прийти к съемке видео, но у Тимура Кудеринова получилось все наоборот. С фотокамерой на «ты» он уже почти 10 лет.

  • Прекрасная Елена 16.02.2019

    Проект руководителя Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг» оправдал себя с лихвой. И теперь зрители, когда смотрят спектакли, видят и узнают на сцене артистов, с которыми они ближе познакомились в один из вечеров на камерной сцене студии кукол «Буратино».

  • От уголька - к электричеству 16.02.2019

    В музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка проходит выставка «День рождения утюга».

  • Родное место 16.02.2019

    Солист-инструменталист ансамбля «Арай» Александр Севостьянов - коренной карагандинец и в свое время жил еще в Старом городе: рядом здесь были шахты, и именно это место считалось центром города. От 15-го магазина до самого вокзала была голая степь, но уже высаживали много деревьев, которые теперь защищают нас от ветров и буранов.

  • Поэты идут в театр 12.02.2019

    В минувшую пятницу зрителей, пришедших в Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, перед спектаклем «Где? В Караганде!» ждал сюрприз. В фойе театра поэты творческой студии «Твой остров» читали свои стихотворения.

  • Чудесный сад 09.02.2019

    Жили некогда два друга-бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь - его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын - его надежда.

  • Музыкальный триумф 09.02.2019

    Творческий вечер казахстанского композитора Хабибуллы Сетекова прошел в «Шалкыме». Этого профессионала высокого уровня прекрасно знают в Казахстане и мировом музыкальном сообществе. Первое знакомство с его произведениями состоялось в Израиле в 1991 году, где до сих пор восторженно играют его «Чапаят».