20 ноября 2018 года 329

Галактика Кишкиса

Автор: Анна СТРОКОВА

Его творения - это контрасты: некоторое время назад Петр Кишкис преобразил своей росписью новый храм в Жезказгане, ему же принадлежит и роспись стен в популярном карагандинском кафе «Интерфуд». А его персональную выставку, открывшуюся на днях, даже сравнили с космосом.

Экспозиция Петра Петровича называется «Работы на черном фоне 1». Она демонстрирует труды монументалиста, живописца и графика на тему сопоставления двух начал, иногда дополняющих друг друга, иногда противоборствующих. Белое и черное здесь - не символы добра и зла, а две ипостаси света.
Работы Петра Кишкиса трудно не узнать: оригинальные, они метафоричны - в них кодируются многие архетипические и актуальные представления, которые каждый будет расшифровывать по-своему. Каждая работа - о нем: где-то автор предстает грустным, встревоженным, где-то веселым... В итоге рисунки и картины, закрепленные на черном итальянском холсте, выступают автопортретом его личности - он раскрывается перед зрителями, словно большой сверток.
- Выставка во всех отношениях необычная, и в первую очередь стильная, - поделился куратор экспозиции, заместитель директора музея изобразительного искусства Александр Гехт. - Она необычна и в плане техническом: все работы выставлены без рам, будто мы находимся в мастерской автора, и не подписаны: Петр Петрович не навязывает свои мысли зрителю.
На открытие экспозиции собрались представители художественной и научной интеллигенции, архитекторы и молодежь. Гости фотографировались на фоне произведений, изучали и обсуждали их. Ни одна выставка не обходится без участия тонко чувствующего творения наших художников искусствоведа Натальи Иваниной. И здесь она тоже поделилась своими впечатлениями, проведя параллель с космосом, который для нас - таинственная загадка, а в работах Петра Петровича всегда есть философская, но такая привлекательная недосказанность. В итоге выставку назвали целой «галактикой Кишкиса», в которой - свои загадочные туманности и планеты.
Сам же Петр Кишкис признавался: его выставка - попытка прийти к свободному выражению, поскольку для него творчество означает быть откровенным без слов. Черный цвет он оценивает как эстетичный и элегантный, и пусть некоторые коллеги нередко намекают ему о смене манеры письма, у Петра Петровича отличная база: член нашего Союза художников, он - выпускник училища декоративного и прикладного искусства во Львове (Украина), Высшего художественно-промышленного училища им В. Мухиной в Санкт-Петербурге, начавший выставочную деятельность в 1979 году.
Ему подвластно несколько направлений изобразительного искусства - и роспись, и витраж, тематическая картина, пейзаж и портрет, а в 2008 году Петра Петровича наградили премией акима области в номинации «Лучший художник года». За его плечами - несколько персональных выставок в Караганде (1987-й, 1996-й, 2009 годы), персональные экспозиции с Московским театром балета в Ливерпуле (Великобритания) и Никосии (Кипр), а также в Алматы.
- По сути, в мире нет ничего абсолютно оригинального: это всегда смесь прошлых идей, - рассуждал Петр Кишкис. - Бывает, художник просто что-то копирует, но хороший художник перерабатывает другие идеи и вносит в них что-то свое. Тогда получается «свой Пикассо» или «свой Шагал». Но людям удобно поместить художника в определенный «коридор» и успокоиться: мол, ты работаешь в символизме, работай и дальше. Но важно подпитываться другими течениями. Когда мы учились в Санкт-Петербурге, нам показали толстенную книгу с материалами о том, какими источниками вдохновлялся Пабло Пикассо, - среди них были и древнеафриканское искусство, и Восток. Это не значит, что не хватало вдохновения - человек обогащался. Когда эту книгу показали Пикассо, рассказали нам, он воскликнул: «Я не знал, что у меня столько учителей!» Поэтому я не стесняюсь перерабатывать идеи и вводить в них свои элементы.
Так Петр Петрович и пришел к своей манере написания. Учась в Санкт-Петербурге, он приучил себя рисовать каждый день, пусть даже маленький рисунок - все на чистовую. Но часто те, кто подвергает авангардных художников критике, не прочувствовали процесс создания картины сами, не поняли его изнутри, говорит П. Кишкис, манера письма которого кардинально выделяется. Он родился в Красноярской области, а в Караганду приехал более 30 лет назад.
- Я фиксирую рисунки в блокноте и по сей день, - рассказал Петр Петрович. - Но в тот период на одном из собраний Союза художников у кого-то шла горячая дискуссия, другие скучали в ожидании финала. А я следил за ходом собрания и параллельно рисовал. В тот день весь лист блокнота заполнила многофигурная композиция, и я действительно до сих пор получаю удовольствие, когда рисую.
Выставка «Работы на черном фоне 1» - первая из серии трех, которые предполагается организовывать с интервалом от полугода до года. Большинство работ Петра Кишкиса для следующих экспозиций готово, но эти коллекции будут дополняться. Вторая выставка будет называться «Карандаш на белом» и соберет часть старых работ. Третью он обозначил как «Энергию в искусстве» - эта экспозиция соберет крупные работы из мятых, рваных форм бумаги, а также монументальные произведения.
А пока насладиться «работами на черном», выполненными карандашом, маркерами, твердыми пастельными мелками и другими материалами, можно в музее изобразительного искусства до 27 ноября.

Фото
Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Родовая легенда 08.12.2018

    Статистика утверждает, что настоящие гении рождаются раз в столетие. Век нынешний напрочь опровергает этот постулат: в Караганду постоянно приезжают гениальные музыканты 

  • «Золотой» концерт 08.12.2018

    Юбилейные мероприятия, посвященные 80-летию Концертного объединения им. К. Байжанова, начались с выступления симфонического оркестра. Этот прославленный коллектив отмечает и свою маленькую дату - коллективу 35.

  • Место жительства- музей 08.12.2018

    Два года назад мы писали о выставке «В дар музею от доброго сердца», собравшей произведения наших мастеров, которые они подарили музею изобразительного искусства в 2015-2016 годах. Речь тогда шла о том, чтобы сделать такие выставки традиционными, и музей держит слово: здесь проходит еще одна экспозиция из этой серии, с новыми полотнами, но демонстрируются они до 10 декабря.

  • Печи из древности 06.12.2018

    Около 400 древних металлургических печей хранится в музее горно-металлургических работ в поселке Жезды Карагандинской области.

  • В общении с миром 06.12.2018

    В библиотеке поселка Топар накануне Международного дня инвалидов прошло праздничное мероприятие.

  • В лихие девяностые... 06.12.2018

    Трейлер нового фильма Акана Сатаева «Бизнесмены», конечно, подкупает: здесь и «крючки» есть, на которые зритель точно клюнет, и моменты драмы, чтобы ожидать таковой. В наших кинотеатрах картина уже идет, а ее старт был весьма успешным: уже в первую неделю фильм собрал 138 миллионов тенге.

  • На музейных подмостках 01.12.2018

    В зале областного музея изобразительного искусства прошел музыкально-поэтический вечер-конкурс «Рифмованные аккорды». Его организовала творческая студия «Твой остров», а гости и участники встречи на несколько часов погрузились в романтичную атмосферу.

  • Звезды Сарани 29.11.2018

    Прошедший в Доме культуры Сарани в ноябре очередной конкурс «Две звезды» стал важным событием не только в жизни студентов и преподавателей Саранского гуманитарно-технического колледжа имени Абая Кунанбаева, но и надолго запомнится жителям города.