17 ноября 2018 года 1473

Под прессом современности

Автор: Дмитрий РУГИС

Спустя четыре года Караганду вновь посетила выставка «World Press Photo» - экспозиция работ победителей самого престижного международного конкурса фотожурналистики. Каждый год независимое жюри из профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ оценивает работы фотожурналистов всей планеты в девяти категориях.

В этом году члены жюри отсмотрели более 73 тысяч снимков от 4500 фотографов из 125 стран. Победителями стали 42 человека. Карагандинцы смогут увидеть выставку в здании 11-го корпуса Карагандинского государственного университета до 25 ноября. Ее организовали к Международному дню прав человека, отмечаемому 10 декабря. Кроме нашего города, работы выставки оценят в Астане, Алматы и Шымкенте.
Представлять «World Press Photo 2018» в Караганду прибыл посол Нидерландов в Казахстане Дик Ян Коп, а куратором выставки стала представитель «World Press Photo» Анна Мехр. Они призвали карагандинских фотожурналистов участвовать в конкурсе, цель которого - поддержка профессиональной пресс-фотографии на международном уровне. Это будет стимулировать изменения в фотожурналистике, выявит в сфере высокие стандарты и посодействует свободному и неограниченному обмену информацией.
В 2014 году «World Press Photo» стала местом встречи и общения практически всех карагандинских фотографов, журналистов и не только. В этот раз организацию фотовыставки поручили столичному общественному фонду, не совсем владеющему информацией о наших лучших выставочных площадках, таких как музей изобразительного искусства или галерея «Monarbat». Выбор пал хоть и на уважаемый КарГУ, но почему-то на его самый труднодоступный корпус в спальном районе Юго-Востока. В лабиринте домов и дворовых площадок растерялся даже навигатор, а в тесном фойе корпуса стенды упирались в низкий потолок. Может, это креативная задумка, призванная приглушить впечатление от ужасов войны, бедности и страданий героев снимков? Великолепно исполненные стенды, прекрасная форма многочисленных волонтеров выставки, шедевры мировых фотографов потерялись в неудачно выбранном помещении.
Удивила и недоступность информации о дне открытия выставки. В этот раз, случайно узнав о ней за несколько часов до начала, я с удивлением обнаружил лишь немногих товарищей из творческого объединения «TEFA Eurasiaphoto», которых сам успел оповестить, а также немногочисленных приглашенных операторов.
В чем смысл живой фотовыставки? Фотографии можно посмотреть и в интернете, но в одиночку. Без обсуждения, камерной обстановки и живого общения она теряет смысл, перестает быть событием. Можно, конечно, определить главной идеей встречи только отметку о проведении, фиксацию на телевидении, освоение средств и количество задействованных волонтеров.
Но вернемся к работам: среди девяти номинаций конкурса значатся портреты, спорт, события, природа, искусство и развлечения, однако на выставке, как и на прошедшей в 2014 году, упор сделан на категорию «Проблемы современности». В топе - темы насилия, войны, разрухи, крови, страха. Удивил ответ «нет» куратора выставки Анны Мехр на вопрос, снимают ли фотожурналисты «World Press Photo» положительных героев.
Победителем конкурса в главной номинации «Фотография года-2018» стал фотограф из Венесуэлы, запечатлевший охваченного огнем бегущего участника антиправительственных выступлений в противогазе. Наверное, фотография достойна быть лучшей, но сомнение вызывает этичность съемки: может, стоило попытаться спасти человека? О чем думал фотограф? О том, как удачно взорвался бензобак мотоцикла? Продолжал ли он снимать человека в агонии или поставил его жизнь на первое место? В аннотации к фотографии не написано, что спасал его фотограф. Еще один победитель конкурса снял, как автомобиль врезается в толпу людей, - снова ранения, смерть. На победившей в 2014 году фотографии, которую демонстрировали нам в экомузее, - погибший ребенок на руках палестинца. Да, впечатляет. Но снова - смерть. Только такие фотографы могут стать победителем «World Press Photo»?
Среди талантливых фотографий, запечатлевших невероятный момент или эмоцию, ряд стендов вызвал недоумение низким качеством как технического исполнения, так и профессионального взгляда фотографа. У кураторов нашлось объяснение: важно не качество, а затрагиваемая проблема. Все просто - снимай «правильную» тему, и даже отсутствие мастерства не помешает стать победителем престижного фотоконкурса. А как же заявленное «независимое жюри из профессиональных фотографов»?
Какие выводы? Фотография - серьезная и влиятельная область деятельности, мощнейшее средство воздействия на восприятие мира. Это средство продвижения собственного мировоззрения и интересов, поле борьбы, отражение культурного кода цивилизации.
Глядя на фотографии казахстанских фотожурналистов, на выставки наших фотографов, которые республика везет в другие страны, на снимки казахстанских победителей международных фотоконкурсов, вникая в суть национальных традиций и обычаев народа, отраженных в этих фото, приходит понимание о различиях культурного кода, ввозимого в Казахстан из Нидерландов. Наш код отражается в фотографиях национальных фотографов: здесь жизнь на первом месте.
Из международных фотовыставок в Караганду пробивается, к сожалению, только «World Press Photo» со своими мировыми проблемами и тяжелыми ощущениями после просмотра. Конечно, экспозиция местами великолепна и полезна, но азиатскому культурному коду ближе другие темы: ему не чуждо сострадание, но чужд культ негативных новостей, заполнивший медиа-пространство.
Следующих фотовыставок мы ждем от казахстанской версии журнала «National Geographic», в котором работают наши земляки, создающие прекрасные снимки, отражающие национальную идентичность.

Фото автора

Комментарии (1)
...
Автор 19.11.2018
Этот столичный фонд должен отработать грант. А удобство вашей парковки или размещения экспонатов - не их забота. Руководитель фонда набрала грантов и в интернете жалуется на нехватку времени(((
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Непокорны фламенки глаза... 19.02.2019

    В своем настоящем естестве фламенко - это танец одиноких, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, жесткой дисциплины.

  • Мимолетность момента 16.02.2019

    Дрессировка кошек, работа на руднике, преподавание, лаборатория телевидения и только потом - фотография. Считается, что в идеале начинать надо с последнего, чтобы прийти к съемке видео, но у Тимура Кудеринова получилось все наоборот. С фотокамерой на «ты» он уже почти 10 лет.

  • Прекрасная Елена 16.02.2019

    Проект руководителя Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг» оправдал себя с лихвой. И теперь зрители, когда смотрят спектакли, видят и узнают на сцене артистов, с которыми они ближе познакомились в один из вечеров на камерной сцене студии кукол «Буратино».

  • От уголька - к электричеству 16.02.2019

    В музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка проходит выставка «День рождения утюга».

  • Родное место 16.02.2019

    Солист-инструменталист ансамбля «Арай» Александр Севостьянов - коренной карагандинец и в свое время жил еще в Старом городе: рядом здесь были шахты, и именно это место считалось центром города. От 15-го магазина до самого вокзала была голая степь, но уже высаживали много деревьев, которые теперь защищают нас от ветров и буранов.

  • Поэты идут в театр 12.02.2019

    В минувшую пятницу зрителей, пришедших в Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, перед спектаклем «Где? В Караганде!» ждал сюрприз. В фойе театра поэты творческой студии «Твой остров» читали свои стихотворения.

  • Чудесный сад 09.02.2019

    Жили некогда два друга-бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь - его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын - его надежда.

  • Музыкальный триумф 09.02.2019

    Творческий вечер казахстанского композитора Хабибуллы Сетекова прошел в «Шалкыме». Этого профессионала высокого уровня прекрасно знают в Казахстане и мировом музыкальном сообществе. Первое знакомство с его произведениями состоялось в Израиле в 1991 году, где до сих пор восторженно играют его «Чапаят».