15 ноября 2018 года 468

История в двух струнах

Автор: Анна СТРОКОВА

Студент Казахского национального университета искусств Астаны Ализат Дузелбай играет на домбре с раннего детства и уверен: в двух струнах этого инструмента сосредоточена вся история народа, и во время игры он с ней соприкасается. Народная музыка идет с юношей по жизни и на днях привела его на VІI республиканский конкурс исполнителей на народных инструментах им. Таттимбета.

Ализат Дузелбай уже участвовал в этом конкурсе в 2011 году, будучи на первом курсе колледжа. Поступив в КазНУИ, он обрел нового наставника с другой методикой обучения, что повлекло за собой перерыв: в республиканских состязаниях он не участвовал несколько лет, но недавно занял призовое место на конкурсе в Казани. Музыканты, рассказал Ализат, у него в семье есть: тетя тоже профессионально занимается домброй.
- Требования к произведениям конкурса состояли в том, чтобы сыграть большую часть произведений именно Таттимбета, и лишь одно мы могли выбрать сами, - говорит А. Дузелбай. - Я выбрал кюй «Домбра» Толегена Момбекова - он не сильно популярный, но пришелся мне по душе. «Домбру» я исполнил в первом туре конкурса, надеясь познакомить зрителей с этим сочинением.
Для Мариям Усен, уроженки Жаркента и ныне учащейся республиканской казахской специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей им. А. Жубанова, это первое участие в подобном конкурсе. В этом году девушка уже получила одну награду: заняла первое место в музыкальном конкурсе «Ерден» в городе Сатпаеве.
- Для меня поездка в Караганду на состязание в честь легендарного Таттимбета - прежде всего шанс не только показать свое мастерство, но и посмотреть, как играют другие, и обменяться с ними опытом, - призналась Мариям. - С кыл-кобызом я уже семь лет, и, надо сказать, у него особое, более традиционное звучание, а сам инструмент прекрасно звучит в дуэте с домброй. Среди произведений на выбор в моей программе значились два: кюй Коркыта «Қоңыр» и «Жезкиик» одного из основателей школы кобыза Ыкыласа Дукенова.
Так или иначе, и Ализат, и Мариям сошлись в одном: важнее в конкурсе - участие. Оно укрепляет внутренний стержень и подстегивает к самосовершенствованию. Поражениям ребята не огорчаются - это тоже закаляет и важно для саморазвития.
Собственно, сам конкурс молодых исполнителей им. Таттимбета продлился в Караганде три дня: в наш город съехались не только юные музыканты со всей республики, но и многогранная команда жюри. Зрители, которые активно поддерживали участников, смогли увидеть работы будущих профессионалов шертпе-кюя. Некоторые из них, кстати, играют на калак-домбре - именно на ней и играл сам Таттимбет.
Почти все туры конкурса прошли в стенах Концертного зала «Шалкыма»: здесь организовали торжественную церемонию открытия, первый тур в номинации «Домбра-тенор», а также церемонию награждения победителей и гала-концерт. В категории «Прима-кобыз» юные исполнители соревновались в здании областной детской музыкальной школы № 2, а для номинации «Кыл-кобыз» отвели актовые залы детской музыкальной школы № 1. Второй (и решающий) тур конкурса также прошел в КЗ «Шалкыма».
В жюри вошли известные мэтры народной музыки. Помимо того что все судьи представляют музыкальные вузы республики, они прежде всего практики. За час до церемонии награждения и гала-концерта конкурса у каждого второго в руках была домбра, а на концерте прекрасно выступили не только лауреаты, но и, конечно, жюри.
- Мы уже больше 20 лет регулярно судействуем на конкурсе молодых исполнителей им. Таттимбета, который проводится раз в три года, а его программа составлена из репертуара произведений народного композитора, которые ребята достойно представляют, - рассказал председатель жюри, заслуженный деятель РК и профессор Национальной консерватории им. Курмангазы Билал Искаков. - Основная цель состязания - это, конечно, сохранение традиций исполнения шертпе-кюя, в котором работал Таттимбет. В Казахстане в домбровой музыке существует два главных стиля: шертпе и токпе, при этом второй более распространен в Западном Казахстане, а в Восточном и Центральном - как раз шертпе. И мы оцениваем репертуар ребят - то, как они ведут себя на сцене, их технику исполнения и сценический образ.
С каждым конкурсом все больше участников играют на калак-домбре, дополнил Билал Алпанович, а это возвращение к национальным традициям. Всего в конкурсе, уточнил он, участвовали 33 домбриста со всех областей страны, во второй тур прошли 19, а победителей определили в каждой номинации. Помимо одного «Гран-при» и пяти первых мест, лауреатов вторых определилось семь, а третьих - десять.
В итоге обладателями первых мест стали студент Казахского национального университета искусств Астаны Оркен Дуйсен, студентка Государственной академической филармонии Астаны Гулдара Нариман, Асем Жолдыбекова из Национальной консерватории им. Курмангазы, ученик столичной Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления Бауыржан Жолдыбеков и учащийся колледжа Казахского национального университета искусств Астаны Ерболат Сапуанов. «Гран-при» нашел своего хозяина в лице ученика Карагандинской специализированной музыкальной школы-интерната Ансара Искакова, который участвовал в номинации «Домбра». Помимо денежных призов, статуэток и дипломов, перспективой для победителей станет возможность поступить в тот или иной музыкальный вуз вне конкурса: им потребуется лишь сдать экзамен.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Многогранный талант 06.12.2018

    Судьба Сакена Сейфуллина многогранна. Становление личности такого масштаба, как правило, связано со многими географическими регионами, но влияние, оказанное родным краем в раннем детстве, несомненно, играет одну из главных ролей в формировании разностороннего таланта.

  • Время молодых 11.12.2018

    Победитель конкурса «Замандас-2018» Айбол Исабек (на снимке) успешно сочетает предпринимательство с благотворительностью. Начав с малого, в будущем он намерен принять участие в судьбе тяжело больных детей.

  • Связь городов и поколений 11.12.2018

    Сотрудники областной детской библиотеки имени Абая совместно с центральной городской библиотекой г. Семея провели телемост «Шакарим - поэт, историк, композитор».

  • Не работа - кино! 08.12.2018

    Рамшию Каженцеву можно не спрашивать о том, часто ли она ходит в кинотеатр: она всегда там. С храмом кино ее связывает более 30 лет стажа, занята она, казалось бы, скорее в мужской профессии: работает киномехаником, но свой труд считает романтичным. Началось все, кстати, с Алена Делона.

  • Язык прекрасен и велик 08.12.2018

     Чтобы повысить интерес и стремление к овладению казахским, русским и английским языками, для студентов многопрофильного гуманитарно-технического колледжа организовали конкурс чтецов на трех языках под названием «Язык каждого народа - прекрасен и велик». Встречу посвятили Дню Первого Президента РК.

  • Почувствуй себя батыром 08.12.2018

    Воспитанники детско-подростковых клубов Караганды ознакомились с историей зарождения всадничества.

  • Через прошлое в будущее 08.12.2018

    Про кого-то говорят - «человек-легенда». В случае с Исатаем Бимендиным более приемлемо определение «человек-эпоха». Уроженец Жанааркинского района прожил долгую и содержательную жизнь - 102 года. В День Первого Президента РК в поселке Атасу провели турнир по қазақ күресi в память об этом незаурядном человеке.

  • Карта в руки 06.12.2018

    Интерактивной картой свободных земельных участков активно пользуются предприниматели региона и потенциальные инвесторы. По словам руководителя палаты предпринимателей Ернара Кульпеисова, это не только экономит время бизнесменам, но и лишает чиновников возможности необоснованно отказывать в выделении незанятых площадей.