10 ноября 2018 года 476

добро пожаловать в мир

Автор: Наталья ПРУС

Реабилитацией детей с аутизмом несколько лет занимается карагандинская ассоциация их родителей. Методика российского профессора Владимира Матвиевского, которую они взяли на вооружение, основана на дефектологии и нейропсихологии, новых лучших практических разработках, терпении и безусловной любви семьи.

Теперь же в помощь карагандинцам открылся реабилитационный центр АВА-терапии. Его руководитель Олжас Есенеев считает, что проблема детей с аутизмом недооценивается, а принять реальность Казахстану мешает отсутствие объективной статистики и координации между органами здравоохранения и образования.
В новом центре, расположенном в Караганде по проспекту Бухар-жырау, работают шесть специалистов: логопед-дефектолог, инструктор ЛФК, воспитатель и три тренера АВА-программы. Приезжает на занятия и музыкальный терапевт. У детей с аутизмом нет четкого взаимодействия полушарий головного мозга, асинхронные и синхронные движения им даются тяжело, и лечение музыкой, например, игрой на таких музыкальных инструментах, как ксилофон, оказывает хороший эффект, объясняет О. Есенеев.
- Для многих карагандинцев АВА-терапия - понятие новое.
- Истоки этой реабилитации пришли из США, где ее активно используют в коррекции и лечении таких детей на государственном уровне.
Наши дети - особенные, имеющие трудности в сферах коммуникации, социализации, обучения и получения навыков. И идея программы АВА заключается в том, чтобы откорректировать нежелательное поведение ребенка - плохие привычки, самоагрессию, замкнутость, неколлективизм, выявить причины отсутствия навыков и, используя окружающую среду, помочь ему их приобрести. Ребенок с аутизмом никогда не будет играть в общие игры с детьми на игровой площадке. Он никогда не спросит другого: как тебя зовут? как дела? Но не от того, что он не хочет, а просто не знает, как это делается.
Методика дает результат, если правильно использовать все сопутствующие элементы коррекции, такие как физическая реабилитация, развитие и поддержание мелкой и крупной моторики, ЛФК, занятия с логопедом-дефектологом, психологом, АВА-тренерами.
Дети с аутизмом обособлены от окружающих, они как бы сидят в своей невидимой скорлупе, которая ограничивает их мир. АВА-терапия разрушает ее, чтобы дети в будущем могли свободно посещать учреждения общего образования.
- В настоящее время эта категория редко принимается в школы...
- Не каждая из них может принять такого ребенка. Есть прецеденты, когда детей с аутизмом или синдромом РАС (расстройство аутистического спектра) просят покинуть класс, потому что их поведение бывает некорректным. У учащегося начинаются приступы истерики, плача, он может упасть на пол и долгое время лежать... На этом спотыкается инклюзивное образование - мы не можем детей с аутизмом отправить в инклюзивную школу, если у них не откорректировано поведение.
Ребята, которые прошли АВА-терапию, готовы учиться вместе со всеми. Они становятся более приспособленными к обществу, могут выражать свои просьбы, обслуживать себя. У многих исчезают страхи - боязнь замкнутого пространства, нового человека, света.
Отсутствие навыков специалисты выявляют методом наблюдения. Программа расписывается на анализе вербального поведения и состояния здоровья; фобии преодолеваются в игровой форме. Игра как основа развития ребенка должна присутствовать у всех детей, независимо от уровня интеллектуального и физического развития. В центре мы проводим и групповые игровые занятия, что социализирует и сближает детей.
- В Ассоциации родителей детей с аутизмом большое внимание уделяется семье. «Выход в контакт» помогают осуществить родители, сестры и братья. Как АВА-терапия работает в этот направлении?
- Если родители не знают, как заниматься с ребенком или выбирают не тот метод, то маленький человек еще больше погружается в свой аутистичный мир. В центре дети в среднем проводят четыре часа, а АВА-терапия должна быть от подъема до отбоя, и только в этом случае ожидаем результат. В идеале родители продолжают развивать детей в том темпе, который мы здесь задаем, прививают навыки самообслуживания, работают над речью. Они и морально, и физически готовы к полной отдаче, ведь мы обучаем навыкам, используя многократное повторение, а для этого необходимо послушание.
При центре скоро откроется вечерняя школа для матерей и отцов, где будем учить родителей, как правильно организовать систему коррекции дома. Также мы уже подписали меморандум о сотрудничестве с кафедрой дефектологии и логопедии КарГУ, детской областной больницей и кафедрой детских болезней КГМУ. Карагандинская область имеет много отдаленных регионов, и уже набирается штат ассистентов из университета, чтобы параллельно с государственными структурами начать обследование детей в глубинке.
- Вы упомянули о нескоординированной работе двух министерств и в связи с этим отсутствии адекватной статистики.
- Так получилось, что детьми с РАС и аутизмом занимаются сразу два ведомства, каждое на своем уровне. Со стороны здравоохранения для этой категории нужны психологи, психиатры, неврологи, а через МОН - преподаватели инклюзивного образования, воспитатели в садах, коррекционных группах, логопеды-дефектологи. Но без четкого взаимодействия министерств невозможно подготовить квалифицированные кадры, предложить инструменты эффективной помощи.
В 2000 году, по данным ВОЗ, распространенность аутизма и РАС составляла 5-6 случаев на 10 тысяч детского населения, а в 2008-м - 1 случай на 150 детей. По концепции этой организации к 2021 году каждый третий-пятый ребенок будет рождаться с этим диагнозом, а в Казахстане пока нет четкой структуры диагностики на раннем этапе.
Как сегодня проводится работа? В поликлинику на первый прием к педиатру или врачу общей практики приходит мама с ребенком. Доктор видит задержку развития и отправляет пришедших к неврологу или психиатру в детский психоневрологический диспансер, а тот либо перенаправляет на ПМПК, либо назначает свое лечение. К сожалению, на ранних этапах аутизм часто проходит под маской других заболеваний. Кроме того, не все родители могут правильно донести информацию до врача, а следовательно, диагноз, от которого зависят своевременность и правильность лечения, ставится с запозданием.
У каждого педиатра или врача ВОП в поликлиниках сегодня должен быть сигнальный лист, где обозначен перечень аутистичных признаков и симптомов, ведь «увидеть» можно и грудного ребенка. Он отличается инертностью, малоподвижностью, не так оживленно, как другие, реагирует на новую игрушку, у него слабая реакция на свет, звук, он редко улыбается. В более старшем возрасте у детей появляются истерики, склонность к повторяющимся действиям, нарушения вербального общения и чувства самосохранения.
Одним из самых известных симптомов аутизма является отсутствие зрительного контакта. На мой взгляд, такие памятки помогут медикам не пропустить коварный диагноз.

Фото Дмитрия Кузмичева

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Кому доверить диагностику? 11.12.2018

    Обследование на ВИЧ-инфекцию стало предметом «спора» между государственными и частными медицинскими организациями.

  • Лечебная заморозка 06.12.2018

    Отныне своих пациентов с аритмией карагандинские кардиохирурги спасают с помощью охлаждения ткани сердца.

  • На современный уровень 06.12.2018

    В динамично развивающейся области медицины – стоматологии - немало проблем, отражающихся в конечном счете на состоянии здоровья населения. О том, какие вопросы стоят перед службой сегодня и что необходимо предусмотреть в будущем, шла речь на крупном форуме стоматологов в Караганде.

  • Здоровье без лекарств 29.11.2018

    В настоящее время полным ходом идет реализация поручений, озвученных Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в своем Послании народу Казахстана. Во всех коллективах рассматриваются возможности повышения заработной платы, в бюджетных организациях ведутся расчеты по оплате труда на будущий год. Каждое поручение найдет отражение в планах всех государственных структур и частных предприятий.

  • Электронное прикрепление 22.11.2018

    На днях завершилась кампания по прикреплению населения к поликлиникам, продолжавшаяся с середины сентября. Правом свободного выбора можно воспользоваться один раз в году.

  • Время менять тактику 22.11.2018

    В тренерскую команду по психолого-социальной поддержке семей, воспитывающих детей со статусом ВИЧ, активно привлекаются не только профессиональные специалисты, НПО, но и родители.

     

  • Феи дарят тепло 20.11.2018

    Встреча сотрудников областного перинатального центра со своими подросшими пациентами, появившимися на свет раньше срока, как всегда, прошла в канун Международного дня недоношенного ребенка.

     

  • Достойно выполняя миссию 17.11.2018

    Веками человечество искало панацею - лекарство от всех болезней. Так появилась медицина - наука о заболеваниях, их причинах и следствиях. Одной из сложных задач современной медицины является организация заготовки безопасных компонентов крови.