10 ноября 2018 года 1542

добро пожаловать в мир

Автор: Наталья ПРУС

Реабилитацией детей с аутизмом несколько лет занимается карагандинская ассоциация их родителей. Методика российского профессора Владимира Матвиевского, которую они взяли на вооружение, основана на дефектологии и нейропсихологии, новых лучших практических разработках, терпении и безусловной любви семьи.

Теперь же в помощь карагандинцам открылся реабилитационный центр АВА-терапии. Его руководитель Олжас Есенеев считает, что проблема детей с аутизмом недооценивается, а принять реальность Казахстану мешает отсутствие объективной статистики и координации между органами здравоохранения и образования.
В новом центре, расположенном в Караганде по проспекту Бухар-жырау, работают шесть специалистов: логопед-дефектолог, инструктор ЛФК, воспитатель и три тренера АВА-программы. Приезжает на занятия и музыкальный терапевт. У детей с аутизмом нет четкого взаимодействия полушарий головного мозга, асинхронные и синхронные движения им даются тяжело, и лечение музыкой, например, игрой на таких музыкальных инструментах, как ксилофон, оказывает хороший эффект, объясняет О. Есенеев.
- Для многих карагандинцев АВА-терапия - понятие новое.
- Истоки этой реабилитации пришли из США, где ее активно используют в коррекции и лечении таких детей на государственном уровне.
Наши дети - особенные, имеющие трудности в сферах коммуникации, социализации, обучения и получения навыков. И идея программы АВА заключается в том, чтобы откорректировать нежелательное поведение ребенка - плохие привычки, самоагрессию, замкнутость, неколлективизм, выявить причины отсутствия навыков и, используя окружающую среду, помочь ему их приобрести. Ребенок с аутизмом никогда не будет играть в общие игры с детьми на игровой площадке. Он никогда не спросит другого: как тебя зовут? как дела? Но не от того, что он не хочет, а просто не знает, как это делается.
Методика дает результат, если правильно использовать все сопутствующие элементы коррекции, такие как физическая реабилитация, развитие и поддержание мелкой и крупной моторики, ЛФК, занятия с логопедом-дефектологом, психологом, АВА-тренерами.
Дети с аутизмом обособлены от окружающих, они как бы сидят в своей невидимой скорлупе, которая ограничивает их мир. АВА-терапия разрушает ее, чтобы дети в будущем могли свободно посещать учреждения общего образования.
- В настоящее время эта категория редко принимается в школы...
- Не каждая из них может принять такого ребенка. Есть прецеденты, когда детей с аутизмом или синдромом РАС (расстройство аутистического спектра) просят покинуть класс, потому что их поведение бывает некорректным. У учащегося начинаются приступы истерики, плача, он может упасть на пол и долгое время лежать... На этом спотыкается инклюзивное образование - мы не можем детей с аутизмом отправить в инклюзивную школу, если у них не откорректировано поведение.
Ребята, которые прошли АВА-терапию, готовы учиться вместе со всеми. Они становятся более приспособленными к обществу, могут выражать свои просьбы, обслуживать себя. У многих исчезают страхи - боязнь замкнутого пространства, нового человека, света.
Отсутствие навыков специалисты выявляют методом наблюдения. Программа расписывается на анализе вербального поведения и состояния здоровья; фобии преодолеваются в игровой форме. Игра как основа развития ребенка должна присутствовать у всех детей, независимо от уровня интеллектуального и физического развития. В центре мы проводим и групповые игровые занятия, что социализирует и сближает детей.
- В Ассоциации родителей детей с аутизмом большое внимание уделяется семье. «Выход в контакт» помогают осуществить родители, сестры и братья. Как АВА-терапия работает в этот направлении?
- Если родители не знают, как заниматься с ребенком или выбирают не тот метод, то маленький человек еще больше погружается в свой аутистичный мир. В центре дети в среднем проводят четыре часа, а АВА-терапия должна быть от подъема до отбоя, и только в этом случае ожидаем результат. В идеале родители продолжают развивать детей в том темпе, который мы здесь задаем, прививают навыки самообслуживания, работают над речью. Они и морально, и физически готовы к полной отдаче, ведь мы обучаем навыкам, используя многократное повторение, а для этого необходимо послушание.
При центре скоро откроется вечерняя школа для матерей и отцов, где будем учить родителей, как правильно организовать систему коррекции дома. Также мы уже подписали меморандум о сотрудничестве с кафедрой дефектологии и логопедии КарГУ, детской областной больницей и кафедрой детских болезней КГМУ. Карагандинская область имеет много отдаленных регионов, и уже набирается штат ассистентов из университета, чтобы параллельно с государственными структурами начать обследование детей в глубинке.
- Вы упомянули о нескоординированной работе двух министерств и в связи с этим отсутствии адекватной статистики.
- Так получилось, что детьми с РАС и аутизмом занимаются сразу два ведомства, каждое на своем уровне. Со стороны здравоохранения для этой категории нужны психологи, психиатры, неврологи, а через МОН - преподаватели инклюзивного образования, воспитатели в садах, коррекционных группах, логопеды-дефектологи. Но без четкого взаимодействия министерств невозможно подготовить квалифицированные кадры, предложить инструменты эффективной помощи.
В 2000 году, по данным ВОЗ, распространенность аутизма и РАС составляла 5-6 случаев на 10 тысяч детского населения, а в 2008-м - 1 случай на 150 детей. По концепции этой организации к 2021 году каждый третий-пятый ребенок будет рождаться с этим диагнозом, а в Казахстане пока нет четкой структуры диагностики на раннем этапе.
Как сегодня проводится работа? В поликлинику на первый прием к педиатру или врачу общей практики приходит мама с ребенком. Доктор видит задержку развития и отправляет пришедших к неврологу или психиатру в детский психоневрологический диспансер, а тот либо перенаправляет на ПМПК, либо назначает свое лечение. К сожалению, на ранних этапах аутизм часто проходит под маской других заболеваний. Кроме того, не все родители могут правильно донести информацию до врача, а следовательно, диагноз, от которого зависят своевременность и правильность лечения, ставится с запозданием.
У каждого педиатра или врача ВОП в поликлиниках сегодня должен быть сигнальный лист, где обозначен перечень аутистичных признаков и симптомов, ведь «увидеть» можно и грудного ребенка. Он отличается инертностью, малоподвижностью, не так оживленно, как другие, реагирует на новую игрушку, у него слабая реакция на свет, звук, он редко улыбается. В более старшем возрасте у детей появляются истерики, склонность к повторяющимся действиям, нарушения вербального общения и чувства самосохранения.
Одним из самых известных симптомов аутизма является отсутствие зрительного контакта. На мой взгляд, такие памятки помогут медикам не пропустить коварный диагноз.

Фото Дмитрия Кузмичева

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • «Скорая» нескорая 16.02.2019

    В рейтинге регионов РК по модернизации службы «103» по итогам 2018 года на первом месте Павлодарская область с показателем 97 процентов. Второе место занимает Кызылординская область, третье - г. Астана.

  • Я есть. И я буду 07.02.2019

    В Карагандинской области с 4 по 9 февраля пройдет неделя по профилактике онкологических заболеваний в рамках Всемирного дня борьбы против рака. В связи с этим в организациях первичной медико-санитарной помощи и областном онкологическом диспансере 9 февраля будет проведен день открытых дверей. Все желающие могут пройти обследование без предварительной записи.

  • Выбирать нужно жизнь 07.02.2019

    В настоящее время в областном онкологическом диспансере Карагандинской области состоят на учете 20182 человека. А шесть лет назад пациентов, взятых на контроль онкологами, было около 14 тысяч. Но, по мнению заместителя директора медицинского учреждения по лечебной работе Сергея Шерстова, проводившего пресс-конференцию, роста данного показателя бояться не следует. Он свидетельствует о хорошей выживаемости пациентов, активности профилактических осмотров, выявляемости онкологических патологий на первой  стадии.

     

  • И Магомет пойдет к горе 02.02.2019

    Недалеко то время, когда человеку с инвалидностью не нужно будет обращаться в различные социальные учреждения за получением государственных социальных услуг. Заявления и бумажная волокита канут в Лету, а государство возьмет инициативу в свои руки и начнет активно выявлять граждан, нуждающихся в заботе. В этом ему поможет использование новых цифровых технологий.

  • Не получил лекарство - ставлю ноль 22.01.2019

    В ноябре-декабре 2018 года в рамках совместного проекта Министерства здравоохранения РК, Фонда социального медицинского страхования и ТОО «СК-Фармация» осуществлялась рассылка SMS-сообщений пациентам, чьи данные как получателей бесплатных лекарств отражены в информационной системе «Лекарственное обеспечение» (ИСЛО).

  • Осторожно - корь! 19.01.2019

    Как сообщили из департамента охраны общественного здоровья Карагандинской области, в настоящее время повышенная регистрация кори отмечается в Астане, Алматы, Акмолинской области. В других регионах зафиксированы единичные случаи.

  • Кадры решают все 15.01.2019

    Дефицит медицинских кадров - давняя проблема для управления здравоохранения Карагандинской области, да и других регионов. Более того, он постепенно становится данностью и для пациентов, которые месяцами терпеливо ждут очереди к специалисту, свыклись с тем, что практически в каждой поликлинике региона нет не просто невропатолога, эндокринолога, инфекциониста или окулиста, а даже обычного врача общей практики.

  • Здоровье детей в наших руках 10.01.2019

    Чаще всего ребенок подвержен заболеваниям нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и костно-мышечной систем. Наиболее распространенные заболевания среди школьников - синдром нейроциркуляторной дистонии, бронхиальная астма, частые респираторные заболевания, нарушение осанки, неврозы.