08 ноября 2018 года 854

Директорский корпус. Матросов

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

Он впервые увидел Караганду и театр в 1990 году, когда приехал в качестве режиссера ставить музыкальную комедию «Как пришить старушку». Уже через год Виталий Матросов был приглашен на постоянную работу.

Он родился в Москве, в 1979 году окончил музыкальное училище искусств Волгограда по классу фортепиано, затем ГИТИС по специальности «Режиссер музыкального театра». Его карьера режиссера, художественного руководителя и директора развивалась стремительно - скорее всего, благодаря его энергичности, менеджерской хватке и природному таланту. Организация всей работы большого коллектива в трудные годы распада Союза и становления государственности бывших союзных республик требовала неимоверных усилий. Трудностей хватало, но Виталий Матросов был тем, кто оказался в нужное время в нашем городе. Театр воспрянул, труппа воодушевилась новыми перспективами.
А из-под его режиссерской руки вышли спектакли, которые покоряли зрителей, давали безграничные возможности всем артистам: «Граф Люксембург», «Юнона и Авось», «Прекрасная Галатея», «Моя прекрасная леди», «Сильва»… Гастроли в Крым и Китай. Тогда это звучало счастливым билетом для театра, а Матросов мечтал о новых высотах и постановках. Он ни на минуту не переставал заботиться о хлебе насущном для каждого члена коллектива.
В 1993 году журналист Римма Черненко писала о нем: «Карагандинская оперетта, как и все стационарные театры, получает государственную дотацию. Но в то время, когда большинство театров непрерывно плачут и стоят с протянутой рукой, этот театр крутится сам. Причем крутится, на мой взгляд, достойным образом. Виталий Леонидович представляет собой новый и, наверное, перспективный тип руководителя художественного коллектива, который сочетает в себе творческое и коммерческое начало».
Но у директора планов громадье, и вот открывается экспериментальный курс по мастерству актера, где мальчики и девочки получают уникальную возможность учиться на артиста в Караганде. Это сейчас в колледже искусств им. Таттимбета есть две специальности, которые готовят молодую смену для КАТМК - «Артист балета» и «Артист-вокалист музыкального театра». По сути, в этом году исполняется 25 лет, как мечта Матросова воплотилась в кузницу кадров для КАТМК. Очень многие прошли ее и работают на сцене родного театра.
Журналист Обухова отмечала в 1995 году: «Театр омолаживается. Светлы, изящны декорации. Фонтан, бегущие огни, светящаяся реклама создают ощущение праздничности, нарядности, блеска - непременных атрибутов настоящей оперетты. Нельзя обойти и другой важный фактор успеха - броскость, богатство костюмов. Достичь этого было непросто, если учесть, как тяжело сегодня найти необходимое для достойного оформления спектакля. Любой режиссер открыт и беззащитен перед критикой. В. Матросов выстоял повседневность и привел труппу в исключительно рабочее творческое состояние».
Почти стабильная ситуация при искусном менеджере-директоре закончится уже в следующем году: Виталий Матросов уедет в Москву. Там его карьера состоялась, и состоялась очень удачно. Почему?
Возможно, часть ответа приоткрыта в статье Натальи Рыжковой от 30 июля 1996 года: «За почти семилетний период работы в Караганде В. Матросов, по его признанию, ощутил прохладное отношение властей к проблемам культуры, особенно за последние полгода. Главного режиссера уже замучило существование театра без собственной сцены. Аренда ее у Дворца культуры горняков не спасает положение. Мало того, что сцена всегда занята. Единственная закрытая площадка в областном центре для массовых мероприятий, эстрадных коллективов с таким специальным деревянным покрытием для балета, хореографических постановок, танцевальных коллективов еще и безжалостно эксплуатируется в неприемлемых условиях… Он как руководитель творческого и значимого для области коллектива всерьез обеспокоен одним вопросом - как сохранить труппу. Огромные трудности доставляют и сокращения. Штат технических работников уменьшился на 46 человек. По последним указаниям требуется сократить еще 20. С кем же работать? А кадры для такого специфического театра, как музыкальный, от монтировщика сцены до артиста хора, балета, взрастить неизмеримо трудно. Здесь же на пресс-конференции В. Матросов подтвердил новость о том, что он вот уже полгода как является коммерческим директором в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве… Но как удастся совместить Матросову художественное руководство, постановку спектаклей в одном театре одного государства с работой человека, подчиненного в другом театре другого государства?»
Всем директорам, стоявшим во главе Карагандинского театра музыкальной комедии, досталась своя ноша. Менялось время, менялись пристрастия, а театр живет и процветает. И вот уже 20 лет им руководит Амантай Ибраев - руководит так, что труппа яркая, а сцена представляет на суд зрителей Казахстана и разных стран такие шедевры, что стоит только удивляться тому, какие трудности были у КАТМК за 45 лет.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.