08 ноября 2018 года 691

Художник, скульптор, инноватор

Автор: Анна СТРОКОВА

Видя в столичном Национальном музее РК работы нашего художника Мурата Калкабаева, испытываешь гордость. Но Астана не предел: его творения хранятся в России, США, Израиле, Канаде, Германии, Южной Корее, а на днях в Карагандинском музее изобразительного искусства открылась его персональная выставка, которая продлится до 11 ноября.

Юбилейная экспозиция художника демонстрирует этапы развития его творчества во всех видах искусства, в каждый из которых он сумел внести нечто новое, сегодня ставшее общепринятым. Здесь собраны как более поздние его работы, так и ранние, а среди них немало связанных с его детством - эту пору, признался М. Калкабаев, он считает лучшей порой жизни. К этой теме, уточнила искусствовед и секретарь Карагандинского Союза художников Наталья Иванина, он обращается в последние несколько лет.
- Мурат Абдраманович часто ездит на симпозиумы и пленэры, - рассказала Наталья Ивановна. - Причем он не срисовывает мотив натуры, а трансформирует его. И когда мы смотрим на его работы, скорее всего нужно говорить не о конкретном сюжете, а об ощущении того, что он сам чувствовал в момент написания.
Мурату Калкабаеву подвластно не только изобразительное искусство. Он впервые ввел прием станкового искусства в кошмоделие: сугубо орнаментальную композицию постилочной кошмы стал разрабатывать сюжетно, добавив к семантическому еще и литературное содержание. Сюжеты для текеметов и сырмаков мастер черпает из фольклора, и потому орнамент и сюжет дополняют картину мира. Есть среди его творений и гобелены, и здесь он тоже ввел новшество: создавал тканый портрет, в котором добивался предельного сходства как внешнего, так и психологического. Воспитанный в казахских традициях, Мурат Абдраманович воскрешает в произведениях не столько фольклор в его чистом виде, сколько сформированные на его основе представления об истории народа.
Еще одна грань уникального дарования М. Калкабаева, дополнила Наталья Иванина, умение чувствовать пространство, а доказательство тому - созданные им скульптурные композиции «Кобыз», «Погибшим в годы репрессий на земле Казахстана», «Россиянам, погибшим в годы сталинских репрессий на земле Казахстана», «Погибшим шахтерам».
- К скульптуре Мурат Калкабаев обратился неожиданно: его кобыз, расположенный напротив театра им. К.С. Станиславского, начинался с небольшого эскиза, - продолжила Наталья Иванина. - А мемориалы в Спасске - образец стремления не только к стилизации, но и к обобщению. Это все наложило отпечаток на его живопись. Думаю, народная тема приходит в его творчество интуитивно, даже спонтанно - он творит легко, умея гармонизировать цвет и выстраивать плоскость.
Мурату Абдрамановичу недавно исполнилось 70 лет, но возраст на него не влияет: он все так же энергичен. Член Союза художников СССР и РК, заслуженный деятель РК, академик Академии художеств РК, он родился в Шымкентской (ныне Туркестанской области), учился в Алма-Атинском художественном училище и Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства. С 1977 года М. Калкабаев живет и работает в Караганде, в течение 11 лет трудился преподавателем и заведующим кафедрой ДПИ в КарГУ, с 2000 года был главным художником, а затем и председателем правления Союза художников Караганды.
Юбиляр на открытии выставки признался: многие его работы сейчас в Астане, в музее изобразительного искусства выставлена лишь их часть, но по этим работам можно четко отследить становление его как художника и скульптора.
- В то же время чем выше возраст, тем более критически я отношусь к своим работам: теперь видишь вещи совершенно по-другому, - признался Мурат Калкабаев. - Сейчас творческие идеи вновь и вновь приводят меня к мольберту, и, конечно, по-прежнему хочется сделать лучше, но уже не всегда хватает энергии. Тем не менее задел на дальнейшие творческие планы есть.
Хочется быть более непохожим на других и продолжать открывать что-то новое, подытожил мастер. Сейчас он занимается только живописью и считает, что мысль таким образом можно выразить свободнее. К слову, одни из последних работ Мурата Калкабаева, представленные на выставке, датируются 2014 годом, но мы уверены, что они будут далеко не последними в его творчестве.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Студент из Караганды стал лучшим из «100 новых лиц» 16.03.2019

    Победитель проекта «100 новых лиц», чемпион мира по спортивной акробатике Никита Амоскин уверен, что при желании каждый человек может добиться больших результатов.

  • Общественные советы молодеют 16.03.2019

    У нас сейчас большое внимание уделяется молодым людям, не важно, в какой сфере сумевшим проявить себя - предпринимательской, гражданской, научной. Причем молодые да ранние спешат воспользоваться шансом и заявить о себе как можно громче. И не только потому, что Глава государства объявил 2019-й Годом молодежи, просто они почувствовали себя по-настоящему нужными.

  • Национальная идея 16.03.2019

    Главная цель «Рухани жаңғыру» - глубокая поэтапная трансформация общественного сознания. Так оценивает этот масштабный проект председатель регионального экспертного совета по программе «Рухани жаңғыру» Еркара Аймагамбетов.

  • Секреты подземного царства 16.03.2019

    Народная память хранит многое о своей истории. Фольклор может быть истинной сокровищницей не только для литераторов, искусствоведов и историков, он содержит кладезь информации для ученых более материальных направлений.

  • Центр бронзовой эпохи 16.03.2019

    В начале 20-х годов прошлого века британский археолог Говард Картер собрал экспедицию для изучения пирамиды Тутанхамона. Несмотря на предостережения, усыпальницу вскрыли, а в течение года после экспедиции команды Картера не стало - участники скончались при необъяснимых обстоятельствах.
    У наших археологов, к счастью, настолько опасных приключений не бывает, но находки, тем не менее, интересные. И суеверия свои есть, говорит Игорь Кукушкин.

  • Вылитые звери 16.03.2019

    Ювелирные украшения, как и предметы военной экипировки из металла, для казахов всегда были важной частью культуры. Технологии их изготовления передавались из поколения в поколение. Эти предметы имели особое сакральное значение, были связаны с определенными периодами жизни человека, его социальным статусом, заслугами перед обществом.

  • «Жастар ұшін» поддержит 14.03.2019

    В Караганде дан торжественный старт областному движению «Жастар үшін». В течение года во все города и районы области будут выезжать мобильные группы, в задачи которых входят оказание содействия при трудоустройстве молодых людей, адресная юридическая помощь, разъяснение механизмов работы государственных программ, направленных на развитие молодежного предпринимательства.

  • За Отчизну приятно 12.03.2019

    Главное женское счастье в жизни Тамара Кокумбаева уже обрела - воспитала двоих замечательных сыновей, сейчас у нее подрастают две дочери. Сержант воинской части 6505 регионального командования «Орталык» Национальной гвардии РК ни разу в жизни не пожалела, что, по сути, работает в мужской профессии: батальон, в котором она служит, занимается охраной исправительного учреждения в Долинке...