08 ноября 2018 года 853

Художник, скульптор, инноватор

Автор: Анна СТРОКОВА

Видя в столичном Национальном музее РК работы нашего художника Мурата Калкабаева, испытываешь гордость. Но Астана не предел: его творения хранятся в России, США, Израиле, Канаде, Германии, Южной Корее, а на днях в Карагандинском музее изобразительного искусства открылась его персональная выставка, которая продлится до 11 ноября.

Юбилейная экспозиция художника демонстрирует этапы развития его творчества во всех видах искусства, в каждый из которых он сумел внести нечто новое, сегодня ставшее общепринятым. Здесь собраны как более поздние его работы, так и ранние, а среди них немало связанных с его детством - эту пору, признался М. Калкабаев, он считает лучшей порой жизни. К этой теме, уточнила искусствовед и секретарь Карагандинского Союза художников Наталья Иванина, он обращается в последние несколько лет.
- Мурат Абдраманович часто ездит на симпозиумы и пленэры, - рассказала Наталья Ивановна. - Причем он не срисовывает мотив натуры, а трансформирует его. И когда мы смотрим на его работы, скорее всего нужно говорить не о конкретном сюжете, а об ощущении того, что он сам чувствовал в момент написания.
Мурату Калкабаеву подвластно не только изобразительное искусство. Он впервые ввел прием станкового искусства в кошмоделие: сугубо орнаментальную композицию постилочной кошмы стал разрабатывать сюжетно, добавив к семантическому еще и литературное содержание. Сюжеты для текеметов и сырмаков мастер черпает из фольклора, и потому орнамент и сюжет дополняют картину мира. Есть среди его творений и гобелены, и здесь он тоже ввел новшество: создавал тканый портрет, в котором добивался предельного сходства как внешнего, так и психологического. Воспитанный в казахских традициях, Мурат Абдраманович воскрешает в произведениях не столько фольклор в его чистом виде, сколько сформированные на его основе представления об истории народа.
Еще одна грань уникального дарования М. Калкабаева, дополнила Наталья Иванина, умение чувствовать пространство, а доказательство тому - созданные им скульптурные композиции «Кобыз», «Погибшим в годы репрессий на земле Казахстана», «Россиянам, погибшим в годы сталинских репрессий на земле Казахстана», «Погибшим шахтерам».
- К скульптуре Мурат Калкабаев обратился неожиданно: его кобыз, расположенный напротив театра им. К.С. Станиславского, начинался с небольшого эскиза, - продолжила Наталья Иванина. - А мемориалы в Спасске - образец стремления не только к стилизации, но и к обобщению. Это все наложило отпечаток на его живопись. Думаю, народная тема приходит в его творчество интуитивно, даже спонтанно - он творит легко, умея гармонизировать цвет и выстраивать плоскость.
Мурату Абдрамановичу недавно исполнилось 70 лет, но возраст на него не влияет: он все так же энергичен. Член Союза художников СССР и РК, заслуженный деятель РК, академик Академии художеств РК, он родился в Шымкентской (ныне Туркестанской области), учился в Алма-Атинском художественном училище и Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства. С 1977 года М. Калкабаев живет и работает в Караганде, в течение 11 лет трудился преподавателем и заведующим кафедрой ДПИ в КарГУ, с 2000 года был главным художником, а затем и председателем правления Союза художников Караганды.
Юбиляр на открытии выставки признался: многие его работы сейчас в Астане, в музее изобразительного искусства выставлена лишь их часть, но по этим работам можно четко отследить становление его как художника и скульптора.
- В то же время чем выше возраст, тем более критически я отношусь к своим работам: теперь видишь вещи совершенно по-другому, - признался Мурат Калкабаев. - Сейчас творческие идеи вновь и вновь приводят меня к мольберту, и, конечно, по-прежнему хочется сделать лучше, но уже не всегда хватает энергии. Тем не менее задел на дальнейшие творческие планы есть.
Хочется быть более непохожим на других и продолжать открывать что-то новое, подытожил мастер. Сейчас он занимается только живописью и считает, что мысль таким образом можно выразить свободнее. К слову, одни из последних работ Мурата Калкабаева, представленные на выставке, датируются 2014 годом, но мы уверены, что они будут далеко не последними в его творчестве.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На пульсе жизни 23.07.2019

    Литовский двор, школу многодетных матерей «Іскер ана», мечеть Кунанбая кажы, дом Абая, Каркаралинский государственный национальный парк и другие значимые места посетила депутат Мажилиса Парламента от Ассамблеи народа Казахстана, член Комитета по социально-культурному развитию Наталья Жумадильдаева.

  • Кто они, современники? 20.07.2019

    Часто ли бывает, что идеи, как семена, брошенные в почву, превращаются в дела? Статья Первого Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная 12 апреля 2017 года, - тот случай, когда этот труд стал программой конкретных действий и уже обретает зримые очертания. В стране построены сотни культурных объектов, ведутся исторические исследования и археологические раскопки, организуются экспедиции, издаются новые книги и учебники. Казахстанцы по-новому взглянули на свою историю, самобытность и идентичность. И планов еще не перечесть.

  • Словами Абая 20.07.2019

    Литературный челлендж, посвященный 175-летию великого казахского поэта Абая Кунанбаева, набирает обороты. В эстафету его почитателей включается все больше и больше участников.

  • Истоки большого металла 20.07.2019

    В историко-краеведческом музее Темиртау появится копия первой плавильной печи эпохи поздней бронзы и раннего железа. Для полного погружения в процесс реконструкции его работники совместно с археологами отправились в Кентские горы Каркаралинского района, где были найдены следы работы древних металлургов. Экспедиция начала свою работу под эгидой программы «Рухани жаңғыру» и при поддержке акимата области.

  • Слились Восток и Запад 18.07.2019

    Фотографии необычных объектов столицы, демонстрирующие уникальность урбанистических архитектурных фантазий, воплощенных в реальность, представлены на выставке в областном краеведческом музее.

  • След стрелы 16.07.2019

    Названию города и реки положил начало героический батыр. В народе его называли Сокыр, что означало «слепой». Увечье свое Жалантос Кулыкулы получил в одном из боев с джунгарами. Имя его до сих пор хранят благодарные потомки.

  • Раритеты магистрали 16.07.2019

    Как выглядели первые паровозы, как одевались работники железной дороги? Все это, а также исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины и форму, другие ценные атрибуты хранит музей истории Карагандинского отделения железной дороги.

  • Благословенный след поэта 13.07.2019

    Более тысячи человек участвовали в научно-практической конференции в городе Кадамжай (Кыргызстан), посвященной жизни и творчеству полководца, жырау, кюйши Кетбуки. Жезказган в составе казахстанской делегации представляли председатель ОО «Қазақтын Кетбуқасы» Толеген Букуров и директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов.