08 ноября 2018 года 623

Художник, скульптор, инноватор

Автор: Анна СТРОКОВА

Видя в столичном Национальном музее РК работы нашего художника Мурата Калкабаева, испытываешь гордость. Но Астана не предел: его творения хранятся в России, США, Израиле, Канаде, Германии, Южной Корее, а на днях в Карагандинском музее изобразительного искусства открылась его персональная выставка, которая продлится до 11 ноября.

Юбилейная экспозиция художника демонстрирует этапы развития его творчества во всех видах искусства, в каждый из которых он сумел внести нечто новое, сегодня ставшее общепринятым. Здесь собраны как более поздние его работы, так и ранние, а среди них немало связанных с его детством - эту пору, признался М. Калкабаев, он считает лучшей порой жизни. К этой теме, уточнила искусствовед и секретарь Карагандинского Союза художников Наталья Иванина, он обращается в последние несколько лет.
- Мурат Абдраманович часто ездит на симпозиумы и пленэры, - рассказала Наталья Ивановна. - Причем он не срисовывает мотив натуры, а трансформирует его. И когда мы смотрим на его работы, скорее всего нужно говорить не о конкретном сюжете, а об ощущении того, что он сам чувствовал в момент написания.
Мурату Калкабаеву подвластно не только изобразительное искусство. Он впервые ввел прием станкового искусства в кошмоделие: сугубо орнаментальную композицию постилочной кошмы стал разрабатывать сюжетно, добавив к семантическому еще и литературное содержание. Сюжеты для текеметов и сырмаков мастер черпает из фольклора, и потому орнамент и сюжет дополняют картину мира. Есть среди его творений и гобелены, и здесь он тоже ввел новшество: создавал тканый портрет, в котором добивался предельного сходства как внешнего, так и психологического. Воспитанный в казахских традициях, Мурат Абдраманович воскрешает в произведениях не столько фольклор в его чистом виде, сколько сформированные на его основе представления об истории народа.
Еще одна грань уникального дарования М. Калкабаева, дополнила Наталья Иванина, умение чувствовать пространство, а доказательство тому - созданные им скульптурные композиции «Кобыз», «Погибшим в годы репрессий на земле Казахстана», «Россиянам, погибшим в годы сталинских репрессий на земле Казахстана», «Погибшим шахтерам».
- К скульптуре Мурат Калкабаев обратился неожиданно: его кобыз, расположенный напротив театра им. К.С. Станиславского, начинался с небольшого эскиза, - продолжила Наталья Иванина. - А мемориалы в Спасске - образец стремления не только к стилизации, но и к обобщению. Это все наложило отпечаток на его живопись. Думаю, народная тема приходит в его творчество интуитивно, даже спонтанно - он творит легко, умея гармонизировать цвет и выстраивать плоскость.
Мурату Абдрамановичу недавно исполнилось 70 лет, но возраст на него не влияет: он все так же энергичен. Член Союза художников СССР и РК, заслуженный деятель РК, академик Академии художеств РК, он родился в Шымкентской (ныне Туркестанской области), учился в Алма-Атинском художественном училище и Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства. С 1977 года М. Калкабаев живет и работает в Караганде, в течение 11 лет трудился преподавателем и заведующим кафедрой ДПИ в КарГУ, с 2000 года был главным художником, а затем и председателем правления Союза художников Караганды.
Юбиляр на открытии выставки признался: многие его работы сейчас в Астане, в музее изобразительного искусства выставлена лишь их часть, но по этим работам можно четко отследить становление его как художника и скульптора.
- В то же время чем выше возраст, тем более критически я отношусь к своим работам: теперь видишь вещи совершенно по-другому, - признался Мурат Калкабаев. - Сейчас творческие идеи вновь и вновь приводят меня к мольберту, и, конечно, по-прежнему хочется сделать лучше, но уже не всегда хватает энергии. Тем не менее задел на дальнейшие творческие планы есть.
Хочется быть более непохожим на других и продолжать открывать что-то новое, подытожил мастер. Сейчас он занимается только живописью и считает, что мысль таким образом можно выразить свободнее. К слову, одни из последних работ Мурата Калкабаева, представленные на выставке, датируются 2014 годом, но мы уверены, что они будут далеко не последними в его творчестве.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ренессанс ценностей 17.01.2019

    Программная статья Главы государства «Рухани жаңғыру» дала мощный толчок развитию общества, затронув практически все сферы жизнедеятельности.

  • Рудное равноправие 15.01.2019

    О том, что горы Конырата скрывают под собой настоящий клад, знали местные кочевники. Но до 1928 года Конырат был не тронут, никто не брался осваивать его богатства в промышленном масштабе. Поэтому первооткрывателем месторождения считается геолог М.П. Русаков. В прошлом году исполнилось 90 лет со дня открытия Коныратского месторождения.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 15.01.2019

    (Окончание. Начало в номерах от 10.11, 13.11, 17.11, 20.11, 22.11, 27.12. 2018 г., 12,01 2019 г.)

    Первого апреля из Киевской РТС в штат совхоза зачислены 49 человек. В апреле же организована строительная бригада под началом Г. Федосюка. Подобран штат шоферов в количестве 18 человек. Среди первых...

  • Такая разная история 15.01.2019

    Подробности появления и развития отдельных этносов на территории Казахстана никогда не переставали интересовать молодежь, опытных ученых, просто любознательных казахстанцев разных возрастов и социальных групп.

  • Через годы, через расстоянья… 12.01.2019

    В 1851 году в доме Хамита Бекметева в Каркаралинске прошел той в честь открытия мечети Кунанбая кажы, где собрались знатные люди Каркаралинского округа. Кто бы мог подумать, что спустя годы история повторится.

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 12.01.2019

    (Продолжение. Начало в номерах от 10.11, 13.11, 17.11, 20.11, 22.11, 27.12. 2018 г.)

    Начало 1956 года черниговцы ознаменовали ударной работой в честь XX съезда КПСС. Черниговская МТС досрочно закончила ремонт тракторов и прицепного инвентаря. Такие передовики, как Варвара Годунова, Нуркен Айтуга...

  • Для души и красоты 29.12.2018

    Наталья Воротынская занимается выделкой кожи, войлока, изготавливает фигурки из полимерной глины, фарфора, шляпы из фетра, вяжет шерстяные палантины. В предновогодние дни у мастерицы работы - непочатый край.

  • Металл ошибок не прощает 27.12.2018

    На работе Марк Серов не думает о том, чтобы скорее уйти домой. В такие моменты он ощущает себя счастливым: свой труд - ювелирное дело - называет эстетическим, описывая его как нечто среднее между ремеслом и искусством - сложным, но очень красивым.