06 ноября 2018 года 758

Наследие Шона

Автор: Рашит КАРЕНОВ

В этом году исполняется 190 лет со дня рождения представителя степной элиты Шона Тельгозыулы - известного в Центральном Казахстане волостного правителя и военачальника.


Шон Тельгозыулы, по другим источникам Чон Тельгозин, - выходец из рода сатыбалды тока племени аргын-куандык. Зимовка Шона находилась в пределах современных границ Караагашского природного заказника (Жанааркинский район).
В детстве он обучался русской грамоте в приходской школе под Акмолинском. Был переводчиком волостного правителя Хангельды. В 1843 году, подав прошение начальнику пограничного управления сибирских киргизов (казахов), принимается на работу делопроизводителем старшего султана Акмолинского округа Коныркулжы Кудаймендина, который на эту должность был назначен в 1832 году по приказу генерал-лейтенанта де Сент-Лорана, возглавлявшего в то время Омскую область, и принимал участие в подавлении национально-освободительного движения под предводительством Кенесары Касымова. За это он удостоился в 1840 году чина полковника.
В 1857 году Чон Тельгозин был избран волостным правителем Айтхожа-Карпыковской волости Акмолинского округа. Эту должность занимал более 30 лет.
По приказу военного губернатора от 28 августа 1875 года Айтхожа-Карпыковская волость была переименована в Караагашскую. Одновременно начался процесс разукрупнения данной волости. Часть аулов передали во вновь образованную Жыландинскую волость.
Шон прекрасно владел русским языком, хорошо знал действовавшие в то время в Российской империи законодательные акты и нормы. Придавал большое внимание открытию школ, обучению в них детей степняков. Призывал своих соотечественников к европейскому стилю жизни, построив дом и баню. Составил четкий график приема граждан для справедливого разрешения спорных вопросов.
Известно, что Тельгозин был справедливым и честным человеком, помогал бедным слоям населения. Он был против взяточничества, многоженства, ратовал за то, чтобы люди вступали в брак только по любви, был против процветавшей в ХІХ столетии выплаты калыма за невесту.
Тельгозин как исключительно аккуратный и честный правитель удостоился следующих высоких наград царской администрации: почетного халата (1859), серебряной (1862) и золотой (1866) медалей на ленте Святого Станислава, золотой медали на ленте Святой Анны (1870), звания «Особо почетный гражданин» (1879).
«Государь Император согласно положению Кабинета министров Высочайше соизволили в 23 день ноября 1884 года пожаловать золотую медаль с надписью «За усердие» для ношения на шее на Владимирской ленте управителю Караагашской волости Акмолинского уезда, личному почетному гражданину Чону Тельгозину», - записано в «Семипалатинских областных ведомостях» от 2 февраля 1885 года.
У Тельгозина было трое сыновей: Оспан, Ахметжан и Мухаметжан. В 1894 году, когда Чон оставил свой пост по состоянию здоровья, волостным управителем стал его сын Оспан. После него волостным утвердили его брата Ахметжана Чонова.
Выдающийся представитель казахской степной элиты Шон Тельгозы-
улы скончался в 1901 году и похоронен недалеко от села Караагаш. Его полуразрушенный мазар сохранился до нашего времени и, безусловно, заслуживает срочной реставрации в рамках программы «Культурное наследие».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.

  • Вспомнить обо всех 14.03.2019

    Проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг», берущий свое начало с 2015 года под названием «Дарю вам свет моей души» и знакомивший зрителей с артистами труппы, приобретает второе направление. История театра будет возвращать карагандинцев в далекие годы их молодости, когда они восхищались талантом тех, кто приносил радость с опереттой, комедиями и профессиональной игрой на сцене.

  • Благословение фаризы 14.03.2019

    В карагандинском Дворце культуры горняков прошел конкурс чтецов, посвященный 80-летию известной казахской поэтессы Фаризы Онгарсыновой. Состязание собрало учеников с 5 по 8 классы из карагандинских школ.

  • На сцене и в жизни 12.03.2019

    В Русском драматическом театре им. К. Станиславского прошел юбилейный вечер актрисы Людмилы Пекушевой. Мы знаем ее по спектаклям «Стена живых», «Знойные мамочки», «Ужель та самая Татьяна» и многим другим, а в своей семье она единственная, кто предпочел актерскую профессию.

  • Весна пришла! 12.03.2019

    В минувшее воскресенье перед Дворцом культуры горняков прошло празднование последнего дня масленичной недели. Участники общественного объединения «Казачья вольница» совместно с администрацией дворца решили поздравить и порадовать жителей Караганды.

  • Поэзия платка 12.03.2019

    Платок как украшение прически, платок вместо шляпы в лучших традициях 50-х годов, платок поверх платья, как кардиган или жилет - эти простые сочетания демонстрировали накануне Международного женского дня в областном историко-краеведческом музее, где прошла встреча под названием «Поэзия женского платка».