06 ноября 2018 года 659

Судьба гитариста

Автор: Анна СТРОКОВА

Фирменный образ Булата Сыздыкова из группы «Мюзикола» - шляпу и жилетку - забыть сложно. На это его вдохновил известный гитарист Пако де Лусия, создавший синтез фламенко и современной музыки. Своим мастерством Булат прославил нашу страну и Караганду - родной город, в который часто приезжал с концертами.

В одном из интервью Булат Сыздыков признавался: у него целая коллекция шляп, и в этом списке - шляпа из Колорадо, которую привез певец и композитор Батырхан Шукенов. Музыкант, которого, как и самого Булата Муратовича, сейчас нет с нами, в США отыскал магазин шляп звезд и выбрал головной убор Джона Бон Джови. В жизни же Сыздыков предпочитал шляпе кепку и с улыбкой делился: иногда хотел выйти на сцену без головного убора, но Карина Абдуллина, соратница по «Мюзиколе» и по жизни, не разрешала.
Булат Муратович родился 21 июня 1956 года в Караганде и известен как гитарист, композитор и аранжировщик группы «Мюзикола», а также как бывший участник группы «А’Студио». Сыздыков с детства занимался музыкой, окончил курсы джазовой гитары у знаменитого педагога Александра Мажеляна, в 16 лет уже был солистом Карагандинской филармонии и колесил по стране в составе ансамбля «Гакку». Позже научился играть на флейте и большом барабане, проходя службу в армии в оркестре штаба дивизии Краснознаменного Среднеазиатского военного округа.
- Мы с Булатом познакомились в юности: я играл на танцах во Дворце горняков в ансамбле «Булбул», Булат - на танцах на Федоровке, - рассказывал в своем интервью карагандинский музыкант Жанбек Тлеубергенов. - Нам говорили друг о друге, в итоге мы начали общаться, играть вместе. Когда я пошел работать в филармонию, пригласил туда и Булата. Потом он отправился в армию, а я уехал в Алматы играть в молодежном ансамбле «Гульдер».
Сыздыкова тоже ждала солнечная Алма-Ата: в 1976 году его также пригласили в «Гульдер», параллельно он заочно получил высшее образование в Чимкентском институте культуры, выступал гитаристом в группе «Арай» вместе с легендарной Розой Рымбаевой, писал музыку, работал над аранжировками и пел.
- Уже в 12 лет Булат посещал курсы игры на гитаре во Дворце культуры и знал нотную грамоту, - дополнил Жанбек Тлеубергенов. - А в 15 играл песни из репертуара «Rolling Stones». Я сам, кстати, любил «The Beatles», мы с ним были не разлей вода, и нас называли Джоном Ленноном и Полом Маккартни. С уходом Булата Казахстан понес большую утрату. Это был примерный гитарист с большой душой и мощным потенциалом. Мама подарила ему гитару еще в детстве, чем и предопределила его судьбу - знаю, что в какой-то момент даже учеба в школе начала «прихрамывать» из-за гитары.
В 90-е годы музыканты из «Арая», включая Сыздыкова и Шукенова, создали новый коллектив под названием «Алма-Ата» и отправились в Москву, чтобы впоследствии стать «А`Студио». Сыздыков проработал в группе недолго: в Москве начал получать предложения от других коллективов и музыкантов, будучи сессионным музыкантом. Он сочинял и записывал партию гитары для многих популярных артистов и звезд российской эстрады.
В 1992 году Сыздыков создает собственный проект: вместе с Кариной Абдуллиной они образуют дуэт «Мюзикола», в составе которого Булат становится лауреатом Международного конкурса «Big apple music» в США и выпускает 10 альбомов, в том числе сольный диск «Гитарные истории» (2009 г.). Все диски «Мюзиколы» записываются в собственной студии музыкантов, где Сыздыков выступал еще и профессиональным звукорежиссером. За этим следуют два знаковых события для Сыздыкова и его дуэта: Указом Президента РК в декабре 2012 года Булату Муратовичу присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РК, а 1 февраля 2014 года «Мюзикола» впервые в истории суверенного Казахстана исполняет наш гимн на боксерском ринге в Монте-Карло перед боем Геннадия Головкина.
- С Булатом я познакомился в 1998 году в Алматы, - делится его карагандинский коллега Алексей Лебедев, который выступает с группой «Пятый угол». - Он всегда ценил и поддерживал музыкантов, особенно земляков. У нас был перерыв в общении, когда я уезжал в Россию и вернулся только в 2004 году, и в Караганде мы с ним встретились случайно, но даже тогда наше общение оставалось тесным. Неоднократно мы встречались на концертных площадках, созванивались. Это был человек с большим сердцем, о котором я вспоминаю часто.
Караганда для Булата Сыздыкова была городом его детства и юности: здесь он прожил до ухода в армию. «Мюзикола» всегда приезжала в Караганду на День шахтера, в репертуаре дуэта есть песня о Караганде, полюбившаяся многим. Здесь живут родственники Булата Муратовича, среди которых немало университетских преподавателей. Мама Сыздыкова работала в системе госстраха, а в своей семье он единственный, кто выбрал путь профессионального музыканта. Булат Муратович искренне радовался, что занимается красивой и духовной профессией, и даже досуг связывал с музыкой: прослушивал концерты, писал ноты, изучал ситуацию на музыкальном рынке.
Коллег по цеху Булат Сыздыков слушал нечасто, но если обращались, всегда делился впечатлениями. Ему нравились романсы в исполнении Алибека Днишева - Булат Муратович восторгался его голосом, а среди гитаристов отмечал аргентинца Луиса Салинаса, который играет народную музыку и джаз.
Талант, рожденный в Караганде, ушел из жизни в мае 2016 года, месяц не дожив до 60 лет. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб. На похороны Булата Муратовича пришли близкие друзья, родственники, коллеги, артисты, поклонники и, конечно, Карина Абдуллина, для которой он был одним из самых близких людей.
- Булат бы человеком, до мозга костей преданным музыке, - признавалась тогда Абдуллина. - Он не расставался с гитарой до самой смерти, оставив большое творческое наследие. Это был удивительно добрый, общительный, искренний человек, которого невозможно было не любить.
В ноябре 2016 года в Караганде на Аллее звезд открыли его именной знак, а чуть ранее в концертном зале комплекса «Достар Әлем» прошел вечер памяти Булата Сыздыкова - там идею об открытии звезды и озвучили. Среди участников вечера были Карина Абдуллина, музыкант Ерлан Кокеев и группа «К-7», старшая сестра Булата Муратовича Роза, из Балхаша приехал его наставник - пианист и педагог Александр Пронин. Роза Сыздыкова тогда рассказывала: брат мечтал написать кюй о Казахстане и Караганде, но не успел.
- Музыканты отнеслись к организации концерта очень творчески, - вспоминает карагандинский бард, лидер коллектива «Пятница» и основатель проекта «Творческая среда» Владимир Вишняков. - Сам же Булат был человеком, который любил жизнь во всех ее проявлениях. Он мечтал сделать школу гитары в Караганде и не только здесь, а знаменитую песню о нашем городе написала Карина по его рассказам и воспоминаниям.
Гитарные аранжировки Булата Сыздыкова звучат по-своему, у него был свой почерк, говорит В. Вишняков. Общались они нечасто, но Булат Муратович производил впечатление человека открытого, в нем не было звездности, он серьезно относился к работе музыканта. Особо в Булате Владимир Вишняков подчеркивает стремление создавать свою музыку, оставить свой след - и это у него получилось.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.