06 ноября 2018 года 67

Время беспощадно

Автор: Нина КРАМЕР

Впервые признанную пьесу известного драматурга «Кiнәлi емес» поставили на сцене Казахского драматического театра имени С. Сейфуллина. В русском переводе название произведения звучит как «Никто не виноват». Фрагмент из жизни пожилых людей, показанный через призму писательского вдохновения, получил в прошлом году первое место на республиканском конкурсе, посвященном новым произведениям искусства «Тәуелсіздік толғауы».


По словам автора, это первое произведение в жанре драмы-абсурда. Хотя и раньше критики называли Розу Муканову модернистом. Но писатель не была готова к подобным определениям.
- Когда я пишу, поверьте мне, я не думаю ни о соцреализме, ни о модернизме, моим пером водит душа. Мне важнее всего, чтобы до читателя, зрителя дошло то, что я ему хотела сказать, - сказала Роза Кажыгалимовна в одном из своих интервью.
Роза Муканова является лауреатом премии Союза молодежи Казахстана, Международной премии «Алаш», награждена медалью им. Франца Кафки - за значительный вклад в развитие литературы. Спектакль по ее пьесе «Ангел с дьявольским лицом», посвященный проблемам Семипалатинского полигона, уже почти двадцать лет неизменно популярен в Национальном академическом драматическом театре им. М. Ауэзова. По мотивам этого рассказа режиссер Сатыбалды Нарымбетов снял фильм «Молитва Лейлы», который был показан на различных международных фестивалях в Венеции, Пекине, Праге, Риге, России.
После премьеры автор пьесы обняла и поцеловала каждого актера, благодарила режиссера и руководство театра за поддержку ее идеи.
- Я рада, что мы здесь собрались под большим шаныраком Карагандинского областного театра имени Сакена Сейфуллина, - призналась драматург. - Мне особенно приятно, что зрители тепло приняли эту постановку, уверена, что она заставила их задуматься.
Вместе с Розой Мукановой на премьеру прибыли театральные критики из Астаны, журналисты, писатели и, конечно, ее студенты. Роза Кажыгалимовна - профессор Казахского национального университета искусств.
- На казахской земле всегда чтили и уважали пожилых людей, - сказал писатель Камиль Жунусов. - Берегите своих родителей, они всегда думают, беспокоятся и молятся о нас.
Между тем сам спектакль мало похож на молитву. Хотя переживаний в нем достаточно. В смешанных жанрах режиссер всегда сомневается, в какую сторону склониться больше: сделать упор на драму или же с головой уйти в абсурд? Режиссер театра С.Сейфуллина Бекмухамед Киекбаев - любитель последнего, но сам сценарий и ожидания от него спровоцировали больше драматических линий, нежели абсурдных.
Хотя форму для выражения отчаяния, присущего старению, режиссер выбрал нетривиальную: молодых актеров он облачил в подобие белых пижам, закрасил их черные волосы пепельной краской и усадил на белоснежные трехколесные велосипеды. Так он изобразил своеобразный детский сад для стариков, в котором они дожидаются своих детей, обещавших забрать родителей вечером.
Пятеро молодых «стариков» на «Балдырганах» были так близки к краю сцены, что казалось: еще движение - и они полетят вниз, словно в пропасть. Киекбаев - вообще любитель всяческих пугающих и порой даже отталкивающих действий на сцене. Символично, что премьера спектакля совпала с кануном Хэллоуина. Но действительно ли режиссер хотел напугать зрителей, а может, вызвать сочувствие? Ведь приближение старости всегда страшит, никто не виноват, что время беспощадно, попытки бороться с ним иногда до ужаса смешны и отчаянно абсурдны.
Главным борцом в этой мини-модели старения была выбрана Дина Заитова, именно она приняла бой в этой двойственной пьесе на первом показе. Изображенная ею главная героиня то поет прекрасным убаюкивающим голосом, то кричит, как настоящая сварливая старуха, то причитает подобно ласковой апашке.
Старушка носит символическое имя Асыл (драгоценная). Ведь даже самые немощные старики несут для будущих поколений огромное богатство традиций и обычаев, народной мудрости. Невольно жалеешь главную героиню, ведь когда-то она была не только примером для семьи, но и делала карьеру, имела вес в обществе, а теперь вынуждена биться головой о стену непонимания, равнодушия и забвения. Тут режиссер использует так любимые им тягучие ткани. Опять же белоснежная ширма из податливого материла скрывает главную героиню, но позволяет ей сполна выразить эмоции разделения с новым поколением, собственной семьей. Вроде бы они совсем рядом, но невозможно дотянуться до их душ.
Ближайшее окружение главной героини составили Максат Маликов, Бауржан Амандыков, Гульнур Бельгибаева и Акай Жумамуратов. Стоит отметить, что сюжет облечен в некую капсулу: отрывок из жизни без начала и конца пронизан разговором директора театра (Максат Маликов) и драматурга (Акай Жумамуратов), который заканчивается словами последнего: «Вам кажется, что вы движетесь? На самом деле вы стоите на месте!»
Действительно, как можно куда-то сдвинуться, находясь на строительных лесах и крутя педали прикрепленного к ним «Балдыргана»?
За создание абсурдной формы, белоснежного фона, уникальной игры света и тени, атрибутов иллюзии в виде мыльных пузырей разного размера и уникального музыкального сопровождения стоит отметить всех, кто занимался технической стороной постановки.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Уникальные деньги 15.11.2018

    К дню Национальной валюты Республики Казахстан в литературно-мемориальном музее А. Кунанбаева в городе Абае была организована тематическая выставка «История национальной валюты - теңге».

  • Схватка с совестью 15.11.2018

    Философскую казахскую сказку и не менее поучительную историю под авторством кыргызского драматурга Женишгул Озубековой представили артисты Восточно-Казахстанского областного казахского театра в Караганде. Трехдневные гастроли состоялись в стенах Казахского областного драматического театра имени С. Сейфуллина.

  • Режиссерский корпус. Григорьев 13.11.2018

    Первым главным режиссером Академического театра музыкальной комедии был замечательный человек - Вадим Борисович Григорьев. О том, что в Казахской ССР создается новый театр, он узнал из новостей по Всесоюзному радио.

     

  • Юбилей на сцене 10.11.2018

    Его песни - это его детище, а помимо творческой работы ему по силам и административная. На днях в карагандинском Дворце горняков отметили юбилей заслуженного деятеля РК и почетного работника образования Мейрхана Адамбекова, который успешно руководит колледжем искусств им. Таттимбета.

  • дуэт органа и гобоя 10.11.2018

    Самый восхитительный концерт этого сезона состоялся в Кафедральном соборе Караганды. Орган и гобой, казалось бы, не совсем совместимые инструменты. Но то, что услышали карагандинцы, изумило их и оставило необычайное волнение от соприкосновения с чарующей музыкой.

     

  • Директорский корпус. Матросов 08.11.2018

    Он впервые увидел Караганду и театр в 1990 году, когда приехал в качестве режиссера ставить музыкальную комедию «Как пришить старушку». Уже через год Виталий Матросов был приглашен на постоянную работу.

  • Гастроли с победой 08.11.2018

    В Астане прошел V международный конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Музыкальный фейерверк». В этом соревновании в номинации «Театральное искусство» принимали участие ребята из 4-5 классов театрально-музыкального отделения школы искусств № 2 Клуб ЮНЕСКО.

  • Наследие Шона 06.11.2018

    В этом году исполняется 190 лет со дня рождения представителя степной элиты Шона Тельгозыулы - известного в Центральном Казахстане волостного правителя и военачальника.