06 ноября 2018 года 663

Время беспощадно

Автор: Нина КРАМЕР

Впервые признанную пьесу известного драматурга «Кiнәлi емес» поставили на сцене Казахского драматического театра имени С. Сейфуллина. В русском переводе название произведения звучит как «Никто не виноват». Фрагмент из жизни пожилых людей, показанный через призму писательского вдохновения, получил в прошлом году первое место на республиканском конкурсе, посвященном новым произведениям искусства «Тәуелсіздік толғауы».


По словам автора, это первое произведение в жанре драмы-абсурда. Хотя и раньше критики называли Розу Муканову модернистом. Но писатель не была готова к подобным определениям.
- Когда я пишу, поверьте мне, я не думаю ни о соцреализме, ни о модернизме, моим пером водит душа. Мне важнее всего, чтобы до читателя, зрителя дошло то, что я ему хотела сказать, - сказала Роза Кажыгалимовна в одном из своих интервью.
Роза Муканова является лауреатом премии Союза молодежи Казахстана, Международной премии «Алаш», награждена медалью им. Франца Кафки - за значительный вклад в развитие литературы. Спектакль по ее пьесе «Ангел с дьявольским лицом», посвященный проблемам Семипалатинского полигона, уже почти двадцать лет неизменно популярен в Национальном академическом драматическом театре им. М. Ауэзова. По мотивам этого рассказа режиссер Сатыбалды Нарымбетов снял фильм «Молитва Лейлы», который был показан на различных международных фестивалях в Венеции, Пекине, Праге, Риге, России.
После премьеры автор пьесы обняла и поцеловала каждого актера, благодарила режиссера и руководство театра за поддержку ее идеи.
- Я рада, что мы здесь собрались под большим шаныраком Карагандинского областного театра имени Сакена Сейфуллина, - призналась драматург. - Мне особенно приятно, что зрители тепло приняли эту постановку, уверена, что она заставила их задуматься.
Вместе с Розой Мукановой на премьеру прибыли театральные критики из Астаны, журналисты, писатели и, конечно, ее студенты. Роза Кажыгалимовна - профессор Казахского национального университета искусств.
- На казахской земле всегда чтили и уважали пожилых людей, - сказал писатель Камиль Жунусов. - Берегите своих родителей, они всегда думают, беспокоятся и молятся о нас.
Между тем сам спектакль мало похож на молитву. Хотя переживаний в нем достаточно. В смешанных жанрах режиссер всегда сомневается, в какую сторону склониться больше: сделать упор на драму или же с головой уйти в абсурд? Режиссер театра С.Сейфуллина Бекмухамед Киекбаев - любитель последнего, но сам сценарий и ожидания от него спровоцировали больше драматических линий, нежели абсурдных.
Хотя форму для выражения отчаяния, присущего старению, режиссер выбрал нетривиальную: молодых актеров он облачил в подобие белых пижам, закрасил их черные волосы пепельной краской и усадил на белоснежные трехколесные велосипеды. Так он изобразил своеобразный детский сад для стариков, в котором они дожидаются своих детей, обещавших забрать родителей вечером.
Пятеро молодых «стариков» на «Балдырганах» были так близки к краю сцены, что казалось: еще движение - и они полетят вниз, словно в пропасть. Киекбаев - вообще любитель всяческих пугающих и порой даже отталкивающих действий на сцене. Символично, что премьера спектакля совпала с кануном Хэллоуина. Но действительно ли режиссер хотел напугать зрителей, а может, вызвать сочувствие? Ведь приближение старости всегда страшит, никто не виноват, что время беспощадно, попытки бороться с ним иногда до ужаса смешны и отчаянно абсурдны.
Главным борцом в этой мини-модели старения была выбрана Дина Заитова, именно она приняла бой в этой двойственной пьесе на первом показе. Изображенная ею главная героиня то поет прекрасным убаюкивающим голосом, то кричит, как настоящая сварливая старуха, то причитает подобно ласковой апашке.
Старушка носит символическое имя Асыл (драгоценная). Ведь даже самые немощные старики несут для будущих поколений огромное богатство традиций и обычаев, народной мудрости. Невольно жалеешь главную героиню, ведь когда-то она была не только примером для семьи, но и делала карьеру, имела вес в обществе, а теперь вынуждена биться головой о стену непонимания, равнодушия и забвения. Тут режиссер использует так любимые им тягучие ткани. Опять же белоснежная ширма из податливого материла скрывает главную героиню, но позволяет ей сполна выразить эмоции разделения с новым поколением, собственной семьей. Вроде бы они совсем рядом, но невозможно дотянуться до их душ.
Ближайшее окружение главной героини составили Максат Маликов, Бауржан Амандыков, Гульнур Бельгибаева и Акай Жумамуратов. Стоит отметить, что сюжет облечен в некую капсулу: отрывок из жизни без начала и конца пронизан разговором директора театра (Максат Маликов) и драматурга (Акай Жумамуратов), который заканчивается словами последнего: «Вам кажется, что вы движетесь? На самом деле вы стоите на месте!»
Действительно, как можно куда-то сдвинуться, находясь на строительных лесах и крутя педали прикрепленного к ним «Балдыргана»?
За создание абсурдной формы, белоснежного фона, уникальной игры света и тени, атрибутов иллюзии в виде мыльных пузырей разного размера и уникального музыкального сопровождения стоит отметить всех, кто занимался технической стороной постановки.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мелодия жизни 21.03.2019

    Путешественники всегда удивлялись умению казахов вне зависимости от возраста играть на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. В наши дни народная музыка по-прежнему неотделима от самого народа, а ее роль в культуре стала только шире.

  • Амулет счастья 21.03.2019

    Праздник весны Наурыз не обошел никого, и музей изобразительного искусства в том числе. Здесь на фоне выставки декоративно-прикладных произведений студенты Карагандинского колледжа моды показывали костюмы разных этносов и звучала народная музыка.

  • Сарыарка туристическая 21.03.2019

    На первом этаже первого корпуса КарГТУ собрались студенты: здесь накануне праздника Наурыз устроили выставку народного искусства, угощали баурсаками и обязательно наурыз-коже. Подкрепившись традиционным блюдом, молодежь отправилась поддержать сверстников на конкурсе «Сыр тұнған Сарыарқа».

  • Знакомство с автором 19.03.2019

    На днях карагандинского поэта, писателя и журналиста Наталию Инжевскую президиум российского Союза писателей наградил медалью Владимира Маяковского за вклад в литературу. На неделе детской книги в библиотеке им. Абая она презентовала свои сборники сказок.

  • Однажды и навсегда 19.03.2019

    Образцовый хореографический ансамбль «Аяла» отметил юбилей на сцене Дворца горняков концертом «Перезагрузка». Все исполненные номера были премьерными: к дате подошли очень ответственно.

  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.