06 ноября 2018 года 1033

Время беспощадно

Автор: Нина КРАМЕР

Впервые признанную пьесу известного драматурга «Кiнәлi емес» поставили на сцене Казахского драматического театра имени С. Сейфуллина. В русском переводе название произведения звучит как «Никто не виноват». Фрагмент из жизни пожилых людей, показанный через призму писательского вдохновения, получил в прошлом году первое место на республиканском конкурсе, посвященном новым произведениям искусства «Тәуелсіздік толғауы».


По словам автора, это первое произведение в жанре драмы-абсурда. Хотя и раньше критики называли Розу Муканову модернистом. Но писатель не была готова к подобным определениям.
- Когда я пишу, поверьте мне, я не думаю ни о соцреализме, ни о модернизме, моим пером водит душа. Мне важнее всего, чтобы до читателя, зрителя дошло то, что я ему хотела сказать, - сказала Роза Кажыгалимовна в одном из своих интервью.
Роза Муканова является лауреатом премии Союза молодежи Казахстана, Международной премии «Алаш», награждена медалью им. Франца Кафки - за значительный вклад в развитие литературы. Спектакль по ее пьесе «Ангел с дьявольским лицом», посвященный проблемам Семипалатинского полигона, уже почти двадцать лет неизменно популярен в Национальном академическом драматическом театре им. М. Ауэзова. По мотивам этого рассказа режиссер Сатыбалды Нарымбетов снял фильм «Молитва Лейлы», который был показан на различных международных фестивалях в Венеции, Пекине, Праге, Риге, России.
После премьеры автор пьесы обняла и поцеловала каждого актера, благодарила режиссера и руководство театра за поддержку ее идеи.
- Я рада, что мы здесь собрались под большим шаныраком Карагандинского областного театра имени Сакена Сейфуллина, - призналась драматург. - Мне особенно приятно, что зрители тепло приняли эту постановку, уверена, что она заставила их задуматься.
Вместе с Розой Мукановой на премьеру прибыли театральные критики из Астаны, журналисты, писатели и, конечно, ее студенты. Роза Кажыгалимовна - профессор Казахского национального университета искусств.
- На казахской земле всегда чтили и уважали пожилых людей, - сказал писатель Камиль Жунусов. - Берегите своих родителей, они всегда думают, беспокоятся и молятся о нас.
Между тем сам спектакль мало похож на молитву. Хотя переживаний в нем достаточно. В смешанных жанрах режиссер всегда сомневается, в какую сторону склониться больше: сделать упор на драму или же с головой уйти в абсурд? Режиссер театра С.Сейфуллина Бекмухамед Киекбаев - любитель последнего, но сам сценарий и ожидания от него спровоцировали больше драматических линий, нежели абсурдных.
Хотя форму для выражения отчаяния, присущего старению, режиссер выбрал нетривиальную: молодых актеров он облачил в подобие белых пижам, закрасил их черные волосы пепельной краской и усадил на белоснежные трехколесные велосипеды. Так он изобразил своеобразный детский сад для стариков, в котором они дожидаются своих детей, обещавших забрать родителей вечером.
Пятеро молодых «стариков» на «Балдырганах» были так близки к краю сцены, что казалось: еще движение - и они полетят вниз, словно в пропасть. Киекбаев - вообще любитель всяческих пугающих и порой даже отталкивающих действий на сцене. Символично, что премьера спектакля совпала с кануном Хэллоуина. Но действительно ли режиссер хотел напугать зрителей, а может, вызвать сочувствие? Ведь приближение старости всегда страшит, никто не виноват, что время беспощадно, попытки бороться с ним иногда до ужаса смешны и отчаянно абсурдны.
Главным борцом в этой мини-модели старения была выбрана Дина Заитова, именно она приняла бой в этой двойственной пьесе на первом показе. Изображенная ею главная героиня то поет прекрасным убаюкивающим голосом, то кричит, как настоящая сварливая старуха, то причитает подобно ласковой апашке.
Старушка носит символическое имя Асыл (драгоценная). Ведь даже самые немощные старики несут для будущих поколений огромное богатство традиций и обычаев, народной мудрости. Невольно жалеешь главную героиню, ведь когда-то она была не только примером для семьи, но и делала карьеру, имела вес в обществе, а теперь вынуждена биться головой о стену непонимания, равнодушия и забвения. Тут режиссер использует так любимые им тягучие ткани. Опять же белоснежная ширма из податливого материла скрывает главную героиню, но позволяет ей сполна выразить эмоции разделения с новым поколением, собственной семьей. Вроде бы они совсем рядом, но невозможно дотянуться до их душ.
Ближайшее окружение главной героини составили Максат Маликов, Бауржан Амандыков, Гульнур Бельгибаева и Акай Жумамуратов. Стоит отметить, что сюжет облечен в некую капсулу: отрывок из жизни без начала и конца пронизан разговором директора театра (Максат Маликов) и драматурга (Акай Жумамуратов), который заканчивается словами последнего: «Вам кажется, что вы движетесь? На самом деле вы стоите на месте!»
Действительно, как можно куда-то сдвинуться, находясь на строительных лесах и крутя педали прикрепленного к ним «Балдыргана»?
За создание абсурдной формы, белоснежного фона, уникальной игры света и тени, атрибутов иллюзии в виде мыльных пузырей разного размера и уникального музыкального сопровождения стоит отметить всех, кто занимался технической стороной постановки.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Все, что нас окружает 28.05.2020

    Лауреатом международного дистанционного творческого конкурса «Память и Слава Героям войны!» стала карагандинка Елена Пономаренко.

  • Не работа, а призвание 23.05.2020

    21 мая мы отмечаем один из ярких профессиональных праздников в независимом Казахстане. В этот день мы чествуем людей, призвание которых - дарить незабываемые впечатления и хорошее настроение.

  • Мир в кармане 23.05.2020

    Мобильное приложение «Сакральные места Караганды» («Сарыарқаның қасиетті орындары») разработал Центр по сохранению историко-культурного наследия. Как отметил его руководитель Тулкибай Тулеуов, проект реализован в рамках программы «Рухани жаңғыру».

  • Забытые имена 23.05.2020

    Небольшой сюжет «Как все начиналось» о становлении и развитии культуры в городе металлургов подготовил историко-краеведческий музей. Этот выпуск «пятиминутки» посвящен профессиональному празднику.

  • Под светом рампы 21.05.2020

    Ольга Цветкова, ведущая актриса Областного русского драматического театра им. К.С. Станиславского, могла стать известным журналистом. В школьные годы она занималась в кружке, который вел Султан Кемельбаев, в свое время возглавлявший «ИК».

  • Без срока давности 19.05.2020

    Актеры театра им. К.С. Станиславского продолжают знакомить зрителей с закулисьем. Проект «Дежурный по театру» интересен даже людям, далеким от этого искусства.

  • О героях былых времен 07.05.2020

    Директор музея боевой и трудовой славы департамента полиции Карагандинской области Айна Айтжанова знает буквально каждого ветерана - сотрудника правоохранительных органов, которые прошли через горнило Великой Отечественной войны.

  • Выжившие 07.05.2020

    Печально знаменитый Бабий Яр стал известен всему миру после массовых расстрелов евреев, цыган и военнопленных. Свыше 150 тысяч невинных советских граждан были уничтожены фашистами после того, как они оккупировали Украину. Сегодня в урочище находится несколько памятников, один из которых посвящен жертвам Холокоста.

Наша Караганда