06 ноября 2018 года 594

Время беспощадно

Автор: Нина КРАМЕР

Впервые признанную пьесу известного драматурга «Кiнәлi емес» поставили на сцене Казахского драматического театра имени С. Сейфуллина. В русском переводе название произведения звучит как «Никто не виноват». Фрагмент из жизни пожилых людей, показанный через призму писательского вдохновения, получил в прошлом году первое место на республиканском конкурсе, посвященном новым произведениям искусства «Тәуелсіздік толғауы».


По словам автора, это первое произведение в жанре драмы-абсурда. Хотя и раньше критики называли Розу Муканову модернистом. Но писатель не была готова к подобным определениям.
- Когда я пишу, поверьте мне, я не думаю ни о соцреализме, ни о модернизме, моим пером водит душа. Мне важнее всего, чтобы до читателя, зрителя дошло то, что я ему хотела сказать, - сказала Роза Кажыгалимовна в одном из своих интервью.
Роза Муканова является лауреатом премии Союза молодежи Казахстана, Международной премии «Алаш», награждена медалью им. Франца Кафки - за значительный вклад в развитие литературы. Спектакль по ее пьесе «Ангел с дьявольским лицом», посвященный проблемам Семипалатинского полигона, уже почти двадцать лет неизменно популярен в Национальном академическом драматическом театре им. М. Ауэзова. По мотивам этого рассказа режиссер Сатыбалды Нарымбетов снял фильм «Молитва Лейлы», который был показан на различных международных фестивалях в Венеции, Пекине, Праге, Риге, России.
После премьеры автор пьесы обняла и поцеловала каждого актера, благодарила режиссера и руководство театра за поддержку ее идеи.
- Я рада, что мы здесь собрались под большим шаныраком Карагандинского областного театра имени Сакена Сейфуллина, - призналась драматург. - Мне особенно приятно, что зрители тепло приняли эту постановку, уверена, что она заставила их задуматься.
Вместе с Розой Мукановой на премьеру прибыли театральные критики из Астаны, журналисты, писатели и, конечно, ее студенты. Роза Кажыгалимовна - профессор Казахского национального университета искусств.
- На казахской земле всегда чтили и уважали пожилых людей, - сказал писатель Камиль Жунусов. - Берегите своих родителей, они всегда думают, беспокоятся и молятся о нас.
Между тем сам спектакль мало похож на молитву. Хотя переживаний в нем достаточно. В смешанных жанрах режиссер всегда сомневается, в какую сторону склониться больше: сделать упор на драму или же с головой уйти в абсурд? Режиссер театра С.Сейфуллина Бекмухамед Киекбаев - любитель последнего, но сам сценарий и ожидания от него спровоцировали больше драматических линий, нежели абсурдных.
Хотя форму для выражения отчаяния, присущего старению, режиссер выбрал нетривиальную: молодых актеров он облачил в подобие белых пижам, закрасил их черные волосы пепельной краской и усадил на белоснежные трехколесные велосипеды. Так он изобразил своеобразный детский сад для стариков, в котором они дожидаются своих детей, обещавших забрать родителей вечером.
Пятеро молодых «стариков» на «Балдырганах» были так близки к краю сцены, что казалось: еще движение - и они полетят вниз, словно в пропасть. Киекбаев - вообще любитель всяческих пугающих и порой даже отталкивающих действий на сцене. Символично, что премьера спектакля совпала с кануном Хэллоуина. Но действительно ли режиссер хотел напугать зрителей, а может, вызвать сочувствие? Ведь приближение старости всегда страшит, никто не виноват, что время беспощадно, попытки бороться с ним иногда до ужаса смешны и отчаянно абсурдны.
Главным борцом в этой мини-модели старения была выбрана Дина Заитова, именно она приняла бой в этой двойственной пьесе на первом показе. Изображенная ею главная героиня то поет прекрасным убаюкивающим голосом, то кричит, как настоящая сварливая старуха, то причитает подобно ласковой апашке.
Старушка носит символическое имя Асыл (драгоценная). Ведь даже самые немощные старики несут для будущих поколений огромное богатство традиций и обычаев, народной мудрости. Невольно жалеешь главную героиню, ведь когда-то она была не только примером для семьи, но и делала карьеру, имела вес в обществе, а теперь вынуждена биться головой о стену непонимания, равнодушия и забвения. Тут режиссер использует так любимые им тягучие ткани. Опять же белоснежная ширма из податливого материла скрывает главную героиню, но позволяет ей сполна выразить эмоции разделения с новым поколением, собственной семьей. Вроде бы они совсем рядом, но невозможно дотянуться до их душ.
Ближайшее окружение главной героини составили Максат Маликов, Бауржан Амандыков, Гульнур Бельгибаева и Акай Жумамуратов. Стоит отметить, что сюжет облечен в некую капсулу: отрывок из жизни без начала и конца пронизан разговором директора театра (Максат Маликов) и драматурга (Акай Жумамуратов), который заканчивается словами последнего: «Вам кажется, что вы движетесь? На самом деле вы стоите на месте!»
Действительно, как можно куда-то сдвинуться, находясь на строительных лесах и крутя педали прикрепленного к ним «Балдыргана»?
За создание абсурдной формы, белоснежного фона, уникальной игры света и тени, атрибутов иллюзии в виде мыльных пузырей разного размера и уникального музыкального сопровождения стоит отметить всех, кто занимался технической стороной постановки.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.