03 ноября 2018 года 8443

Из пушки на Луну

Автор: Оксана МЯГКИХ

Директор военно-технической лаборатории (ВТЛ) им. Первого Президента РК, доктор технических наук, профессор Сантай Жетесов, известный своими изобретениями в военно-промышленной сфере, на этот раз обратил свой взор к небесам... Он предлагает отказаться от привычной схемы запуска космических ракет.

Космодромов в мире насчитывается более двух десятков. Все они похожи друг на друга, имеют примерно одинаковый набор элементов и различаются лишь размерами. Причина такой схожести проста: для запуска космических аппаратов используются носители с жидкостными ракетными двигателями. Это обстоятельство диктует особую процедуру сборки и подготовки к запуску ракет, предполагает определенную конструкцию и габариты пусковых сооружений и соответствующие меры безопасности. Структура космодрома оказалась бы иной, будь космические ракеты твердотопливными (разработки уже есть). Но сейчас только реактивные двигатели на жидком топливе способны по своим энергетическим характеристикам обеспечить вывод на орбиту тяжелых космических аппаратов, и именно они определяют вид современного космодрома.
Сегодня запуск ракет-носителей осуществляется простым динамическим выталкиванием космического тела на орбиту. При этом если масса спутника составляет 5 тонн, то для выталкивания этого груза нужно 95 тонн топлива. Сантай Жетесов предлагает проводить запуски на околоземную орбиту по парабалической кривой, с использованием направляющих. Похожую схему собираются использовать в Европе и США в каньонах с прислоненными к ним направляющими трубами.
- Мы же предлагаем осуществлять такие запуски с помощью законсервированных шахтных стволов, которых много на территории нашей страны, - уточняет изобретатель.
Устье пускового ствола должно быть выполнено таким образом, чтобы создать реактивную тягу, сообщающую наружному корпусу ракеты вращательное движение, способствующее быстрому выходу запускаемой ракеты к расчетной орбите. При этом используется эффект низкого и среднего вакуума, образующегося впереди ракеты. Кстати, такой способ можно использовать для гашения энергии цунами для изменения направления встречной взрывной волны, чтобы увести в сторону от населенных пунктов и береговых сооружений крупных городов.
Кроме того, Сантай Жетесов задумался над вопросом сокращения ступеней в современных ракетах. Собственно, почему их делают многоступенчатыми? Просто потому, что одноступенчатой ракеты-носителя, способной доставить полезную нагрузку на орбиту пока не изобрели. Первая ступень поднимает до определенной высоты и разгоняет всю конструкцию, по мере расхода топлива масса первой ступени снижается и после выгорания всего топлива происходит ее отделение. Далее включаются двигатели второй ступени, и она дополнительно сообщает нужное ускорение уже разогнанной ракете для вывода третьей ступени на необходимую высоту. Третья ступень уже разгоняет космический аппарат и выводит его на орбиту.
Схема эта технологически очень сложная и дорогостоящая. Естественно, воспроизвести этот процесс под силу далеко не всем странам.
Озаботившись проблемой сокращения количества ступеней, Сантай Жетесов предлагает емкости для жидкого ракетного топлива, а также окислителя монтировать в пусковой шахте или трубе на так называемых заправочных лыжах. При таком раскладе стартовый комплекс будет работать следующим образом: доставленную в шахту ракету-носитель устанавливают на заправочные лыжи, после чего включают зажигание, отключают тормозные системы и дают старт. В конце разгона включается последняя ступень ракеты-носителя, и она выходит на орбиту. А возвращенные заправочные лыжи готовятся к следующему пуску.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Второй фронт 05.05.2020

    По воспоминаниям врубмашиниста шахты № 1 Башира Нурмагамбетова, 22 июня в Караганде стоял ясный солнечный день: «Было три часа дня. Я, как обычно, вышел из шахты и пошел умываться. Вдруг страшная весть. Радио сообщило, что «фашистская Германия напала на нашу страну, на Советский Союз». Все замерли. Слушают радио, слышны вздохи и плач женщин. Беда пришла в каждый дом.

  • Из далеких встреч: Шаймардан Мезгильбаев 05.05.2020

    На фотографии - три знаковых человека, навсегда оставивших свои имена в летописи Каркаралинского района. Слева - Герой Советского Союза Мартбек Мамраев (1908-1989), рядом врач военных госпиталей Гулимжан Карсыбекова (1919-2008) и справа - воин и журналист Шаке Мезгильбаев (1924-1992).

  • Второй фронт 30.04.2020

    Во время Великой Отечественной войны Карагандинский бассейн выдал больше угля, чем за три с половиной предвоенных года. Это был непростой, но славный подвиг каждого шахтера. Но нередко горняки, особенно вновь прибывшие, из-за неустроенности покидали рабочее место.

  • Завтра была война… 23.04.2020

    С разбора полетов начался 1941 год. Предметом обсуждения стал доклад о состоянии треста «Карагандауголь». Для критики имелись веские основания.

  • Завтра была война… 21.04.2020

    Работа по изучению нового казахского алфавита и ликвидации безграмотности в 1941 году получила неудовлетворительную оценку. По информации обкома партии, в области насчитывалось всего 410 школ, восемь техникумов, четыре школ ФЗУ и рабфаков, один учительский институт.

  • Как Ащылыайрык стал Новой Узенкой 21.04.2020

    Согласно данным газеты «Акмолинские областные ведомости» от 4 марта 1909 года, официальная дата образования в Акмолинском уезде села Новая Узенка - 10 февраля 1909 года. Основали село переселенцы из Самарской губернии Новоузенского уезда Мало-Узенской волости. Первые из них прибыли сюда в 1907 году.

  • Завтра была война 18.04.2020

    В преддверии празднования 75-й годовщины Победы над фашизмом «ИК» начинает серию публикаций, посвященных истории нашего региона в это тяжелое время. Это рассказ о бессмертном подвиге людей, для которых тыл стал фронтом. Открывает цикл материал о Карагандинской области перед началом войны.

  • Всегда на посту 14.04.2020

    Первый начальник управления милиции был награжден... кавалерийской лошадью

#birgemiz