03 ноября 2018 года 681

Театр экспериментов

Автор: Анна СТРОКОВА

Четыре своих постановки представил на сцене Русского драматического театра им. К.С. Станиславского Алматинский республиканский немецкий драматический театр. Три спектакля шли на русском языке, один - на немецком с синхронным переводом, а гастроли алматинцев прошли при полном аншлаге.

«Три сестры» по пьесе Антона Чехова, «Финальный хор» Бото Штрауса, «Бреющие полеты» Керстина Шпехта и музыкальная сказка «Щелкунчик» - такое театральное меню приготовили для наших зрителей гости из южной столицы. К слову, «Финальный хор» - постановка, ориентированная на подростков: в ней рассказываются истории людей со сложным внутренним миром, тревогой и неуверенностью в себе.
Немецкий драматический театр существует с 1980 года, и это единственный театр немецкой диаспоры на территории СНГ. Лучшие образцы мировой классики и современные пьесы звучат здесь на немецком, русском и казахском языках. При этом он остается национальным театром, сохраняющим культуру немцев Казахстана. Ежегодно участвует в благотворительном фестивале Гете-Института «Немецкий язык на сцене», сотрудничает с культурно-этническим обществом немцев «Возрождение». Артисты не боятся экспериментировать: постановки совмещают восточные и западные театральные традиции. Более того, у театра за плечами немалый опыт работы с европейскими режиссерами, хореографами и художниками. Молодую труппу постоянно пополняют выпускники немецкого курса Национальной академии искусств им. Т. Жургенова, а при театре есть творческая лаборатория, в которой начинающие режиссеры пробуют свои силы.
Немецкий театр представляет казахстанское театральное искусство на гастролях и крупных международных фестивалях в Германии, Голландии, Бельгии, Австрии, Чехии, России и Южной Корее. Режиссер Наталья Дубс в интервью нашей газете рассказала: театр носит характер экспериментального, поэтому поиск новых форм здесь в порядке вещей. А пока Наталью и ее команду можно поздравить с новосельем.
- Недавно мы переехали в новое здание, а новый сезон начнем с «Бреющих полетов», которыми закрыли прошлый, - поведала режиссер.
Примечательно, что сама Наталья Дубс тоже выступает на сцене: ею сыграно более 30 ролей в постановках, а в качестве режиссера она поставила более 20 спектаклей, служит здесь с 1994 года. Уже девять лет Наталья Васильевна преподает актерское мастерство и руководит немецкой актерской группой при КазНАИ им. Жургенова, будучи ярким представителем европейской театральной режиссерской школы.
Спектакли, выбранные немецким театром для гастролей в Караганде, - это премьерные постановки прошлого сезона. Наталья Дубс уточнила: это и своего рода дань памяти немецкому хореографу Пине Бауш - она открыла жанр танцевального театра.
На «Щелкунчике», «Финальном хоре» и «Бреющих полетах» в театре им. К.С. Станиславского не было свободных мест: карагандинцы с удовольствием оценили и сказку, и драму, и семейную комедию. «Три сестры» по Чехову, пожалуй, был одним из самых специфических в своей композиции спектаклей. Его жанр обозначен как «настойчивая вариация напрасно пропадающей красоты».
Суть постановки сохранилась: три девушки - Ирина, Ольга и Мария - хотят вырваться в Москву и уйти от своей скучной жизни, но на сцене в этом спектакле лишь они в сопровождении звуков железной дороги и - внезапно - обуви. Сестры примеряют обувь - время собираться в дорогу, но туфли, сандалии, ботинки снова отправляются под лавочки, которыми и окружен тесный мирок девушек.
Несмотря на сдержанность декораций (их здесь минимум) спектакль получился красивым. Бархатные платья со шлейфом - отголоски чеховского времени, а звуковое оформление создает иллюзию привокзальной площади. В плену лавочного квадрата девушки рассуждают о жизни, о том, что надо взять себя в руки и отправиться в дорогу, но как ни крути (в прямом смысле) - квадрат таковым и остается.
Вернемся к танцевальному театру - этот момент ярко представлен в одной из сцен «Трех сестер»: девушки грезят о том, чтобы переставить лавочки, выстраивают их в форме трамплина то словно пытаясь взлететь, то принимая на себя груз кушеток. Подтекст танца, изображающего стремление сестер к свободе, поняли не все зрители: в течение 10-минутной сцены из зала вышли около 20 человек. Как рассказала Наталья Дубс, в этом месте акцент сделан именно на аллегорию - да и потом, обувь как символ дороги сестры не надевают, а лишь предаются воспоминаниям.
В декабре прошлого года немецкий театр совершил гастрольный тур со спектаклем «Карагоз» по четырем странам Европы - Германии, Франции, Бельгии, Австрии. Наталья Дубс призналась: это были удивительные дни. В «Карагозе» артисты театра соединили традиционную казахскую литературу и историю, но рассказали ее в формате, близком к европейскому, не используя приемы драматического театра: то, что невозможно рассказать словами, выражается в пластическом действии. Европа приняла постановку на ура.
После гастролей в Караганде Немецкий драматический театр отправится домой, чтобы продолжить подготовку к новому сезону. Но прежде артисты побывают в Жезказгане: там 1 ноября открывается Международный фестиваль театров им. Жаната Хаджиева.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.