03 ноября 2018 года 106

Театр экспериментов

Автор: Анна СТРОКОВА

Четыре своих постановки представил на сцене Русского драматического театра им. К.С. Станиславского Алматинский республиканский немецкий драматический театр. Три спектакля шли на русском языке, один - на немецком с синхронным переводом, а гастроли алматинцев прошли при полном аншлаге.

«Три сестры» по пьесе Антона Чехова, «Финальный хор» Бото Штрауса, «Бреющие полеты» Керстина Шпехта и музыкальная сказка «Щелкунчик» - такое театральное меню приготовили для наших зрителей гости из южной столицы. К слову, «Финальный хор» - постановка, ориентированная на подростков: в ней рассказываются истории людей со сложным внутренним миром, тревогой и неуверенностью в себе.
Немецкий драматический театр существует с 1980 года, и это единственный театр немецкой диаспоры на территории СНГ. Лучшие образцы мировой классики и современные пьесы звучат здесь на немецком, русском и казахском языках. При этом он остается национальным театром, сохраняющим культуру немцев Казахстана. Ежегодно участвует в благотворительном фестивале Гете-Института «Немецкий язык на сцене», сотрудничает с культурно-этническим обществом немцев «Возрождение». Артисты не боятся экспериментировать: постановки совмещают восточные и западные театральные традиции. Более того, у театра за плечами немалый опыт работы с европейскими режиссерами, хореографами и художниками. Молодую труппу постоянно пополняют выпускники немецкого курса Национальной академии искусств им. Т. Жургенова, а при театре есть творческая лаборатория, в которой начинающие режиссеры пробуют свои силы.
Немецкий театр представляет казахстанское театральное искусство на гастролях и крупных международных фестивалях в Германии, Голландии, Бельгии, Австрии, Чехии, России и Южной Корее. Режиссер Наталья Дубс в интервью нашей газете рассказала: театр носит характер экспериментального, поэтому поиск новых форм здесь в порядке вещей. А пока Наталью и ее команду можно поздравить с новосельем.
- Недавно мы переехали в новое здание, а новый сезон начнем с «Бреющих полетов», которыми закрыли прошлый, - поведала режиссер.
Примечательно, что сама Наталья Дубс тоже выступает на сцене: ею сыграно более 30 ролей в постановках, а в качестве режиссера она поставила более 20 спектаклей, служит здесь с 1994 года. Уже девять лет Наталья Васильевна преподает актерское мастерство и руководит немецкой актерской группой при КазНАИ им. Жургенова, будучи ярким представителем европейской театральной режиссерской школы.
Спектакли, выбранные немецким театром для гастролей в Караганде, - это премьерные постановки прошлого сезона. Наталья Дубс уточнила: это и своего рода дань памяти немецкому хореографу Пине Бауш - она открыла жанр танцевального театра.
На «Щелкунчике», «Финальном хоре» и «Бреющих полетах» в театре им. К.С. Станиславского не было свободных мест: карагандинцы с удовольствием оценили и сказку, и драму, и семейную комедию. «Три сестры» по Чехову, пожалуй, был одним из самых специфических в своей композиции спектаклей. Его жанр обозначен как «настойчивая вариация напрасно пропадающей красоты».
Суть постановки сохранилась: три девушки - Ирина, Ольга и Мария - хотят вырваться в Москву и уйти от своей скучной жизни, но на сцене в этом спектакле лишь они в сопровождении звуков железной дороги и - внезапно - обуви. Сестры примеряют обувь - время собираться в дорогу, но туфли, сандалии, ботинки снова отправляются под лавочки, которыми и окружен тесный мирок девушек.
Несмотря на сдержанность декораций (их здесь минимум) спектакль получился красивым. Бархатные платья со шлейфом - отголоски чеховского времени, а звуковое оформление создает иллюзию привокзальной площади. В плену лавочного квадрата девушки рассуждают о жизни, о том, что надо взять себя в руки и отправиться в дорогу, но как ни крути (в прямом смысле) - квадрат таковым и остается.
Вернемся к танцевальному театру - этот момент ярко представлен в одной из сцен «Трех сестер»: девушки грезят о том, чтобы переставить лавочки, выстраивают их в форме трамплина то словно пытаясь взлететь, то принимая на себя груз кушеток. Подтекст танца, изображающего стремление сестер к свободе, поняли не все зрители: в течение 10-минутной сцены из зала вышли около 20 человек. Как рассказала Наталья Дубс, в этом месте акцент сделан именно на аллегорию - да и потом, обувь как символ дороги сестры не надевают, а лишь предаются воспоминаниям.
В декабре прошлого года немецкий театр совершил гастрольный тур со спектаклем «Карагоз» по четырем странам Европы - Германии, Франции, Бельгии, Австрии. Наталья Дубс призналась: это были удивительные дни. В «Карагозе» артисты театра соединили традиционную казахскую литературу и историю, но рассказали ее в формате, близком к европейскому, не используя приемы драматического театра: то, что невозможно рассказать словами, выражается в пластическом действии. Европа приняла постановку на ура.
После гастролей в Караганде Немецкий драматический театр отправится домой, чтобы продолжить подготовку к новому сезону. Но прежде артисты побывают в Жезказгане: там 1 ноября открывается Международный фестиваль театров им. Жаната Хаджиева.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Уникальные деньги 15.11.2018

    К дню Национальной валюты Республики Казахстан в литературно-мемориальном музее А. Кунанбаева в городе Абае была организована тематическая выставка «История национальной валюты - теңге».

  • Схватка с совестью 15.11.2018

    Философскую казахскую сказку и не менее поучительную историю под авторством кыргызского драматурга Женишгул Озубековой представили артисты Восточно-Казахстанского областного казахского театра в Караганде. Трехдневные гастроли состоялись в стенах Казахского областного драматического театра имени С. Сейфуллина.

  • Режиссерский корпус. Григорьев 13.11.2018

    Первым главным режиссером Академического театра музыкальной комедии был замечательный человек - Вадим Борисович Григорьев. О том, что в Казахской ССР создается новый театр, он узнал из новостей по Всесоюзному радио.

     

  • Юбилей на сцене 10.11.2018

    Его песни - это его детище, а помимо творческой работы ему по силам и административная. На днях в карагандинском Дворце горняков отметили юбилей заслуженного деятеля РК и почетного работника образования Мейрхана Адамбекова, который успешно руководит колледжем искусств им. Таттимбета.

  • дуэт органа и гобоя 10.11.2018

    Самый восхитительный концерт этого сезона состоялся в Кафедральном соборе Караганды. Орган и гобой, казалось бы, не совсем совместимые инструменты. Но то, что услышали карагандинцы, изумило их и оставило необычайное волнение от соприкосновения с чарующей музыкой.

     

  • Директорский корпус. Матросов 08.11.2018

    Он впервые увидел Караганду и театр в 1990 году, когда приехал в качестве режиссера ставить музыкальную комедию «Как пришить старушку». Уже через год Виталий Матросов был приглашен на постоянную работу.

  • Гастроли с победой 08.11.2018

    В Астане прошел V международный конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Музыкальный фейерверк». В этом соревновании в номинации «Театральное искусство» принимали участие ребята из 4-5 классов театрально-музыкального отделения школы искусств № 2 Клуб ЮНЕСКО.

  • Наследие Шона 06.11.2018

    В этом году исполняется 190 лет со дня рождения представителя степной элиты Шона Тельгозыулы - известного в Центральном Казахстане волостного правителя и военачальника.