01 ноября 2018 года 638

Директорский корпус. Пелещук

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

Карагандинский академический театр музыкальной комедии отмечает 45-летие. За эти годы многие исторические события пытались поменять облик и оптимистический настрой труппы. Иногда казалось, что театр на краю пропасти и вот-вот перестанет существовать. Но всегда находились те, кому дорого культурное и музыкальное наследие мира, кто поднимал театр из руин и давал ему возможность работать на сцене и встречать зрителей.

Конечно же, в первую очередь это директора театра, которых за все десятилетия было шестеро. Евгений Пелещук стоял у истоков формирования театра оперетты в Казахстане. Молодой город металлургов ждал этого события: Магнитка, кузница металла в Союзе, обретала еще и статус музыкального города - именно в нем решено было создать уникальный по своей жанровой направленности театр в Казахстане.
Первый водитель театра Равшан Халбаев рассказывал в 2013 году о Пелещуке подробно, насколько смог. И стало приятно, что первым руководителем был просто труженик, энтузиаст, честно выполняющий свой долг и беззаветно преданный театру человек. Он не мешал никому, не «казнил» никого незаслуженно, был терпелив и требователен, мудр и щедр. По воспоминаниям многих, Евгений Лукич, несмотря на его послужной партийный список, был действительно понимающим, принимающим чужие нужды как свои.
Но разве история ставит памятники таким людям? Редко! Да и он, скорее всего, был исключением из правил в руководящей верхушке: не кичился чином, не обогащался за счет других. Жил очень скромно, большую часть времени проводя в театре. А в поездках по области или на гастроли его всегда сопровождал преданный Равшан, который тоже был немногословен.
Богатый опыт руководящей работы помог Евгению Лукичу приступить к созданию театра музыкальной комедии. Ему тогда было всего 49 лет. Неслучайно все 11 лет руководства - это первые бриллиантовые россыпи в истории единственного тогда в Казахской ССР театра такого жанра.
Он заложил вместе с творческим руководством основу основ и базу для дальнейшего роста и становления коллектива. А работать приходилось с людьми разными, приезжающими не только с чистыми помыслами. И как бы ни было трудно, Евгений Лукич всегда был в позитиве и с уверенностью создавал будущее театра. Он ушел из него в 60 лет, в 1992 году, совершив еще один грандиозный поступок - перебазирование театра на стационарную площадку областного центра с расселением всего коллектива в «музыкальных» домах.
Здесь, в театре музыкальной комедии, служили лучшие таланты, которые на многие десятилетия стали его украшением. Но их отток пошел потому, что дождаться очереди исполнить роль, выйти на сцену при пяти-шести таких же прекрасных артистах, собранных в одном спектакле, при стольких составах оказалось трудно и морально, и не совсем правильно.
После ухода Евгения Пелещука произошел и отъезд многих «за лучшей судьбой», а те, кто понял это намного раньше, ушли еще раньше. Распад Союза еще больше усугубил ситуацию: театр находился на грани распада. Могли ли чиновники от министерства в 1972-1973 годах предположить такое? Конечно, нет. Но история сурова, а судьба театров так же непредсказуема, как и судьбы людей, в них служащих. Но это будет потом, а пока Евгений Лукич руководит коллективом, соблюдая правильный стиль и субординацию.
Он родился 10 октября 1925 года в городе Сталино Украинской ССР, окончил Ленинградскую Высшую школу профдвижения ВЦСПС СССР в 1958 году. Трудовая биография обширна и соответствовала времени и эпохе. В Караганду семья переехала в 1935 году.
С 1938-го по 1940 год Евгений Лукич был учеником механика в кинотеатре «Казахстан». В 1942 году окончил Карагандинское ремесленное училище № 2, затем была служба в рядах Советской Армии, война. Вернулся Евгений Лукич в Караганду в 1951 году и до 1955-го работал в отделе облсовпрофа. Затем стал директором ДКГ (1955-1957), а до 1961 года был директором Карагандинского областного русского драматического театра. В 1961-м Пелещук назначен заместителем директора Карагандинской областной студии телевидения и с 1964 года стал ею руководить. С 1973-го он вел всю подготовительную работу по созданию в Казахстане театра музыкальной комедии, которым затем и плодотворно руководил до 1984 года.
Член КПСС с 1956 года, Евгений Лукич неоднократно избирался в исполнительные органы региона, был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии и Флота», «За доблестный труд в честь 100-летия В.И. Ленина», «20 лет победы над фашизмом», «За освоение целины», Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Известен он и как заслуженный работник культуры КазССР.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.