01 ноября 2018 года 715

Директорский корпус. Пелещук

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

Карагандинский академический театр музыкальной комедии отмечает 45-летие. За эти годы многие исторические события пытались поменять облик и оптимистический настрой труппы. Иногда казалось, что театр на краю пропасти и вот-вот перестанет существовать. Но всегда находились те, кому дорого культурное и музыкальное наследие мира, кто поднимал театр из руин и давал ему возможность работать на сцене и встречать зрителей.

Конечно же, в первую очередь это директора театра, которых за все десятилетия было шестеро. Евгений Пелещук стоял у истоков формирования театра оперетты в Казахстане. Молодой город металлургов ждал этого события: Магнитка, кузница металла в Союзе, обретала еще и статус музыкального города - именно в нем решено было создать уникальный по своей жанровой направленности театр в Казахстане.
Первый водитель театра Равшан Халбаев рассказывал в 2013 году о Пелещуке подробно, насколько смог. И стало приятно, что первым руководителем был просто труженик, энтузиаст, честно выполняющий свой долг и беззаветно преданный театру человек. Он не мешал никому, не «казнил» никого незаслуженно, был терпелив и требователен, мудр и щедр. По воспоминаниям многих, Евгений Лукич, несмотря на его послужной партийный список, был действительно понимающим, принимающим чужие нужды как свои.
Но разве история ставит памятники таким людям? Редко! Да и он, скорее всего, был исключением из правил в руководящей верхушке: не кичился чином, не обогащался за счет других. Жил очень скромно, большую часть времени проводя в театре. А в поездках по области или на гастроли его всегда сопровождал преданный Равшан, который тоже был немногословен.
Богатый опыт руководящей работы помог Евгению Лукичу приступить к созданию театра музыкальной комедии. Ему тогда было всего 49 лет. Неслучайно все 11 лет руководства - это первые бриллиантовые россыпи в истории единственного тогда в Казахской ССР театра такого жанра.
Он заложил вместе с творческим руководством основу основ и базу для дальнейшего роста и становления коллектива. А работать приходилось с людьми разными, приезжающими не только с чистыми помыслами. И как бы ни было трудно, Евгений Лукич всегда был в позитиве и с уверенностью создавал будущее театра. Он ушел из него в 60 лет, в 1992 году, совершив еще один грандиозный поступок - перебазирование театра на стационарную площадку областного центра с расселением всего коллектива в «музыкальных» домах.
Здесь, в театре музыкальной комедии, служили лучшие таланты, которые на многие десятилетия стали его украшением. Но их отток пошел потому, что дождаться очереди исполнить роль, выйти на сцену при пяти-шести таких же прекрасных артистах, собранных в одном спектакле, при стольких составах оказалось трудно и морально, и не совсем правильно.
После ухода Евгения Пелещука произошел и отъезд многих «за лучшей судьбой», а те, кто понял это намного раньше, ушли еще раньше. Распад Союза еще больше усугубил ситуацию: театр находился на грани распада. Могли ли чиновники от министерства в 1972-1973 годах предположить такое? Конечно, нет. Но история сурова, а судьба театров так же непредсказуема, как и судьбы людей, в них служащих. Но это будет потом, а пока Евгений Лукич руководит коллективом, соблюдая правильный стиль и субординацию.
Он родился 10 октября 1925 года в городе Сталино Украинской ССР, окончил Ленинградскую Высшую школу профдвижения ВЦСПС СССР в 1958 году. Трудовая биография обширна и соответствовала времени и эпохе. В Караганду семья переехала в 1935 году.
С 1938-го по 1940 год Евгений Лукич был учеником механика в кинотеатре «Казахстан». В 1942 году окончил Карагандинское ремесленное училище № 2, затем была служба в рядах Советской Армии, война. Вернулся Евгений Лукич в Караганду в 1951 году и до 1955-го работал в отделе облсовпрофа. Затем стал директором ДКГ (1955-1957), а до 1961 года был директором Карагандинского областного русского драматического театра. В 1961-м Пелещук назначен заместителем директора Карагандинской областной студии телевидения и с 1964 года стал ею руководить. С 1973-го он вел всю подготовительную работу по созданию в Казахстане театра музыкальной комедии, которым затем и плодотворно руководил до 1984 года.
Член КПСС с 1956 года, Евгений Лукич неоднократно избирался в исполнительные органы региона, был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии и Флота», «За доблестный труд в честь 100-летия В.И. Ленина», «20 лет победы над фашизмом», «За освоение целины», Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Известен он и как заслуженный работник культуры КазССР.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мелодия жизни 21.03.2019

    Путешественники всегда удивлялись умению казахов вне зависимости от возраста играть на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. В наши дни народная музыка по-прежнему неотделима от самого народа, а ее роль в культуре стала только шире.

  • Амулет счастья 21.03.2019

    Праздник весны Наурыз не обошел никого, и музей изобразительного искусства в том числе. Здесь на фоне выставки декоративно-прикладных произведений студенты Карагандинского колледжа моды показывали костюмы разных этносов и звучала народная музыка.

  • Сарыарка туристическая 21.03.2019

    На первом этаже первого корпуса КарГТУ собрались студенты: здесь накануне праздника Наурыз устроили выставку народного искусства, угощали баурсаками и обязательно наурыз-коже. Подкрепившись традиционным блюдом, молодежь отправилась поддержать сверстников на конкурсе «Сыр тұнған Сарыарқа».

  • Знакомство с автором 19.03.2019

    На днях карагандинского поэта, писателя и журналиста Наталию Инжевскую президиум российского Союза писателей наградил медалью Владимира Маяковского за вклад в литературу. На неделе детской книги в библиотеке им. Абая она презентовала свои сборники сказок.

  • Однажды и навсегда 19.03.2019

    Образцовый хореографический ансамбль «Аяла» отметил юбилей на сцене Дворца горняков концертом «Перезагрузка». Все исполненные номера были премьерными: к дате подошли очень ответственно.

  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.