27 октября 2018 года 686

Автомобильная кузница

В нынешнем году Каркаралинскому автотранспортному предприятию исполнилось 60 лет. В связи с этой датой хотелось рассказать о его работе и людях, стоявших у истоков его создания и вложивших немало сил для успешного развития.

30 марта 1958 года, на основании приказа Министерства автотранспорта Казахской ССР, решением Карагандинского областного исполнительного комитета и Карагандинского областного управления автогрузоперевозок было образовано Каркаралинское автотранспортное предприятие. Основными его направлениями стали транспортировка различных грузов и развитие логистической системы снабжения не только района, но и республики. Кроме того, на станции Талды, что в 40 километрах от районного центра, была создана автотранспортная экспедиционная база, служившая пунктом приема и отправки сельскохозяйственной техники, угля, стройматериалов, зерна, скота и многого другого. Все перевозки осуществлялись местным АТП, которое снабжало 14 совхозов Каркаралинского и 8 совхозов Егиндыбулакского районов.
Для эффективной и слаженной работы были созданы автоколонны в поселках Егиндыбулак, Карагайлы и совхозе «Каркаралинский». Постепенно создавались боксы, цеха и линии технического обслуживания автомашин, которые строились курсантами автошколы. Начиная с 1970 года, автопарк стал пополняться новыми автомашинами ЗИЛ-130, ГАЗ-53, «КамАЗ». Автотранспортное предприятие также тесно сотрудничало с дорожными организациями: «ДЭУ-222», «Облшосдор», «ДМСУ-56», «ДЭУ-314».
По воспоминаниям моего отца, безвременно скончавшегося Амена Искакова, первым руководителем АТП был А.Т. Коновалов, вложивший немало усилий для его налаженной работы. Первоочередной целью Коновалова было создать кадровую базу и инфраструктуру предприятия. Основным поставщиком кадров стала автошкола, руководимая В.Ф. Галаевым, называемая в народе «академия Галаева». Здесь в течение полугода готовили курсантов, и в год выпускалось по четыре группы. Практику ребята проходили на Каркаралинском автопредприятии. В начале 70-х годов АТП пополнилось молодыми инженерами, прибывшими по распределению: это Батай Абдрахимов, Айтжамал Абдрахимова, Аман Хамитов, Совет Кабылдин, Ойрат Жукибаев. Позже к ним присоединились Мурат Жантурин, Баглан Айтбаев, Аскар Батырбеков, Зекен Шамшиев, Багдат Толеубаева, Айман Абугалиева, Галым Мусагалиев.
Согласно архивной справке в период с 1959-го по 2010 год Каркаралинским АТП руководили Ф. Дервягин, Б. Султанбеков, С. Дворецкий, С. Кабылдин, М. Жантурин. Отдельно хочется отметить, что назначенный в 1964 году директором автобазы Степан Федорович Дворецкий был фронтовиком, воевавшим на «Дороге жизни» блокадного Ленинграда. В период его работы АТП было награждено переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ по итогам успешной уборки урожая. Вместе с Дворецким плечом к плечу трудились фронтовики - П. Манюк, К. Айтжанов, К. Шарипов, М. Оспанов, С. Новоселов, Г. Нарыков, Ш. Омирбеков.
Отец говорил и о большом вкладе инженерно-технических работников, начальников колонн и участков А. Русанова, Ф. Кадырбаева, Ф. Еськова, Н. Рассолова, К. Кыныбаева, С. Нургазина, В. Лидера, Т. Койшыбаева, М. Калыкбергенова, С. Курумова, главных бухгалтеров К. Аждаровой, К. Увашевой, Г. Петренко. Он считал, что необходимо отметить работу водителей и ремонтников АТП М. Бокижанова, А. Шумского, В. Угриновского, С. Сыздыкова, В. Шадрина, О. Аменова, К. Есимова, А. Жантурина, В. Лангольфа, В. Завьялова, М. Сыздыкова, К. Оспанова, Х. Омарова, Н. Мырзагельдина, Е. Бокеева, Е. Толеуханова, М. Тунгатова, Ж. Кабышева, Ж. Майшекина, а также семейных династий Кобайщук, Завадцких, Сяллиненых, Курумовых, Вольф, Зейбель, Стефанишиных, Досмаганбетовых, Усабаевых, Шариповых, Бенке, Кожасовых.
В коллективе Каркаралинского АТП были и те, кого наградили высокими правительственными наградами. Это такие водители, как Б. Кожасов - орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, орденом Дружбы народов; Ш. Усабаев - орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина, М. Бокижанов - орденом Трудового Красного Знамени, О. Ашманов - орденом Трудовой славы III степени, К. Оспанов - орденом Октябрьской революции, А. Шумский, В. Угриновский, М. Сыздыков, А. Щиц - медалями «За трудовую доблесть».
Каркаралинское АТП было единственным предприятием в районе, которое имело свой жилищный фонд. Это дома, построенные хозяйственным способом по ул. Абая и 78 Коммунаров. Пик строительства пришелся на годы реализации программы «Жилье-91». Специально для этого была организована бригада строителей во главе с прорабом Т. Жангельдиным, куда вошли водители Ф. и А. Бенке, С. Ашманов. Наравне с трудовыми достижениями проводилась и культурно-массовая работа. Несколько лет команда «Автомобилист» участвовала в областных соревнованиях. Во всех значимых мероприятиях района и области принимал участие и местный хор.
Каркаралинское автопредприятие являлось настоящей кузницей кадров не только в масштабах района, но и области в целом. Отсюда вышли А. Русанов, С. Кабылдин, А. Хамитов, А. Батырбеков, Г. Дремов, О. Жукибаев, Н. Батырбеков, начинал свою трудовую деятельность здесь и нынешний аким района Халел Максутов.


Тимур ИСКАКОВ
г. Каркаралинск

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Слабый элемент 17.01.2019

    Могут ли представители старшего поколения, на склоне лет оставшиеся одни, рассчитывать на качественное медицинское обслуживание? Как оказалось, это достаточно сложно, если рядом нет людей, готовых ходить по инстанциям с просьбой о помощи.

  • Добавим красок в обучение! 17.01.2019

    Если театр начинается с вешалки, то школа - с желания учиться. А та, что появилась на Юго-Востоке Караганды в новом жилом массиве «Панель-Центр», уже издали напоминает сказочный домик из лего-конструктора.

  • Мобильный прием 17.01.2019

    Председатель Карагандинского областного суда Нурсерик Шарипов провел свой первый личный прием, приняв девять граждан из разных районов региона. Их обращения касались в основном вопросов вынесения судебных актов, рассмотрения банковских и налоговых споров, жилищных и трудовых правоотношений, оспаривания действий госорганов, а также некоторых уголовных дел.

  • Прорывные субстанции 17.01.2019

    Карагандинские фармацевты выходят на мировой уровень. Научно-производственный холдинг «Фитохимия» одним из первых в республике начал выпуск таблеток с покрытием. Для претворения этого проекта в жизнь Фонд науки выделил 100 миллионов тенге. Кроме того, сами фармацевты приобрели оборудование за 65 миллионое тенге.

  • Купаться можно, но осторожно 17.01.2019

    В Карагандинской области готовятся к празднованию Крещения Господня. Уже состоялось рабочее совещание в городском акимате, где дали поручения по обеспечению безопасности, а на днях в департаменте по ЧС прошла встреча с представителями духовенства и сотрудниками управления по делам религий.

  • В защиту леса 17.01.2019

    Бойцы отрядов «Жасыл ел» общественного объединения «ЭКОШ» с начала декабря по 15 января проводили в Балхаше городские экологические акции, приуроченные к республиканскому месячнику «Шырша». Одна из них посвящалась елкам, поскольку 31 декабря объявлен Международным днем защиты елочки.

  • Тепловоз вперед летит 15.01.2019

    Впервые за 63 года в Караганде капитально отремонтируют тепловоз детской железной дороги, действующей в Центральном парке культуры и отдыха. Сейчас над его восстановлением трудятся в ремонтном локомотивном депо, находящемся в Сортировке.

  • О черте бедности 15.01.2019

    По информации управления координации занятости и социальных программ Карагандинской области, определена черта бедности на I квартал текущего года.