27 октября 2018 года 663

Комедия плаща и шпаги

Автор: Анна СТРОКОВА

В Карагандинском русском драматическом театре им. К.С. Станиславского прошла премьера спектакля «Любовь - вот истинный учитель» по пьесе Лопе де Вега «Дурочка». Такая комедия - легкая, романтичная и развлекательная, то, чего не хватало этой непредсказуемой осенью, - в премьерные дни собрала полный зал.

Пьеса «Дурочка» создана в далеком 1613 году. Это одна из немногих пьес Лопе де Вега, сохранившаяся в авторской рукописи, которая сейчас находится в Мадридской национальной библиотеке. Обычно произведениям автора свойственно динамичное развитие сюжета, в «Дурочке» же оно идет воедино с развитием характера главной героини, а сатирическое изобличение нравов, мало изменившихся за 400 лет, сделало пьесу актуальной. Кстати, после премьеры постановки в годы жизни Лопе де Вега актерская труппа проехала с туром по Испании, а представление продержалось на сцене несколько лет.
Комедия обошла подмостки всего мира и долго не сходила со сцены Московского театра киноактера в 1960-1970-х годах. Кроме того, пьеса неоднократно экранизировалась, а в 2006 г. вышел одноименный фильм испанского режиссера Мануэля Иборры.
Конечно, Феликс Лопе де Вега известен знаменитой комедией «Собака на сене», и, надо сказать, расстановка персонажей «Дурочки», которые впоследствии распределяются по парам, тут родственна. Здесь та же плакатная веселость, которая демонстрирует в авторе талант комического писателя, но «Дурочка» в то же время - образец так называемой «комедии плаща и шпаги».
«Любовь - вот истинный учитель» - это история о двух красавицах-сестрах, противоположных по интеллекту. Старшая Ниса (Оксана Игнатенко, Светлана Федоренко) начитана, преклоняется перед Гелиодором, Вергилием, древнегреческой поэзией и сильна в стихосложении, но приданое у нее небольшое. Для младшей Финеи (Алена Волох, Светлана Кройтор) даже выучить алфавит - непосильная задача, на весь Мадрид она слывет дурочкой, а учителя от нее в истерике. Чтобы выдать Финею замуж, за ней дают богатое приданое. Отец сестер Октавьо (Александр Полевода) ждет в гости знатного дворянина Лисео (Денис Цветков), который по приезду в дом невесты поражен ее скудоумием, и влюбляется в Нису. Ниса же влюблена в бедного поэта Лауренсьо (Андрей Белавин), который вроде бы отвечает взаимностью, но «неимущим дворянам приходится подумать о приданом», а потому начинает ухаживать за Финеей.
В театре им. К.С. Станиславского спектакль по «Дурочке» поставила главный режиссер Александра Большакова, а сама постановка сменила название: в репертуаре уже есть постановка «Дураки» по пьесе Н. Саймона. Александра Владимировна уверена: и сегодня право на выбор в любви - вопрос актуальный. «Любовь - враг тупости и сна, и тот, к кому пришла она, невеждой быть уже не сможет», - цитирует режиссер автора.
- Когда-то я служила в Московском театре киноактера и участвовала во многих спектаклях испанской классики, в том числе Лопе де Вега. Одна из моих любимых актрис, Людмила Гурченко, играла именно в «Дурочке» - это была ее первая роль, а потому мне вдвойне приятно было ставить спектакль, - поделилась режиссер. - Это уникальная возможность окунуться в испанскую историю, послушать потрясающий слог Лопе де Вега и гитару.
Работать с актерами тоже было в удовольствие, призналась А. Большакова: артисты будто сходят с портретов своих персонажей, а благодаря пьесе Лопе де Вега артисты и режиссер попытались ответить на вопрос: существует ли какая-либо формула любви? Об этом зрители узнают в театре, и, возможно, у каждого будет свой ответ.
Александра Владимировна увидела пьесу Лопе де Вега яркой, карнавальной и легкой, что отражено не только в музыке и танцах героев (а танцуют здесь все и часто), но и в костюмах. Стиль спектакля обозначен как фламенко-фэшн: идеи костюмов взяты в одной из последних коллекций фэшн-постановки в Мадриде. Художником постановки стала Елена Ким, которая создала на сцене лаконичные декорации, легко превращающиеся из одних в другие, художником по костюмам выступила Марина Шнайдер, а над хореографией работал Максим Петров.
Что такое любовь? Дано нам это чувство, или мы должны чему-то научиться, чтобы понять, влюблены мы или нам кажется? Это лишь один из вопросов, которые рождает спектакль. Любовь делает нас более чуткими, делает умнее - как в случае с Финеей, но и сводит с ума, как в случае с Нисой. Другой вопрос, который ставит постановка, может ли «толстая мошна» заменить ум, и легко ли брать в жены ту, которая не «обезображена» интеллектом? Отец сестер Октавьо отмечает: никто не жалуется, что обделен умом, но жалуется, что обделен деньгами - потому и «ум на золото меняют», признает поэт Лауренсьо. Размышлять обо всем этом под испанские мелодии лишь приятнее.
Да и потом, актеры действительно подходят под роли, в первую очередь темпераментом. Алена Волох отлично создала образ нежной Финеи, Оксана Игнатенко - страстной и умной Нисы, Андрей Белавин - обольстительного Лауренсьо, а Лисео Дениса Цветкова получился даже брутальным. А действие спектаклей в театре им. К.С. Станиславского давно происходит не только на сцене - в постановках активно используется зал, в «Любовь - вот истинный учитель» особенно: в момент маскарада в Мадриде таким образом в праздник вовлекаются и зрители.


Фото автора
и Алены СМИРНОВОЙ

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.