18 октября 2018 года 701

Философия убеждения

Автор: Нина КРАМЕР

Обычно мы представляем философа мыслителем, преподавателем вуза или ученым, проводящим долгие часы за написанием книг. Однако есть среди них и практики. Когда-то теология считалась частью философии, сейчас определяется как богословие. Тем не менее в современных условиях теолог должен уметь абстрагироваться от религиозной пропаганды и пользоваться своими знаниями для защиты интересов государства, семьи и конкретного человека.

Теологи идут с открытым забралом в группы агрессивно настроенных людей, одурманенных деструктивной идеологией, беседуют с большими аудиториями, выезжают в тюрьмы к осужденным за религиозный экстремизм, но не разуверившимся в своей правоте.
Прежде чем стать теологом, Жанболат Хушкельжиев прошел долгий путь. Собственно, поначалу и не собирался им быть, поступив в Южно-Казахстанский гуманитарный институт имени Мардана Сапарбаева на факультет иностранных языков. Хотелось побыстрее выучить английский и по примеру однокурсников перевестись учиться за рубеж. А там найти работу с большой зарплатой, окунуться в красивую жизнь. Но планам не суждено было сбыться, так как отцу Жанболата нечем было платить за учебу.
Проучившись полтора года, Жанболат решил попытать судьбу в Алматы. Устроился работать в корейскую фирму и даже немного выучил язык. Но и тут он не нашел себя, поскольку искания начались намного раньше. Еще в старших классах парня обуревали вопросы о смысле жизни, тогда он обратился к местному имаму.
- Аксакалы специально пригласили его из другого района, так как человек был очень грамотный, - говорит Жанболат Хушкельжиев. - Окончил медресе с красным дипломом. Потом поступил в университет «Нур-Мубарак», окончил бакалавриат и магистратуру. Он мне дал ответы на самые важные вопросы.
Тем не менее даже грамотный имам не сразу смог разглядеть экстремиста в селе. Отучившийся в Саудовской Аравии односельчанин Жанболата для начала втерся в доверие к имаму, чтобы тот пригласил его вести курсы при мечети.
- Однажды этот парень, немногим старше меня, собрал нас и объявил, что наши родители - кафиры, так как не читают пятикратный намаз, - вспоминает Жанболат. - Он ссылался на авторитетные книги. А мы, тогда еще молодые и глупые, не могли понять, кто же прав - имам или этот парень. Точку в споре поставили аксакалы, возмущенные тем, что их назвали неверующими. Они запретили ему морочить голову молодежи.
Духовные искания привели Жанболата на подготовительный курс при университете исламской культуры «Нур-Мубарак». Проучившись год, парень почувствовал в себе силы поступить на образовательный грант. Второй раз пойти на платное отделение не позволила бы совесть. Впоследствии парень отучился в бакалавриате на религиоведение и в магистратуре по специальности «Философия вероучений».
- До появления «Нур-Мубарака» имамы практически не могли работать теологами, - говорит Жанболат. - В казахстанских медресе преподавали по большей части ислам ханафитского мазхаба, традиционный для коренного населения. Между тем существует около 300 различных течений, и профессиональный теолог обязан их знать. Также для работы со светскими аудиториями необходимо в совершенстве знать все законы, касающиеся религий.
Поначалу было очень тяжело разделять проповедь и профилактическую беседу. После университета Жанболата отправили служить имамом в Северо-Казахстанскую область. А сейчас он - действующий наиб-имам карагандинской мечети «Анет Баба» и одновременно теолог ОО «Нұрлы білім». Тем не менее толерантное отношение ко всем вероучениям и даже атеизму, привитое профессорами университета, помогало в разных ситуациях.
- Больше всего возмущений в светских аудиториях я слышу от атеистов, - говорит Жанболат Хушкельжиев. - Они кричат, что надо вообще запретить все религии: они - источник всех бед, разногласий и войн. Но ведь и атеизм является убеждением, к которому грамотный верующий относится с уважением. Религия - это часть духовности человека так же, как, впрочем, и неверие. Это часть истории человечества. А чтобы отличать агрессивную идеологию от мирной, каждый человек должен знать азы религии.
Главная проблема теологов в настоящее время - не воинствующие атеисты. К сожалению, Казахстан не миновала угроза религиозного экстремизма. Парни, подобно односельчанину Жанболата, получившие религиозное образование за рубежом, распространяли агрессивную идеологию как вирус. Быстро находили себе друзей, проникали в социальные сети и даже становились имамами мечетей, имея приличные языковые навыки и теоретическую подготовку.
Но порой, для того чтобы затуманить голову молодым людям, достаточно и неглубоких знаний, немного дара убеждения и подходящей среды.
- Я около двух лет посещал с беседами намазхану в поселке Карабас, - рассказывает теолог. - Там один парень 5 месяцев проучился в Египте и, вернувшись в Казахстан, стал настраивать молодежь слушать зарубежных проповедников в интернете. Парни были очень недружелюбные, при приветствии хотели показать свою силу, то, что они крепкие телом спортсмены и также крепки в своих убеждениях. Я сначала не обращал внимания на их нападки. Но потом тоже дал почувствовать силу своего рукопожатия. Ведь когда-то я занимался боксом.
Но все же не ловкостью рук по большей части приходится теологам побеждать заблуждения. Десятки книг и тысячи встреч, годы кропотливой работы разрушают ошибочные представления о духовности, не дают парням дойти до крайности.
- Первые два года работы в этом поселке были очень тяжелыми, - вспоминает Жанболат. - Потом я подружился с парнями, которые считали меня врагом. Они даже расстраивались, если я по каким-то причинам пропускал плановую встречу.
Были в практике Жанболата дела и посложнее. Тяжелыми ему казались и первые беседы с осужденными за экстремизм. Но он верит, что в любой душе всегда есть место раскаянию и осознанию своих ошибок.

Фото Дмитрия Кузмичева

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Голос столетий 19.03.2019

    Участник национально-освободительного движения 1916 года, Кенен Азирбаев прожил жизнь нелегкую, но его по праву называют голосом народа: он писал о  мечтах и надеждах, продолжая в своих сочинениях лучшие традиции великих Биржан сала и Ақан сері.

  • Студент из Караганды стал лучшим из «100 новых лиц» 16.03.2019

    Победитель проекта «100 новых лиц», чемпион мира по спортивной акробатике Никита Амоскин уверен, что при желании каждый человек может добиться больших результатов.

  • Общественные советы молодеют 16.03.2019

    У нас сейчас большое внимание уделяется молодым людям, не важно, в какой сфере сумевшим проявить себя - предпринимательской, гражданской, научной. Причем молодые да ранние спешат воспользоваться шансом и заявить о себе как можно громче. И не только потому, что Глава государства объявил 2019-й Годом молодежи, просто они почувствовали себя по-настоящему нужными.

  • Национальная идея 16.03.2019

    Главная цель «Рухани жаңғыру» - глубокая поэтапная трансформация общественного сознания. Так оценивает этот масштабный проект председатель регионального экспертного совета по программе «Рухани жаңғыру» Еркара Аймагамбетов.

  • Секреты подземного царства 16.03.2019

    Народная память хранит многое о своей истории. Фольклор может быть истинной сокровищницей не только для литераторов, искусствоведов и историков, он содержит кладезь информации для ученых более материальных направлений.

  • Центр бронзовой эпохи 16.03.2019

    В начале 20-х годов прошлого века британский археолог Говард Картер собрал экспедицию для изучения пирамиды Тутанхамона. Несмотря на предостережения, усыпальницу вскрыли, а в течение года после экспедиции команды Картера не стало - участники скончались при необъяснимых обстоятельствах.
    У наших археологов, к счастью, настолько опасных приключений не бывает, но находки, тем не менее, интересные. И суеверия свои есть, говорит Игорь Кукушкин.

  • Вылитые звери 16.03.2019

    Ювелирные украшения, как и предметы военной экипировки из металла, для казахов всегда были важной частью культуры. Технологии их изготовления передавались из поколения в поколение. Эти предметы имели особое сакральное значение, были связаны с определенными периодами жизни человека, его социальным статусом, заслугами перед обществом.

  • «Жастар ұшін» поддержит 14.03.2019

    В Караганде дан торжественный старт областному движению «Жастар үшін». В течение года во все города и районы области будут выезжать мобильные группы, в задачи которых входят оказание содействия при трудоустройстве молодых людей, адресная юридическая помощь, разъяснение механизмов работы государственных программ, направленных на развитие молодежного предпринимательства.