04 октября 2018 года 4348

Пробуждение розы

Автор: Наталья ПРУС

Маленькая, хрупкая, нежная, а ее Кармен заставляет зрителей замирать и зажигает страстью, как это произошло на международном фестивале в Болгарии «Несебр без границ». А Снежная королева, напротив, замораживает взглядом и величественными движениями, даже когда исполнительница без костюма и макияжа репетирует среди своих друзей. Погрузиться в эмоции и передать их - вот чего эта красивая девушка хочет добиться, выходя на сцену. И там для нее свой удивительно прекрасный мир, полный национального колорита и перевоплощения.  Необычная судьба Айгуль Балмагамбетовой наложила отпечаток на ее характер, мировоззрение, отношение к миру. Мама оставила ее еще в Доме малютки, и хотя окружающие убеждают, что обстоятельства бывают трудными и нужно отпустить прошлое, рана в душе еще не зажила. Может, поэтому ее танцы так проникновенны, искренни и чувственны - Айгуль не играет на сцене, она проживает образы. 

Своей семьей она сначала считала детский дом, а сейчас психоневрологическое медико-социальное учреждение г. Сарани. Его педагоги и дефектологи ведут различные кружки, и среди подопечных есть свои резчики по дереву, плотники, швеи, художники, спортсмены. Специально для Айгуль пригласили хореографа.
Ее танцевальная история началась с индийского кино. Еще в детском доме она часто смотрела по телевизору, как зажигательно двигаются актеры Болливуда. Элементы повторялись, и их легко было выучить наизусть. Позже ее кумиром стал Авраам Руссо, и свой первый танец на полу она исполнила под арабские мотивы. Так стала мечтать о сцене, аплодисментах, восхищенных взглядах зрителей. Но когда дебют состоялся, испугалась и долго стояла в нерешительности за кулисами, борясь со своим стеснением.
Первый ее выход на публику - участие в областном фестивале «Мир и добро без границ» в 2012 году. Трогательный танец назывался «Спасите наши души». Вдвоем со Светланой Ивановой они заставили публику плакать и аплодировать стоя. Танец девушек повествовал, как человеку с инвалидностью легко почувствовать себя никому не нужным и как это опасно. Самое невероятное произошло в конце выступления, когда танцовщицы на колясках, выпрыгнув из них, исполнили на полу сложные элементы нижнего брейк-данса. После такого успеха начались интенсивные занятия на правильную осанку, гибкость спины, рук, плеч, шеи.
- Танцевать на коляске очень интересно и легко, но бывает и больно. Ноги не развиты, но все чувствуют, - делится Айгуль. - Мне и сейчас приходится много тренировать кисти рук. Так как коляска тяжелая и при вращении ее колес приходится применять силу, пальцы грубеют, напряжены, а в танце нужны быстрота и пластика.
Я не умею петь, как мои подруги, которые посещают занятия по вокалу. Но могу выразить себя с помощью танца. Погружаясь в музыку, забываешь о каких-то переживаниях, сомнениях. Правда, на сцене трудно почувствовать себя одной. До сих пор теряюсь, если вдруг вижу в зрительном зале знакомого: ловлю себя на мысли, что смотрю только на него.
Айгуль дружит с девушками из «звездного» блока. Именуют его так за танцевальный коллектив «Жулдыз» и победы в различных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству. Ее же блок расположен ближе к выходу на улицу, с пандусами, широкими дверными проемами.
- Трудно осознавать, что ты в чем-то беспомощный, и для меня важно это компенсировать, - говорит Айгуль. - Помню, как радовались в детском доме, осваивая по очереди свою первую коляску, а сегодня у меня их три: домашняя, с электроприводом и танцевальная. Два года назад я научилась управлять и легкоатлетической коляской и в октябре снова поеду на соревнования в Сочи.
В спорте и танцах кресло-коляска - это продолжение тела. Пока ты это не почувствуешь, и к финишу опоздаешь, и зрителей не удивишь. Собственная танцевальная коляска у меня появилась в прошлом году. И пересев в нее, сразу почувствовала, насколько красивее и свободнее стали движения. На обычной коляске не добьешься полного взмаха рук, без того чтобы не стукнуться об ее поручни, не сможешь прогнуться назад - мешает спинка, не сделаешь крутые повороты и остановки - есть опасность потерять равновесие и перевернуться.
Все танцы имеют свое настроение: «Акку» - нежный, «Кармен» - пылающий, «Шаманка» - задорная и таинственная... Элементы танцев усложняются, и, выходя на сцену, я все так же волнуюсь - не хочу подвести моих учителей.
Несколько лет назад с Айгуль начали заниматься развитием речи. Талантливая, искренняя, честная, но замкнутая девушка переживала, что не всегда отвечает на вопросы журналистов грамотно.
- Но в танце она совсем другая, - отмечает хореограф Наталья Кан. - Смелая, дерзкая, уверенная в себе и одновременно, что редко бывает, самокритичная - все хочет довести до совершенства. Сама делает себе макияж, подсказывает швеям, как лучше смоделировать наряд для выступлений.
Переступив порог ПМСУ, немного растерялась, так как раньше танцами на колясках не интересовалась, и разобраться в этом мне помогла Айгуль. Первый танец, который начали готовить на конкурс в Болгарию, - «Пробуждение роз». Это - страна роз, и мы рассчитывали на отклик зрителей. Помню, как объясняя ей сюжет и композицию, услышала: «Можно я расскажу о том, как я вижу танец». С тех пор мы все придумываем вместе.
Ей нравится танцевать соло, но я заметила, что так она устает от напряжения, а в коллективе отдыхает и раскрепощается. И мы решили включать в ее сценические образы других танцовщиц из ансамбля «Жулдыз». Появились совместные и очень удачные, на мой взгляд, номера - «Шаманка», «Молитва о сыне», - продолжает Наталья Кан. - Ближе познакомившись с артистичностью и внутренним миром Айгуль Балмагамбетовой, я поняла, что нужен танец, в котором она может выразить себя. Им стала хореографическая постановка «Загляни в глаза мне» на песню известной молодой рок-исполнительницы Даны Соколовой. Вместе с солисткой «Жулдыз» Ольгой Филипповой они скоро покажут ее на традиционном областном фестивале. Считаю, что девушки готовы для таких наполненных смыслом выступлений, рассказывающих о доброте, милосердии, морали, одиночестве тех, кто не похож на других людей.
К победам 27-летней танцовщицы на областных, республиканских и международных фестивалях недавно прибавилась еще одна - очень значимая. В августе в Актау прошёл Кубок РК по паратанцам. Этот турнир является рейтинговым, и завоеванное «золото» дало Айгуль возможность участвовать в Кубке мира и чемпионате Азии-2018. Сейчас она легко исполняет танго, вальс, джайв, румбу, ча-ча-ча, но судей всегда очаровывает ее произвольная программа, где под музыку танцует ее душа.
Возвращаясь с соревнований домой, она знает, что ее будут встречать подруги Женя Меньшикова, Гулим Кашимова, Ира Соломина, приготовят ее любимый фруктовый мусс, расскажут последние новости, обнимут и поддержат. Это другая жизнь - без внешнего лоска и мишуры, в ней нужно учиться дружить, любить.
- О чем ты мечтаешь теперь?
- Быть хорошим человеком и дарить радость своими выступлениями.
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Они сражались за Родину 20.10.2020

    Разыскиваются родственники девушек-танкисток. Эхо войны смолкнет еще не скоро. Все меньше становится тех, кто прошел сквозь огонь и ливень пуль, и память о них будет жить вечно. А сколько тех, кто остался лежать безвестным на полях сражений.

  • Хранительница памяти 17.10.2020

    Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова провел республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Актуальные проблемы исторической науки», посвященную 70-летию кандидата исторических наук, доцента и руководителя центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбековой. А 16 октября, в день ее рождения, состоялся расширенный ученый совет.

  • Ученый, педагог, наставник 15.10.2020

    16 октября 2020 года исполняется 70 лет Нурсахан Ахметовне Бейсенбековой. Когда-то много лет назад Кали Жуасович Жуасов, декан исторического факультета, личность легендарная в истории вуза, произнес наполненные глубоким смыслом слова о том, что факультет всегда был его родным домом. Вслед за ним эти слова могли бы повторить многие из тех, кто работал и работает сегодня на истфаке. И среди них, несомненно, Н.А. Бейсенбекова.

  • Покой нам только снится 01.10.2020

    Про таких, как Виктор Чайка, говорят - борец за правду. Его смелые высказывания нравятся не всем, но он добивается того, чтобы жизнь пожилых карагандинцев стала еще лучше. Наш герой принимал самое активное участие в обсуждении проекта Закона «О ветеранах», который был принят в этом году. Теперь он тщательно изучает проект Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие», который Правительство намерено разработать до 2025 года. И так Виктор Яковлевич живет всю жизнь.

  • Из далеких встреч: Роза Багланова 01.10.2020

    Полсотни лет назад как турист, экскурсовод, любитель природы и старины я часто посещал город на опушке леса - волшебный Каркаралинск. И только однажды оказался здесь как корреспондент «Индустриальной Караганды». Идея командировки принадлежала редактору Игорю Владимировичу Казанцеву, от которого и получил официальное удостоверение. Документ авторитетного органа партийной печати был неоспорим. Я беседовал без помех с рядом руководителей городских и районных служб.

  • Из далеких встреч: Яков Бычек 29.09.2020

    Мы живем на планете Сарыарка с непредсказуемыми краеведческими поворотами. Мог ли я предполагать, что получу в подарок книгу А.Ф. Христенко «Сельское хозяйство в сухостепной части Казахстана» (Караганда, 2002). Научный труд с подписью автора. Стоит и дата: 2 августа 2002 года. Возьмем несколько строк из вступительной части книги:

  • Из далеких встреч: Ян Плятер-Гаевский 24.09.2020

    По памяти это был или 1957-й или 1958 год. Мне двадцать лет. Караганда. Лето. Стадион «Динамо». Зрители окружили баскетбольную площадку. Только на ней резвилось не баскетбольное братство, а всего два человека. С ракетками в руках они гонялись за мячиком, ловко переправляя его через сетку. Игра называлась большой теннис. Участников я знал. Первым называю Келлера, тренера ряда видов спорта. А противостоял ему моложавый пан Ян Янович Плятер-Гаевский в ослепительно белой форме: шорты, безрукавка, тапочки. Был и судья - фехтовальщик Ю.Г. Корженевский.

  • Гордость Нуры 17.09.2020

    Директор крупнейшего зернового хозяйства Карагандинской области ТОО «Шахтерское» Георгий Прокоп 11 ноября отметит свой 70-летний юбилей. К сожалению, пандемия и карантинные ограничения вносят коррективы во все планы, в том числе и в праздничные.

#birgemiz