04 октября 2018 года 1117

Пробуждение розы

Автор: Наталья ПРУС

Маленькая, хрупкая, нежная, а ее Кармен заставляет зрителей замирать и зажигает страстью, как это произошло на международном фестивале в Болгарии «Несебр без границ». А Снежная королева, напротив, замораживает взглядом и величественными движениями, даже когда исполнительница без костюма и макияжа репетирует среди своих друзей. Погрузиться в эмоции и передать их - вот чего эта красивая девушка хочет добиться, выходя на сцену. И там для нее свой удивительно прекрасный мир, полный национального колорита и перевоплощения.  Необычная судьба Айгуль Балмагамбетовой наложила отпечаток на ее характер, мировоззрение, отношение к миру. Мама оставила ее еще в Доме малютки, и хотя окружающие убеждают, что обстоятельства бывают трудными и нужно отпустить прошлое, рана в душе еще не зажила. Может, поэтому ее танцы так проникновенны, искренни и чувственны - Айгуль не играет на сцене, она проживает образы. 

Своей семьей она сначала считала детский дом, а сейчас психоневрологическое медико-социальное учреждение г. Сарани. Его педагоги и дефектологи ведут различные кружки, и среди подопечных есть свои резчики по дереву, плотники, швеи, художники, спортсмены. Специально для Айгуль пригласили хореографа.
Ее танцевальная история началась с индийского кино. Еще в детском доме она часто смотрела по телевизору, как зажигательно двигаются актеры Болливуда. Элементы повторялись, и их легко было выучить наизусть. Позже ее кумиром стал Авраам Руссо, и свой первый танец на полу она исполнила под арабские мотивы. Так стала мечтать о сцене, аплодисментах, восхищенных взглядах зрителей. Но когда дебют состоялся, испугалась и долго стояла в нерешительности за кулисами, борясь со своим стеснением.
Первый ее выход на публику - участие в областном фестивале «Мир и добро без границ» в 2012 году. Трогательный танец назывался «Спасите наши души». Вдвоем со Светланой Ивановой они заставили публику плакать и аплодировать стоя. Танец девушек повествовал, как человеку с инвалидностью легко почувствовать себя никому не нужным и как это опасно. Самое невероятное произошло в конце выступления, когда танцовщицы на колясках, выпрыгнув из них, исполнили на полу сложные элементы нижнего брейк-данса. После такого успеха начались интенсивные занятия на правильную осанку, гибкость спины, рук, плеч, шеи.
- Танцевать на коляске очень интересно и легко, но бывает и больно. Ноги не развиты, но все чувствуют, - делится Айгуль. - Мне и сейчас приходится много тренировать кисти рук. Так как коляска тяжелая и при вращении ее колес приходится применять силу, пальцы грубеют, напряжены, а в танце нужны быстрота и пластика.
Я не умею петь, как мои подруги, которые посещают занятия по вокалу. Но могу выразить себя с помощью танца. Погружаясь в музыку, забываешь о каких-то переживаниях, сомнениях. Правда, на сцене трудно почувствовать себя одной. До сих пор теряюсь, если вдруг вижу в зрительном зале знакомого: ловлю себя на мысли, что смотрю только на него.
Айгуль дружит с девушками из «звездного» блока. Именуют его так за танцевальный коллектив «Жулдыз» и победы в различных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству. Ее же блок расположен ближе к выходу на улицу, с пандусами, широкими дверными проемами.
- Трудно осознавать, что ты в чем-то беспомощный, и для меня важно это компенсировать, - говорит Айгуль. - Помню, как радовались в детском доме, осваивая по очереди свою первую коляску, а сегодня у меня их три: домашняя, с электроприводом и танцевальная. Два года назад я научилась управлять и легкоатлетической коляской и в октябре снова поеду на соревнования в Сочи.
В спорте и танцах кресло-коляска - это продолжение тела. Пока ты это не почувствуешь, и к финишу опоздаешь, и зрителей не удивишь. Собственная танцевальная коляска у меня появилась в прошлом году. И пересев в нее, сразу почувствовала, насколько красивее и свободнее стали движения. На обычной коляске не добьешься полного взмаха рук, без того чтобы не стукнуться об ее поручни, не сможешь прогнуться назад - мешает спинка, не сделаешь крутые повороты и остановки - есть опасность потерять равновесие и перевернуться.
Все танцы имеют свое настроение: «Акку» - нежный, «Кармен» - пылающий, «Шаманка» - задорная и таинственная... Элементы танцев усложняются, и, выходя на сцену, я все так же волнуюсь - не хочу подвести моих учителей.
Несколько лет назад с Айгуль начали заниматься развитием речи. Талантливая, искренняя, честная, но замкнутая девушка переживала, что не всегда отвечает на вопросы журналистов грамотно.
- Но в танце она совсем другая, - отмечает хореограф Наталья Кан. - Смелая, дерзкая, уверенная в себе и одновременно, что редко бывает, самокритичная - все хочет довести до совершенства. Сама делает себе макияж, подсказывает швеям, как лучше смоделировать наряд для выступлений.
Переступив порог ПМСУ, немного растерялась, так как раньше танцами на колясках не интересовалась, и разобраться в этом мне помогла Айгуль. Первый танец, который начали готовить на конкурс в Болгарию, - «Пробуждение роз». Это - страна роз, и мы рассчитывали на отклик зрителей. Помню, как объясняя ей сюжет и композицию, услышала: «Можно я расскажу о том, как я вижу танец». С тех пор мы все придумываем вместе.
Ей нравится танцевать соло, но я заметила, что так она устает от напряжения, а в коллективе отдыхает и раскрепощается. И мы решили включать в ее сценические образы других танцовщиц из ансамбля «Жулдыз». Появились совместные и очень удачные, на мой взгляд, номера - «Шаманка», «Молитва о сыне», - продолжает Наталья Кан. - Ближе познакомившись с артистичностью и внутренним миром Айгуль Балмагамбетовой, я поняла, что нужен танец, в котором она может выразить себя. Им стала хореографическая постановка «Загляни в глаза мне» на песню известной молодой рок-исполнительницы Даны Соколовой. Вместе с солисткой «Жулдыз» Ольгой Филипповой они скоро покажут ее на традиционном областном фестивале. Считаю, что девушки готовы для таких наполненных смыслом выступлений, рассказывающих о доброте, милосердии, морали, одиночестве тех, кто не похож на других людей.
К победам 27-летней танцовщицы на областных, республиканских и международных фестивалях недавно прибавилась еще одна - очень значимая. В августе в Актау прошёл Кубок РК по паратанцам. Этот турнир является рейтинговым, и завоеванное «золото» дало Айгуль возможность участвовать в Кубке мира и чемпионате Азии-2018. Сейчас она легко исполняет танго, вальс, джайв, румбу, ча-ча-ча, но судей всегда очаровывает ее произвольная программа, где под музыку танцует ее душа.
Возвращаясь с соревнований домой, она знает, что ее будут встречать подруги Женя Меньшикова, Гулим Кашимова, Ира Соломина, приготовят ее любимый фруктовый мусс, расскажут последние новости, обнимут и поддержат. Это другая жизнь - без внешнего лоска и мишуры, в ней нужно учиться дружить, любить.
- О чем ты мечтаешь теперь?
- Быть хорошим человеком и дарить радость своими выступлениями.
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Остановить мгновенье 06.12.2018

    Родился 6 декабря 1948 года в небольшом селе Республики Мари-Эл возле г. Космодемьянска. Там же, на Волге, впервые забросил удочку и выловил первого карася.
    Десятилетку окончил в селе Волгоградской области, куда переехал с родителями. Тогда же впервые взял в руки фотоаппарат («Смена»).

  • Артистка из народа 11.12.2018

    В преддверии 80-летия Карагандинской областной филармонии имени народного артиста Кали Байжанова хочу рассказать об одной из первых ее артисток - о моей бабушке Жаныл Картабаевой, соратнице Кали Байжанова и сестре моего дедушки.

  • Как закалялся характер 01.12.2018

    Мы относимся к молодежи 60-х годов, многие спросят: какая она, в чем ее отличие от молодежи других лет? Безусловно, это люди разных характеров и судеб. Наше детство совпало с лихолетьем Великой Отечественной войны. А юность и профессиональное становление пришлись на период укрепления мощи страны, рождения новой истории. Большая часть молодежи того времени остро ощущала сопричастность своей судьбы с судьбой страны, поэтому мы с энтузиазмом отозвались на комсомольский призыв, приехав на строительство молодого города Темиртау и Казахстанской Магнитки.

  • Надежно сварен шов! 01.12.2018

    В первую минуту знакомства меня поразило его стальное рукопожатие. Правда, и ладонь у него была, что лопата. Да и весь внешний облик большого и сильного человека к такому жесту располагал. И только гораздо позже я узнал настоящую опору этого внешнего.

  • Грани жизни 01.12.2018

    Журналист, писатель и драматург Отен Ахметов в студенчестве занимался греко-римской борьбой и был в сборной университета. Ему прочили невероятную популярность среди дам, но он однолюб и скоро отметит 60-летие совместной жизни с супругой. А пока празднует собственный юбилей: ему исполнилось 80 лет.

     

  • Роль длиною в жизнь 29.11.2018

    Монологом о несыгранных ролях хотел бы начать вечер, посвященный своему 70-летию, заслуженный деятель РК, актер, драматург Кенес Жумабеков. Между тем на счету Кенеса Нарымбаевича около сотни воплощенных образов за 50 лет творческой деятельности в Карагандинском областном драматическом театре имени С. Сейфуллина.

  • Наследие Баримбека Бейсенова 29.11.2018

    В народе не зря говорят, что человек жив, пока о нем живет память в сердцах людей. В декабре этого года профессору права, генерал-майору юстиции, заслуженному работнику МВД СССР Баримбеку Сарсеновичу Бейсенову исполнилось бы 95 лет, и можно с уверенностью сказать, что теплые воспоминания о нем до сих пор хранят тысячи благодарных учеников. К числу таких людей отношусь и я.

  • Призвание 15.11.2018

    Считается, что чиновник не принадлежит себе: воспринимая его как представителя власти, общество предъявляет к нему высокие требования. Отрадно, что среди государственных служащих немало тех, кто по-настоящему служит интересам страны. Чувство ответственности, любовь к работе и стремление сделать не для себя, а для других - таковы, пожалуй, качества идеального представителя власти. Ими обладает наш герой - Фаниль Гизатуллин, отдавший государственной службе более 30 лет.