04 октября 2018 года 2154

Пробуждение розы

Автор: Наталья ПРУС

Маленькая, хрупкая, нежная, а ее Кармен заставляет зрителей замирать и зажигает страстью, как это произошло на международном фестивале в Болгарии «Несебр без границ». А Снежная королева, напротив, замораживает взглядом и величественными движениями, даже когда исполнительница без костюма и макияжа репетирует среди своих друзей. Погрузиться в эмоции и передать их - вот чего эта красивая девушка хочет добиться, выходя на сцену. И там для нее свой удивительно прекрасный мир, полный национального колорита и перевоплощения.  Необычная судьба Айгуль Балмагамбетовой наложила отпечаток на ее характер, мировоззрение, отношение к миру. Мама оставила ее еще в Доме малютки, и хотя окружающие убеждают, что обстоятельства бывают трудными и нужно отпустить прошлое, рана в душе еще не зажила. Может, поэтому ее танцы так проникновенны, искренни и чувственны - Айгуль не играет на сцене, она проживает образы. 

Своей семьей она сначала считала детский дом, а сейчас психоневрологическое медико-социальное учреждение г. Сарани. Его педагоги и дефектологи ведут различные кружки, и среди подопечных есть свои резчики по дереву, плотники, швеи, художники, спортсмены. Специально для Айгуль пригласили хореографа.
Ее танцевальная история началась с индийского кино. Еще в детском доме она часто смотрела по телевизору, как зажигательно двигаются актеры Болливуда. Элементы повторялись, и их легко было выучить наизусть. Позже ее кумиром стал Авраам Руссо, и свой первый танец на полу она исполнила под арабские мотивы. Так стала мечтать о сцене, аплодисментах, восхищенных взглядах зрителей. Но когда дебют состоялся, испугалась и долго стояла в нерешительности за кулисами, борясь со своим стеснением.
Первый ее выход на публику - участие в областном фестивале «Мир и добро без границ» в 2012 году. Трогательный танец назывался «Спасите наши души». Вдвоем со Светланой Ивановой они заставили публику плакать и аплодировать стоя. Танец девушек повествовал, как человеку с инвалидностью легко почувствовать себя никому не нужным и как это опасно. Самое невероятное произошло в конце выступления, когда танцовщицы на колясках, выпрыгнув из них, исполнили на полу сложные элементы нижнего брейк-данса. После такого успеха начались интенсивные занятия на правильную осанку, гибкость спины, рук, плеч, шеи.
- Танцевать на коляске очень интересно и легко, но бывает и больно. Ноги не развиты, но все чувствуют, - делится Айгуль. - Мне и сейчас приходится много тренировать кисти рук. Так как коляска тяжелая и при вращении ее колес приходится применять силу, пальцы грубеют, напряжены, а в танце нужны быстрота и пластика.
Я не умею петь, как мои подруги, которые посещают занятия по вокалу. Но могу выразить себя с помощью танца. Погружаясь в музыку, забываешь о каких-то переживаниях, сомнениях. Правда, на сцене трудно почувствовать себя одной. До сих пор теряюсь, если вдруг вижу в зрительном зале знакомого: ловлю себя на мысли, что смотрю только на него.
Айгуль дружит с девушками из «звездного» блока. Именуют его так за танцевальный коллектив «Жулдыз» и победы в различных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству. Ее же блок расположен ближе к выходу на улицу, с пандусами, широкими дверными проемами.
- Трудно осознавать, что ты в чем-то беспомощный, и для меня важно это компенсировать, - говорит Айгуль. - Помню, как радовались в детском доме, осваивая по очереди свою первую коляску, а сегодня у меня их три: домашняя, с электроприводом и танцевальная. Два года назад я научилась управлять и легкоатлетической коляской и в октябре снова поеду на соревнования в Сочи.
В спорте и танцах кресло-коляска - это продолжение тела. Пока ты это не почувствуешь, и к финишу опоздаешь, и зрителей не удивишь. Собственная танцевальная коляска у меня появилась в прошлом году. И пересев в нее, сразу почувствовала, насколько красивее и свободнее стали движения. На обычной коляске не добьешься полного взмаха рук, без того чтобы не стукнуться об ее поручни, не сможешь прогнуться назад - мешает спинка, не сделаешь крутые повороты и остановки - есть опасность потерять равновесие и перевернуться.
Все танцы имеют свое настроение: «Акку» - нежный, «Кармен» - пылающий, «Шаманка» - задорная и таинственная... Элементы танцев усложняются, и, выходя на сцену, я все так же волнуюсь - не хочу подвести моих учителей.
Несколько лет назад с Айгуль начали заниматься развитием речи. Талантливая, искренняя, честная, но замкнутая девушка переживала, что не всегда отвечает на вопросы журналистов грамотно.
- Но в танце она совсем другая, - отмечает хореограф Наталья Кан. - Смелая, дерзкая, уверенная в себе и одновременно, что редко бывает, самокритичная - все хочет довести до совершенства. Сама делает себе макияж, подсказывает швеям, как лучше смоделировать наряд для выступлений.
Переступив порог ПМСУ, немного растерялась, так как раньше танцами на колясках не интересовалась, и разобраться в этом мне помогла Айгуль. Первый танец, который начали готовить на конкурс в Болгарию, - «Пробуждение роз». Это - страна роз, и мы рассчитывали на отклик зрителей. Помню, как объясняя ей сюжет и композицию, услышала: «Можно я расскажу о том, как я вижу танец». С тех пор мы все придумываем вместе.
Ей нравится танцевать соло, но я заметила, что так она устает от напряжения, а в коллективе отдыхает и раскрепощается. И мы решили включать в ее сценические образы других танцовщиц из ансамбля «Жулдыз». Появились совместные и очень удачные, на мой взгляд, номера - «Шаманка», «Молитва о сыне», - продолжает Наталья Кан. - Ближе познакомившись с артистичностью и внутренним миром Айгуль Балмагамбетовой, я поняла, что нужен танец, в котором она может выразить себя. Им стала хореографическая постановка «Загляни в глаза мне» на песню известной молодой рок-исполнительницы Даны Соколовой. Вместе с солисткой «Жулдыз» Ольгой Филипповой они скоро покажут ее на традиционном областном фестивале. Считаю, что девушки готовы для таких наполненных смыслом выступлений, рассказывающих о доброте, милосердии, морали, одиночестве тех, кто не похож на других людей.
К победам 27-летней танцовщицы на областных, республиканских и международных фестивалях недавно прибавилась еще одна - очень значимая. В августе в Актау прошёл Кубок РК по паратанцам. Этот турнир является рейтинговым, и завоеванное «золото» дало Айгуль возможность участвовать в Кубке мира и чемпионате Азии-2018. Сейчас она легко исполняет танго, вальс, джайв, румбу, ча-ча-ча, но судей всегда очаровывает ее произвольная программа, где под музыку танцует ее душа.
Возвращаясь с соревнований домой, она знает, что ее будут встречать подруги Женя Меньшикова, Гулим Кашимова, Ира Соломина, приготовят ее любимый фруктовый мусс, расскажут последние новости, обнимут и поддержат. Это другая жизнь - без внешнего лоска и мишуры, в ней нужно учиться дружить, любить.
- О чем ты мечтаешь теперь?
- Быть хорошим человеком и дарить радость своими выступлениями.
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова 14.02.2019

    О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

  • Творчество - это навсегда 14.02.2019

    Известный карагандинский журналист и писатель Суйиндик Жанысбай отметил свое 70-летие.

  • Выше страстей 12.02.2019

    Черная мантия, невозмутимое лицо, бесстрастный голос, кресло на возвышении... Зал заседаний сродни храму правосудия, а судья, словно священник, выше мирских страстей. Такую картинку часто рисуют в своем воображении многие из нас.

  • Жизнь на высоте 12.02.2019

    Первые лифты в Караганде были установлены в доме, в котором находится магазин «Юбилейный», 52 года назад. С тех пор не только в Караганде, но и в стране изменилось многое.

  • Один в поле воин 12.02.2019

    Краевед, этнограф, археолог, библиограф Леонид Семенов прожил жизнь нелегкую, но яркую. Под его руководством в 1938 году состоялась первая экспедиция Карагандинского историко-краеведческого музея. Программа поездки, снаряженной одноконной подводой и специальной будкой, предполагала сбор материалов и приобретение экспонатов, массовую работу среди населения.

  • Солнце и зайчики 05.02.2019

    Когда в прошлом году в поселке Нура трем воспитанникам Дома юношества при детском доме «Кулыншак» собирались вручить ключи от новеньких квартир, выяснилось, что, так как у ребят нет местной прописки, жилье им не положено.

  • Блестящий взлет 05.02.2019

    Он поехал в Санкт-Петербург - в город, в котором хотел жить и работать, потому что любил и обожал его великолепие и особый шарм. Попытка пройти в Академию молодых оперных певцов при Мариинском театре увенчалась успехом, но тут же оборвалась из-за премьеры «Принцессы цирка» в родном Академическом театре музыкальной комедии.

  • Балхашский Левитан 05.02.2019

    Недавно 75-летний юбилей отметил человек, которого по голосу узнает не одно поколение наших земляков. Его в народе так и зовут - балхашский Левитан. Начиная с 1970 года, каждый День Победы он ведет репортаж с шествия горожан к мемориалу павшим балхашцам, внося в церемонию особую трогательность. И мы уже не представляем памятный день без голоса старожила нашего города Петра Кушнирова.