02 октября 2018 года 696

Инновации к размышлению

Автор: Оксана МЯГКИХ

В рамках Казахстанской медиа-недели «Astana Media Week», прошедшей с 26 по 28 сентября на базе «Қазмедиа орталығы», была организована серия широкомасштабных отраслевых мероприятий, в том числе Форум региональных СМИ. Уже второй год медианеделя объединяет казахстанские и международные СМИ, отраслевые министерства и продакшн-компании. Для гостей и участников, которых в этом году было около двух тысяч человек, подготовлена обширная программа: кроме возможности встреч тет-а-тет с первыми руководителями медиа Казахстана и обсуждения с ними перспектив медийного производства, были запланированы выступления выдающихся в своей среде спикеров, круглые столы, мастер-классы от известных казахстанских медиаперсон. 

- Считаю, что это событие с каждым годом становится все более значимым и актуальным. Собрав вместе на одной площадке представителей ведущих местных СМИ, мы можем обсудить ключевые вопросы развития региональных медиа, - сказал в своей приветственной речи министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.
По его словам, регулярно проводимые министерством общественные замеры неизменно выявляют высокую востребованность у населения полноценного освещения локальной повестки дня. «Это благодатная почва для вашего развития. И радует тот факт, что каждый год все больше региональных ресурсов благодаря освоению новых технологий, грамотной журналистской работе и менеджменту выбиваются в ТОПы общереспубликанских рейтингов. Со своей стороны министерство готово оказать всяческую поддержку. Мы открыты для ваших предложений и инициатив», - заключил глава МИК.
- Ваши идеи каждодневно не только меняют информационный ландшафт, но и придают импульс процессам в различных отраслях - от политики до финансов, от сельского хозяйства до спорта. На этом фоне существенно возрастает значимость широкого обсуждения насущных проблем, выработки конкретных решений и механизмов дальнейшей работы. Именно с этой целью Astana Media Week собирает представителей не только журналистов и госорганов, но и PR-сообщества, а также зарубежных специалистов, - подчеркнул Д. Абаев.
Министр отметил, что в прошлом году на Astana Media Week республиканские телеканалы открыли много новых и интересных проектов, и выразил надежду, что AMW станет традиционным мероприятием для профессионального сообщества. На мероприятии много говорилось не только об использовании цифровых технологий в СМИ, но и о конвергентной журналистике. О том, что казахстанскому репортеру нужно уметь снимать, писать и наговаривать тексты, монтировать. И несколько неожиданным оказался тот факт, что конвергентная журналистика широко распространена в региональных средствах массовой информации, в отличие от республиканских. На конференции «Профессия будущего» спикеры представили свое видение работы журналиста. В частности, генеральный директор ТОО «NUR-Media» и телеканала AstanaTV Ляззат Танысбай констатировала, что сейчас уходят в прошлое профессии, которые перестают сочетаться с ритмом и требованиями современного общества. Но несмотря на роботизацию профессии журналиста, главным ее качеством все-таки остается способность дарить эмоции, возможность высказаться и выразить свои чувства. Это пока не под силу ни одному роботу.
Не менее жаркие дебаты развернулись на секции по обсуждению проблем и перспектив развития медиаграмотности и медиаобразования в Казахстане. Топ-менеджмент отечественных телеканалов и заведующие кафедрами факультетов журналистики четырех ведущих вузов страны пытались найти ответы на вопросы: «Не пора ли теорию заменить практикой?», «Почему медиаиздания и телеканалы неохотно берут студентов на практику?», «Каковы профессиональные стандарты и кто должен заняться их разработкой?», «Какой педагог нужен студентам-журналистам?», «Чего ждут кафедры журфаков от менторов на практике?». В ходе дебатов была высказана одна интересная мысль. Предлагалось отказаться от четырехгодичного образования для журналистов. Им достаточно двухгодичных курсов либо полугодовой подготовки для специалистов других профилей: экономистов, юристов, финансистов. Также было предложено оплачивать практику менторам-профессионалам из бюджетов вузов, а студентов закреплять на время учебы за определенным журналистом-наставником.


Бурно прошло обсуждение наиболее острых вопросов развития печатного рынка национальных СМИ. Активное развитие интернета, мультимедийных и цифровых технологий диктует традиционной прессе необходимость поисков новых форматов для сохранения своей жизнеспособности. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что сегодня индустрия печатных СМИ переживает кризис существующей модели издательского бизнеса, порожденный цифровой революцией. За счет уникальных потребительских свойств бумага как медианоситель будет востребована, скорее всего, еще многие годы, но выступающие говорили о необходимости активнее работать в цифровых форматах, иначе сохранить аудиторию печатной прессы и ее рекламный потенциал будет все сложнее.
- Век цифровой революции требует глубокой трансформации масс-медиа, глобальной тенденцией в этой сфере является диджитализация СМИ и формирование новых подходов создания информационного продукта, - считает вице-министр информации и коммуникаций РК Нургуль Мауберлинова. - Современные масс-медиа должны объединить в себе традиционные и так называемые новые СМИ, то есть оперативно доставлять достоверную информацию, оставаясь при этом своеобразной платформой для коммуникаций, создания обратной связи с аудиторией.
Президент Альянса региональных СМИ Ержан Сейтказинов затронул вопрос финансирования региональных средств массовой информации. В нашей стране зарегистрировано 2897 СМИ и 77% из них - региональные. При этом в 2016 году государственный заказ средствам массовой информации составил 53,2 млрд тенге. При этом 80% этих средств достается республиканским СМИ и всего 20% - региональным. В связи с этим его коллеги поднимали актуальные вопросы. Как зарабатывать СМИ и удержаться на плаву? Нужен ли государственный социальный заказ? Не формирует ли госзаказ чувство иждивенчества и не расслабляет ли СМИ? При этом необходимо учесть фактор быстрого реагирования на события с появлением социальных сетей. Важность приобретают подготовка, выпуск и распространение собственного контента и эксклюзивных материалов. Все это можно сделать только в условиях творческого поиска и редакционной самостоятельности.
- Сейчас основное финансирование региональных СМИ идет от областных исполнительных органов. При этом они делят свой бюджет еще и на национальные компании - крупнейшие порталы, телеканалы и прочие медиа-ресурсы. Считаю, центральные органы тоже могли бы работать с регионами, - озвучил свою мысль Е. Сейтказинов.
Он также рассказал об идее образования Sales House региональных СМИ с созданием пакетных предложений для частного бизнеса и государственного сектора.
Главный редактор республиканской газеты «Айкын» Нурторе Жусуп поднял вопрос жизнеспособности печатных СМИ.
- В мире давно обсуждается вопрос о том, смогут ли противостоять рынку традиционные средства массовой информации - газеты, журналы, что их ждет в будущем. Некоторые эксперты говорят, что газеты и журналы приспособятся и будут издаваться. Другие считают, что время газет закончилось, скоро мы попрощаемся с ними. Как можно их сохранить? - сказал Нурторе Жусуп.
По его словам, в современном обществе стало больше людей, не желающих думать, потому что стало больше людей, переставших читать. Они не читают ни газет, ни книг. «Тогда для чего мы их издаем? В Казахстане каждый год по государственному заказу издается множество социально направленных книг. Кто их читает? В рамках программы «Культурное наследие» издана 100-томная энциклопедия «Бабалар сөзі», она стоит на полках. Кто-нибудь ее сейчас читает?» - поинтересовался у аудитории спикер. Н. Жусуп также поднял вопрос роли казахскоязычных изданий в развитии государственного языка.
- Истоки казахского слова сохраняют традиционные СМИ - газеты и журналы. Я ничего не имею против интернет-изданий, новых медиа. Но мы каждый день видим, как там коверкается язык, разрушается языковой фонд. Можно сказать, что традиционные СМИ - защитники государственного языка, единственные его хранители, - заявил редактор газеты «Айкын».
Говорили участники и о таком важном источнике финансирования средств массовой информации, как реклама. О ближайших планах своего ведомства по оптимизации рекламного контента на телевидении рассказал заместитель директора Департамента государственной политики в области СМИ МИК РК Бекзат Рахимов. А известный телеведущий Серик Акишев дал несколько полезных рекомендаций для эффективной популяризации каналов в регионах.
На форуме министр информации и коммуникаций Даурен Абаев также вручил благодарственные письма руководителям региональных СМИ, которые в нынешнем году отмечают юбилеи. Среди них районная газета «Жанаарка» - ей 80 лет и жезказганская «Сарыарка» - 45 лет.
В заключительный день Astana Media Week «Альянсом региональных СМИ» были проведены семинары и тренинги для пресс-секретарей, сотрудников пресс-служб центральных и местных государственных органов. Пресс-секретарей учили составлять контент-планы для продвижения в соцсетях, создавать портреты потенциальных подписчиков, относящихся к разным возрастным и социальным категориям, и определять точки взаимодействия пресс-служб и СМИ. Кроме того, в рамках медиа-недели прошла торжественная церемония награждения победителей конкурса «Лучшая пресс-служба года-2018» государственных органов Казахстана. Главный приз получило Министерство обороны РК. А лучшая пресс-служба местного исполнительного органа действует в акимате Алматы. В сфере бизнеса и квазигосударственного сектора первое место получила пресс-служба Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», среди общественных организаций - пресс-служба Фонда Первого Президента РК. Новатором года признана пресс-служба Генеральной прокуратуры РК. Лучший корпоративный сайт оказался теперь у Министерства по инвестициям и развитию РК.

г. Астана

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Купил - айфон получил 18.05.2019

    Названы имена первых победителей акции «Требуй чек - выиграй приз»

    Комитет государственных доходов Министерства финансов РК предоставил казахстанцам возможность воплотить в жизнь мечту о современном гаджете, что называется, в один клик. Первого мая стартовала республиканская акция «Требуй чек - выиграй приз». На кону - 100 айфонов седьмой модели. Розыгрыш проводится ежедневно вплоть до восьмого августа. Спонсором выступает оператор фискальных данных в лице АО «Казахтелеком».

  • Уход от уравниловки 18.05.2019

    Вместо премий госслужащим будут выплачивать бонусы

    Оплата зависит от результата - такова суть новой системы вознаграждения сотрудников, на которую перешел ряд государственных структур. В ее основу заложена прежде всего оценка эффективности и результативности работы, подчеркнула заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Айгуль Шаимова на брифинге, в котором приняли участие представители СМИ всех регионов страны.

  • Бизнес идет на помощь 18.05.2019

    Школа фрилансеров заработала в Жезказгане

    Еженедельные дни открытых дверей госучреждений для населения выявили не только проблемы, с которыми многодетные мамы сталкиваются в повседневной жизни. Как оказалось, многие из них не хотят просто сидеть дома, а мечтают освоить профессии, открыть свое дело, но вот с чего начать и где взять средства на бизнес, они не знают.

  • Подвиг не забыт 18.05.2019

    Студенты Карагандинского государственного технического университета почтили память Нуркена Абдирова.

  • Пять столпов доброты 16.05.2019

    В священный месяц Рамазан прихожане мечетей региона подарили многодетной женщине, потерявшей мужа, квартиру в Караганде. Благие деяния должен совершать каждый верующий наряду с молитвами и воздержанием от еды и воды в 30-дневный пост, отмечает уполномоченный имам ДУМК по Карагандинской области Омирзак Беккожа.

  • Слова благодарности 14.05.2019

    Сотрудники департамента по делам обороны, а также его территориальных подразделений навестили с подарками ветеранов Великой Отечественной.

  • Блины с начинкой 14.05.2019

    В Нуринском районе состоялось открытие нового объекта малого бизнеса - блинной «Ақшуақ» ИП «Бакишева Ж.С.».

  • За красивой этикеткой 14.05.2019

    Наличие опасных продуктов на прилавках тщательно отслеживается

    Санэпидемиологи проверили качество продовольственных и промышленных товаров. Под пристальным вниманием санитарных врачей оказались 973 пробы продуктов питания, алкоголя, детских вещей и косметики. Результаты настораживают.