02 октября 2018 года 459

Инновации к размышлению

Автор: Оксана МЯГКИХ

В рамках Казахстанской медиа-недели «Astana Media Week», прошедшей с 26 по 28 сентября на базе «Қазмедиа орталығы», была организована серия широкомасштабных отраслевых мероприятий, в том числе Форум региональных СМИ. Уже второй год медианеделя объединяет казахстанские и международные СМИ, отраслевые министерства и продакшн-компании. Для гостей и участников, которых в этом году было около двух тысяч человек, подготовлена обширная программа: кроме возможности встреч тет-а-тет с первыми руководителями медиа Казахстана и обсуждения с ними перспектив медийного производства, были запланированы выступления выдающихся в своей среде спикеров, круглые столы, мастер-классы от известных казахстанских медиаперсон. 

- Считаю, что это событие с каждым годом становится все более значимым и актуальным. Собрав вместе на одной площадке представителей ведущих местных СМИ, мы можем обсудить ключевые вопросы развития региональных медиа, - сказал в своей приветственной речи министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.
По его словам, регулярно проводимые министерством общественные замеры неизменно выявляют высокую востребованность у населения полноценного освещения локальной повестки дня. «Это благодатная почва для вашего развития. И радует тот факт, что каждый год все больше региональных ресурсов благодаря освоению новых технологий, грамотной журналистской работе и менеджменту выбиваются в ТОПы общереспубликанских рейтингов. Со своей стороны министерство готово оказать всяческую поддержку. Мы открыты для ваших предложений и инициатив», - заключил глава МИК.
- Ваши идеи каждодневно не только меняют информационный ландшафт, но и придают импульс процессам в различных отраслях - от политики до финансов, от сельского хозяйства до спорта. На этом фоне существенно возрастает значимость широкого обсуждения насущных проблем, выработки конкретных решений и механизмов дальнейшей работы. Именно с этой целью Astana Media Week собирает представителей не только журналистов и госорганов, но и PR-сообщества, а также зарубежных специалистов, - подчеркнул Д. Абаев.
Министр отметил, что в прошлом году на Astana Media Week республиканские телеканалы открыли много новых и интересных проектов, и выразил надежду, что AMW станет традиционным мероприятием для профессионального сообщества. На мероприятии много говорилось не только об использовании цифровых технологий в СМИ, но и о конвергентной журналистике. О том, что казахстанскому репортеру нужно уметь снимать, писать и наговаривать тексты, монтировать. И несколько неожиданным оказался тот факт, что конвергентная журналистика широко распространена в региональных средствах массовой информации, в отличие от республиканских. На конференции «Профессия будущего» спикеры представили свое видение работы журналиста. В частности, генеральный директор ТОО «NUR-Media» и телеканала AstanaTV Ляззат Танысбай констатировала, что сейчас уходят в прошлое профессии, которые перестают сочетаться с ритмом и требованиями современного общества. Но несмотря на роботизацию профессии журналиста, главным ее качеством все-таки остается способность дарить эмоции, возможность высказаться и выразить свои чувства. Это пока не под силу ни одному роботу.
Не менее жаркие дебаты развернулись на секции по обсуждению проблем и перспектив развития медиаграмотности и медиаобразования в Казахстане. Топ-менеджмент отечественных телеканалов и заведующие кафедрами факультетов журналистики четырех ведущих вузов страны пытались найти ответы на вопросы: «Не пора ли теорию заменить практикой?», «Почему медиаиздания и телеканалы неохотно берут студентов на практику?», «Каковы профессиональные стандарты и кто должен заняться их разработкой?», «Какой педагог нужен студентам-журналистам?», «Чего ждут кафедры журфаков от менторов на практике?». В ходе дебатов была высказана одна интересная мысль. Предлагалось отказаться от четырехгодичного образования для журналистов. Им достаточно двухгодичных курсов либо полугодовой подготовки для специалистов других профилей: экономистов, юристов, финансистов. Также было предложено оплачивать практику менторам-профессионалам из бюджетов вузов, а студентов закреплять на время учебы за определенным журналистом-наставником.


Бурно прошло обсуждение наиболее острых вопросов развития печатного рынка национальных СМИ. Активное развитие интернета, мультимедийных и цифровых технологий диктует традиционной прессе необходимость поисков новых форматов для сохранения своей жизнеспособности. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что сегодня индустрия печатных СМИ переживает кризис существующей модели издательского бизнеса, порожденный цифровой революцией. За счет уникальных потребительских свойств бумага как медианоситель будет востребована, скорее всего, еще многие годы, но выступающие говорили о необходимости активнее работать в цифровых форматах, иначе сохранить аудиторию печатной прессы и ее рекламный потенциал будет все сложнее.
- Век цифровой революции требует глубокой трансформации масс-медиа, глобальной тенденцией в этой сфере является диджитализация СМИ и формирование новых подходов создания информационного продукта, - считает вице-министр информации и коммуникаций РК Нургуль Мауберлинова. - Современные масс-медиа должны объединить в себе традиционные и так называемые новые СМИ, то есть оперативно доставлять достоверную информацию, оставаясь при этом своеобразной платформой для коммуникаций, создания обратной связи с аудиторией.
Президент Альянса региональных СМИ Ержан Сейтказинов затронул вопрос финансирования региональных средств массовой информации. В нашей стране зарегистрировано 2897 СМИ и 77% из них - региональные. При этом в 2016 году государственный заказ средствам массовой информации составил 53,2 млрд тенге. При этом 80% этих средств достается республиканским СМИ и всего 20% - региональным. В связи с этим его коллеги поднимали актуальные вопросы. Как зарабатывать СМИ и удержаться на плаву? Нужен ли государственный социальный заказ? Не формирует ли госзаказ чувство иждивенчества и не расслабляет ли СМИ? При этом необходимо учесть фактор быстрого реагирования на события с появлением социальных сетей. Важность приобретают подготовка, выпуск и распространение собственного контента и эксклюзивных материалов. Все это можно сделать только в условиях творческого поиска и редакционной самостоятельности.
- Сейчас основное финансирование региональных СМИ идет от областных исполнительных органов. При этом они делят свой бюджет еще и на национальные компании - крупнейшие порталы, телеканалы и прочие медиа-ресурсы. Считаю, центральные органы тоже могли бы работать с регионами, - озвучил свою мысль Е. Сейтказинов.
Он также рассказал об идее образования Sales House региональных СМИ с созданием пакетных предложений для частного бизнеса и государственного сектора.
Главный редактор республиканской газеты «Айкын» Нурторе Жусуп поднял вопрос жизнеспособности печатных СМИ.
- В мире давно обсуждается вопрос о том, смогут ли противостоять рынку традиционные средства массовой информации - газеты, журналы, что их ждет в будущем. Некоторые эксперты говорят, что газеты и журналы приспособятся и будут издаваться. Другие считают, что время газет закончилось, скоро мы попрощаемся с ними. Как можно их сохранить? - сказал Нурторе Жусуп.
По его словам, в современном обществе стало больше людей, не желающих думать, потому что стало больше людей, переставших читать. Они не читают ни газет, ни книг. «Тогда для чего мы их издаем? В Казахстане каждый год по государственному заказу издается множество социально направленных книг. Кто их читает? В рамках программы «Культурное наследие» издана 100-томная энциклопедия «Бабалар сөзі», она стоит на полках. Кто-нибудь ее сейчас читает?» - поинтересовался у аудитории спикер. Н. Жусуп также поднял вопрос роли казахскоязычных изданий в развитии государственного языка.
- Истоки казахского слова сохраняют традиционные СМИ - газеты и журналы. Я ничего не имею против интернет-изданий, новых медиа. Но мы каждый день видим, как там коверкается язык, разрушается языковой фонд. Можно сказать, что традиционные СМИ - защитники государственного языка, единственные его хранители, - заявил редактор газеты «Айкын».
Говорили участники и о таком важном источнике финансирования средств массовой информации, как реклама. О ближайших планах своего ведомства по оптимизации рекламного контента на телевидении рассказал заместитель директора Департамента государственной политики в области СМИ МИК РК Бекзат Рахимов. А известный телеведущий Серик Акишев дал несколько полезных рекомендаций для эффективной популяризации каналов в регионах.
На форуме министр информации и коммуникаций Даурен Абаев также вручил благодарственные письма руководителям региональных СМИ, которые в нынешнем году отмечают юбилеи. Среди них районная газета «Жанаарка» - ей 80 лет и жезказганская «Сарыарка» - 45 лет.
В заключительный день Astana Media Week «Альянсом региональных СМИ» были проведены семинары и тренинги для пресс-секретарей, сотрудников пресс-служб центральных и местных государственных органов. Пресс-секретарей учили составлять контент-планы для продвижения в соцсетях, создавать портреты потенциальных подписчиков, относящихся к разным возрастным и социальным категориям, и определять точки взаимодействия пресс-служб и СМИ. Кроме того, в рамках медиа-недели прошла торжественная церемония награждения победителей конкурса «Лучшая пресс-служба года-2018» государственных органов Казахстана. Главный приз получило Министерство обороны РК. А лучшая пресс-служба местного исполнительного органа действует в акимате Алматы. В сфере бизнеса и квазигосударственного сектора первое место получила пресс-служба Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», среди общественных организаций - пресс-служба Фонда Первого Президента РК. Новатором года признана пресс-служба Генеральной прокуратуры РК. Лучший корпоративный сайт оказался теперь у Министерства по инвестициям и развитию РК.

г. Астана

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Три сердца в парке 15.12.2018

    Для Данияра Курманова, руководителя общественного молодежного фонда «Через Вселенную», любовь к Родине начинается с посаженного дерева. Кажется, пустяк? Да. Если посадил и бросил. А если посадил и видишь, как оно растет, то к нему привязываешься, оно становится родным. И когда ему сетуют на плохую экологию, он всегда спрашивает, а что вы сделали для ее улучшения?

  • Дань уважения 13.12.2018

    В семейном доме пос. Г. Мустафина Бухаржырауского района, где проживают 25 одиноких пожилых людей и инвалидов, - радость. Накануне Дня Независимости к подопечным с подарками и поздравлениями приехали сотрудники прокуратуры.

  • Источник радости 13.12.2018

    В торговом центре «Алтын-Арба» в Караганде необычный фестиваль «Искры добра» заявил о себе во второй раз. Тех, кто пришел в выходные дни сделать покупки, привлекали не только популярные хиты и классические мелодии, но и выставка-ярмарка картин, вязаных кукол, дамских украшений, поделок из бисера. 

  • Поверить в себя 11.12.2018

    Проект «Бастау» помог безработным и самозанятым людям обогатиться необходимыми знаниями и начать предпринимательскую деятельность. Благодаря чему Карагандинская область уверенно лидирует по эффективности реализации программы, охватив практически все города и районы региона.

  • К празднику готовы 11.12.2018

    Более двухсот общественных мероприятий будет проведено в Карагандинской области в период празднования Дня Независимости РК.

  • «Мягкая сила» 11.12.2018

    Обсудить особенности освещения в СМИ вопросов в религиозной сфере, поделиться опытом и послушать мнение экспертов имели возможность журналисты со всего Казахстана, работающие по этой теме.

  • Дружная туристская семья 11.12.2018

    В этом году Карагандинский областной туристский клуб отмечает свое 55-летие. Примечательно, что празднование юбилея прошло в День Первого Президента РК, а площадкой для торжества стал Дом культуры Нового Майкудука.

  • Неравнодушный гражданин 08.12.2018

    Социальный проект «Belsendi аzamat» («Активный гражданин») заработает в Караганде с начала нового года. Пока интернет-платформа находится в стадии доработки, в соцсетях в полной мере осуществляется маркетинг и обсуждаются злободневные для города темы.