02 октября 2018 года 4247

Монументальный пример

Автор: Жанагул Турсынова, руководитель государственного архива Карагандинской области

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, академика Академии художеств республики, почетного гражданина города Караганды (1999 г.), обладателя ордена «Достық» II степени (2004 г.), одного из основателей областного отделения Союза художников Анатолия Билыка. Творчество известного скульптора, нашего замечательного земляка Анатолия Петровича Билыка - это яркое явление в культуре и искусстве не только Карагандинской области, но и всего Казахстана.

В партийном фонде государственного архива Карагандинской области хранится личное дело коммуниста Билыка, а также его личный архивный фонд, который был открыт в 2011 году. По документам можно проследить жизнь и творчество этого талантливого скульптора, который оставил яркий след в истории многонациональной Карагандинской области.
Родился Анатолий Петрович Билык на Украине 20 ноября 1928 года в селе Крамарка Днепропетровской области. Когда ему было два года, родители - Петр Харитонович и Мария Дмитриевна - переехали в город Новомосковск. Отец работал бухгалтером на заводе.
Дядя Анатолия Петровича, Гавриил Хартинович, был профессиональным художником. Они ходили вместе на этюды, он наблюдал, как работает дядя, и сам старался писать пейзажи.
Счастливое детство закончилось, когда началась Великая Отечественная война. Многие дети того поколения росли без отцовской любви, материнской нежности и ласки. Он, как и многие дети, верил и надеялся на победу. В 1941 году под Киевом на фронте погибает его отец. Вместе с матерью и 4-летней сестренкой в голоде и неустроенности жили на оккупированной территории.
В 1943 г. после освобождения Новомосковска, Анатолий Петрович добровольно ушел в Красную Армию, где был зачислен в 41-ю противотанковую дивизию как воспитанник - сыном полка. В 1944 г. как несовершеннолетний был отправлен домой. Тогда он и поступил на подготовительный курс Днепропетровского государственного художественного училища.
В 1956 году Анатолий Петрович со своей супругой Людмилой Николаевной приехал в Центральный Казахстан, в Караганду - край, который стал для них родным и которому он посвятил свои лучшие произведения.
- Не знаю, как бы сложилась моя творческая судьба, - вспоминал Анатолий Петрович, - если бы однажды я не встретил своего земляка Владимира Савенкова, который работал в Караганде художником- оформителем. Он посоветовал мне приехать и поработать в Караганде.
Скульптор создал большую галерею портретов - шахтеров, металлургов, тружеников села, ученых, общественных деятелей, в которых воплотил образ поколения наших отцов и старших братьев. Среди них - монументы «Шахтерская слава» и «Металлурги», памятники Герою Советского Союза Нуркену Абдирову, академику Евнею Букетову, Василию Язеву, Генриху Фогелеру и др. Созданные им памятники и монументы украсили улицы многих городов нашей страны, а станковые произведения хранятся в собраниях государственных коллекций не только Караганды, но и Астаны, Алматы, Москвы, в Ворпсведе (Германия).
Из партийно-производственной характеристики, подписанной директором Карагандинского ХПМ А. Рыжиковым и секретарем парторганизации Ю. Березеным: «Тов. Билык А.П. проводит большую общественную работу. Ранее избирался руководителем общественных организаций: председателем творческой секции с 1960 по 1965 гг., секретарем первичной партийной организации СХ и ХПМ Казхудожфонда с 1968-1972 гг. С 1972 г. избран председателем правления Карагандинской организации Союза художников Казахстана».
В 1975 году постановлением областного бюро КП Казахстана за подписью секретаря обкома В. Акулинцева А. Билык вновь утверждается председателем правления Карагандинской организации Союза художников Казахстана.
Триумфальными для Анатолия Билыка стали 70-е годы. Они начались с победы в конкурсе на создание памятника шахтерам. Работа длилась два года. Сейчас это монумент «Шахтерская слава». Это была сложная работа, особенно для молодого скульптора. В городе не было мастерской, где можно было начать работу над восьмиметровым монументом. Ему пришлось ехать в Москву, где он арендовал помещение известного скульптора Меркурова.
В 1974 году был торжественно открыт монумент «Шахтерская слава». Созданный художником собирательный образ рабочего человека сделал этот монумент символом Караганды, ее истории и сегодняшнего дня.
Еще одна историческая дата в истории нашей Караганды - в этом году исполняется 60 лет памятнику летчику, Герою Советского Союза Нуркену Абдирову.
Газета «Социалистическая Караганда» 31 октября 1958 года писала: «На площади у Дворца спорта в торжественной обстановке был открыт памятник летчику-герою. Взволнованно говорили о славном воспитаннике Карагандинского комсомола секретарь горкома ЛКСМК тов.Калинин, друг Нуркена - Кагаз Саденов, взрывник шахты № 37 тов. Шаповалов, студент политехнического института тов.Ахметжанов, пионерка средней школы № 6 Лора Карагодина. С большим вниманием участники митинга слушали выступление матери героя - Багжан Абдировой. Она призвала молодежь быть такой же смелой и отважной, так же горячо любить Родину, как любил ее Нуркен… Десятиметровый памятник, выполненный по проекту молодых карагандинских скульпторов Ю. Гуммеля и А. Билыка, венчает двухметровая фигура Нуркена. Его сильная рука уверенно лежит на штурвале полыхающего огнем самолета…»
Жизнь и творчество Анатолия Петровича Билыка были очень насыщенными и интересными, в каждой своей работе он старался проявить все свои способности, весь свой талант.
50 лет назад, в 1968 г., был установлен памятник в Каркаралинске «Борцам за восстановление Советской власти». В том же году А. Билык возводит там еще один монумент - «Боевая слава». Он повествует не о боевых героях, а о подвиге Матери, ждущей и оплакивающей своих сыновей. Это памятник всем матерям, затаившим боль, схоронившим ее глубоко в сердце. Именно она заставила героиню Билыка выпрямить спину, крепко сжать губы, чтобы не вырвался стон, а взгляд устремить за горизонт в надежде увидеть своих детей живыми. Два каркаралинских памятника, выполненных тридцатичетырехлетним художником, окончательно определили его путь художника-монументалиста и выявили основные изобразительные приемы, которые в дальнейшем будут развиваться и совершенствоваться.
Новое тысячелетие вдохнуло в художника новые силы. Первым свидетельством возрождения творческих сил Билыка стал портрет Первого Президента страны (2000 г.). Он показал неординарность личности, социальную и политическую значимость героя скульптуры. Фигура Главы государства с планом Астаны в руках - неоспоримая удача художника.
Перед главным входом в Карагандинский государственный университет стоит памятник академику Е.А. Букетову. Эту работу Анатолий Петрович очень любил, ведь он знал Букетова лично, неоднократно встречался с ним. И таких прекрасных работ, которые украшают наш город, было немало.
Своим вдохновенным трудом Анатолий Петрович Билык подает пример самоотверженного служения людям. А его скульптуры стали визитной карточкой Караганды и отражением духовного, нравственного потенциала нашей страны.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Они сражались за Родину 20.10.2020

    Разыскиваются родственники девушек-танкисток. Эхо войны смолкнет еще не скоро. Все меньше становится тех, кто прошел сквозь огонь и ливень пуль, и память о них будет жить вечно. А сколько тех, кто остался лежать безвестным на полях сражений.

  • Хранительница памяти 17.10.2020

    Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова провел республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Актуальные проблемы исторической науки», посвященную 70-летию кандидата исторических наук, доцента и руководителя центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбековой. А 16 октября, в день ее рождения, состоялся расширенный ученый совет.

  • Ученый, педагог, наставник 15.10.2020

    16 октября 2020 года исполняется 70 лет Нурсахан Ахметовне Бейсенбековой. Когда-то много лет назад Кали Жуасович Жуасов, декан исторического факультета, личность легендарная в истории вуза, произнес наполненные глубоким смыслом слова о том, что факультет всегда был его родным домом. Вслед за ним эти слова могли бы повторить многие из тех, кто работал и работает сегодня на истфаке. И среди них, несомненно, Н.А. Бейсенбекова.

  • Покой нам только снится 01.10.2020

    Про таких, как Виктор Чайка, говорят - борец за правду. Его смелые высказывания нравятся не всем, но он добивается того, чтобы жизнь пожилых карагандинцев стала еще лучше. Наш герой принимал самое активное участие в обсуждении проекта Закона «О ветеранах», который был принят в этом году. Теперь он тщательно изучает проект Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие», который Правительство намерено разработать до 2025 года. И так Виктор Яковлевич живет всю жизнь.

  • Из далеких встреч: Роза Багланова 01.10.2020

    Полсотни лет назад как турист, экскурсовод, любитель природы и старины я часто посещал город на опушке леса - волшебный Каркаралинск. И только однажды оказался здесь как корреспондент «Индустриальной Караганды». Идея командировки принадлежала редактору Игорю Владимировичу Казанцеву, от которого и получил официальное удостоверение. Документ авторитетного органа партийной печати был неоспорим. Я беседовал без помех с рядом руководителей городских и районных служб.

  • Из далеких встреч: Яков Бычек 29.09.2020

    Мы живем на планете Сарыарка с непредсказуемыми краеведческими поворотами. Мог ли я предполагать, что получу в подарок книгу А.Ф. Христенко «Сельское хозяйство в сухостепной части Казахстана» (Караганда, 2002). Научный труд с подписью автора. Стоит и дата: 2 августа 2002 года. Возьмем несколько строк из вступительной части книги:

  • Из далеких встреч: Ян Плятер-Гаевский 24.09.2020

    По памяти это был или 1957-й или 1958 год. Мне двадцать лет. Караганда. Лето. Стадион «Динамо». Зрители окружили баскетбольную площадку. Только на ней резвилось не баскетбольное братство, а всего два человека. С ракетками в руках они гонялись за мячиком, ловко переправляя его через сетку. Игра называлась большой теннис. Участников я знал. Первым называю Келлера, тренера ряда видов спорта. А противостоял ему моложавый пан Ян Янович Плятер-Гаевский в ослепительно белой форме: шорты, безрукавка, тапочки. Был и судья - фехтовальщик Ю.Г. Корженевский.

  • Гордость Нуры 17.09.2020

    Директор крупнейшего зернового хозяйства Карагандинской области ТОО «Шахтерское» Георгий Прокоп 11 ноября отметит свой 70-летний юбилей. К сожалению, пандемия и карантинные ограничения вносят коррективы во все планы, в том числе и в праздничные.

#birgemiz