02 октября 2018 года 2020

Монументальный пример

Автор: Жанагул Турсынова, руководитель государственного архива Карагандинской области

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, академика Академии художеств республики, почетного гражданина города Караганды (1999 г.), обладателя ордена «Достық» II степени (2004 г.), одного из основателей областного отделения Союза художников Анатолия Билыка. Творчество известного скульптора, нашего замечательного земляка Анатолия Петровича Билыка - это яркое явление в культуре и искусстве не только Карагандинской области, но и всего Казахстана.

В партийном фонде государственного архива Карагандинской области хранится личное дело коммуниста Билыка, а также его личный архивный фонд, который был открыт в 2011 году. По документам можно проследить жизнь и творчество этого талантливого скульптора, который оставил яркий след в истории многонациональной Карагандинской области.
Родился Анатолий Петрович Билык на Украине 20 ноября 1928 года в селе Крамарка Днепропетровской области. Когда ему было два года, родители - Петр Харитонович и Мария Дмитриевна - переехали в город Новомосковск. Отец работал бухгалтером на заводе.
Дядя Анатолия Петровича, Гавриил Хартинович, был профессиональным художником. Они ходили вместе на этюды, он наблюдал, как работает дядя, и сам старался писать пейзажи.
Счастливое детство закончилось, когда началась Великая Отечественная война. Многие дети того поколения росли без отцовской любви, материнской нежности и ласки. Он, как и многие дети, верил и надеялся на победу. В 1941 году под Киевом на фронте погибает его отец. Вместе с матерью и 4-летней сестренкой в голоде и неустроенности жили на оккупированной территории.
В 1943 г. после освобождения Новомосковска, Анатолий Петрович добровольно ушел в Красную Армию, где был зачислен в 41-ю противотанковую дивизию как воспитанник - сыном полка. В 1944 г. как несовершеннолетний был отправлен домой. Тогда он и поступил на подготовительный курс Днепропетровского государственного художественного училища.
В 1956 году Анатолий Петрович со своей супругой Людмилой Николаевной приехал в Центральный Казахстан, в Караганду - край, который стал для них родным и которому он посвятил свои лучшие произведения.
- Не знаю, как бы сложилась моя творческая судьба, - вспоминал Анатолий Петрович, - если бы однажды я не встретил своего земляка Владимира Савенкова, который работал в Караганде художником- оформителем. Он посоветовал мне приехать и поработать в Караганде.
Скульптор создал большую галерею портретов - шахтеров, металлургов, тружеников села, ученых, общественных деятелей, в которых воплотил образ поколения наших отцов и старших братьев. Среди них - монументы «Шахтерская слава» и «Металлурги», памятники Герою Советского Союза Нуркену Абдирову, академику Евнею Букетову, Василию Язеву, Генриху Фогелеру и др. Созданные им памятники и монументы украсили улицы многих городов нашей страны, а станковые произведения хранятся в собраниях государственных коллекций не только Караганды, но и Астаны, Алматы, Москвы, в Ворпсведе (Германия).
Из партийно-производственной характеристики, подписанной директором Карагандинского ХПМ А. Рыжиковым и секретарем парторганизации Ю. Березеным: «Тов. Билык А.П. проводит большую общественную работу. Ранее избирался руководителем общественных организаций: председателем творческой секции с 1960 по 1965 гг., секретарем первичной партийной организации СХ и ХПМ Казхудожфонда с 1968-1972 гг. С 1972 г. избран председателем правления Карагандинской организации Союза художников Казахстана».
В 1975 году постановлением областного бюро КП Казахстана за подписью секретаря обкома В. Акулинцева А. Билык вновь утверждается председателем правления Карагандинской организации Союза художников Казахстана.
Триумфальными для Анатолия Билыка стали 70-е годы. Они начались с победы в конкурсе на создание памятника шахтерам. Работа длилась два года. Сейчас это монумент «Шахтерская слава». Это была сложная работа, особенно для молодого скульптора. В городе не было мастерской, где можно было начать работу над восьмиметровым монументом. Ему пришлось ехать в Москву, где он арендовал помещение известного скульптора Меркурова.
В 1974 году был торжественно открыт монумент «Шахтерская слава». Созданный художником собирательный образ рабочего человека сделал этот монумент символом Караганды, ее истории и сегодняшнего дня.
Еще одна историческая дата в истории нашей Караганды - в этом году исполняется 60 лет памятнику летчику, Герою Советского Союза Нуркену Абдирову.
Газета «Социалистическая Караганда» 31 октября 1958 года писала: «На площади у Дворца спорта в торжественной обстановке был открыт памятник летчику-герою. Взволнованно говорили о славном воспитаннике Карагандинского комсомола секретарь горкома ЛКСМК тов.Калинин, друг Нуркена - Кагаз Саденов, взрывник шахты № 37 тов. Шаповалов, студент политехнического института тов.Ахметжанов, пионерка средней школы № 6 Лора Карагодина. С большим вниманием участники митинга слушали выступление матери героя - Багжан Абдировой. Она призвала молодежь быть такой же смелой и отважной, так же горячо любить Родину, как любил ее Нуркен… Десятиметровый памятник, выполненный по проекту молодых карагандинских скульпторов Ю. Гуммеля и А. Билыка, венчает двухметровая фигура Нуркена. Его сильная рука уверенно лежит на штурвале полыхающего огнем самолета…»
Жизнь и творчество Анатолия Петровича Билыка были очень насыщенными и интересными, в каждой своей работе он старался проявить все свои способности, весь свой талант.
50 лет назад, в 1968 г., был установлен памятник в Каркаралинске «Борцам за восстановление Советской власти». В том же году А. Билык возводит там еще один монумент - «Боевая слава». Он повествует не о боевых героях, а о подвиге Матери, ждущей и оплакивающей своих сыновей. Это памятник всем матерям, затаившим боль, схоронившим ее глубоко в сердце. Именно она заставила героиню Билыка выпрямить спину, крепко сжать губы, чтобы не вырвался стон, а взгляд устремить за горизонт в надежде увидеть своих детей живыми. Два каркаралинских памятника, выполненных тридцатичетырехлетним художником, окончательно определили его путь художника-монументалиста и выявили основные изобразительные приемы, которые в дальнейшем будут развиваться и совершенствоваться.
Новое тысячелетие вдохнуло в художника новые силы. Первым свидетельством возрождения творческих сил Билыка стал портрет Первого Президента страны (2000 г.). Он показал неординарность личности, социальную и политическую значимость героя скульптуры. Фигура Главы государства с планом Астаны в руках - неоспоримая удача художника.
Перед главным входом в Карагандинский государственный университет стоит памятник академику Е.А. Букетову. Эту работу Анатолий Петрович очень любил, ведь он знал Букетова лично, неоднократно встречался с ним. И таких прекрасных работ, которые украшают наш город, было немало.
Своим вдохновенным трудом Анатолий Петрович Билык подает пример самоотверженного служения людям. А его скульптуры стали визитной карточкой Караганды и отражением духовного, нравственного потенциала нашей страны.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Хормейстерский корпус. Новикова. Кулакова 14.02.2019

    О работе хормейстера мало что говорят и практически не пишут. Тем не менее именно они вносят весомую лепту не только в создание яркой и стройной музыкальной картины спектакля, но и его звучания на протяжении всех лет проката. В этом материале речь пойдет о Галине Новиковой и Елене Кулаковой.

  • Творчество - это навсегда 14.02.2019

    Известный карагандинский журналист и писатель Суйиндик Жанысбай отметил свое 70-летие.

  • Выше страстей 12.02.2019

    Черная мантия, невозмутимое лицо, бесстрастный голос, кресло на возвышении... Зал заседаний сродни храму правосудия, а судья, словно священник, выше мирских страстей. Такую картинку часто рисуют в своем воображении многие из нас.

  • Жизнь на высоте 12.02.2019

    Первые лифты в Караганде были установлены в доме, в котором находится магазин «Юбилейный», 52 года назад. С тех пор не только в Караганде, но и в стране изменилось многое.

  • Один в поле воин 12.02.2019

    Краевед, этнограф, археолог, библиограф Леонид Семенов прожил жизнь нелегкую, но яркую. Под его руководством в 1938 году состоялась первая экспедиция Карагандинского историко-краеведческого музея. Программа поездки, снаряженной одноконной подводой и специальной будкой, предполагала сбор материалов и приобретение экспонатов, массовую работу среди населения.

  • Солнце и зайчики 05.02.2019

    Когда в прошлом году в поселке Нура трем воспитанникам Дома юношества при детском доме «Кулыншак» собирались вручить ключи от новеньких квартир, выяснилось, что, так как у ребят нет местной прописки, жилье им не положено.

  • Блестящий взлет 05.02.2019

    Он поехал в Санкт-Петербург - в город, в котором хотел жить и работать, потому что любил и обожал его великолепие и особый шарм. Попытка пройти в Академию молодых оперных певцов при Мариинском театре увенчалась успехом, но тут же оборвалась из-за премьеры «Принцессы цирка» в родном Академическом театре музыкальной комедии.

  • Балхашский Левитан 05.02.2019

    Недавно 75-летний юбилей отметил человек, которого по голосу узнает не одно поколение наших земляков. Его в народе так и зовут - балхашский Левитан. Начиная с 1970 года, каждый День Победы он ведет репортаж с шествия горожан к мемориалу павшим балхашцам, внося в церемонию особую трогательность. И мы уже не представляем памятный день без голоса старожила нашего города Петра Кушнирова.