27 сентября 2018 года 387

Услышать друг друга

Автор: Светлана СБРОДОВА

Вопросы качества оказания медиативных услуг обсуждались во время заседания региональной Коалиции демократических сил «Казахстан-2050», которое состоялось в Доме дружбы. По словам руководителя Центра разрешения конфликтов «Диалог» Татьяны Савицкой, у нас развелось слишком много непрофессиональных медиаторов, их, по официальным данным, порядка 287. Причем многие медиаторами только числятся, а те, кто и практикует, не имеют необходимых сертификатов. 

- Прошло то время, когда каждый работал так, как считал нужным, - сказала руководитель ЦРК «Диалог». - Чтобы у населения было больше доверия к медиаторам, надо понимать, где профессионалы, а где - любители. Прежде чем пользоваться их услугами, необходимо проверить уровень квалификации, поинтересоваться наличием утвержденных государством сертификатов. Вообще, должно быть три ступени обучения, где указано, что прослушано не менее 50 часов. Поощряются и дополнительные курсы. Хочу отметить, что те, кто действительно занимается профессионально в этой области, достигли успехов. У нас многие общественные организации достаточно компетентные в этой области. И это понимают сами граждане. Ведь на самом деле преимуществ у медиации гораздо больше, чем у судебной системы. Вот вам удачный пример: молодая пара, у которой растет дочь, полгода не жила вместе и никак не могла решить порядок общения с ребенком. На третий час медиации родители пришли к нам за ручку и объявили, что сохранят свой брак. Еще один серьезный случай, который, на мой взгляд, заставил многое пересмотреть. Полтора года в суде никак не могли разобрать социальный конфликт между женой и мужем, за которыми стояло много родственников, негативно настроенных друг к другу. Из-за этого стороны не могли услышать друг друга. После четырех часов отдельной работы на нашей площадке ненависть и злоба бывших супругов немного отступили. Нам удалось убедить их в том, что необходимо слушать, услышать и понять друг друга, только на пятом часу работы медиатора! На шестом часу они подписали соглашение. Конечно, очень нелегко работать с конфликтными ситуациями, но есть определенные технологии, которые на самом деле работают.
Стоит отметить, что спектр регулируемых вопросов с помощью медиации расширяется. Все чаще стали разбирать случаи с КСК, помогать решать проблемы в сфере ЖКХ, с органами опеки, семейно-брачными отношениями, имущественными сделками, экономическими. И даже сами представители юстиции признают, что эффект от медиации больше, чем от судебной работы. Потому что там идут примирительные процедуры, где судья, делая правовую оценку, фактически заставляет вторую сторону принять рекомендуемую позицию.
Между тем, по мнению Татьяны Савицкой, чтобы был толк от подобных заседаний региональной Коалиции, спикерам необходимо тщательнее готовиться. Во время отчетов должны звучать не только сухие цифры о количестве проведенных блиц-опросов. Чтобы иметь полную картину, ее надо подкреплять живыми примерами и предложениями, как исправить положение.
- Я считаю, если уж на этой площадке собрались профессионалы своего дела, то как минимум они должны владеть ситуацией и вырабатывать рекомендации для дальнейших действий, - сказала она. - На это же тратятся деньги. Иначе мы не увидим результата и так и будем топтаться на одном месте. Медиация не решается в кабинетах. Надо работать с реальными людьми, рассматривать их истории.
Нашлось, что рассказать и председателю ОФ ДПК «Ак жол» Ермеку Абильдину, который по совместительству является президентом Ассоциации предпринимателей и сервисных услуг.
По его словам, к ним чаще обращаются, чтобы урегулировать мирным путем исход ДТП. И здесь, признается, медиатору необходимо приложить немало умения, старания и опыта, чтобы убедить стороны подписать соглашение. Ведь часто противится либо пострадавшая сторона, либо виновная, требуя составить протокол, затем оценить ущерб и так далее. В конце это дело рассматривается в суде, и кто-то лишается прав. Все это хлопотно, тратится время, не обойтись и без материальных затрат.
- В последнее время приходится решать вопросы и с выплатой алиментов, - рассказывает Ермек Абильдин. - Причем, как правило, попадаются сложные случаи, когда отец годами не платит своему ребенку. Более того, частный судебный исполнитель подолгу разыскивает родителя, а после выясняется, что тот нигде не работает или существенно занижает свой доход. И таких дел, к сожалению, очень много! В таких моментах медиатор просто незаменим. И положительных результатов много. А недавно к нам обратился сам должник и попросил мирным путем наладить отношения с бывшей супругой, чтобы добровольно платить деньги на содержание ребенка и иметь возможность с ним общаться.
Открыть единый колл-центр предлагает директор института разрешения конфликтов и медиации Александр Пак. По его словам, это одна из моделей перспективного развития медиации в нашем регионе. Только для этого государство, НПО и различные организации должны работать в тандеме. Друг без друга в этой ситуации, считает он, будет довольно сложно внедрить подобную идею.
- Несмотря на то, что медиация не нова для нашего общества, - рассказывает Александр Пак, - в Казахстане все еще сложно продвигается эта модель разрешения конфликтных ситуаций. Хотя она призвана решать социальные проблемы общества. Поэтому важно как можно больше рассказывать о перспективах этого института. Замечу, у нас не американская модель, это симбиоз немецкого гражданского процесса и голландской медиации. Конечно, с учетом нашей ментальности мы выработаем свою модель, но, сами понимаете, пока отшлифуются все шероховатости, уйдет время.
Как отметила первый заместитель председателя ОФ партии «Нұр Отан» Кадиша Оспанова, чтобы и дальше общество правильно ориентировалось в этой системе, необходимо переходить на новые формы разрешения проблем.
- Это сравнительно молодое правовое поле сейчас активно внедряется во всех сферах нашей жизни, - отметила она. - Население должно понимать, что разрешение конфликтных ситуаций с помощью медиатора - это практически стопроцентный успех. В год в общественную приемную партии «Нұр Отан» обращаются около пяти тысяч человек. Чтобы здесь и сейчас решать их проблемы, мы привлекаем специалистов разных уровней, подписываем меморандумы с уполномоченными органами. Чтобы работать на опережение, проводим и профилактические мероприятия. Активно мониторятся и социальные сети, где граждане выступают с теми или иными проблемными вопросами. И все потому, что у народа накипело! Надо признать, власти в последнее время чаще реагируют на подобного рода обращения. И здесь профессиональные медиаторы просто незаменимы.
Кстати, в конце заседания представители региональной Коалиции демократических сил выработали свои рекомендации, как дальше решать проблемы медиации и продвигать эту модель урегулирования спорных вопросов в обществе.
Фото Дмитрия Кузмичева

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Не по сеньке ранец 20.10.2018

    Вопросом неподъемных школьных ранцев вновь озаботились на уровне Правительства. На днях глава Кабмина Бакытжан Сагинтаев поднял тему, актуальную для многих родителей, которые сокрушаются над тем, как же трудно их детям.

  • В царстве нот и азбуки Брайля 20.10.2018

    Открытия нового корпуса Карагандинской областной спецбиблиотеки для незрячих и слабовидящих граждан ее читатели ждали давно. После сильного пожара, произошедшего в 2014 году, когда полностью выгорел один из корпусов, сотрудникам приходилось ютиться на маленькой территории. И вот, наконец, проведенный в июне прошлого года на средства областного бюджета ремонт придал зданию современный ухоженный вид и исполнил давнюю мечту активных карагандинцев, имеющих нарушения зрения, - объединил под одной крышей мир книги и мир музыки. 

  • «Говорит и показывает Караганда!» 20.10.2018

    Телеканал «SARYARQA» отметил свое 60-летие.

  • Доступная «Орда» 20.10.2018

    О запуске новой программы ипотечного кредитования заявил один из крупнейших небанковских финансовых институтов в Казахстане - АО «Ипотечная организация «Казахстанская ипотечная компания», дочерняя структура АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».

  • 274 «лошади» под капотом 20.10.2018

    АО «АрселорМиттал Темиртау» продолжает работу по обновлению автопарка угольного департамента.

  • Жилье в хорошие руки 20.10.2018

    Молодые специалисты градообразующего предприятия поселка Молодежного - Карагандинского управления эксплуатации «Канал им. Каныша Сатпаева» - получили ключи от трехкомнатных квартир.

  • Самые мудрые, добрые, близкие! 20.10.2018

    По инициативе совета ветеранов Октябрьского района г. Караганды на базе школы-гимназии № 95 состоялась встреча ветеранов педагогического труда. На встречу пришли старейшие педагоги из Сортировки, Пришахтинска и Майкудука. Их приветствовали ученический и учительский коллективы школы.

  • Особая ипотека 18.10.2018

    На текущий день на получение займов по программе «7-20-25» подано 3539 заявок на сумму 42 млрд тенге, из них банками одобрено 2352 заявки на 28 млрд, сообщил председатель Национального банка Казахстана Данияр Акишев, выступая с докладом на заседании Правительства РК.