27 сентября 2018 года 537

Двери закрываются - декорации остаются

Автор: Наталья ПРУС

Очередной рейд «Индустриалки» по доступности областного центра для категории лиц, передвигающихся на креслах-колясках, начался утром с ожидания автобуса на остановке на ДК горняков. Традиционно нашей спутницей стала председатель ОО «Центр социальных услуг» Светлана Пономарева.  Чтобы добраться до работы, девушке сначала приходится преодолевать ступени в собственном подъезде, и крепкий водитель специализированного транспорта спускает ее с десятого этажа на девятый, а далее, после поездки в лифте, вывозит из подъезда на улицу. По лестнице можно двигаться лишь на задних колесах, а передние задрать так, что кресло, без соответствующего навыка помощника, готово перевернуться. Увы, так скачут многие, и подъезды в жилых домах - первое препятствие на пути к социально активной жизни. 

…Зеленый низкопольный 43-й автобус (760 АА) показался минут через пять. «С пандусом», - предположили мы и подвинулись к самому краю дороги, чтобы водитель транспорта смог нас видеть. Представили (насмотревшись европейских социальных роликов о доступности), как он предусмотрительно выйдет, увидев нас на остановке, улыбнется, опустит пандус, закатит коляску.
Но средние двери открылись далеко от Светланы, и пока она искала к ним проход через нишу в бордюре, я направилась к экипажу с просьбой откинуть нам пандус.
- У нас его нет, - прозвучало в ответ.
Мы удивились, но настаивать не стали, тем более что не увидели на переднем стекле автобуса заветного знака о доступности его для инвалидов. Кто знает, может, из 24 приспособленных «МАНов», курсирующих по городу, именно этот оказался с неполадками.
Мимо прошли еще по два «45» и «43», но все со ступеньками, и через 20 минут моя замерзшая спутница, включив приложение bus09.kz, показывающее движение автобусов, вздохнула:
- Если бы в нем были отмечены автобусы с пандусами, то можно было бы высчитать, в какое время нужный транспорт подъедет к остановке... Утром выходила бы на остановку минут за семь-десять.
Пока она рассуждала, согревая ладони, я вспомнила, как несколько лет назад, после обновления автопарка, мы с председателем общественного объединения «Арман» устроили первую проверку. Тогда водители, не пожелавшие раскидывать пандусы, нам объяснили, что не хотят возиться с механизмом - вдруг в него попадет какой-нибудь камешек, и он не закроется…
- Они, наверное, заржавели, - прокомментировала женщина, глядя на Светлану, сидящую в кресле-коляске. - Ни разу не видела, чтобы водитель откидывал пандус.
- Или их прикрутили намертво, - добавил молодой человек, предложив затащить коляску в автобус. Вместе с моей спутницей она весит около 80 килограммов. Двое взрослых мужчин смогут ее поднять, но рисковать мы не стали, так как хотели проверить доступность транспорта, а не готовность окружающих нам помочь.
- Два месяца назад партия «Нұр Отан» организовала выезд в автопарк № 3 с целью проверки автобусов на соответствие стандартам для перевозки людей с инвалидностью, и нас как экспертов пригласили в рабочую группу, - поделилась Светлана Пономарева. - В числе прочего продемонстрировали и выдвигающийся пандус. Как только коляска заезжает в накопитель, ставишь ее на тормоз, прислоняешь спинкой сиденья к стене против движения транспорта и пристегиваешься ремнями - словом, все предусмотрено для комфортной поездки пассажира. Правда, чтобы открыть пандус, водителю нужно покинуть кабину и иметь соответствующие навыки. По словам директора автобусного парка, в настоящее время потребности в пандусах нет. Потому что нет людей, которые хотят жить активно и перемещаться по городу.
Мне как председателю общественного объединения в это трудно поверить. А желающих мало, потому что не каждый готов зябнуть на остановке или просить о помощи. С другой стороны, автопарки выдают бесплатные проездные инвалидам I группы, незрячим и колясочникам, но лишь единицы могут ими воспользоваться.
…Следующим объектом для проверки стал Карагандинский областной суд. Здесь выявленные департаментом Комитета труда, социальной защиты и миграции нарушения должны были быть устранены в срок до 30 июня, о чем свидетельствовало гарантированное письмо, подписанное руководителем администраторов судов Б. Нурпеисовым.
Во-первых, подъехав к зданию, мы не нашли места для парковки. Под значком «Стоянка для инвалидов» стояли две машины, явно не имеющие на это право. Раздолье для дорожной полиции, отметили мы, и зафиксировали безобразие на телефон. Пользуясь случаем, хотелось бы спросить службу, отвечающую за порядок на дорогах: сколько в этом году они выписали штрафов за такую несанкционированную парковку?
Коляска споткнулась о высокий бордюр, объехать который Светлана не смогла. Но это было лишь первое и самое легко преодолимое препятствие: от здания Фемиды тянулись многочисленные ступени, с двух сторон украшенные 45-градусными горками.
- По ним я не поднимусь даже с помощью помощника, - заметила моя спутница. – Чтобы толкать коляску, нужна недюжинная сила. Хотя места перед зданием, чтобы продлить пандусы, достаточно.
Поднявшись по ступенькам, я позвонила в звонок (не поняла, зачем кнопка для вызова на двери, если человек, ограниченный в передвижении, до нее просто не доберется. - Авт.), и два охранника поведали, что ремонт все же был: на один из пандусов постелили антискользящее покрытие и «поправили» поручни, чтобы они не шатались...
Второй государственный объект, где работы должны были быть закончены в июле, - областная клиническая больница по адресу: ул. Ерубаева, 15. Здесь расположено несколько корпусов: гинекологический, хирургический и родильное отделение с приемным покоем. Я не знаю, забираются ли по таким пандусам мамы с колясками и санитары с каталками, но риск перевернуться и потерять на таких аттракционах равновесие очень высок.
В административном корпусе, куда мы направлялись, пандус вообще не предусмотрен, и человеку на коляске попасть в него можно только через родильное отделение.
Пандус, который администрация больницы (гарантийное письмо подписано М. Абеуовым) обещала привести к стандартам, так и остался нетронутым. Причина оказалась банальной - уже после подписания гарантийного письма вышел новый приказ о перестройке приемных покоев, и пандус решили пока не трогать, раз все равно придется делать реконструкцию здания. Сейчас идет капитальный ремонт в терапии, затем он дойдет до хирургического корпуса, потом гинекологического и, наконец, до родильного отделения. И тогда, конечно, эти лестницы в небеса уберут…
В 2018 году завершается третий этап плана мероприятий по созданию условий для лиц с ограниченными возможностями, где доступность - одно из направлений. Паспортизация объектов завершена, может, надо принимать более жесткие меры?
Продолжая тему доступности, Светлана Пономарева поделилась, что ее на днях пригласили в выездную комиссию по вопросам, касающимся реконструкции Карагандинского городского парка. Открыли четыре туалета для здоровых людей, но человек с физическими ограничениями попасть в них не сможет. Теперь необходимо ждать третий этап реконструкции, рассчитанный на 2019 год, чтобы вынести этот вопрос на обсуждение.
- На площадке в новой части парка уже проводили мероприятия, приезжали столичные артисты, - заметила она, - и знаю, что люди на колясках хотели туда пойти. Два года прошло с момента ратификации Конвенции о правах инвалидов, а мы по-прежнему при разработке и планировании проектов не учитываем их потребности, забывая, что инвалидом человека делает не заболевание, а неприспособленная окружающая среда.
…Проезжая мимо здания бизнес-центра на пр. Нуркена Абдирова, обратили внимание на новый длинный железный пандус. Два банка в этом здании оказались легкодоступными. А внутри одного из них приятно удивила выставка-продажа изделий, сделанных руками детей с инвалидностью, с ящиком для пожертвований. Таким и должно быть настоящее социальное партнерство. Без напоминаний, жалоб и просьб.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Три сердца в парке 15.12.2018

    Для Данияра Курманова, руководителя общественного молодежного фонда «Через Вселенную», любовь к Родине начинается с посаженного дерева. Кажется, пустяк? Да. Если посадил и бросил. А если посадил и видишь, как оно растет, то к нему привязываешься, оно становится родным. И когда ему сетуют на плохую экологию, он всегда спрашивает, а что вы сделали для ее улучшения?

  • Дань уважения 13.12.2018

    В семейном доме пос. Г. Мустафина Бухаржырауского района, где проживают 25 одиноких пожилых людей и инвалидов, - радость. Накануне Дня Независимости к подопечным с подарками и поздравлениями приехали сотрудники прокуратуры.

  • Источник радости 13.12.2018

    В торговом центре «Алтын-Арба» в Караганде необычный фестиваль «Искры добра» заявил о себе во второй раз. Тех, кто пришел в выходные дни сделать покупки, привлекали не только популярные хиты и классические мелодии, но и выставка-ярмарка картин, вязаных кукол, дамских украшений, поделок из бисера. 

  • Поверить в себя 11.12.2018

    Проект «Бастау» помог безработным и самозанятым людям обогатиться необходимыми знаниями и начать предпринимательскую деятельность. Благодаря чему Карагандинская область уверенно лидирует по эффективности реализации программы, охватив практически все города и районы региона.

  • К празднику готовы 11.12.2018

    Более двухсот общественных мероприятий будет проведено в Карагандинской области в период празднования Дня Независимости РК.

  • «Мягкая сила» 11.12.2018

    Обсудить особенности освещения в СМИ вопросов в религиозной сфере, поделиться опытом и послушать мнение экспертов имели возможность журналисты со всего Казахстана, работающие по этой теме.

  • Дружная туристская семья 11.12.2018

    В этом году Карагандинский областной туристский клуб отмечает свое 55-летие. Примечательно, что празднование юбилея прошло в День Первого Президента РК, а площадкой для торжества стал Дом культуры Нового Майкудука.

  • Неравнодушный гражданин 08.12.2018

    Социальный проект «Belsendi аzamat» («Активный гражданин») заработает в Караганде с начала нового года. Пока интернет-платформа находится в стадии доработки, в соцсетях в полной мере осуществляется маркетинг и обсуждаются злободневные для города темы.