27 сентября 2018 года 497

Где бежим, а где ползем

Автор: Беседовала Наталья ПРУС

Девятилетняя Мадина приехала на психолого-медико-педагогическую консультацию из Осакаровского района с папой. В июне врачи нашли у ребенка неизлечимое заболевание, и родители решили перевести ее из школы-интерната для детей с нарушением зрения, расположенной в Караганде, в школу, расположенную рядом с домом. По закону об образовании сегодня каждый ребенок может обучаться по месту жительства. Правда, в этом случае, уверяют специалисты ПМПК, он не всегда получит необходимую коррекционную поддержку. Областная ПМПК №2 в городе Темиртау была открыта приказом главы региона в октябре 2016 года в связи с острой необходимостью в данных учреждениях. В декабре начался ремонт в помещении бывших мастерских специальной школы-интерната для детей с тяжелым нарушением речи, и после реконструкции, в апреле 2017 года, прошел первый прием. 

Специалисты, а это психиатр, педагог-психолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, офтальмолог и невропатолог, постарались создать комфортные условия для каждого ребенка. Через адаптированное зеркало Гезелла психиатр может наблюдать за маленьким гостем, не мешая ему. Поэтому дети ведут себя естественно, и педагогическая ситуация оценивается правильно. В комнате междисциплинарной диагностики также есть сухой бассейн, где ребенок под контролем психолога может расслабиться.
На вопросы о том, как часто родители стали выбирать вместо специального инклюзивное образование, о готовности наших учреждений работать с такой категорией детей, трудностях внедрения инклюзива ответила руководитель консультации Татьяна Кудрявцева.
- Еще год назад мы значительно меньше детей направляли для обучения и воспитания в условиях инклюзивного образования. Выезжая в отдаленные сельские районы, убедились, что большая часть родителей не готова поместить ребенка в специальные условия вне дома, например, в специальные школы-интернаты по преодолению ведущего нарушения. Они хотят, чтобы их дети жили и учились по месту жительства, и, соблюдая права ребенка, образовательную политику нашего государства, мы определяем их в детские сады и школы инклюзивно. Но, увы, часто это происходит стихийно, без специальной коррекционной поддержки. В области пока недостаточно кабинетов психолого-медико-педагогической коррекции и реабилитационных центров. Логопедов и дефектологов в районных образовательных учреждениях зачастую просто нет, не говоря уже о сурдо- и тифлопедагогах.
Если сравнивать уровень информированности населения о медицинских и образовательных правах ребенка, то жители города осведомлены лучше. И поэтому в районах мы ведем не только диагностико-консультативную, но и информационно-разъяснительную деятельность. Зачастую родители приходят на прием в ПМПК напряженные, негативно настроенные, не понимая, зачем их отправила на диагностику школа или детский сад, и наша задача объяснить каждому особенности развития его ребенка.
- В коррекционной поддержке трудно переоценить роль семьи.
- Важно, чтобы в семье принимали своего ребенка таким, какой он есть. И чем раньше это произойдет, тем эффективнее будет помощь. Когда ребенку восемь лет и больше, а семья считает, что у него «все хорошо», никто не сможет ее заставить думать по-другому. Есть примеры, когда родители прошли многих специалистов, неврологов, психиатров, в том числе зарубежных, имеют на руках заключения, но не хотят им верить. Такова психология «зеленого яблока» - мама отвергает актуальную информацию сейчас, но может принять ее через неделю, месяц, и мы, объясняя ситуацию, надеемся на ее здравый смысл. Случается, что родители не хотят лечить детей медикаментозно, считая, что это вредно для здоровья, но без лекарств некоторым маленьким пациентам не обойтись: на биохимические процессы в организме ребенка одними педагогическими методами воздействовать бывает бесполезно.
К сожалению, при такой позиции страуса, прячущего голову в песок, проблема только нарастает: семья приходит в ПМПК через полгода, и мы видим утяжеление состояния малыша. Но если родные понимают, что он чувствует, почему ведет себя так, а не иначе, участвуют в его коррекционно-образовательном маршруте, то как минимум половина успеха уже на их стороне. Такие родители не ставят точку в развитии малыша, и даже с тяжелейшими нарушениями он двигается вперед.
Хорошие результаты в реабилитации дает кабинет психолого-педагогической коррекции, недавно появившийся в Темиртау, и родители детей, прошедших там курс, записываются на него повторно. Правда, есть и те, кто возмущается, что в кабинете коррекции ребенка научили лишь держать ложку или ножницы, и тогда мы задаем вопрос родителю: «Почему до четырехлетнего возраста они сами этого не сделали?». Мы советуем им радоваться малейшим достижениям своих детей, рассказывая, какой прогноз у ребенка, если они будут с ним заниматься, и что его ждет, если оставят все как есть.
- Татьяна Владимировна, есть мнение, что порой родители здоровых детей не готовы к инклюзивному образованию?
- У нас был случай, когда малыш с расстройством аутистического спектра и задержкой психо-речевого развития пошел в общеобразовательный детский сад. А родители на имя директора дошкольного учреждения писали гневные письма с требованием убрать его из группы. Мальчик кричал во время тихого часа, бегал, мешал засыпать другим. Таким образом были нарушены права здоровых детей, а если бы в этом детском саду имелся тьютер, то есть педагог дополнительного сопровождения или специальный педагог, он бы забрал этого ребенка в сенсорную комнату, успокоил его.
Мы проводили внутренний опрос среди родителей о готовности их принять ребенка с особыми образовательными потребностями, и оказалось, что не возражает против совместного обучения примерно половина опрошенных. Проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что в их числе те семьи, в которых кто-то из родных имеет ограничения по здоровью. Они понимают сложности адаптации и социализации, у них нет страха, они размышляют, как помочь.
- Какие условия для специального и инклюзивного образования созданы в Темиртау?
- В городе есть общеобразовательные школы с классами для детей с ЗПР. Наибольшее количество их в ОСШ № 10 (с первого по девятый класс на каждой параллели), которая является опорной по реализации инклюзивного образования. Подобные классы имеются в ОСШ №№ 6, 31, 11. Также в Темиртау работают две специальные школы-интерната для детей с нарушением интеллекта и с тяжелым нарушением речи, и количество детей в них не уменьшается. Если в прошлом году в школу для детей с ТНР набрали два нулевых класса, то в этом - четыре. Потребность большая, но у малышей есть надежда, что через год они переведутся в обычные школы.
Коррекцию ребенка нужно начинать как можно раньше. Если в дошкольных учреждениях малыши будут максимально компенсированы, то в школьной жизни у них возникнет меньше трудностей в усвоении государственного стандарта. К сожалению, пока в городе всего два общеобразовательных детских сада со специальными группами - с общим недоразвитием речи и нарушением зрения. Нет групп для детей с нарушением интеллекта, коммуникативной сферы, с НОДА.
Мозг ребенка пластичен, возраст до трех лет является максимально благоприятным для коррекции и компенсации. Кроха словно на беговой дорожке - психологическое и физическое развитие происходит стремительно. Далее - до пяти лет - он идет шагом, а после пяти - ползет. У нас же дети до трех лет обращаются в ПМПК крайне редко, только если имеют сочетанные грубые нарушения, которые видно даже не специалистам.
- Ранней диагностикой и скринингом занимаются поликлиники. Какая связь налажена с ними?
- В идеале уже в родильном отделении, если врачи видят, что ребенок рождается с хромосомными нарушениями или другими выраженными патологиями, записывают это в медицинскую карту, ставят в известность маму и сообщают ей, в какие службы она может обратиться.
Медицинские учреждения присылают нам скрининговые отчеты по раннему выявлению. И мне как специалисту бывает трудно в них поверить. К примеру, в обследованной группе из 400 детей в возрасте трех лет нет малышей с нарушениями слуха, зрения, НОДА, и только один с нарушением речи. Разве это возможно, если в настоящее время во всем мире число детей с ОПП увеличивается?
Вот и получается, что к нам на диагностику приходят дети в четыре, пять, шесть лет, то есть тогда, когда идут в детский сад, помещаются в социальную среду сверстников, и в равных условиях пребывания особенности их развития становятся видны.
- По образованию вы логопед и в свое время руководили методическим объединением логопедов школ города. Насколько важна по-вашему эта единица в учебных учреждениях?
- Скажу, что до 2016 года логопеды были во всех школах города - 44 логопеда в 29 школах. Мы даже издавали свой логопедический журнал в Темиртау, который был утвержден городским отделом образования. В позапрошлом году приказ, согласно которому эти специалисты работали в общеобразовательных учебных учреждениях города, был упразднен, и количество логопедов значительно сократилось.
Но если в школах все же остались логопункты, то в обычных детских садах нет никого кроме психолога. А именно там дефектологи и логопеды приносят больше всего пользы. В 2015 году по запросу городского отдела образования мы провели диагностику детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях. За одну неделю создали рабочую группу и обследовали всех детей в детских садах Темиртау. И, как оказалось, 80 процентов воспитанников требовалась поддержка логопеда. В настоящее время городской отдел образования решает вопрос о принятии этой важной единицы в штаты детских садов.
- Сегодня в Министерстве образования рассматриваются предложения о внесении изменения в законодательные акты, связанные с внедрением в инклюзивные школы и детские сады тьютеров, помощников учителя и воспитателя.
- И это была бы большая помощь для педагогов, которые и без того испытывают большую нагрузку, ведь им нужно развивать потенциал и одаренных детей.
Для того чтобы легче влиться в инклюзивное обучение, учителя и воспитатели проходят курсы повышения квалификации, получают узкопрофессиональные и дефектологические знания. К примеру, со школами, где есть стажерские инклюзивные площадки, работать значительно легче. Но многое зависит и от личности педагога. Я знаю обычного воспитателя в обычном детском саду, который несколько лет назад, принимая ребенка с интеллектуальными нарушениями, рассказывал детям в группе, что этот ребенок, заколдован злой волшебницей, и расколдовать его поможет только наша доброта.
Фото Дмитрия Кузмичева

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Три сердца в парке 15.12.2018

    Для Данияра Курманова, руководителя общественного молодежного фонда «Через Вселенную», любовь к Родине начинается с посаженного дерева. Кажется, пустяк? Да. Если посадил и бросил. А если посадил и видишь, как оно растет, то к нему привязываешься, оно становится родным. И когда ему сетуют на плохую экологию, он всегда спрашивает, а что вы сделали для ее улучшения?

  • Дань уважения 13.12.2018

    В семейном доме пос. Г. Мустафина Бухаржырауского района, где проживают 25 одиноких пожилых людей и инвалидов, - радость. Накануне Дня Независимости к подопечным с подарками и поздравлениями приехали сотрудники прокуратуры.

  • Источник радости 13.12.2018

    В торговом центре «Алтын-Арба» в Караганде необычный фестиваль «Искры добра» заявил о себе во второй раз. Тех, кто пришел в выходные дни сделать покупки, привлекали не только популярные хиты и классические мелодии, но и выставка-ярмарка картин, вязаных кукол, дамских украшений, поделок из бисера. 

  • Поверить в себя 11.12.2018

    Проект «Бастау» помог безработным и самозанятым людям обогатиться необходимыми знаниями и начать предпринимательскую деятельность. Благодаря чему Карагандинская область уверенно лидирует по эффективности реализации программы, охватив практически все города и районы региона.

  • К празднику готовы 11.12.2018

    Более двухсот общественных мероприятий будет проведено в Карагандинской области в период празднования Дня Независимости РК.

  • «Мягкая сила» 11.12.2018

    Обсудить особенности освещения в СМИ вопросов в религиозной сфере, поделиться опытом и послушать мнение экспертов имели возможность журналисты со всего Казахстана, работающие по этой теме.

  • Дружная туристская семья 11.12.2018

    В этом году Карагандинский областной туристский клуб отмечает свое 55-летие. Примечательно, что празднование юбилея прошло в День Первого Президента РК, а площадкой для торжества стал Дом культуры Нового Майкудука.

  • Неравнодушный гражданин 08.12.2018

    Социальный проект «Belsendi аzamat» («Активный гражданин») заработает в Караганде с начала нового года. Пока интернет-платформа находится в стадии доработки, в соцсетях в полной мере осуществляется маркетинг и обсуждаются злободневные для города темы.