25 сентября 2018 года 569

Время первых

Автор: Анна СТРОКОВА

Карагандинский искусствовед Наталья Иванина как-то поспорила с художником Вениамином Шамшиным о Париже. У скульптора Анатолия Билыка можно было поучиться варить борщ. А Виктор Крылов стал первым председателем нашего Союза художников. Трех мэтров, которым в этом году исполнилось бы 90, вспомнили в областном музее изобразительного искусства. Здесь состоялись круглый стол и открытие мемориальной выставки из цикла «Первые» к 90-летию одних из девяти создателей Союза художников Караганды. Мастера различаются по жанровым пристрастиям, но их объединяет желание следовать традициям и умение отразить в работах дух времени.

Анатолий Билык (1928-2015 г.), заслуженный деятель искусств КазССР, академик Академии художеств РК и почетный гражданин Караганды - автор более 20 памятников и монументов, установленных в Казахстане, странах СНГ и дальнем зарубежье, а также целой галереи портретных образов выдающихся людей республики. Основные темы его творчества - героизм и труд, а герои его портретов - люди сильные и мужественные.
Виктор Крылов (1928-1978 г.), заслуженный деятель искусств КазССР и первый председатель правления Союза художников Караганды, тоже оказал большое влияние на развитие изобразительного искусства. Он работал почти во всех жанрах, предпочитая сюжетно-тематическую картину и портрет. Постоянные занятия монументальным искусством помогли ему выработать в живописи свой язык. Чаще всего Крылов обращался к истории Караганды, воплощая ее в лицах героев своих полотен.
Вениамин Шамшин (1928-2004 г.) - яркий представитель русской классической школы живописи, тяготеющий к тематическим картинам, хотя работал и над графическими сериями. Страстный поклонник музыки и литературы, героями произведений он выбирал Чайковского, Моцарта, Паганини, Пушкина, Сервантеса и персонажей их творений. Он писал и портреты друзей: художников, актеров, музыкантов.
- Работы А. Билыка, В. Крылова и В. Шамшина представляют Караганду 50-х, 60-х, 70-х годов, - отметила на открытии выставки директор музея Бибигуль Кудабаева. - Я не застала Виктора Ивановича, но знала Вениамина Вячеславовича и Анатолия Петровича - людей широкой души, которые приходили к нам с открытым сердцем.
Заместитель директора музея Александр Гехт в день открытия выставки пояснил: цикл экспозиций «Первые» будет посвящен мастерам, стоявшим у истоков нашего Союза художников, создававших карагандинскую школу живописи. А чтобы встретиться и обсудить их историю, в музей прибыли супруга Анатолия Билыка Людмила Николаевна и их сын Александр, жена Вениамина Шамшина Галина Лазаревна и их дочь Татьяна Беседина, а также карагандинские искусствоведы Наталья Иванина и Лариса Зоренко.
- Мы рады, что музей не забывает наших старейших художников - а их целая плеяда, - поделилась Татьяна Беседина. - Я росла в творческой атмосфере: в доме звучала классическая музыка, мастерская папы была в нашей квартире, пока государство не выделило отдельную. Он занимался любимым делом и, думаю, прожил счастливую жизнь. Много иллюстрировал Гете, Пушкина и других мастеров литературы, часть его работ находится в Германии, Франции и Израиле. У нас есть портреты всей семьи - наше творческое наследие и предмет гордости.
Папа, продолжила Татьяна Вениаминовна, был оптимистом и жизнелюбом, а когда в гости приходили другие художники - с удовольствием музицировал и, конечно, вел беседы об искусстве. Работы Вениамина Вячеславовича можно увидеть и в одной из карагандинских церквей, и в концертном зале «Шалкыма» - это портреты композиторов.
- Мы с Вениамином жили в одном доме, но в разных подъездах, - вспоминала Галина Шамшина. - Как-то он меня увидел и говорит: «А можно вас написать в роли аккомпаниатора для портрета Паганини?» Я засмущалась, но согласилась: так и познакомились.
Если в Союзе художников слышались песни - это пришел Шамшин. Он был душой любой компании, продолжила Наталья Иванина, в молодости пел в самодеятельной опере:
- Когда мы только приехали в Караганду, он пригласил нас в мастерскую и очень долго читал «Полтаву» Пушкина - не просто читал, а проигрывал все сцены! У него было пластичное лицо, великолепно отражающее эмоции. Но однажды мы с ним серьезно повздорили.
Наталья Ивановна рассказала: когда с мужем ездила в Германию, их свозили в Париж, где они, конечно, посетили музеи. После возвращения в Караганду Шамшин спрашивал о ее впечатлениях - она отвечала: «Париж - грязный городишко...» «А Леонардо? Ну?» - был его вопрос, а она, узнавшая Лувр и центр Помпиду, пошутила: «Мне как-то больше понравился... фиолетовый матрас». Шамшин не здоровался с ней две недели. Наталью Иванину впечатлили лишь три известные дамы - Ника, Венера и Джоконда. «Ты их увидела?», - спросил Вениамин Вячеславович, и она кивнула: да. Он ее простил.
- Поселившись с мужем в Караганде, мы купили сыну пианино, - добавила Людмила Билык. - И первым, кто пришел в гости, стал Вениамин: он играл и пел, а ему аккомпанировал старый учитель музыкальной школы...
К слову, портрет Людмилы Николаевны в мастерской Анатолия Билыка висел на видном месте, а сам скульптор, глядя на нее, говорил: «Этой мой прочный тыл». Семья Билык переехала в Караганду из Днепропетровска, и в Казахстане Анатолий Петрович ушел в работу с головой. Трудился и в сараях, и вечером на кухне, а чтобы не плавился пластилин, выходил в подъезд, где прохладнее.
- Был 2001 год, когда Анатолий Билык создавал памятник металлургам в Темиртау. Вдруг звонит: «Все, я пропал» - сказал, что передвинули сроки и дали три недели на лепку восьмиметрового гиганта, - вспоминала Наталья Иванина. - Но он успел. Отлили памятник в гипсе, покрасили под бронзу и установили к Дню металлурга.
Лариса Зоренко поделилась воспоминаниями о Викторе Крылове, человеке ярком и интересном. Среди всех учебных заведений СССР он выбрал Рижскую художественную академию - там была другая школа, более западная, и его живопись, конечно, отличалась. Виктор Крылов был первым председателем Союза художников и обладал редким для художника качеством, будучи прекрасным организатором и политическим деятелем от искусства. Его живопись знали в Москве, в картинах Виктора Ивановича был свой особый язык, более монументальный. Его работы первыми украсили улицы и здания Караганды: одна из них появилась на фасаде Дворца детей и юношества, его рельефы помещали на кинотеатре «Юбилейный». Он работал с мозаиками из разных пород дерева, что сейчас уже не модно. Одним из первых Виктора Крылова начали приглашать в зарубежные поездки - в Польшу, Румынию, Германию, откуда он привозил немало графических работ. Жизнь мастера оборвалась рано: ему не было и 50, но за эти годы он сделал многое.
- Крылов, Билык и Шамшин - люди, преданные искусству не словами, а делом, - заключила Лариса Зоренко. - В их время не было понятия, что живопись и скульптуру можно продать - не было и салонов. Это просто была душевная необходимость.
Истории о трех наших мэтрах, рассказанные в этом материале, были далеко не единственными в день открытия мемориальной выставки. После них лишь интереснее исследовать экспозицию из цикла «Первые...», которая продлится до 3 октября. История создается здесь и сейчас - ее нужно ценить, узнавать, исследовать, и состоит она не только из имен политических деятелей, но и из имен тех, глядя на работы которых, мы познаем прекрасное.
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Непокорны фламенки глаза... 19.02.2019

    В своем настоящем естестве фламенко - это танец одиноких, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, жесткой дисциплины.

  • Мимолетность момента 16.02.2019

    Дрессировка кошек, работа на руднике, преподавание, лаборатория телевидения и только потом - фотография. Считается, что в идеале начинать надо с последнего, чтобы прийти к съемке видео, но у Тимура Кудеринова получилось все наоборот. С фотокамерой на «ты» он уже почти 10 лет.

  • Прекрасная Елена 16.02.2019

    Проект руководителя Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг» оправдал себя с лихвой. И теперь зрители, когда смотрят спектакли, видят и узнают на сцене артистов, с которыми они ближе познакомились в один из вечеров на камерной сцене студии кукол «Буратино».

  • От уголька - к электричеству 16.02.2019

    В музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка проходит выставка «День рождения утюга».

  • Родное место 16.02.2019

    Солист-инструменталист ансамбля «Арай» Александр Севостьянов - коренной карагандинец и в свое время жил еще в Старом городе: рядом здесь были шахты, и именно это место считалось центром города. От 15-го магазина до самого вокзала была голая степь, но уже высаживали много деревьев, которые теперь защищают нас от ветров и буранов.

  • Поэты идут в театр 12.02.2019

    В минувшую пятницу зрителей, пришедших в Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, перед спектаклем «Где? В Караганде!» ждал сюрприз. В фойе театра поэты творческой студии «Твой остров» читали свои стихотворения.

  • Чудесный сад 09.02.2019

    Жили некогда два друга-бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь - его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын - его надежда.

  • Музыкальный триумф 09.02.2019

    Творческий вечер казахстанского композитора Хабибуллы Сетекова прошел в «Шалкыме». Этого профессионала высокого уровня прекрасно знают в Казахстане и мировом музыкальном сообществе. Первое знакомство с его произведениями состоялось в Израиле в 1991 году, где до сих пор восторженно играют его «Чапаят».