20 сентября 2018 года 394

Проклятие дома Альбы

Автор: Анна СТРОКОВА

В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

Со спектаклем, поставленным в ГАРТД им. М. Лермонтова Дмитрием Биловым (он же работал и над музыкой) по мотивам пьесы испанского драматурга и поэта Федерико Гарсиа Лорки, труппа с успехом проехала всю Сибирь. Сам Билов когда-то жил и работал в Казахстане, потом переехал в Европу и с радостью прибыл в Алматы для постановки несколько лет назад.
В годы, когда жил Федерико Гарсиа Лорка (первая половина ХХ века), траур по мужьям женщины носили несколько лет кряду, лишая себя не только возможности общения с другими мужчинами, но даже не думая о том, чтобы на них посмотреть. Потому пьесу Лорки можно воспринимать как произведение, откровенно намекающее, что порядки того времени были слишком жестоки.
Последнее и очень популярное произведение испанского поэта и драматурга повествует о судьбе шестидесятилетней вдовы Бернарды Альбы, ее пяти дочерей, служанки Понсии и сумасшедшей матери Марии Юзефе. Бернарда после похорон мужа объявляет восьмилетний траур и запрещает родне выходить из дома - всем, кроме старшей из пятерых дочерей: та встречается с самым красивым парнем в округе, и обстановка в доме невыносимо накаляется.
В спектакле задействованы лишь женщины: заслуженная артистка РК Татьяна Банченко (Бернарда Альба), заслуженный деятель РК Ирина Лебсак (мать Бернарды Мария Юзефа), Ольга Ландина (старшая дочь Ангустиас), Лариса Паукова (Магдалена), Кристина Храмова (Амелия), Камилла Ермекова (Мартирио), Виктория Павленко (Адела), заслуженная артистка РК Наталья Долматова (служанка Понсия) и Лариса Осипова (Пруденсия).
Все привезенные спектакли ГАРТД им. М. Лермонтова показал карагандинцам дважды, и в первый раз на «Андалузское проклятие» пришло мало зрителей. В Алматы, кстати, нетривиальный для «лермонтовцев» спектакль восприняли с большим интересом в год его премьеры. Дмитрий Билов во впечатляющем ролике к своему детищу описывал его как семейный триллер, добавляя, что зрителя надо выбить из повседневности. Ролик, надо сказать, стоит увидеть, да и продвижение продукта в интернете - дополнительный успех для театров. Атмосфера «Проклятия» поистине зловещая: когда дочери Бернарды Альбы узнают, что им восемь лет предстоит провести взаперти, у них случается истерика, и это лишь подстегивает к просмотру спектакля.
«Андалузское проклятие» объединило традиционную для артистов ГАРТД им. М. Лермонтова мастерскую игру и современную эстетику. Еще алматинские СМИ отмечали: власть академизма в прочтении пьесы преобладает над художественным оформлением, другие же были уверены, что лучшими находками здесь стали декорации-трансформеры и музыка. От себя добавлю: и декорации, и музыка прекрасно дополняют пугающую атмосферу постановки, а масла в огонь подливает периодический звон колоколов, которого не выносит никто в доме Бернарды - пожалуй, лишь она сама.
К «Андалузскому проклятию» надо быть готовым: спектакль можно сравнить с женщиной, причем с женщиной далеко не в лучшем настроении. Эта постановка - история о ярости и о том, до чего доводит женщину безысходность не только в повседневной жизни, но и в плане естественных потребностей: у дочерей главной героини вовсю играют гормоны, но домашнее заточение по-своему сводит с ума каждую. Потому первый вербальный отклик на любые слова матери у них - это резкие движения, электричество, тонкий волосок гнева, готовый вот-вот порваться. Их дом во время траура превращается в серпентарий, наполненный дьявольскими взглядами: традиции прошлого безуспешно сталкиваются с настоящим, и члены семьи мечутся между решениями - терпеть диктаторство матери или, протестуя, поступать поперек морали. Другой вопрос, который поднимает постановка: нужна ли та самая пресловутая женская доля, если она несет за собой ужасные последствия?
В итоге семьи Бернарды Альбы пугаются даже соседки, а сказанная хором фраза «Хранит вас Бог» из уст матери и дочерей звучит как угроза. Сама Бернарда - женщина доминантная, каких мужчины обычно боятся, и, можно сказать, она дьявол в юбке (ее трость только усиливает это впечатление). Поистине адское зрелище - раскинувшая руки Бернарда позади танцующих во всполохах света дочерей. Но она, как это ни прозаично на фоне уже сказанного, глуха к своим девочкам и думает, что у них все должно быть спокойно, хотя «в каждой комнате собирается гроза», говорит служанка Понсия. И даже бабушка Мария Юзефа, которая вместо украшения на шее носит цепь, тоже хочет простого женского счастья: радоваться жизни и, конечно, быть с мужчиной.
Фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Родовая легенда 08.12.2018

    Статистика утверждает, что настоящие гении рождаются раз в столетие. Век нынешний напрочь опровергает этот постулат: в Караганду постоянно приезжают гениальные музыканты 

  • «Золотой» концерт 08.12.2018

    Юбилейные мероприятия, посвященные 80-летию Концертного объединения им. К. Байжанова, начались с выступления симфонического оркестра. Этот прославленный коллектив отмечает и свою маленькую дату - коллективу 35.

  • Место жительства- музей 08.12.2018

    Два года назад мы писали о выставке «В дар музею от доброго сердца», собравшей произведения наших мастеров, которые они подарили музею изобразительного искусства в 2015-2016 годах. Речь тогда шла о том, чтобы сделать такие выставки традиционными, и музей держит слово: здесь проходит еще одна экспозиция из этой серии, с новыми полотнами, но демонстрируются они до 10 декабря.

  • Печи из древности 06.12.2018

    Около 400 древних металлургических печей хранится в музее горно-металлургических работ в поселке Жезды Карагандинской области.

  • В общении с миром 06.12.2018

    В библиотеке поселка Топар накануне Международного дня инвалидов прошло праздничное мероприятие.

  • В лихие девяностые... 06.12.2018

    Трейлер нового фильма Акана Сатаева «Бизнесмены», конечно, подкупает: здесь и «крючки» есть, на которые зритель точно клюнет, и моменты драмы, чтобы ожидать таковой. В наших кинотеатрах картина уже идет, а ее старт был весьма успешным: уже в первую неделю фильм собрал 138 миллионов тенге.

  • На музейных подмостках 01.12.2018

    В зале областного музея изобразительного искусства прошел музыкально-поэтический вечер-конкурс «Рифмованные аккорды». Его организовала творческая студия «Твой остров», а гости и участники встречи на несколько часов погрузились в романтичную атмосферу.

  • Звезды Сарани 29.11.2018

    Прошедший в Доме культуры Сарани в ноябре очередной конкурс «Две звезды» стал важным событием не только в жизни студентов и преподавателей Саранского гуманитарно-технического колледжа имени Абая Кунанбаева, но и надолго запомнится жителям города.