20 сентября 2018 года 154

Проклятие дома Альбы

Автор: Анна СТРОКОВА

В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

Со спектаклем, поставленным в ГАРТД им. М. Лермонтова Дмитрием Биловым (он же работал и над музыкой) по мотивам пьесы испанского драматурга и поэта Федерико Гарсиа Лорки, труппа с успехом проехала всю Сибирь. Сам Билов когда-то жил и работал в Казахстане, потом переехал в Европу и с радостью прибыл в Алматы для постановки несколько лет назад.
В годы, когда жил Федерико Гарсиа Лорка (первая половина ХХ века), траур по мужьям женщины носили несколько лет кряду, лишая себя не только возможности общения с другими мужчинами, но даже не думая о том, чтобы на них посмотреть. Потому пьесу Лорки можно воспринимать как произведение, откровенно намекающее, что порядки того времени были слишком жестоки.
Последнее и очень популярное произведение испанского поэта и драматурга повествует о судьбе шестидесятилетней вдовы Бернарды Альбы, ее пяти дочерей, служанки Понсии и сумасшедшей матери Марии Юзефе. Бернарда после похорон мужа объявляет восьмилетний траур и запрещает родне выходить из дома - всем, кроме старшей из пятерых дочерей: та встречается с самым красивым парнем в округе, и обстановка в доме невыносимо накаляется.
В спектакле задействованы лишь женщины: заслуженная артистка РК Татьяна Банченко (Бернарда Альба), заслуженный деятель РК Ирина Лебсак (мать Бернарды Мария Юзефа), Ольга Ландина (старшая дочь Ангустиас), Лариса Паукова (Магдалена), Кристина Храмова (Амелия), Камилла Ермекова (Мартирио), Виктория Павленко (Адела), заслуженная артистка РК Наталья Долматова (служанка Понсия) и Лариса Осипова (Пруденсия).
Все привезенные спектакли ГАРТД им. М. Лермонтова показал карагандинцам дважды, и в первый раз на «Андалузское проклятие» пришло мало зрителей. В Алматы, кстати, нетривиальный для «лермонтовцев» спектакль восприняли с большим интересом в год его премьеры. Дмитрий Билов во впечатляющем ролике к своему детищу описывал его как семейный триллер, добавляя, что зрителя надо выбить из повседневности. Ролик, надо сказать, стоит увидеть, да и продвижение продукта в интернете - дополнительный успех для театров. Атмосфера «Проклятия» поистине зловещая: когда дочери Бернарды Альбы узнают, что им восемь лет предстоит провести взаперти, у них случается истерика, и это лишь подстегивает к просмотру спектакля.
«Андалузское проклятие» объединило традиционную для артистов ГАРТД им. М. Лермонтова мастерскую игру и современную эстетику. Еще алматинские СМИ отмечали: власть академизма в прочтении пьесы преобладает над художественным оформлением, другие же были уверены, что лучшими находками здесь стали декорации-трансформеры и музыка. От себя добавлю: и декорации, и музыка прекрасно дополняют пугающую атмосферу постановки, а масла в огонь подливает периодический звон колоколов, которого не выносит никто в доме Бернарды - пожалуй, лишь она сама.
К «Андалузскому проклятию» надо быть готовым: спектакль можно сравнить с женщиной, причем с женщиной далеко не в лучшем настроении. Эта постановка - история о ярости и о том, до чего доводит женщину безысходность не только в повседневной жизни, но и в плане естественных потребностей: у дочерей главной героини вовсю играют гормоны, но домашнее заточение по-своему сводит с ума каждую. Потому первый вербальный отклик на любые слова матери у них - это резкие движения, электричество, тонкий волосок гнева, готовый вот-вот порваться. Их дом во время траура превращается в серпентарий, наполненный дьявольскими взглядами: традиции прошлого безуспешно сталкиваются с настоящим, и члены семьи мечутся между решениями - терпеть диктаторство матери или, протестуя, поступать поперек морали. Другой вопрос, который поднимает постановка: нужна ли та самая пресловутая женская доля, если она несет за собой ужасные последствия?
В итоге семьи Бернарды Альбы пугаются даже соседки, а сказанная хором фраза «Хранит вас Бог» из уст матери и дочерей звучит как угроза. Сама Бернарда - женщина доминантная, каких мужчины обычно боятся, и, можно сказать, она дьявол в юбке (ее трость только усиливает это впечатление). Поистине адское зрелище - раскинувшая руки Бернарда позади танцующих во всполохах света дочерей. Но она, как это ни прозаично на фоне уже сказанного, глуха к своим девочкам и думает, что у них все должно быть спокойно, хотя «в каждой комнате собирается гроза», говорит служанка Понсия. И даже бабушка Мария Юзефа, которая вместо украшения на шее носит цепь, тоже хочет простого женского счастья: радоваться жизни и, конечно, быть с мужчиной.
Фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Польская презентация 16.10.2018

    Карагандинский композитор Людмила Мельникова продолжает знакомить мир со своим мюзиклом «Приключения Джонатана», благодаря которому дети в игровой форме могут изучить основы экономики. В польском городе Кракове состоялся экономический форум, где Людмила Евгеньевна выступила на английском языке с докладом и показала фрагменты своего творения.

  • Движение назад 13.10.2018

    Мир очень взрослых людей, покрытый плотным налетом детства, хочет изобразить в очередном своем спектакле карагандинский режиссер Бекмухамед Киекбаев. Драма-абсурд Розы Мукановой «Никто не виноват» в конце октября будет презентована коллективом Театра имени С. Сейфуллина.

  • Веретена традиций 11.10.2018

    Оригинальные и солнечные гобелены, расцвеченные то красками осени, то волшебными запахами родной степи, то контрастами в легенде о Коркыте, то с замирающими нитями зимней поэтики вводят вас в мир необычный. Персональная выставка поистине народного художника Казахстана Омиркельде Абеуова проходит в музее изобразительного искусства Караганды.

  • Учить до звезды 09.10.2018

    Как сделать звук более громким, свободным и чистым? Как облегчить ученику пение с помощью музыкального сопровождения? Что поможет скромнику раскрыться в полной мере на сцене? Эти и другие вопросы обсуждали учителя музыки, которые поделились своими проблемами и обменялись опытом.

  • Сцена молодости 09.10.2018

    Отмечая свое 70-летие, народный артист Казахстана Тлектес Мейрамов сделал подарок карагандинскому зрителю. В Драматическом театре имени К. Станиславского все желающие смогли посмотреть бесплатно спектакль с его участием. Пьеса Фурио Бордона «Последние луны» была написана специально для Марчелло Мастрояни, ставилась в России, где главную роль сыграл Василий Лановой.

  • Живые книги 06.10.2018

    В Карагандинской областной библиотеке прошла встреча «Жаныңда жүр жақсы адам» в рамках проекта «Жанды кітапхана» - «Живая библиотека».

  • Они не одни 06.10.2018

    Корпорация «Русская Фильм Группа» намерена продюсировать полнометражную картину карагандинской кинокомпании.

  • В джазе только смелые 04.10.2018

    Если в прошлые годы в проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Мой звездный час» приходили талантливые люди разных возрастов из Караганды и городов-спутников, то 2018 год собрал новоиспеченных артистов со всей страны. Информационная кампания прошла еще весной по городам Казахстана: Шымкент, Тараз, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Алматы, Астана, Семей, Кокшетау, Павлодар, Актобе. А августовский кастинг охватил более 60 человек, хотя счастливчиками, отобранными жюри, оказались лишь двадцать два из них. В число будущих солистов попали Алма Кусаинова и Арман Бейсекеев, уже испытавшие на себе притягательность сцены КАТМК в 2015 году, когда дебютировали как вокалисты в комедии «Собака на сене».