20 сентября 2018 года 516

Проклятие дома Альбы

Автор: Анна СТРОКОВА

В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

Со спектаклем, поставленным в ГАРТД им. М. Лермонтова Дмитрием Биловым (он же работал и над музыкой) по мотивам пьесы испанского драматурга и поэта Федерико Гарсиа Лорки, труппа с успехом проехала всю Сибирь. Сам Билов когда-то жил и работал в Казахстане, потом переехал в Европу и с радостью прибыл в Алматы для постановки несколько лет назад.
В годы, когда жил Федерико Гарсиа Лорка (первая половина ХХ века), траур по мужьям женщины носили несколько лет кряду, лишая себя не только возможности общения с другими мужчинами, но даже не думая о том, чтобы на них посмотреть. Потому пьесу Лорки можно воспринимать как произведение, откровенно намекающее, что порядки того времени были слишком жестоки.
Последнее и очень популярное произведение испанского поэта и драматурга повествует о судьбе шестидесятилетней вдовы Бернарды Альбы, ее пяти дочерей, служанки Понсии и сумасшедшей матери Марии Юзефе. Бернарда после похорон мужа объявляет восьмилетний траур и запрещает родне выходить из дома - всем, кроме старшей из пятерых дочерей: та встречается с самым красивым парнем в округе, и обстановка в доме невыносимо накаляется.
В спектакле задействованы лишь женщины: заслуженная артистка РК Татьяна Банченко (Бернарда Альба), заслуженный деятель РК Ирина Лебсак (мать Бернарды Мария Юзефа), Ольга Ландина (старшая дочь Ангустиас), Лариса Паукова (Магдалена), Кристина Храмова (Амелия), Камилла Ермекова (Мартирио), Виктория Павленко (Адела), заслуженная артистка РК Наталья Долматова (служанка Понсия) и Лариса Осипова (Пруденсия).
Все привезенные спектакли ГАРТД им. М. Лермонтова показал карагандинцам дважды, и в первый раз на «Андалузское проклятие» пришло мало зрителей. В Алматы, кстати, нетривиальный для «лермонтовцев» спектакль восприняли с большим интересом в год его премьеры. Дмитрий Билов во впечатляющем ролике к своему детищу описывал его как семейный триллер, добавляя, что зрителя надо выбить из повседневности. Ролик, надо сказать, стоит увидеть, да и продвижение продукта в интернете - дополнительный успех для театров. Атмосфера «Проклятия» поистине зловещая: когда дочери Бернарды Альбы узнают, что им восемь лет предстоит провести взаперти, у них случается истерика, и это лишь подстегивает к просмотру спектакля.
«Андалузское проклятие» объединило традиционную для артистов ГАРТД им. М. Лермонтова мастерскую игру и современную эстетику. Еще алматинские СМИ отмечали: власть академизма в прочтении пьесы преобладает над художественным оформлением, другие же были уверены, что лучшими находками здесь стали декорации-трансформеры и музыка. От себя добавлю: и декорации, и музыка прекрасно дополняют пугающую атмосферу постановки, а масла в огонь подливает периодический звон колоколов, которого не выносит никто в доме Бернарды - пожалуй, лишь она сама.
К «Андалузскому проклятию» надо быть готовым: спектакль можно сравнить с женщиной, причем с женщиной далеко не в лучшем настроении. Эта постановка - история о ярости и о том, до чего доводит женщину безысходность не только в повседневной жизни, но и в плане естественных потребностей: у дочерей главной героини вовсю играют гормоны, но домашнее заточение по-своему сводит с ума каждую. Потому первый вербальный отклик на любые слова матери у них - это резкие движения, электричество, тонкий волосок гнева, готовый вот-вот порваться. Их дом во время траура превращается в серпентарий, наполненный дьявольскими взглядами: традиции прошлого безуспешно сталкиваются с настоящим, и члены семьи мечутся между решениями - терпеть диктаторство матери или, протестуя, поступать поперек морали. Другой вопрос, который поднимает постановка: нужна ли та самая пресловутая женская доля, если она несет за собой ужасные последствия?
В итоге семьи Бернарды Альбы пугаются даже соседки, а сказанная хором фраза «Хранит вас Бог» из уст матери и дочерей звучит как угроза. Сама Бернарда - женщина доминантная, каких мужчины обычно боятся, и, можно сказать, она дьявол в юбке (ее трость только усиливает это впечатление). Поистине адское зрелище - раскинувшая руки Бернарда позади танцующих во всполохах света дочерей. Но она, как это ни прозаично на фоне уже сказанного, глуха к своим девочкам и думает, что у них все должно быть спокойно, хотя «в каждой комнате собирается гроза», говорит служанка Понсия. И даже бабушка Мария Юзефа, которая вместо украшения на шее носит цепь, тоже хочет простого женского счастья: радоваться жизни и, конечно, быть с мужчиной.
Фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Непокорны фламенки глаза... 19.02.2019

    В своем настоящем естестве фламенко - это танец одиноких, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, жесткой дисциплины.

  • Мимолетность момента 16.02.2019

    Дрессировка кошек, работа на руднике, преподавание, лаборатория телевидения и только потом - фотография. Считается, что в идеале начинать надо с последнего, чтобы прийти к съемке видео, но у Тимура Кудеринова получилось все наоборот. С фотокамерой на «ты» он уже почти 10 лет.

  • Прекрасная Елена 16.02.2019

    Проект руководителя Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг» оправдал себя с лихвой. И теперь зрители, когда смотрят спектакли, видят и узнают на сцене артистов, с которыми они ближе познакомились в один из вечеров на камерной сцене студии кукол «Буратино».

  • От уголька - к электричеству 16.02.2019

    В музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка проходит выставка «День рождения утюга».

  • Родное место 16.02.2019

    Солист-инструменталист ансамбля «Арай» Александр Севостьянов - коренной карагандинец и в свое время жил еще в Старом городе: рядом здесь были шахты, и именно это место считалось центром города. От 15-го магазина до самого вокзала была голая степь, но уже высаживали много деревьев, которые теперь защищают нас от ветров и буранов.

  • Поэты идут в театр 12.02.2019

    В минувшую пятницу зрителей, пришедших в Русский драматический театр им. К.С. Станиславского, перед спектаклем «Где? В Караганде!» ждал сюрприз. В фойе театра поэты творческой студии «Твой остров» читали свои стихотворения.

  • Чудесный сад 09.02.2019

    Жили некогда два друга-бедняка Асан и Хасен. Асан обрабатывал клочок земли, Хасен пас свое маленькое стадо, и так добывали они себе скудное пропитание. Оба друга были вдовцами, но у Асана была красивая и ласковая дочь - его утешение, а у Хасена сильный и послушный сын - его надежда.

  • Музыкальный триумф 09.02.2019

    Творческий вечер казахстанского композитора Хабибуллы Сетекова прошел в «Шалкыме». Этого профессионала высокого уровня прекрасно знают в Казахстане и мировом музыкальном сообществе. Первое знакомство с его произведениями состоялось в Израиле в 1991 году, где до сих пор восторженно играют его «Чапаят».