20 сентября 2018 года 673

Проклятие дома Альбы

Автор: Анна СТРОКОВА

В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

Со спектаклем, поставленным в ГАРТД им. М. Лермонтова Дмитрием Биловым (он же работал и над музыкой) по мотивам пьесы испанского драматурга и поэта Федерико Гарсиа Лорки, труппа с успехом проехала всю Сибирь. Сам Билов когда-то жил и работал в Казахстане, потом переехал в Европу и с радостью прибыл в Алматы для постановки несколько лет назад.
В годы, когда жил Федерико Гарсиа Лорка (первая половина ХХ века), траур по мужьям женщины носили несколько лет кряду, лишая себя не только возможности общения с другими мужчинами, но даже не думая о том, чтобы на них посмотреть. Потому пьесу Лорки можно воспринимать как произведение, откровенно намекающее, что порядки того времени были слишком жестоки.
Последнее и очень популярное произведение испанского поэта и драматурга повествует о судьбе шестидесятилетней вдовы Бернарды Альбы, ее пяти дочерей, служанки Понсии и сумасшедшей матери Марии Юзефе. Бернарда после похорон мужа объявляет восьмилетний траур и запрещает родне выходить из дома - всем, кроме старшей из пятерых дочерей: та встречается с самым красивым парнем в округе, и обстановка в доме невыносимо накаляется.
В спектакле задействованы лишь женщины: заслуженная артистка РК Татьяна Банченко (Бернарда Альба), заслуженный деятель РК Ирина Лебсак (мать Бернарды Мария Юзефа), Ольга Ландина (старшая дочь Ангустиас), Лариса Паукова (Магдалена), Кристина Храмова (Амелия), Камилла Ермекова (Мартирио), Виктория Павленко (Адела), заслуженная артистка РК Наталья Долматова (служанка Понсия) и Лариса Осипова (Пруденсия).
Все привезенные спектакли ГАРТД им. М. Лермонтова показал карагандинцам дважды, и в первый раз на «Андалузское проклятие» пришло мало зрителей. В Алматы, кстати, нетривиальный для «лермонтовцев» спектакль восприняли с большим интересом в год его премьеры. Дмитрий Билов во впечатляющем ролике к своему детищу описывал его как семейный триллер, добавляя, что зрителя надо выбить из повседневности. Ролик, надо сказать, стоит увидеть, да и продвижение продукта в интернете - дополнительный успех для театров. Атмосфера «Проклятия» поистине зловещая: когда дочери Бернарды Альбы узнают, что им восемь лет предстоит провести взаперти, у них случается истерика, и это лишь подстегивает к просмотру спектакля.
«Андалузское проклятие» объединило традиционную для артистов ГАРТД им. М. Лермонтова мастерскую игру и современную эстетику. Еще алматинские СМИ отмечали: власть академизма в прочтении пьесы преобладает над художественным оформлением, другие же были уверены, что лучшими находками здесь стали декорации-трансформеры и музыка. От себя добавлю: и декорации, и музыка прекрасно дополняют пугающую атмосферу постановки, а масла в огонь подливает периодический звон колоколов, которого не выносит никто в доме Бернарды - пожалуй, лишь она сама.
К «Андалузскому проклятию» надо быть готовым: спектакль можно сравнить с женщиной, причем с женщиной далеко не в лучшем настроении. Эта постановка - история о ярости и о том, до чего доводит женщину безысходность не только в повседневной жизни, но и в плане естественных потребностей: у дочерей главной героини вовсю играют гормоны, но домашнее заточение по-своему сводит с ума каждую. Потому первый вербальный отклик на любые слова матери у них - это резкие движения, электричество, тонкий волосок гнева, готовый вот-вот порваться. Их дом во время траура превращается в серпентарий, наполненный дьявольскими взглядами: традиции прошлого безуспешно сталкиваются с настоящим, и члены семьи мечутся между решениями - терпеть диктаторство матери или, протестуя, поступать поперек морали. Другой вопрос, который поднимает постановка: нужна ли та самая пресловутая женская доля, если она несет за собой ужасные последствия?
В итоге семьи Бернарды Альбы пугаются даже соседки, а сказанная хором фраза «Хранит вас Бог» из уст матери и дочерей звучит как угроза. Сама Бернарда - женщина доминантная, каких мужчины обычно боятся, и, можно сказать, она дьявол в юбке (ее трость только усиливает это впечатление). Поистине адское зрелище - раскинувшая руки Бернарда позади танцующих во всполохах света дочерей. Но она, как это ни прозаично на фоне уже сказанного, глуха к своим девочкам и думает, что у них все должно быть спокойно, хотя «в каждой комнате собирается гроза», говорит служанка Понсия. И даже бабушка Мария Юзефа, которая вместо украшения на шее носит цепь, тоже хочет простого женского счастья: радоваться жизни и, конечно, быть с мужчиной.
Фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В кругу друзей 23.05.2019

    Изобилием ярких красок впечатлил зрителей ежегодный фестиваль немецкой культуры, посвященный 65-летию Сарани и 30-летию центра «Видергебурт».

  • В Карагандинском краеведческом музее представили фотовыставку «Елін сүйген Елбасы» 21.05.2019

    В Карагандинском областном историко-краеведческом музее посетители могут увидеть фотовыставку «Елін сүйген Елбасы». Представленные на ней материалы рассказывают о периоде деятельности Первого Президента Нурсултана Назарбаева в Карагандинской области. На фотографиях запечатлены визиты Елбасы в наш регион, его участие в открытии новых промышленных объектов и социальных проектов за годы независимости Казахстана.

  • Соло для глюкофона 18.05.2019

    Импровизированный концерт дали барды из Жезказгана 

    Карагандинцы и гости города, спешащие по своим делам, на минутку замирали, заслышав необычные мотивы у памятника К. Сатпаеву. Да и как не заинтересоваться песней на казахском языке под музыку в стиле блюз?

  • Театр в нашей жизни 16.05.2019

    Жезказганские мальчишки и девчонки примеряют на себя амплуа актеров и режиссеров. А еще они сами себе сценаристы, костюмеры и администраторы. В ожидании гастролей по городам Казахстана ребята учатся находить контакт со зрителем и пробуют свои силы в комедиях, драмах и мюзиклах. Но больше всего им нравятся постановки с танцами.

  • Мелодия вечности 16.05.2019

    В Кафедральном соборе вновь звучит орган

    Российский дуэт Дины Ихиной и Дениса Маханькова в третий раз приехал в Караганду с концертом. Выпускники Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова представили на суд публики произведения, которые ранее не исполнялись в нашем городе.

  • И оживет история 16.05.2019

    Ежегодная акция «Ночь в музее» пройдет в Долинке 17 мая.

  • Стихи любимому городу 09.05.2019

    В рамках празднования 65-летия города в Жезказгане прошел конкурс молодых акынов «Жыр арқауы – Жезқазған».

  • Ах, как спелись! 09.05.2019

    Прошел ХХІХ областной фестиваль хоровых коллективов 

    В этом году фестиваль посвятили Дню Победы и 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Нуркена Абдирова. В мероприятии приняли участие 450 человек в возрасте от 55 до 85 лет. Все они участники 20 коллективов из Абайского, Актогайского, Бухаржырауского, Каркаралинского и Шетского районов, городов Караганды, Балхаша, Жезказгана, Сатпаева, Сарани, Темиртау и Шахтинска.