18 сентября 2018 года 927

«Черное» по цене золота

Автор: Светлана СВИЧ

- Вам уголь нужен? - подбегает к нам водитель одного из грузовиков, стоящих в длиннющей очереди вдоль дороги. - Можем договориться. Тонна стоит 14 тысяч тенге и еще 20 тысяч сверху, чтобы я заехал на территорию предприятия без очереди. Сможете убедиться, что товар вам отгружают именно с предприятия и той фракции, которую заказываете. Привезем уголь прямо сегодня, а иначе придется долго ждать - неделю, а то и больше.
Разговор происходит возле карьера ТОО фирмы «Рапид», где добывают один из самых предпочитаемых в Караганде углей для печного отопления. Предприимчивый водитель - один из многих, у кого сейчас горячая пора: можно заработать легкие деньги на нуждах тех несчастливцев, кого централизованное отопление обошло стороной. В преддверии холодов владельцы частных домов озаботились обеспечением своего жилья теплом и начали выбирать подходящий уголь у многочисленных реализаторов. Тем более все помнят ажиотаж прошлого года, когда неожиданно рано нагрянувшие холода со снегом заставили домовладельцев срочно ринуться на покупку топлива, а поставщики не успевали обеспечивать всех заказчиков.

Тогда карагандинцы вынуждены были записываться в очереди, растянувшиеся на несколько недель, а водители грузовиков сутками простаивали в бесконечных колоннах на погрузку и взвинчивали цены на столь необходимый товар. Угледобывающие предприятия региона работали в две смены, увеличивали количество отгружаемых вагонов, чтобы все успели запастись топливом как можно быстрее и ажиотаж спал. 

Чтобы избежать прошлогодней ситуации, проблемой обеспечения регионов углем еще летом озаботились на республиканском уровне сразу три министерства: национальной экономики, энергетики, а также по инвестициям и развитию. Чтобы обеспечить прозрачность торговли углем для населения и исключить многоуровневую цепочку перекупщиков, МНЭ решило даже изменить законодательство. Так, согласно Кодексу РК «О недрах и недропользовании», уполномоченным органом по твердым полезным ископаемым назначено Министерство по инвестициям и развитию РК.
Таким образом, все вопросы угольной отрасли перешли от Минэнерго туда. Для начала министерством по заявкам местных исполнительных органов была просчитана плановая потребность угольной продукции для коммунально-бытовых нужд и населения на грядущий отопительный сезон. Создан специальный штаб по мониторингу подготовки, прохождения отопительного периода 2018-2019 года и обеспечению углем электростанций, коммунально-бытового сектора и населения. Так, Минэнерго должно ежедневно следить за накоплением нормативного запаса топлива на электростанциях, а МИР - за добычей и отгрузкой угля для коммунально-бытового сектора и населения, а также за перевозкой угля на ТЭЦ и обеспечением вагонами. Местные исполнительные органы еженедельно представляют министерству информацию по накоплению угля для коммунально-бытовых нужд и населения в регионах с разбивкой по районам, реализуемым ценам угля для конечного потребителя и планируемым поставкам на ближайшие 15 дней.
Надо отметить, что в нынешнем году ажиотажа с приобретением угля не наблюдается ни в Караганде, ни в других городах и районах региона. Принятые властями превентивные меры дают хорошие результаты, железнодорожные тупики и склады буквально засыпаны черным топливом, подвозимым с предприятий региона. Постарались и частники-реализаторы: газетные объявления пестрят предложениями угля всех марок с любых разрезов и шахт и самых разных фракций, конкуренция между ними огромная. Диспетчеры обещают доставить заказ буквально на следующий день, в крайнем случае - через день, так что больших очередей тоже нет.
Но сказать, что в этом году цены на уголь «кусаются» - мало: цена за тонну колеблется от 11 до 14 тысяч тенге в зависимости от сорта и «производителя». Так, уголь с предприятия «Рапид», разрабатывающего самый лучший пласт карагандинского угля К-12, предлагают приобретать по 14 тысяч тенге за тонну. Притом оговаривают, что это будет «рядовой» уголь, то есть загруженный вперемешку и крупный, и «песок». Топливо с Шубаркольского разреза продают по 11 тысяч тенге за крупный и по 12 тысяч за фракцию «орешек» - наиболее предпочитаемый владельцами домашних печей. Можно найти в городе поставщиков угля с месторождений Кумыскудук и Майкубен, кузнецкий и сарыадырский уголь и т.д. За подвоз по городу и Михайловке просят 4-5 тысяч тенге, в Майкудук и Пришахтинск поездка обойдется дороже.


В среднем на отопительный сезон жителю частного дома необходимо приобрести от 6 до 10 тонн угля - это значит, что ему придется отдать за машину от 130 до 150 тысяч тенге. Для сравнения: житель трехкомнатной квартиры в многоэтажке отдает за семь месяцев отопительного сезона (с октября по апрель) от 45 до 50 тысяч тенге. Вот и выходит, что «черное золото» обходится жителям угольной столицы поистине по цене золота. Сюда стоит прибавить еще стоимость дров, специального контейнера для золы и тариф на вывоз мусора.
Отдельным вопросом стоит качество приобретаемого угля. Обещанный по телефону крупный уголь марки К-12 на деле оказывается наполовину смешанным со шламом, а «орешек» превращается просто в угольную пыль. Отказаться от недобросовестно исполненного заказа весьма сложно. Позвонивший в редакцию бывший шофер и поставщик угля рассказал, что руководство фирмы уволило его после того, как он не смог обмануть покупателей.
- Мы должны убеждать заказчика, что уголь везем прямиком с разреза, причем отборный, крупный, - поделился мужчина. - А на самом деле загружаемся на складе, где сгребают с земли все подряд вместе с пылью. Но люди же неглупые, прежде чем расплатиться, заглядывают в кузов - а там такой мусор. Я не смог соврать пенсионерам и честно рассказал, откуда привез товар, ведь они готовы были отдать за него 70 тысяч тенге! Они отказались от покупки, и за это меня уволили - сказали, что я не умею работать с населением.
Оказалось, чтобы не остаться обманутым и получить действительно качественный уголь, придется раскошелиться сверх цены. Так предприимчивые водители возле угольных разрезов оценивают в 20 тысяч тенге гарантию того, что они загрузятся именно на этом предприятии.
- Вон моя машина стоит внизу, очередь уже подходит на погрузку, - показывает владелец грузовика вниз в карьер бывшей 20-й шахты. - Со вчерашнего вечера тут специально ночевал, чтобы с утра загрузиться. Даете мне деньги и смотрите, как ваш уже отсеянный уголь отсыпают с конвейера, потом будете лично сопровождать машину до вашего дома. А иначе ждать придется несколько дней, да и что в итоге привезут - никто не знает.
Тем временем на днях министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев сообщил, что, возможно, стоимость угля в стране возрастет. По его словам, в республике на протяжении нескольких лет цены на уголь не менялись, но с ростом экономики и промышленного производства с прошлого года есть перспектива пересмотра стоимости топлива. Комментируя вопрос повышения тарифов на тепло для казахстанцев в разрезе регионов, глава Минэнерго подчеркнул, что, к примеру, в Астане нет причин для повышения стоимости тарифов. Однако есть перспектива роста тарифов в Павлодарской и Северо-Казахстанской областях.
Но не исключено, что она возрастет для владельцев печного отопления, раз закупочная цена вырастет. На самом деле отпускная цена угля с разреза незначительная. Так, по официальным данным, в зависимости от фракции уголь в ТОО «Шубарколь Премиум» стоит от 4800 до 7300 тенге за тонну. На ее рост для конечного потребителя влияют железнодорожные тарифы и «надбавки» посреднических организаций, то есть пресловутых перекупщиков (кстати, основной объем угля для коммунально-бытовых потребителей реализуется посредством товарной биржи), так что до покупателя она доходит уже по 11-12 тысяч тенге за тонну. Необоснованное удорожание стоимости угля может произойти на обоих этапах, однако в Министерстве по индустриально-инновационному развитию утверждают, что держат данную ситуацию на контроле и будут дополнительно мониторить количество угля на каждом железнодорожном тупике и его стоимость. В случае необоснованного завышения цен ответственность понесут местные исполнительные органы.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Аллея молодежи 22.06.2019

    Актогайцы продолжают традицию добрых дел. «ИК» уже писала о том, что окончившие 20 лет назад районную школу теперь уже бывшие сельчане купили дом своей малоимущей землячке.

  • Культура прежде всего 22.06.2019

    Жители многоэтажек требуют от городских властей наладить освещение, убрать мусор во дворе, заасфальтировать дорогу, установить игровую площадку. Список желаний этим не ограничивается. Некоторые хотят, чтобы за счет госказны у них под окнами благоухали цветы, были отремонтированы крыши, подвалы и фасады...

  • Город, которого не было 18.06.2019

    В Каражале восстанавливают некогда брошенные многоэтажки. Реализация проекта по реконструкции четырех домов позволит полностью решить проблему очередников. Уже нынешней осенью несколько десятков семей отметят долгожданное новоселье.

  • Веселится и ликует весь народ 18.06.2019

    На празднике Сабантуй представители различных этнических групп устроили массовые гулянья с песнями, плясками, играми и спортивными состязаниями.

  • Командировка со всеми удобствами 15.06.2019

    Практика оказания особых знаков внимания чиновникам, которые приезжают в различные учреждения и ведомства с целью проверки, влечет за собой значительные коррупционные риски, утверждает руководитель управления контроля в сфере государственной службы департамента АДГС Айдын Шахмерденов. По его словам, должностные лица порой сами являются инициаторами посещения дорогих ресторанов, им оплачивается проживание. Подобную практику необходимо искоренить.

  • Стойкая «ремиссия» 13.06.2019

    Наверное, достаточно пальцев одной руки, чтобы пересчитать населенные пункты на карте области, где решение проблем ЖКХ и социальной сферы зависит не только от бюджетных средств. Такое исключение из правил - поселок Жайрем. За последние два года он преобразился. И теперь даже язык не повернется назвать его депрессивным - печальная слава осталась в прошлом.

  • Дети дождя 13.06.2019

    Мир, построенный на социальной инклюзии, не имеет границ,
    а это значит, что в нем не нужны диагнозы, - так считают
    в Ассоциации родителей детей-аутистов. В Казахстане это заболевание нарушения нервной системы лишь с недавних пор стало обсуждаться на серьезном уровне. Но излечить аутизм медицина не в состоянии.

  • Перспективная глубинка 13.06.2019

    Будучи одним из самых отдаленных, Актогайский район еще лет десять назад считался депрессивным. Однако за это время сельские округа разительно изменились, и произошло это благодаря государственным программам, которые активно здесь реализуют.