15 сентября 2018 года 477

Аномалия «паутин»

Автор: Светлана СБРОДОВА

Порядка 5,5 километра дефектного бетонного полотна на новом автобане Темиртау - Караганда подрядчик заменит за свой счет. Вот только когда он это сделает, еще не ясно. Потому что на заключение экспертов потребуется как минимум неделя, потом время на то, чтобы скорректировать дальнейшие действия, да и сами дорожные работы можно будет проводить только при плюсовой температуре. Сквозные трещины на еще недостроенном участке объекта республиканского значения «Центр-Юг» стали поводом для жарких дискуссий и анекдотов. И все потому, что специалисты пока толком не могут назвать причину разлома нового покрытия. Генподрядчик ТОО «СейСер» Сейдильда Пакентаев сам удивляется и выдвигает три версии: шахтные выработки, просев грунта, слишком высокая интенсивность движения.

- Мы строили дороги такого уровня Алматы - Капчагай, Западный Китай - Западная Европа, Алматы - Павлодар, - рассказывает он. - Там у нас не было никаких нареканий. Ну были трещины, но не в таких объемах. Причины этому были разные, в том числе и человеческий фактор. Сюда пришли, а тут такое получилось. Первые же полгода такого не было, потом пошли сквозные трещины. При строительстве мы использовали те же материалы и ту же технологию, что и на других объектах. При этом всегда присутствует технадзор. Здесь работают квалифицированные специалисты. Возможно, тут сама дорога шире, она составляет 13 метров, поэтому что-то не учли при проектировании. Те участки, где трещины, мы закрывали от влаги, чтобы они не увеличивались в объеме. Потом их замазывали. И мы не можем понять причины. Конечно, за свой счет устраним эти дефекты. Главное, чтобы погода была в порядке.
Между тем выяснилось, что при строительстве верхнего слоя основания должны были быть применены шлаковой щебень и гранулированный доменный шлак. У подрядчика даже заключен меморандум с АО «АрселорМиттал Темиртау» на поставку этого материала. Однако по факту, как признался Сейдильда Пакентаев, вместо 300 тонн они пока использовали 100.
Кстати, в своем блоге министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек отметил, что его ведомство уделяет большое внимание вопросу применения промышленных отходов в строительстве дорог. Так, например, с 2014-го по 2020 год будут использоваться порядка 1,8 миллиона тонн золы уноса, 971 тысяча тонн щебня из доменного шлака и более 32 тысяч тонн бокситового шлама. Вопрос строительства этой трассы республиканского значения находится на постоянном контроле!
- Мы делали входной контроль каждого укладываемого материала, - делится главный инженер проекта Бахытжан Нуртаев. - Даже делали химию используемой воды. Бетон изготавливает ТОО «СейСер», используется именно тот шлак, что заложен в ПСД. Все показатели соответствуют требованиям проекта, все компоненты - тоже. Мы контролируем весь процесс работы на участке дороги Темиртау - Караганда. Не можем предположить, что произошло и почему появились эти дефекты. Чтобы в будущем не допустить таких проблем, была создана комиссия, привлечен дорожный научно-исследовательский институт.
Стоит отметить, что на днях для обследования трассы в Караганду пригнали чудо-технику - геолокатор, способный просканировать дорогу, разглядев в мельчайших подробностях содержимое на глубине полутора метров.
- Обследование проводится ультразвуком, вся информация поступает на компьютер в сервер, - рассказал инженер независимой комплексной передвижной лаборатории Жасулан Рустемов (на снимке). - Это пока сбор данных на участке дороги Темиртау - Караганда. После этого сделаем анализ и выясним, из чего состоят бетон и нижележащие слои. Это, думаю, поможет выяснить причину возникновения такого количества трещин. Данную машину мы применяли и на других дорогах республиканского значения. Трещины такого характера возникли только на этой трассе. Пока не можем назвать точную причину. До этого мы здесь проводили техническое обследование на четырех плитах, результат показал, что все соответствует.
Как оказалось, бурили проблемные места в дорожном покрытии, а также брали керн на детальную экспертизу и сами заказчики. Но, к сожалению, эта работа не дала результатов. Как отметил заместитель директора КФ «Казавтожол» Игорь Гафтон, все согласно требованиям проектно-сметной документации.
- Сначала на дороге образовались микротрещины, мы подумали, что они - усадочные, затем те выросли до четырех миллиметров, - говорит он. - С июня текущего года эти трещины, где были установлены маяки, перестали раскрываться. Было установлено, что они стабилизировались. Мы наметили план мероприятий. Сначала попробовали их «залечить», но этот вид ремонта получился «штопаным» и не годился. Надеемся, что обученный специалист даст точный анализ происходящему. Самые проблемные места будут полностью меняться, анкероваться. А где локальные трещины, то там просто загерметизируются определенным способом. Мы консультируемся с немецкими специалистами. Возможно, придется скорректировать смесь, добавки или еще что-то. В любом случае подрядчик обязуется все переделать, из бюджета на устранение дефектов денег затрачено не будет.
По словам заместителя директора КОФ «КАЖ», сдача объекта намечена на следующий год. Однако уже сейчас при реконструкции объекта республиканского значения «Центр-Юг» возникли заминки. И они заключаются не только в появлении злополучных трещин. Загвоздка и при переводе земель лесного фонда в раздел промышленных, что повлечет за собой вырубку части малой березовой рощи, что неподалеку от Пришахтинска. Кроме того, при строительстве участка в районе дорожной развязки Каршоссе, по словам заказчика, проектировщик ТОО «Каздорпроект» из Алматы не учел имеющийся водовод и электрические сети. Теперь, чтобы продолжить строить дорогу, подрядчику придется переносить объект водоснабжения и поднимать выше линии электропередачи.
- К проектировщику мы выдвинем жесткие требования, - пояснил Игорь Гафтон. - Либо пусть платит штраф в соответствии с договорными требованиями, либо мы его включим в реестр недобросовестных.
К слову, на строительство 15 километров участка Караганда - Темиртау выделено 11 миллиардов бюджетных тенге.
Фото Дархана МУСИНА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Актуальные направления 16.10.2018

    Расширенное заседание по обсуждению Послания Президента прошло в карагандинском Доме дружбы. Представители областной АНК, Совета общественного согласия и Совета матерей, регионального штаба «Жаңғыру жолы», государственных органов и общественные деятели обсудили выступление Главы государства и поделились планами на будущее.

     

  • Готовность покажет снег 16.10.2018

    Коммунальные службы Караганды отчитались о готовности к зиме. И, надо признать, вовремя, потому что им уже пришлось бороться с первым снегом и гололедом.

     

  • С чистого листа 16.10.2018

    В области уже начали готовить списки субъектов малого и среднего бизнеса, которым будет предоставлена налоговая амнистия, сообщили в палате предпринимателей.

  • От чистого сердца 16.10.2018

    Благодаря спонсорской помощи пополнился автопарк центральной больницы Актогайского района.

  • На новый уровень 16.10.2018

    В Казахстане сформирован новый пакет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).

  • Поверь в свой успех! 16.10.2018

    Вскоре ребята, страдающие ДЦП, смогут играть в футбол, а уже через два года примут участие в чемпионате мира. Все это станет возможным благодаря меморандуму, подписанному в здании КОФ партии «Нұр Отан».

  • Будет тепло 13.10.2018

    Отопительный сезон в Осакаровском районе стартовал 1 октября. В настоящее время социальные объекты полностью обеспечены углем, топливо для бытовых нужд населения также имеется в достаточном количестве, рассказывает руководитель местного отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нурсултан Карсыбеков.

     

  • Второе дыхание 13.10.2018

    В акимате Караганды прошло заседание городской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.