15 сентября 2018 года 602

Аномалия «паутин»

Автор: Светлана СБРОДОВА

Порядка 5,5 километра дефектного бетонного полотна на новом автобане Темиртау - Караганда подрядчик заменит за свой счет. Вот только когда он это сделает, еще не ясно. Потому что на заключение экспертов потребуется как минимум неделя, потом время на то, чтобы скорректировать дальнейшие действия, да и сами дорожные работы можно будет проводить только при плюсовой температуре. Сквозные трещины на еще недостроенном участке объекта республиканского значения «Центр-Юг» стали поводом для жарких дискуссий и анекдотов. И все потому, что специалисты пока толком не могут назвать причину разлома нового покрытия. Генподрядчик ТОО «СейСер» Сейдильда Пакентаев сам удивляется и выдвигает три версии: шахтные выработки, просев грунта, слишком высокая интенсивность движения.

- Мы строили дороги такого уровня Алматы - Капчагай, Западный Китай - Западная Европа, Алматы - Павлодар, - рассказывает он. - Там у нас не было никаких нареканий. Ну были трещины, но не в таких объемах. Причины этому были разные, в том числе и человеческий фактор. Сюда пришли, а тут такое получилось. Первые же полгода такого не было, потом пошли сквозные трещины. При строительстве мы использовали те же материалы и ту же технологию, что и на других объектах. При этом всегда присутствует технадзор. Здесь работают квалифицированные специалисты. Возможно, тут сама дорога шире, она составляет 13 метров, поэтому что-то не учли при проектировании. Те участки, где трещины, мы закрывали от влаги, чтобы они не увеличивались в объеме. Потом их замазывали. И мы не можем понять причины. Конечно, за свой счет устраним эти дефекты. Главное, чтобы погода была в порядке.
Между тем выяснилось, что при строительстве верхнего слоя основания должны были быть применены шлаковой щебень и гранулированный доменный шлак. У подрядчика даже заключен меморандум с АО «АрселорМиттал Темиртау» на поставку этого материала. Однако по факту, как признался Сейдильда Пакентаев, вместо 300 тонн они пока использовали 100.
Кстати, в своем блоге министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек отметил, что его ведомство уделяет большое внимание вопросу применения промышленных отходов в строительстве дорог. Так, например, с 2014-го по 2020 год будут использоваться порядка 1,8 миллиона тонн золы уноса, 971 тысяча тонн щебня из доменного шлака и более 32 тысяч тонн бокситового шлама. Вопрос строительства этой трассы республиканского значения находится на постоянном контроле!
- Мы делали входной контроль каждого укладываемого материала, - делится главный инженер проекта Бахытжан Нуртаев. - Даже делали химию используемой воды. Бетон изготавливает ТОО «СейСер», используется именно тот шлак, что заложен в ПСД. Все показатели соответствуют требованиям проекта, все компоненты - тоже. Мы контролируем весь процесс работы на участке дороги Темиртау - Караганда. Не можем предположить, что произошло и почему появились эти дефекты. Чтобы в будущем не допустить таких проблем, была создана комиссия, привлечен дорожный научно-исследовательский институт.
Стоит отметить, что на днях для обследования трассы в Караганду пригнали чудо-технику - геолокатор, способный просканировать дорогу, разглядев в мельчайших подробностях содержимое на глубине полутора метров.
- Обследование проводится ультразвуком, вся информация поступает на компьютер в сервер, - рассказал инженер независимой комплексной передвижной лаборатории Жасулан Рустемов (на снимке). - Это пока сбор данных на участке дороги Темиртау - Караганда. После этого сделаем анализ и выясним, из чего состоят бетон и нижележащие слои. Это, думаю, поможет выяснить причину возникновения такого количества трещин. Данную машину мы применяли и на других дорогах республиканского значения. Трещины такого характера возникли только на этой трассе. Пока не можем назвать точную причину. До этого мы здесь проводили техническое обследование на четырех плитах, результат показал, что все соответствует.
Как оказалось, бурили проблемные места в дорожном покрытии, а также брали керн на детальную экспертизу и сами заказчики. Но, к сожалению, эта работа не дала результатов. Как отметил заместитель директора КФ «Казавтожол» Игорь Гафтон, все согласно требованиям проектно-сметной документации.
- Сначала на дороге образовались микротрещины, мы подумали, что они - усадочные, затем те выросли до четырех миллиметров, - говорит он. - С июня текущего года эти трещины, где были установлены маяки, перестали раскрываться. Было установлено, что они стабилизировались. Мы наметили план мероприятий. Сначала попробовали их «залечить», но этот вид ремонта получился «штопаным» и не годился. Надеемся, что обученный специалист даст точный анализ происходящему. Самые проблемные места будут полностью меняться, анкероваться. А где локальные трещины, то там просто загерметизируются определенным способом. Мы консультируемся с немецкими специалистами. Возможно, придется скорректировать смесь, добавки или еще что-то. В любом случае подрядчик обязуется все переделать, из бюджета на устранение дефектов денег затрачено не будет.
По словам заместителя директора КОФ «КАЖ», сдача объекта намечена на следующий год. Однако уже сейчас при реконструкции объекта республиканского значения «Центр-Юг» возникли заминки. И они заключаются не только в появлении злополучных трещин. Загвоздка и при переводе земель лесного фонда в раздел промышленных, что повлечет за собой вырубку части малой березовой рощи, что неподалеку от Пришахтинска. Кроме того, при строительстве участка в районе дорожной развязки Каршоссе, по словам заказчика, проектировщик ТОО «Каздорпроект» из Алматы не учел имеющийся водовод и электрические сети. Теперь, чтобы продолжить строить дорогу, подрядчику придется переносить объект водоснабжения и поднимать выше линии электропередачи.
- К проектировщику мы выдвинем жесткие требования, - пояснил Игорь Гафтон. - Либо пусть платит штраф в соответствии с договорными требованиями, либо мы его включим в реестр недобросовестных.
К слову, на строительство 15 километров участка Караганда - Темиртау выделено 11 миллиардов бюджетных тенге.
Фото Дархана МУСИНА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Три сердца в парке 15.12.2018

    Для Данияра Курманова, руководителя общественного молодежного фонда «Через Вселенную», любовь к Родине начинается с посаженного дерева. Кажется, пустяк? Да. Если посадил и бросил. А если посадил и видишь, как оно растет, то к нему привязываешься, оно становится родным. И когда ему сетуют на плохую экологию, он всегда спрашивает, а что вы сделали для ее улучшения?

  • Дань уважения 13.12.2018

    В семейном доме пос. Г. Мустафина Бухаржырауского района, где проживают 25 одиноких пожилых людей и инвалидов, - радость. Накануне Дня Независимости к подопечным с подарками и поздравлениями приехали сотрудники прокуратуры.

  • Источник радости 13.12.2018

    В торговом центре «Алтын-Арба» в Караганде необычный фестиваль «Искры добра» заявил о себе во второй раз. Тех, кто пришел в выходные дни сделать покупки, привлекали не только популярные хиты и классические мелодии, но и выставка-ярмарка картин, вязаных кукол, дамских украшений, поделок из бисера. 

  • Поверить в себя 11.12.2018

    Проект «Бастау» помог безработным и самозанятым людям обогатиться необходимыми знаниями и начать предпринимательскую деятельность. Благодаря чему Карагандинская область уверенно лидирует по эффективности реализации программы, охватив практически все города и районы региона.

  • К празднику готовы 11.12.2018

    Более двухсот общественных мероприятий будет проведено в Карагандинской области в период празднования Дня Независимости РК.

  • «Мягкая сила» 11.12.2018

    Обсудить особенности освещения в СМИ вопросов в религиозной сфере, поделиться опытом и послушать мнение экспертов имели возможность журналисты со всего Казахстана, работающие по этой теме.

  • Дружная туристская семья 11.12.2018

    В этом году Карагандинский областной туристский клуб отмечает свое 55-летие. Примечательно, что празднование юбилея прошло в День Первого Президента РК, а площадкой для торжества стал Дом культуры Нового Майкудука.

  • Неравнодушный гражданин 08.12.2018

    Социальный проект «Belsendi аzamat» («Активный гражданин») заработает в Караганде с начала нового года. Пока интернет-платформа находится в стадии доработки, в соцсетях в полной мере осуществляется маркетинг и обсуждаются злободневные для города темы.