15 сентября 2018 года 2783

Кино объединяет всё

Автор: Анна СТРОКОВА

Пока в Караганде день, в канадском Ванкувере - глубокий вечер. Режиссер Бауржан Досмагамбетов, несмотря на время суток, выходит на связь: в Ванкувере, рассказывает наш земляк, лишь две недели лета было жарко,  а до следующей весны будут идти дожди. Город внешне похож на Алматы, разве что рядом - океан. Чего не хватает казахстанскому кино? Бауржан Досмагамбетов, который за нашим кинематографом следит, рассуждает как зритель: фильмов снимают много, и народ хочет их смотреть. К сожалению, достойные фильмы нечасто пускают в кинотеатры, а талантливым режиссерам подчас нелегко пробиться на киноолимп.

Бауржан родился в Алматы, но большую часть жизни провел в Караганде, о которой хранит самые теплые воспоминания. Он учился в средней школе № 83, карагандинской гимназии № 3, отправился на учебу в Великобританию, затем в США, выучился на бакалавра по бизнесу и менеджменту. В итоге вернулся в Алматы и трудился в банке около четырех лет. Об этом не жалеет: работа нравилась, но всегда тянуло в искусство.
- Я увлекался рисованием, музыкой, фотографией, а кино объединяет в себе всё. Конечно, хочется научиться играть на гитаре, но времени пока не хватает. В то же время почувствовать музыку в фильмах - очень важный для меня процесс.
В годы учебы и работы в банке Бауржан Досмагамбетов снимал небольшие ролики, за этим последовала Ванкуверская киношкола, где студентов обучали всему спектру профессий, связанных с кинематографом. Учеба продлилась год, все остальное время было посвящено практике. Теорию, рассказал Бауржан, давали не углубленно, но теперь на съемочной площадке он может взять на себя самые разные обязанности: базу знает отлично.
Его дипломной работой в киношколе стала социальная короткометражка «Шах и мат» о наркозависимом человеке, который играет в шахматы, чтобы выиграть собственную жизнь. «Шах и мат» получил награды на мексиканском и алматинском кинофестивалях, так что картина нашла своего зрителя.
После этого Досмагамбетов занимался небольшими проектами: в Ванкувере с коллегами снял ролик «Қаражорға» на 20-летие независимости Казахстана (кстати, там живет немало казахстанцев). Пробовал себя в разных жанрах: снял документальный фильм «Степной промысел. Сурки» о работе промысловиков-охотников из Караганды. Эта лента может показаться жестокой, но люди, по сути, способствуют этому: мы пользуемся косметикой, сурчиный жир используется в медицине, шкуры тоже пускают в производство.
- Промысловики охотятся только на старых животных, сохраняя молодую популяцию, и об этом тоже говорится в фильме, - объяснил Бауржан. - Во время съемок я около двух недель жил с охотниками, снимал и монтировал ленту сам. «Степной промысел. Сурки» позже попал в раздел короткого метра Каннского фестиваля.
Сейчас у Бауржана в Ванкувере своя студия «One Leaf Productions», которая занимается рекламой, клипами и телесериалами, предоставляя операторские услуги и аппаратуру в аренду. В данный момент он с коллегами работает над фильмами о Рождестве для телевидения.
В прошлом году мы писали, что именно Бауржан Досмагамбетов стал режиссером фильма «Батыр» о говорящем слоне, история о котором гремела в 90-е годы. Слон жил в карагандинском зоопарке, и слухи ходили разные: одни предполагали, что он может говорить, другие - что и крепкое словцо выдать, третьи думали, что животное спаивали. Новости о съемках, которые прошли в Караганде, Алматы и Балхаше, разлетелись по всем отечественным интернет-порталам.
- Возможно, я видел Батыра, будучи мальчиком, много об этом слышал, - признался Бауржан. - Все время задавался вопросом о том, почему у нас был говорящий слон, но никто об этом не знает. Поделился историей со своими продюсерами: она им понравилась. Позже я встретился с главным редактором «Индустриальной Караганды» Владимиром Рыжковым, который одним из первых рассказывал о Батыре в своих репортажах и знал все изнутри.
В истории с Батыром, продолжил Бауржан, было много драмы - и она в ленте есть, но фильм получился светлым. И если все происходило в 90-х, в картине героев перенесли в современную эпоху, создав свой сюжет, вдохновленный Батыром.
В то же время вокруг слона, поделился режиссер, развивается еще одна сюжетная линия, и итогом ее станет чудо. Напомним, что рабочим названием фильма для заграничной аудитории стала английская идиома «Elehpant in the room» («Слон в комнате»), обозначающая проблему, о которой знают, но не говорят вслух. В фильме затрагиваются социальные темы, в частности проблема детей с ограниченными возможностями. Слонов-актеров для картины выбрали двоих: обитателей алматинского зоопарка Аружан и Лао.
Сейчас «Батыр» на стадии постпродакшна, но есть моменты, нуждающиеся в доработке и дополнительных средствах: это графика, цветокоррекция и монтаж звука. Важно добрать и музыку, идеально подходящую к картине. Ее премьера обязательно состоится в Караганде, и мы надеемся, что сможем встретить там и самого Бауржана Досмагамбетова.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Они сражались за Родину 20.10.2020

    Разыскиваются родственники девушек-танкисток. Эхо войны смолкнет еще не скоро. Все меньше становится тех, кто прошел сквозь огонь и ливень пуль, и память о них будет жить вечно. А сколько тех, кто остался лежать безвестным на полях сражений.

  • Хранительница памяти 17.10.2020

    Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова провел республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Актуальные проблемы исторической науки», посвященную 70-летию кандидата исторических наук, доцента и руководителя центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбековой. А 16 октября, в день ее рождения, состоялся расширенный ученый совет.

  • Ученый, педагог, наставник 15.10.2020

    16 октября 2020 года исполняется 70 лет Нурсахан Ахметовне Бейсенбековой. Когда-то много лет назад Кали Жуасович Жуасов, декан исторического факультета, личность легендарная в истории вуза, произнес наполненные глубоким смыслом слова о том, что факультет всегда был его родным домом. Вслед за ним эти слова могли бы повторить многие из тех, кто работал и работает сегодня на истфаке. И среди них, несомненно, Н.А. Бейсенбекова.

  • Покой нам только снится 01.10.2020

    Про таких, как Виктор Чайка, говорят - борец за правду. Его смелые высказывания нравятся не всем, но он добивается того, чтобы жизнь пожилых карагандинцев стала еще лучше. Наш герой принимал самое активное участие в обсуждении проекта Закона «О ветеранах», который был принят в этом году. Теперь он тщательно изучает проект Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие», который Правительство намерено разработать до 2025 года. И так Виктор Яковлевич живет всю жизнь.

  • Из далеких встреч: Роза Багланова 01.10.2020

    Полсотни лет назад как турист, экскурсовод, любитель природы и старины я часто посещал город на опушке леса - волшебный Каркаралинск. И только однажды оказался здесь как корреспондент «Индустриальной Караганды». Идея командировки принадлежала редактору Игорю Владимировичу Казанцеву, от которого и получил официальное удостоверение. Документ авторитетного органа партийной печати был неоспорим. Я беседовал без помех с рядом руководителей городских и районных служб.

  • Из далеких встреч: Яков Бычек 29.09.2020

    Мы живем на планете Сарыарка с непредсказуемыми краеведческими поворотами. Мог ли я предполагать, что получу в подарок книгу А.Ф. Христенко «Сельское хозяйство в сухостепной части Казахстана» (Караганда, 2002). Научный труд с подписью автора. Стоит и дата: 2 августа 2002 года. Возьмем несколько строк из вступительной части книги:

  • Из далеких встреч: Ян Плятер-Гаевский 24.09.2020

    По памяти это был или 1957-й или 1958 год. Мне двадцать лет. Караганда. Лето. Стадион «Динамо». Зрители окружили баскетбольную площадку. Только на ней резвилось не баскетбольное братство, а всего два человека. С ракетками в руках они гонялись за мячиком, ловко переправляя его через сетку. Игра называлась большой теннис. Участников я знал. Первым называю Келлера, тренера ряда видов спорта. А противостоял ему моложавый пан Ян Янович Плятер-Гаевский в ослепительно белой форме: шорты, безрукавка, тапочки. Был и судья - фехтовальщик Ю.Г. Корженевский.

  • Гордость Нуры 17.09.2020

    Директор крупнейшего зернового хозяйства Карагандинской области ТОО «Шахтерское» Георгий Прокоп 11 ноября отметит свой 70-летний юбилей. К сожалению, пандемия и карантинные ограничения вносят коррективы во все планы, в том числе и в праздничные.

#birgemiz