13 сентября 2018 года 392

И страшно, и смешно

Автор: Анна СТРОКОВА

К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

По сюжету обеспеченный книгоиздатель и сноб Пьер Брошан раз в неделю устраивает званые ужины: на десерт подают гостя-дурака, над которым он и его друзья от души издеваются. Только бухгалтер Франсуа Пиньон, феерический идиот, оказывается крепким орешком. «Ужин с дураком», с одной стороны, показывает цинизм и комплексы французских буржуа, с другой - доброту и благородство человека из низов. Постановку спектакля воплотил заслуженный артист РК Дмитрий Скирта, который тоже занят в ней вместе с артистами Ларисой Пауковой, Андреем Тарасовым, Арланом Касимановым, Антоном Митневым и другими. Сейчас «Ужин» - самый кассовый спектакль ГАРТД им. М. Лермонтова и по сей день собирает полные залы.
Уже в первом появлении Дмитрия Скирты на сцене можно оценить его отличную пластику, и артист доказывает: если у его персонажа по сюжету радикулит, можно прекрасно играть и полулежа, и лежа. Если это удивление - ты удивляешься вместе с ним, если это ярость - ей веришь, если герой прямо сейчас совершает ошибку, за него переживаешь, и это касается всех персонажей спектакля.
Декорации ярко отражают обитель героя Дмитрия Анатольевича: на стенах - картины Ван Гога и других мэтров изобразительного искусства, и вроде бы Брошан такой же, как все, со своими тараканами в голове, но в ходе сюжета он развивается и испытывает простую человеческую симпатию к Франсуа, который и не совсем-то дурак. Да и, собственно, на само слово «дурак» начинаешь смотреть по-другому: все мы делаем ошибки, все мы в чем-то дураки, но нам нужны доверие и понимание. А потому в постановке, где чувствуешь себя уютно и весело, диалоги обретают все более душевный характер. И надо сказать, что боевая хореография у артистов ГАРТД им. М. Лермонтова отработана прекрасно. То же самое - со звуковым оформлением спектакля.
Оно на высоком уровне и в «Отеле двух миров», первым делом в котором хочется отметить музыку: над ней тоже трудился Игорь Гонопольский, который ставил спектакль. Молодой француз Жульен Порталь попадает в аварию, впоследствии - в кому, но кома эта непростая: его душа отправляется в таинственное место, которое впору назвать Чистилищем. И пока за телом Жульена ухаживают врачи, душа его бродит по Отелю двух миров. Никто из постояльцев не знает, почему оказался здесь, но души не могут уйти по собственной воле. Вернется ли юноша к жизни или пропадет навсегда - зависит от того, каким он будет между мирами. В «Отеле» заняты Антон Митнев, Сергей Попов, заслуженные артисты РК Сергей Уфимцев, Татьяна Банченко, а также Наталья Долматова, Виталий Гришко, Лариса Паукова, Камилла Ермекова, и все они прекрасны в своих ролях.
В Отеле двух миров обитают несколько постояльцев, попавших сюда в разное время и по разным причинам: уборщица Мари - из-за сердечного приступа, маг Раджапура - из-за диабета, а президента Дельбека сбил велосипедист. Все они ищут встречи с таинственным Доктором С, которая, по их мнению, знает, когда и куда они попадут - обратно в жизнь или в Рай. Очень любопытны рассуждения героев о жизни и смерти, о том, есть ли вообще Рай или после окончательной смерти наступает полная темнота.
Юмора в «Отеле двух миров» немного - он скорее социальный, философский. И потому, когда в это место попадает жизнерадостная Лора со слабым сердцем, Жульен, душа не очень-то и безгрешная, радикально пересматривает взгляды на жизнь. Пока одни герои думают, что находятся в сумасшедшем доме, другие безуспешно пытаются попасть к Доктору С, звучат слова самого Доктора о том, что смерть - не кара и не подарок, перед ней равны все. «Отель двух миров» оставляет грустный и светлый след.
Однако суть постановки можно рассматривать не только как историю о том, что между мирами есть некое Чистилище, но и как встречу миров Жульена и Лоры, как противостояние в самой Докторе С о возможности влиять на человеческие судьбы. И, конечно, «Отель» ставит вопрос веры: она ничего не освещает, но поддерживает в нас тепло.
Помимо «Отеля двух миров» и «Ужина с дураком» ГАРТД им. М. Лермонтова привез карагандинцам комедию «Что хочет женщина» о дамах трех поколений, у каждой из которых свой взгляд и отношение к жизни (ее покажут 13 сентября), а также пьесу в двух действиях «Андалузское проклятие» (которой гастроли завершатся 14 сентября).
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Любить сильней 17.01.2019

    Поэт, автор и исполнитель песен Ольга Качанова уверена: никакой песенный жанр не может кануть в Лету, и бардовская песня тоже - каждое поколение оставляет после себя собственные сочинения. На днях в Караганде прошел концерт авторского дуэта Ольги Качановой и Вадима Козлова - их тандему уже 30 лет.

  • Как слово наше отзовется 15.01.2019

    В наше время публикации в печатных СМИ, а особенно материалы в электронном варианте, находятся в широком доступе независимо от того, к какой местности они привязаны. Я не раз сталкивалась с тем, что на ту или иную статью приходили не только слова благодарности за встречу с полюбившимися артистами: запрашивают и номера телефонов, чтобы связаться с теми, кого потеряли из виду много лет назад.

  • Закон природы 15.01.2019

    В этом году Казахстан сможет побороться за награду на одной из самых престижных премий в области кинематографа: социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого попала в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • До потери памяти 12.01.2019

    В творческой мастерской Академического театра музыкальной комедии с интересной постановкой выступил новый состав студенческого театра «Вдохновение» Карагандинского экономического университета. Режиссер и художественный руководитель театра Елена Пономаренко всегда ставит со студентами неординарные и современные пьесы, которые вносят в житейские будни нотки юмора и массу впечатлений.

  • Столица Великой степи 05.01.2019

    Режиссер Акан Сатаев и творческая группа кинокартины «Дорога к матери» накануне Дня Независимости получили из рук Президента Государственную премию в области литературы и искусства. Он же, Акан Сатаев, и поставил очередную часть саги «Путь Лидера. Астана», масштабные премьеры которой прошли в Астане и Алматы.

  • Рождественские сказки 05.01.2019

    Несколько рождественских концертов прошли в Караганде, и эти ожидаемые события вознаградили все надежды зрителей. Красивый букет венских мелодий преподнесли нам дирижер Айдар Торыбаев, симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова, солисты и оркестр Академического театра музыкальной комедии.

  • Измерение временем 29.12.2018

    Тема времени и всего, что с ним связано, особенно актуальна в дни новогодних праздников. Воспользовавшись своей богатой коллекцией часов, сотрудники областного краеведческого музея открыли в преддверии Нового года выставку «Путешествие во времени». Это предметы разных эпох со своей интересной историей, побывавшие в руках знаменитых хозяев.

    Актовый зал музея вместил в себя около шести десятков измерителей времени, которые хранители истории дополнили инсталляциями советского периода и не только.В фондах музея насчитывается 23 наручных и 35 настенных часов. К сожалению, в повседневных экспозициях их редко можно встретить. В основном это часы советского периода. Чтобы посетители могли глубже погрузиться в эпоху, составители экспозиции выставили и другие экспонаты середины прошлого века: радиоприемник, телевизор и старенькая мебель перенесут нас лет на 50 назад и создадут ретро-фон для фотографий.Еще один уголок для фотографирования был назван «Скамейка для свиданий». Лавочку разместили под столбом с подвесными часами, правда не настоящими, но смотрится очень романтично.Также использовали макеты для иллюстрации рассказа о самых древних формах измерения времени.- Здесь у нас представлены макеты солнечных часов, песочных, водяных (клепсидра), - говорит Динара Сәкiмбай, младший научный сотрудник отдела современной истории. - Есть часы, состоящие из свечей, поделенных на фрагменты: когда отрезок свечи сгорал, это означало, что прошел определенный промежуток времени. Также у нас представлен баннер, в котором описывается история появления самых первых часов вплоть до самых последних атомных часов, они являются самыми точными.Эта информация будет, несомненно, интересна школьникам, для которых в программе выставки предусмотрены конкурсы и викторины, а также мастер-класс по сборке часового механизма.Сотрудники расскажут посетителям музея о хозяевах именных часов. Один из них - Габдулла Кулкыбаев, академик НАН РК, доктор медицинских наук. С 1990-го по 2006 год он возглавлял Национальный центр профессиональных заболеваний и гигиены. Является автором 400 научных работ, награжден медалью аль-Фараби. Его наручные часы сделаны в Японии и покрыты золотом.В экспозиции также представлены настольные часы для игры в шахматы. Долгое время они служили ветерану Великой Отечественной войны Виктору Кириллову, который является основателем областной школы шахмат.Один из самых дорогих экспонатов - это наручные часы фирмы «Тиссот». Безусловно, ценными являются настенные часы образца ХIХ века фирмы «Линден». Николай Линден был известным петербургский купцом, в 1888 году он основал на Невском проспекте мастерскую, занимавшуюся ремонтом ювелирных изделий и часов. Кроме того, здесь проводился процесс серебрения и золочения. Со временем при мастерской был организован магазин, где каждый желающий мог купить старинные часы и ювелирные изделия. Благодаря деловым качествам Линдена его магазин вскоре стал одним из наиболее крупных на территории Санкт-Петербурга. В нем продавались цепи, образа, кресты, серебряная посуда, предметы культа, знаки разных государственных учреждений, а также часы таких известных западноевропейских фабрик, как «Одемар», «Гризель», «Борель» и «Вальгам». Уникальный экспонат попал в фонды музея в 1985 году. К сожалению, в настоящий момент неизвестно, кто являлся их владельцем и каким образом они были переданы.Многие представленные на выставке часы являются рабочими и создают характерное фоновое тиканье. К сожалению, уже отслужили свой срок часы с кукушкой. Эти деревянные часы являются, можно сказать, семейной реликвией Динары Сәкiмбай. Настало время, и она решила передать их в музей. Они показывали время нескольким поколениям ее семьи, а маленькая кукушка вылетала каждые полчаса.Еще один интересный уголок на выставке - коллекция будильников. Все они тоже советского периода. Между тем самый первый будильник придумал философ Платон две тысячи лет назад. Устройство предназначалось для его учеников. Ученый ставил два таза один под другим. В верхнюю емкость, самую большую, наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в нижний и, в конце концов, переливалась через край в третью емкость, из которой выходила узкая трубка. Когда вода попадала в самый нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки-флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.К счастью, юным посетителям выставки бежать на уроки не надо. Она продлится все школьные каникулы - до 15 января.
    Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

  • В гостях у волка с огоньком 29.12.2018

    Борьбу пламени со льдом, тяги к искусству с нездоровым аппетитом можно было наблюдать на новогоднем представлении, которое в Театре им.С. Сейфуллина традиционно готовят на двух языках.