13 сентября 2018 года 71

И страшно, и смешно

Автор: Анна СТРОКОВА

К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

По сюжету обеспеченный книгоиздатель и сноб Пьер Брошан раз в неделю устраивает званые ужины: на десерт подают гостя-дурака, над которым он и его друзья от души издеваются. Только бухгалтер Франсуа Пиньон, феерический идиот, оказывается крепким орешком. «Ужин с дураком», с одной стороны, показывает цинизм и комплексы французских буржуа, с другой - доброту и благородство человека из низов. Постановку спектакля воплотил заслуженный артист РК Дмитрий Скирта, который тоже занят в ней вместе с артистами Ларисой Пауковой, Андреем Тарасовым, Арланом Касимановым, Антоном Митневым и другими. Сейчас «Ужин» - самый кассовый спектакль ГАРТД им. М. Лермонтова и по сей день собирает полные залы.
Уже в первом появлении Дмитрия Скирты на сцене можно оценить его отличную пластику, и артист доказывает: если у его персонажа по сюжету радикулит, можно прекрасно играть и полулежа, и лежа. Если это удивление - ты удивляешься вместе с ним, если это ярость - ей веришь, если герой прямо сейчас совершает ошибку, за него переживаешь, и это касается всех персонажей спектакля.
Декорации ярко отражают обитель героя Дмитрия Анатольевича: на стенах - картины Ван Гога и других мэтров изобразительного искусства, и вроде бы Брошан такой же, как все, со своими тараканами в голове, но в ходе сюжета он развивается и испытывает простую человеческую симпатию к Франсуа, который и не совсем-то дурак. Да и, собственно, на само слово «дурак» начинаешь смотреть по-другому: все мы делаем ошибки, все мы в чем-то дураки, но нам нужны доверие и понимание. А потому в постановке, где чувствуешь себя уютно и весело, диалоги обретают все более душевный характер. И надо сказать, что боевая хореография у артистов ГАРТД им. М. Лермонтова отработана прекрасно. То же самое - со звуковым оформлением спектакля.
Оно на высоком уровне и в «Отеле двух миров», первым делом в котором хочется отметить музыку: над ней тоже трудился Игорь Гонопольский, который ставил спектакль. Молодой француз Жульен Порталь попадает в аварию, впоследствии - в кому, но кома эта непростая: его душа отправляется в таинственное место, которое впору назвать Чистилищем. И пока за телом Жульена ухаживают врачи, душа его бродит по Отелю двух миров. Никто из постояльцев не знает, почему оказался здесь, но души не могут уйти по собственной воле. Вернется ли юноша к жизни или пропадет навсегда - зависит от того, каким он будет между мирами. В «Отеле» заняты Антон Митнев, Сергей Попов, заслуженные артисты РК Сергей Уфимцев, Татьяна Банченко, а также Наталья Долматова, Виталий Гришко, Лариса Паукова, Камилла Ермекова, и все они прекрасны в своих ролях.
В Отеле двух миров обитают несколько постояльцев, попавших сюда в разное время и по разным причинам: уборщица Мари - из-за сердечного приступа, маг Раджапура - из-за диабета, а президента Дельбека сбил велосипедист. Все они ищут встречи с таинственным Доктором С, которая, по их мнению, знает, когда и куда они попадут - обратно в жизнь или в Рай. Очень любопытны рассуждения героев о жизни и смерти, о том, есть ли вообще Рай или после окончательной смерти наступает полная темнота.
Юмора в «Отеле двух миров» немного - он скорее социальный, философский. И потому, когда в это место попадает жизнерадостная Лора со слабым сердцем, Жульен, душа не очень-то и безгрешная, радикально пересматривает взгляды на жизнь. Пока одни герои думают, что находятся в сумасшедшем доме, другие безуспешно пытаются попасть к Доктору С, звучат слова самого Доктора о том, что смерть - не кара и не подарок, перед ней равны все. «Отель двух миров» оставляет грустный и светлый след.
Однако суть постановки можно рассматривать не только как историю о том, что между мирами есть некое Чистилище, но и как встречу миров Жульена и Лоры, как противостояние в самой Докторе С о возможности влиять на человеческие судьбы. И, конечно, «Отель» ставит вопрос веры: она ничего не освещает, но поддерживает в нас тепло.
Помимо «Отеля двух миров» и «Ужина с дураком» ГАРТД им. М. Лермонтова привез карагандинцам комедию «Что хочет женщина» о дамах трех поколений, у каждой из которых свой взгляд и отношение к жизни (ее покажут 13 сентября), а также пьесу в двух действиях «Андалузское проклятие» (которой гастроли завершатся 14 сентября).
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.

  • Неразлучный квартет 08.09.2018

    У Арыстана и Алихана Абильдиных в числе первых игрушек появились барабанные палочки. Дома они росли под аккомпанемент мамы и буквально с пеленок начали посещать концерты отца - Асета Абильдина, известного музыканта, который создал первый в республике ансамбль музыкальных инструментов «Шындауыл». Результаты не заставили себя ждать. Вскоре со взрослыми мужчинами, выстукивающими на экзотических барабанах, стали выступать маленькие ударники. Арыстан сел за ударную установку в четыре года, Алихан - в три. Сейчас старшему 16 лет, младшему - 12, и они успели получить много наград на областных, республиканских и международных конкурсах, участвуя в них как пианисты, ударники, а также как музыкальные теоретики. 

  • Наряд диктует персонаж 06.09.2018

    На Западе, в России, в Алматы и Астане фестивали косплея (от английского «костюмированная игра») - дело уже не удивительное. В Караганде такой вид досуга пока не особо популярен, но первый шаг уже сделан: в гостинице «Чайка» прошел фестиваль «SummerOFF».

  • На волне Иссык-Куля 06.09.2018

    Карагандинский танцевальный коллектив «Нурби» вернулся с победой с международного фестиваля-конкурса детского творчества «На волне Иссык-Куля». В этом году участниками фестиваля стали исполнители и коллективы из Казахстана и Кыргызстана. На берегах «горячего озера» собралось более трехсот талантливых детей, которые показали свое мастерство в хореографии и вокальном искусстве. И особенно приятно, что лучшим стал коллектив из Октябрьского района Караганды.