13 сентября 2018 года 482

И страшно, и смешно

Автор: Анна СТРОКОВА

К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

По сюжету обеспеченный книгоиздатель и сноб Пьер Брошан раз в неделю устраивает званые ужины: на десерт подают гостя-дурака, над которым он и его друзья от души издеваются. Только бухгалтер Франсуа Пиньон, феерический идиот, оказывается крепким орешком. «Ужин с дураком», с одной стороны, показывает цинизм и комплексы французских буржуа, с другой - доброту и благородство человека из низов. Постановку спектакля воплотил заслуженный артист РК Дмитрий Скирта, который тоже занят в ней вместе с артистами Ларисой Пауковой, Андреем Тарасовым, Арланом Касимановым, Антоном Митневым и другими. Сейчас «Ужин» - самый кассовый спектакль ГАРТД им. М. Лермонтова и по сей день собирает полные залы.
Уже в первом появлении Дмитрия Скирты на сцене можно оценить его отличную пластику, и артист доказывает: если у его персонажа по сюжету радикулит, можно прекрасно играть и полулежа, и лежа. Если это удивление - ты удивляешься вместе с ним, если это ярость - ей веришь, если герой прямо сейчас совершает ошибку, за него переживаешь, и это касается всех персонажей спектакля.
Декорации ярко отражают обитель героя Дмитрия Анатольевича: на стенах - картины Ван Гога и других мэтров изобразительного искусства, и вроде бы Брошан такой же, как все, со своими тараканами в голове, но в ходе сюжета он развивается и испытывает простую человеческую симпатию к Франсуа, который и не совсем-то дурак. Да и, собственно, на само слово «дурак» начинаешь смотреть по-другому: все мы делаем ошибки, все мы в чем-то дураки, но нам нужны доверие и понимание. А потому в постановке, где чувствуешь себя уютно и весело, диалоги обретают все более душевный характер. И надо сказать, что боевая хореография у артистов ГАРТД им. М. Лермонтова отработана прекрасно. То же самое - со звуковым оформлением спектакля.
Оно на высоком уровне и в «Отеле двух миров», первым делом в котором хочется отметить музыку: над ней тоже трудился Игорь Гонопольский, который ставил спектакль. Молодой француз Жульен Порталь попадает в аварию, впоследствии - в кому, но кома эта непростая: его душа отправляется в таинственное место, которое впору назвать Чистилищем. И пока за телом Жульена ухаживают врачи, душа его бродит по Отелю двух миров. Никто из постояльцев не знает, почему оказался здесь, но души не могут уйти по собственной воле. Вернется ли юноша к жизни или пропадет навсегда - зависит от того, каким он будет между мирами. В «Отеле» заняты Антон Митнев, Сергей Попов, заслуженные артисты РК Сергей Уфимцев, Татьяна Банченко, а также Наталья Долматова, Виталий Гришко, Лариса Паукова, Камилла Ермекова, и все они прекрасны в своих ролях.
В Отеле двух миров обитают несколько постояльцев, попавших сюда в разное время и по разным причинам: уборщица Мари - из-за сердечного приступа, маг Раджапура - из-за диабета, а президента Дельбека сбил велосипедист. Все они ищут встречи с таинственным Доктором С, которая, по их мнению, знает, когда и куда они попадут - обратно в жизнь или в Рай. Очень любопытны рассуждения героев о жизни и смерти, о том, есть ли вообще Рай или после окончательной смерти наступает полная темнота.
Юмора в «Отеле двух миров» немного - он скорее социальный, философский. И потому, когда в это место попадает жизнерадостная Лора со слабым сердцем, Жульен, душа не очень-то и безгрешная, радикально пересматривает взгляды на жизнь. Пока одни герои думают, что находятся в сумасшедшем доме, другие безуспешно пытаются попасть к Доктору С, звучат слова самого Доктора о том, что смерть - не кара и не подарок, перед ней равны все. «Отель двух миров» оставляет грустный и светлый след.
Однако суть постановки можно рассматривать не только как историю о том, что между мирами есть некое Чистилище, но и как встречу миров Жульена и Лоры, как противостояние в самой Докторе С о возможности влиять на человеческие судьбы. И, конечно, «Отель» ставит вопрос веры: она ничего не освещает, но поддерживает в нас тепло.
Помимо «Отеля двух миров» и «Ужина с дураком» ГАРТД им. М. Лермонтова привез карагандинцам комедию «Что хочет женщина» о дамах трех поколений, у каждой из которых свой взгляд и отношение к жизни (ее покажут 13 сентября), а также пьесу в двух действиях «Андалузское проклятие» (которой гастроли завершатся 14 сентября).
Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Знакомство с автором 19.03.2019

    На днях карагандинского поэта, писателя и журналиста Наталию Инжевскую президиум российского Союза писателей наградил медалью Владимира Маяковского за вклад в литературу. На неделе детской книги в библиотеке им. Абая она презентовала свои сборники сказок.

  • Однажды и навсегда 19.03.2019

    Образцовый хореографический ансамбль «Аяла» отметил юбилей на сцене Дворца горняков концертом «Перезагрузка». Все исполненные номера были премьерными: к дате подошли очень ответственно.

  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.

  • Вспомнить обо всех 14.03.2019

    Проект Карагандинского академического театра музыкальной комедии «Театральный четверг», берущий свое начало с 2015 года под названием «Дарю вам свет моей души» и знакомивший зрителей с артистами труппы, приобретает второе направление. История театра будет возвращать карагандинцев в далекие годы их молодости, когда они восхищались талантом тех, кто приносил радость с опереттой, комедиями и профессиональной игрой на сцене.

  • Благословение фаризы 14.03.2019

    В карагандинском Дворце культуры горняков прошел конкурс чтецов, посвященный 80-летию известной казахской поэтессы Фаризы Онгарсыновой. Состязание собрало учеников с 5 по 8 классы из карагандинских школ.

  • На сцене и в жизни 12.03.2019

    В Русском драматическом театре им. К. Станиславского прошел юбилейный вечер актрисы Людмилы Пекушевой. Мы знаем ее по спектаклям «Стена живых», «Знойные мамочки», «Ужель та самая Татьяна» и многим другим, а в своей семье она единственная, кто предпочел актерскую профессию.