06 сентября 2018 года 654

Все в наших руках

Автор: Айжан ТЛЕУБЕРДИНОВА, заведующая кафедрой маркетинга КарГУ им. Е.А. Букетова

Проект «Сакральная география» располагает большими возможностями для развития внутреннего туризма, уровень которого все еще ниже желаемого.  В качестве одного из важнейших приоритетов стратегической программы Президента Н.А. Назарбаева «Рухани жаңғыру» определен проект «Сакральная география Казахстана». Его огромный потенциал может в полной мере раскрыться посредством развития внешнего и внутреннего туризма. Но путешествие по Казахстану, к сожалению, недостаточно популярно, а показатели внутреннего туризма все еще ниже желаемого уровня.

Согласно статистическим данным в 2016 году количество казахстанских выездных туристов достигло 9766,6 тыс. человек, при этом затраты на международные поездки составили 1,6 млрд долларов США. Остается только догадываться, на что могли быть потрачены эти средства, попади они в местные бюджеты регионов нашей страны. А если сравнить количество въезжающих туристов в 2016 году (6509,4 тыс. человек) с числом выезжающих туристов, можно отметить, что мы теряем значительную долю рынка. 

При этом во всем мире доля внутреннего туризма значительно превышает международный, составляя 70-80% от общего числа путешествий. Например, большинство поездок, совершаемых европейцами, происходит в их собственной стране (в среднем 3-4 поездки в год), и расходы местных жителей на эту статью в два раза выше, чем расходы на въезд в страну нерезидентов. Большинство американских туристов предпочитают отдых внутри страны. В Австралии внутренние туристические поездки составляют порядка 200 млн, в Индии - 450 млн поездок, в Китае - около 1,21 млрд.
Следует отметить, что это направление вносит существенный вклад в общую финансовую устойчивость и функциональность отрасли. В Манильской декларации 1980 года говорится: «В каждой стране внутренний туризм способствует улучшению баланса национальной экономики за счет перераспределения национального дохода. Внутренний туризм повышает осведомленность об общих интересах и способствует развитию деятельности, благоприятной для общей экономики страны. Таким образом, развитие международного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями по расширению внутреннего туризма». В декларации также рассматриваются социальные аспекты. В документе отмечается, что право на отдых, возможность для гражданина узнать свою собственную среду, более глубоко осознать свою национальную принадлежность и солидарность с соотечественниками, чувство принадлежности к определенной культуре - это все должно стимулировать индивида к внутренним путешествиям через свободный доступ к отдыху.
За отрицательным балансом казахстанского туризма могут стоять различные факторы. Один из них - это высокая стоимость внутренних туристских услуг по сравнению с такими странами, как Турция, Таиланд и ОАЭ. Кроме того, большинство достопримечательностей в Казахстане разбросано по всей территории республики. Преодоление расстояний между регионами порой требует нескольких дней. Помимо всего прочего, имеет место неравномерное расселение населения по территории страны. Следует отметить и нелояльное отношение владельцев и менеджеров предприятий туристской отрасли, а также транспортной сферы к внутреннему туризму, не готовых давать хорошие предложения для поощрения рынка. Не менее важным является отсутствие услуг и удобств, развлечений в большинстве мест. Все это вкупе значительно сокращает спрос на их посещение.
Учеными Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова был проведен опрос мнения потребителей всех регионов Казахстана о степени удовлетворенности качеством предоставляемых туристских услуг (по 7-балльной шкале). Все оценки качества мест размещения, транспортного обслуживания, уровня цен, возможностей для шопинга, индустрии развлечений, мест для занятия спортом и спа-салонов, медицинского обслуживания, коммуникаций на иностранных языках, качества сервиса расположились по шкале от 1 до 7 баллов. Это скорее всего является признаком недостаточной удовлетворенности качеством и разнообразием предоставляемых услуг.
Как оказалось, наибольшие проблемы казахстанские потребители испытывают в отношении ценовых предложений мест размещений, организации транспортного обслуживания и доступности медицинского обслуживания. Чрезмерно высокий уровень цен на проживание в гостиницах, часто не соответствующий уровню предоставляемых услуг, снижает их доступность для широкого круга потребителей, толкая на отказ от внутренних и на выбор зарубежных туров.
Респонденты отмечают высокие цены на авиаперелеты, значительно увеличивающие стоимость тура по Казахстану, что, соответственно, снижает его конкурентоспособность. Большие расстояния между регионами пока являются существенной препоной для развития внутреннего туризма, о чем свидетельствуют невысокие оценки критерия «организация транспортного обслуживания». Поэтому большинство казахстанцев в качестве средства передвижения по стране выбирают железнодорожный транспорт, тем более, как замечено по результатам опроса, уровень цен на него вполне приемлем. Однако здесь существует другая проблема: не всегда имеются прямые железнодорожные сообщения между регионами нашей страны, вследствие чего путешествия затягиваются, доставляя большие хлопоты и вызывая дополнительную усталость.


Общий уровень туристских предложений, как показывает исследование, остается невысоким, что также оказывает отрицательное влияние на качество и потребительский опыт туристов. Таким образом, выявленные проблемы свидетельствуют о неудовлетворенности туристов соотношением «качество/цена» предоставляемых услуг. К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать тот факт, что даже отечественные потребители не совсем лояльны к тем услугам, которые предлагает туристская отрасль Казахстана. При таких условиях сложно рассчитывать на прибытие иностранных туристов.
Основными причинами данного факта являются недостаточная осведомленность казахстанцев о туристских возможностях страны. Ожидания потребителей не всегда оправданны, в результате чего сформировалось твердое убеждение о низком качестве и необоснованном ценообразовании на рынке отечественных туристских услуг. Именно поэтому в обществе сформировалось более предпочтительное отношение к зарубежным предложениям, обладающим таким конкурентным преимуществом, как ценовая доступность.
Возникает вопрос: можно ли ускорить темпы развития туристской отрасли Казахстана за счет развития внутреннего туризма? Ответ однозначно утвердительный при условии согласования интересов всех участников - от продавцов до потребителей. Представителям индустрии и всех сопряженных отраслей (перевозчики, сфера питания, индустрия развлечений) следует помнить о возможности повышения заполняемости своих предприятий за счет снижения цен до приемлемого для внутреннего рынка уровня. Желание хозяина вернуть свои вложенные в бизнес средства как можно быстрее понятно. Но не секрет, что в наших гостиницах 20-25% номеров просто простаивают, так и не увидев своего посетителя. Наверное, имеет смысл менеджерам отелей иногда заглядывать в booking.com для сравнения уровней своих цен с теми же турецкими, а казахстанских авиакомпаний - сопоставлять свои прайсы с расценками внутренних перелетов Франции, Австрии, Турции и США.
Какова роль потребителей? Здравое мышление не должно быть чуждым и для них. Мы все стремимся лучше жить, быть обеспеченными, получать определенные послабления со стороны государства. Но при этом забываем о том, что именно наш потребительский выбор не в пользу отечественной продукции может ущемить доходную часть государственного или местного бюджета.
Следует отметить и проблему отсутствия культуры отдыха у значительного большинства казахстанцев, не привыкших выделять средства на туристские услуги. Не мешает поменять свои привычки и образ мышления, пересмотреть приоритетность своих потребностей, уделяя внимание восстановлению здоровья, культурному отдыху с семьей, коллективом. Немаловажное значение имеет повышение уровня общей культуры наших граждан. Нам необходимо бережно относиться к имеющимся ценностям, научиться дорожить и приумножать ресурсы, бороться с вредными привычками собственными и окружающих, внеся свою лепту в воспитание в молодом поколении чувства достоинства и уважения к своей стране и народу.
Сложившаяся ситуация требует принятия срочных мер со стороны всех заинтересованных сторон - государственных структур, частного бизнеса, туристских организаций. Необходима разработка стратегии формирования лояльности клиентов: формирование туристских предложений в соответствии с интересами и запросами различных сегментов, ужесточение требований к предоставляемым услугам и ценовой политике. А также активное расширение информационного обеспечения о стране, ее истории и развитии, культурных ценностях посредством всех существующих каналов: СМИ, интернет, социальные сети.
Стоит помнить и о значительном потенциале внутреннего туризма в вопросе формирования национальной идентичности. Региональным властям стоит задуматься о проведении значительных событийных мероприятий для населения, способных привлечь большое число туристов из других регионов.
Таким образом, только нашими совместными усилиями мы сможем дать толчок развитию внутреннего туризма.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проект духовной модернизации 13.11.2018

    Казахский народ должен оставаться ядром, консолидирующим наше общество, а каждый гражданин Казахстана - воспитать в себе лучшие черты этого народа: гостеприимство, широту взглядов, доверие и дружбу. Это и есть общенациональный код, с которым страна встречает вызовы XXI века, а широкомасштабный научно-просветительский проект «Қазақтану» станет вкладом Ассамблеи народа Казахстана в программу «Рухани жаңғыру».

  • Культурное "нашествие" 13.11.2018

    Международный театральный фестиваль имени Жаната Хаджиева прошел в Жезказгане в рамках программы «Рухани жаңғыру». Семь театров - из Казахстана, Франции, Сербии и Китая, семь постановок были представлены на суд зрителей и жюри.

     

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 13.11.2018

    (Продолжение. Начало в номерe от 10.11.2018 г.)

  • Сезон открыли за границей 13.11.2018

    Известный казахский кюй «Дайрабай» Еркегали Рахмадиева в прошлом году прозвучал в Турции, а в этом году еще и в Китае. Артисты Карагандинского симфонического оркестра провели в Поднебесной почти два месяца и вернулись полные впечатлений - и не только от музыки.

  • На одной волне 10.11.2018

    Чтобы усмирить шалунов и болтунов на своем уроке, ей достаточно устроить «перестрелку» взглядов. Если такой метод воспитания не действует, то - рассадить возмутителей спокойствия по разным партам. По мнению учителя высшей категории Елены Карп, все, что угодно, только не кричать.

  • Формула дружбы 10.11.2018

    Минувшим летом в Акмолинской области на поляне Абылай хана в Бурабайском районе прошло открытие научно-просветительского проекта Ассамблеи народа Казахстана «Қазақтану», инициированного на XXVI сессии АНК. Проект успешно действует во всех регионах республики, в том числе и в нашем.

     

  • Черниговские шаги 122-летнего Кобетея 10.11.2018

    «Кобетей, до 1999 г. Черниговка. Село, центр сельского округа Нуринского района. Расположено на правобережье р. Нуры, в 25 км к северу  от поселка Киевка, в 230 км от Караганды». (Энциклопедия. Караганда. Карагандинская область. Алматы. 2008. Стр.308).

  • наследие бухар жырау 10.11.2018

    Айтыс, посвященный юбилею со дня рождения Бухар жырау, состоялся на днях в карагандинском Доме дружбы. Его концертный зал заняли полностью: участников пришли поддержать друзья, однокурсники, одноклассники, родители и родственники.