25 августа 2018 года 1054

Какого цвета музыка?

Автор: Анна СТРОКОВА

На ее картинах скачут статные жеребцы, в оттенках теплого рассвета (или заката) резвятся на алтыбакане дети, заботливо собирают невесту на проводы. Алуа Тебеновой - 24 года, но штрих ее взрослый, уверенный, ее полотна легко узнаются на выставках и обретают новый дом у европейских коллекционеров.

Она выросла в Караганде в семье врача и преподавателя, для которых творчество было хобби. Ее сестры занимались танцами и вокалом, а сама Алуа с детства рисовала. Окончив общеобразовательную школу № 66, поступила в КарГУ им. Е.А. Букетова, где на тот момент был профессионально-художественный факультет. Во время учебы в школе девочка отправилась и в художественную, где отучилась пять лет и осталась еще на два года: ей нравилась атмосфера творчества. Первой осознанной картиной в художественной школе стала композиция с котами и клумбой цветов.
Тяга к искусству зародилась у Алуа в вузе. Еще до поступления она посещала курсы для вступительных экзаменов, где по графике ей очень помог Каныш Балабеков, по живописи - Мадихан Калмаханов. Мадихан Сейтмаханович впоследствии стал ее главным наставником, а когда пришло время дипломной работы, девушка взяла тему национальных инструментов.
- В КарГУ мы много работали в академическом направлении, - делится Алуа Тебенова. - Перед тем как начать дипломную работу, я побывала на концерте национального ансамбля в Алматы, где солисты играли на жетыгене, сазгене и кобызе. Я нашла это трио идеальным и захотела передать в живописи: в голове срежиссировала цвета, подбирая оттенок к каждому инструменту. Сазген получил холодные цвета, жетыген объединил холодные и теплые тона, а кобыз обрел бордовый цвет из-за своего глубокого звука.
На педагогической практике в школе Алуа продолжила свою тему: подобрав этническую музыку, включила ее ученикам и дала задание рисовать так, как они слышат и чувствуют. Работы у детей получились интересные, а итоги эксперимента она презентовала на защите диплома.
Это стало началом работы Тебеновой в национальной тематике, которой она остается верна, как и Мадихан Калмаханов, который открыл ей секреты «звучащей» картины. Потому Алуа еще более детально изучала культуру и историю кочевников - не по учебникам, а по легендам и мифическим преданиям.
После бакалавриата девушка решила отправиться в магистратуру, но по специальности «Изобразительное искусство и черчение» степень магистра можно получить далеко не везде. Она выбрала Университет искусства и дизайна в румынском городе Клуж-Напоке. Произошло это благодаря тому, что несколько лет назад Алуа вступила в румынское культурное общество «Дачия».
- На первом курсе КарГУ мы готовились к Дню единства народа Казахстана, и нашему факультету выпала Румыния. Один из наших студентов не смог продолжать подготовку, и меня отправили посмотреть репетиции. Танцевать и петь у сокурсников не получалось, чем председатель «Дачии» Николай Плушкис был недоволен, и меня попросили на сцену. Танец получился с первого раза, меня пригласили остаться в «Дачии». Через два года в ансамбле «Доруле» я еще и запела, - улыбается Алуа.
Она участвовала в конференциях и конкурсах, представляя румынский центр и его деятельность. Благодаря разнообразию видов творчества и тому, что «Дачия» представляла еще и картины, центр взял «Гран-при» в Астане.
Кстати, «Дачия» имеет возможность отправлять нашу молодежь на учебу в Румынию, и не важно, состоит человек в центре или нет. Алуа уверенно владеет четырьмя языками - казахским, русским, английским и румынским - и потому отправилась в Клуж-Напоку. В этом году она с отличием окончила магистратуру, где в первый год совершенствовала язык:
- Румынский отчасти и славянский, и даже тюркский в силу истории, в нем есть немного из латинского и английского. Но уже на вступительном экзамене в Румынии я должна была рассказать о примерной идее своей диссертации. О Казахстане там знают мало, поэтому решила показать нашу культуру через живопись. В течение первого года я делала акцент на декоративных элементах, выбирая героями именно женщин. Тема моей диссертации на румынском звучала как «Femme Nomade»: я рассматривала традиции и обычаи, касающиеся казахских женщин. К концу года мои преподаватели знали все о нашей культуре, ее особенностях и истории.
Конечно, изобразительное искусство Румынии от нашего отличается, продолжает Алуа Тебенова: в Румынии вовсю развивается современное искусство. Когда Алуа только приехала, была несколько скованна, но преподаватели раскрыли ее талант: она сильно поменяла манеру письма и начала больше экспериментировать. У нашей героини - своя техника: ее штрихи отражают краткость и завершенность работы, даже если элементы картины кажутся незаконченными. Отточить это она смогла уже в Румынии, и одна из ярких ее картин - «Невеста» - изображает девушку, лицо которой будто не завершено.
- Это не единственная подобная работа, хотя на других есть легкие очертания лица. Я не хочу придавать героиням строгую идентичность: мне нравится оставлять их безымянными. Тогда люди сами могут дорисовать образ - свой, мамы, бабушки, сестры, - объясняет Алуа.
Еще одна достойная внимания работа Тебеновой - «Неоновая юрта», эксперимент с красками и баллончиками. Она пробовала новую технику неотрывной линии, а под рукой был маленький холст. Первым пошел баллончик, передавший неоновое свечение, поверх него легли очертания юрты кистью.
Участие в выставках у Алуа началось еще в художественной школе, и в студенческие годы стало еще чаще: ее полотна выставлялась в музее изобразительного искусства, в КЭУ, на конкурсах в Астане. Ей дважды довелось участвовать в молодежной выставке при Союзе художников, в Клуж-Напоке ее работы оценили на открытии почетного консульства Казахстана и в Бухаресте на День независимости РК.
- Хочется продвигать нашу культуру, - делится Алуа. - Формат выставок в Румынии более свободный, открытый, и если там встречаются преподаватель и ученик, то они общаются на равных. Да и на выставки приезжают кураторы из Италии, Франции и других стран.
Тебенова уточняет: картины создает, чтобы выразить себя, но есть те, кто заинтересован в покупке ее работ. Недавно Алуа отправила два полотна во Францию к коллекционеру, которая собирает шедевры казахстанских художников. В Бухаресте ее полотнами заинтересовались работники нескольких компаний.
В сентябре девушка вернется в Румынию, чтобы определиться, где творить дальше: там или дома. Идей хватает, Алуа Тебенова хочет претворить их в жизнь. Она твердо настроена продвигать культуру казахского народа в мире, используя свой собственный стиль: микс живописи академической и современной.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Под звуки вальса 13.12.2018

    Традиция проводить бал молодых офицеров в канун Дня Независимости РК зародилась в Караганде 12 лет назад. Свежеиспеченных лейтенантов, которые будут проходить службу в органах внутренних дел, войсковых частях Министерства обороны и Национальной гвардии, Комитете национальной безопасности, в этот день напутствовал аким Карагандинской области Ерлан Кошанов.

  • Награды – лучшим! 13.12.2018

    В Жезказганском Доме дружбы и культуры народа состоялся V ежегодный форум молодежи «Мен – жас қазақстандықпын!» Лучшим из лучших, патриотам своего края за активное участие в общественной и политической жизни города вручили премии акима Жезказгана. За 5 лет существования это мероприятие стало одним из самых знаменательных событий города.

  • Острое слово акына 13.12.2018

    Большим культурным событием в жизни города горняков стал II республиканский айтыс им. Ш. Дильдебаева «Сөйле, тілім, алаңдама, тартынба», посвященный 350-летию Бухар жырау и 45-летию города Сатпаева и собравший 18 претендентов со всего Казахстана.

  • Всеобщее признание 13.12.2018

    Юбилейные мероприятия Концертного объединения имени К. Байжанова продолжились выступлением Академического оркестра казахских народных инструментов им. Таттимбета, который тоже отмечает свой юбилей - 30 лет.

  • «Жайна» - в суперфинале 13.12.2018

    Хореографический ансамбль «Жайна» Карагандинского экономического университета вернулся из Санкт-Петербурга с безоговорочной победой.

  • Режиссерский корпус. Кожушкин 06.12.2018

    Судьба этого человека переплелась с нашим городом на 29 лет. Василий Кожушкин ушел из жизни в 2010 году, оставив после себя самое ценное - двоих сыновей, дочь, счастливо прожившую с ним в браке 44 года жену и добрые воспоминания о себе со стороны коллег.

  • Пируэты успеха 11.12.2018

    С четырех лет Айсулу Жумабек танцевала в родном поселке Атасу в ансамбле «Балдаурен». В седьмом классе директор школы, в которой она училась, предложила девочке вести танцевальный кружок в школе. Та с радостью согласилась, зарплата в 1500 тенге показалась ей тогда баснословной суммой.

  • Танец - поэма, движение - слово 11.12.2018

    Торжественные концерты в честь юбилея Карагандинского концертного объединения им. К. Байжанова продолжаются. И особенно приятно, что эта дата совпадает с юбилеями его коллективов, которые имеют свою историю, - им есть чем гордиться. На днях в карагандинском Дворце культуры горняков 25-летие отпраздновал ансамбль «Акку».