25 августа 2018 года 939

Какого цвета музыка?

Автор: Анна СТРОКОВА

На ее картинах скачут статные жеребцы, в оттенках теплого рассвета (или заката) резвятся на алтыбакане дети, заботливо собирают невесту на проводы. Алуа Тебеновой - 24 года, но штрих ее взрослый, уверенный, ее полотна легко узнаются на выставках и обретают новый дом у европейских коллекционеров.

Она выросла в Караганде в семье врача и преподавателя, для которых творчество было хобби. Ее сестры занимались танцами и вокалом, а сама Алуа с детства рисовала. Окончив общеобразовательную школу № 66, поступила в КарГУ им. Е.А. Букетова, где на тот момент был профессионально-художественный факультет. Во время учебы в школе девочка отправилась и в художественную, где отучилась пять лет и осталась еще на два года: ей нравилась атмосфера творчества. Первой осознанной картиной в художественной школе стала композиция с котами и клумбой цветов.
Тяга к искусству зародилась у Алуа в вузе. Еще до поступления она посещала курсы для вступительных экзаменов, где по графике ей очень помог Каныш Балабеков, по живописи - Мадихан Калмаханов. Мадихан Сейтмаханович впоследствии стал ее главным наставником, а когда пришло время дипломной работы, девушка взяла тему национальных инструментов.
- В КарГУ мы много работали в академическом направлении, - делится Алуа Тебенова. - Перед тем как начать дипломную работу, я побывала на концерте национального ансамбля в Алматы, где солисты играли на жетыгене, сазгене и кобызе. Я нашла это трио идеальным и захотела передать в живописи: в голове срежиссировала цвета, подбирая оттенок к каждому инструменту. Сазген получил холодные цвета, жетыген объединил холодные и теплые тона, а кобыз обрел бордовый цвет из-за своего глубокого звука.
На педагогической практике в школе Алуа продолжила свою тему: подобрав этническую музыку, включила ее ученикам и дала задание рисовать так, как они слышат и чувствуют. Работы у детей получились интересные, а итоги эксперимента она презентовала на защите диплома.
Это стало началом работы Тебеновой в национальной тематике, которой она остается верна, как и Мадихан Калмаханов, который открыл ей секреты «звучащей» картины. Потому Алуа еще более детально изучала культуру и историю кочевников - не по учебникам, а по легендам и мифическим преданиям.
После бакалавриата девушка решила отправиться в магистратуру, но по специальности «Изобразительное искусство и черчение» степень магистра можно получить далеко не везде. Она выбрала Университет искусства и дизайна в румынском городе Клуж-Напоке. Произошло это благодаря тому, что несколько лет назад Алуа вступила в румынское культурное общество «Дачия».
- На первом курсе КарГУ мы готовились к Дню единства народа Казахстана, и нашему факультету выпала Румыния. Один из наших студентов не смог продолжать подготовку, и меня отправили посмотреть репетиции. Танцевать и петь у сокурсников не получалось, чем председатель «Дачии» Николай Плушкис был недоволен, и меня попросили на сцену. Танец получился с первого раза, меня пригласили остаться в «Дачии». Через два года в ансамбле «Доруле» я еще и запела, - улыбается Алуа.
Она участвовала в конференциях и конкурсах, представляя румынский центр и его деятельность. Благодаря разнообразию видов творчества и тому, что «Дачия» представляла еще и картины, центр взял «Гран-при» в Астане.
Кстати, «Дачия» имеет возможность отправлять нашу молодежь на учебу в Румынию, и не важно, состоит человек в центре или нет. Алуа уверенно владеет четырьмя языками - казахским, русским, английским и румынским - и потому отправилась в Клуж-Напоку. В этом году она с отличием окончила магистратуру, где в первый год совершенствовала язык:
- Румынский отчасти и славянский, и даже тюркский в силу истории, в нем есть немного из латинского и английского. Но уже на вступительном экзамене в Румынии я должна была рассказать о примерной идее своей диссертации. О Казахстане там знают мало, поэтому решила показать нашу культуру через живопись. В течение первого года я делала акцент на декоративных элементах, выбирая героями именно женщин. Тема моей диссертации на румынском звучала как «Femme Nomade»: я рассматривала традиции и обычаи, касающиеся казахских женщин. К концу года мои преподаватели знали все о нашей культуре, ее особенностях и истории.
Конечно, изобразительное искусство Румынии от нашего отличается, продолжает Алуа Тебенова: в Румынии вовсю развивается современное искусство. Когда Алуа только приехала, была несколько скованна, но преподаватели раскрыли ее талант: она сильно поменяла манеру письма и начала больше экспериментировать. У нашей героини - своя техника: ее штрихи отражают краткость и завершенность работы, даже если элементы картины кажутся незаконченными. Отточить это она смогла уже в Румынии, и одна из ярких ее картин - «Невеста» - изображает девушку, лицо которой будто не завершено.
- Это не единственная подобная работа, хотя на других есть легкие очертания лица. Я не хочу придавать героиням строгую идентичность: мне нравится оставлять их безымянными. Тогда люди сами могут дорисовать образ - свой, мамы, бабушки, сестры, - объясняет Алуа.
Еще одна достойная внимания работа Тебеновой - «Неоновая юрта», эксперимент с красками и баллончиками. Она пробовала новую технику неотрывной линии, а под рукой был маленький холст. Первым пошел баллончик, передавший неоновое свечение, поверх него легли очертания юрты кистью.
Участие в выставках у Алуа началось еще в художественной школе, и в студенческие годы стало еще чаще: ее полотна выставлялась в музее изобразительного искусства, в КЭУ, на конкурсах в Астане. Ей дважды довелось участвовать в молодежной выставке при Союзе художников, в Клуж-Напоке ее работы оценили на открытии почетного консульства Казахстана и в Бухаресте на День независимости РК.
- Хочется продвигать нашу культуру, - делится Алуа. - Формат выставок в Румынии более свободный, открытый, и если там встречаются преподаватель и ученик, то они общаются на равных. Да и на выставки приезжают кураторы из Италии, Франции и других стран.
Тебенова уточняет: картины создает, чтобы выразить себя, но есть те, кто заинтересован в покупке ее работ. Недавно Алуа отправила два полотна во Францию к коллекционеру, которая собирает шедевры казахстанских художников. В Бухаресте ее полотнами заинтересовались работники нескольких компаний.
В сентябре девушка вернется в Румынию, чтобы определиться, где творить дальше: там или дома. Идей хватает, Алуа Тебенова хочет претворить их в жизнь. Она твердо настроена продвигать культуру казахского народа в мире, используя свой собственный стиль: микс живописи академической и современной.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вечный огонь творчества 20.10.2018

    В карагандинском Дворце культуры горняков состоялось знаковое событие для нашей области - творческий вечер «Мәңгі шырақ» певца, композитора, заслуженного деятеля Казахстана Корабая Есенова. Этот концерт приурочен к более чем полувековой творческой деятельности и 70-летию со дня его рождения. С такими знаменательными датами юбиляра поздравил аким области Ерлан Кошанов.

  • БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ – БОГАТЫЕ ТРАДИЦИИ 18.10.2018

    2018 год. Год 60-летия телеканала «SARYARQA». Такое название он получил ровно год назад, когда телерадиокорпорация «Казахстан», в состав которой мы входим, провела ребрендинг. Но под каким бы логотипом мы ни работали эти шесть десятков лет, были и остаемся главным региональным телевидением. Все это время наш коллектив ведет летопись родного края. Многое за это время изменилось в нашей жизни. Изменилось и телевидение: стало еще более мобильным, обрело современное лицо. Но оно остается верным своему главному предназначению - объективно информировать и просвещать.

  • Польская презентация 16.10.2018

    Карагандинский композитор Людмила Мельникова продолжает знакомить мир со своим мюзиклом «Приключения Джонатана», благодаря которому дети в игровой форме могут изучить основы экономики. В польском городе Кракове состоялся экономический форум, где Людмила Евгеньевна выступила на английском языке с докладом и показала фрагменты своего творения.

  • Движение назад 13.10.2018

    Мир очень взрослых людей, покрытый плотным налетом детства, хочет изобразить в очередном своем спектакле карагандинский режиссер Бекмухамед Киекбаев. Драма-абсурд Розы Мукановой «Никто не виноват» в конце октября будет презентована коллективом Театра имени С. Сейфуллина.

  • Веретена традиций 11.10.2018

    Оригинальные и солнечные гобелены, расцвеченные то красками осени, то волшебными запахами родной степи, то контрастами в легенде о Коркыте, то с замирающими нитями зимней поэтики вводят вас в мир необычный. Персональная выставка поистине народного художника Казахстана Омиркельде Абеуова проходит в музее изобразительного искусства Караганды.

  • Учить до звезды 09.10.2018

    Как сделать звук более громким, свободным и чистым? Как облегчить ученику пение с помощью музыкального сопровождения? Что поможет скромнику раскрыться в полной мере на сцене? Эти и другие вопросы обсуждали учителя музыки, которые поделились своими проблемами и обменялись опытом.

  • Сцена молодости 09.10.2018

    Отмечая свое 70-летие, народный артист Казахстана Тлектес Мейрамов сделал подарок карагандинскому зрителю. В Драматическом театре имени К. Станиславского все желающие смогли посмотреть бесплатно спектакль с его участием. Пьеса Фурио Бордона «Последние луны» была написана специально для Марчелло Мастрояни, ставилась в России, где главную роль сыграл Василий Лановой.

  • Живые книги 06.10.2018

    В Карагандинской областной библиотеке прошла встреча «Жаныңда жүр жақсы адам» в рамках проекта «Жанды кітапхана» - «Живая библиотека».