25 августа 2018 года 1111

На год грядущий

Автор: Анна СТРОКОВА

В школы приходит медиация, а за колледжами - будущее. Вопросы о том, почему искусственный интеллект не заменит учителя и почему нужно продолжать привлекать бизнес-структуры в образование, обсуждались на прошедшем в Караганде августовском совещании работников образования.

Доклад руководителя управления образования Есенгазы Имангалиева в этот раз длился больше часа: его выступление дополняли глава региона Ерлан Кошанов, председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ) Куляш Шамшидинова, директор международного центра медиации и права «Согласие» Гульмира Нарбаева и другие участники совещания. Главной задачей системы образования, подчеркнул Есенгазы Нуртолеуович, остается подготовка учеников, готовых к постоянной адаптации и усвоению новых навыков в условиях Четвертой промышленной революции.
А тем временем в этом году охват детей дошкольным образованием увеличился: от нуля до трех лет - до 89%, от 3 до 6 лет - до 99%, и здесь мы обогнали республику во многом благодаря бизнесу. Сеть частных дошкольных организаций увеличилась в 3 раза, число воспитанников - почти в 6 раз, частные детские сады открываются не только в городах, но и в сельских районах. До конца этого года запустят еще 15 частных садов на 2400 мест.
Для родителей, чьи дети пока не охвачены дошкольным образованием, третий год действует проект «Заочный детский сад», задача которого - оказать родителям практическую помощь. В проекте участвуют 49 детских садов, на их базе открыты консультационные пункты, центры игровой поддержки, введены дополнительные ставки методистов. Такой опыт с этого года начал распространяться по республике.
Для обучения малышей, дополнил Ерлан Кошанов, необходимо создать условия, в которых они смогут полностью реализовать свои способности - но дело здесь не в том, чтобы вырастить гения: важно дать ребенку такое раннее образование, чтобы он обладал глубоким умом и здоровым телом, рос смышленым и добрым.
Еще одна задача на год грядущий - полностью снять проблему аварийных школ: это возможно за счет ввода трех школ в Темиртау, Актогайском и Улытауском районах. Работа идет и по проблеме трехсменного обучения: в этом году строятся две школы в Караганде, одну из них закончат до конца года, вторую - в следующем году.
В сфере среднего образования продолжается переход на обновленное содержание. Пока на него переходят 3, 6 и 8 классы, а курсы повышения квалификации по новым программам с начала года прошло около 5 тысяч учителей. На 2,5 миллиарда тенге в области закуплены новые учебники, нашими учителями разработан учебник «Краеведение. Карагандинская область. 5-7 классы», отмеченный дипломом III степени на Евразийской международной книжной выставке-ярмарке. По новым учебным программам, продолжил Есенгазы Имангалиев, предусматривается снижение учебной нагрузки: в 1-2 классах - по 2 часа в неделю, в 3-7 - по 3, в 8-11 - по 4 часа, а старшеклассники могут выбирать предметы для углубленного изучения.
Напомним, что в этом году наша область подписала с НИШ меморандум о взаимном сотрудничестве, первым результатом совместной работы стал форум «Ұлы дала мұрагерлері» в Жезказгане.
- Действующие профессии обновляются, устаревшие «уходят на пенсию», и мы должны учитывать требования рынка, развивать в детях навыки, не подвластные искусственному интеллекту, который, кстати, учителя никогда не заменит, - отметила Куляш Шамшидинова в своем выступлении. - Поэтому содержание образования и обновляется, причем не только в нашей стране. Но здесь главный вопрос - методическая поддержка учителей: мы запустили ее модель из трех частей. Первая - это повышение потенциала каждой общеобразовательной школы: уже готовы тренеры по методике обучения и системе оценивания. Вторая - системно-методический комплекс онлайн, где находятся все нужные материалы. Третья - создание ведущих школ в каждом регионе для успешного внедрения и поддержки проектов. Кроме того, уже запущены онлайн-курсы по системе подготовки заданий для критериального оценивания учеников, а сейчас мы готовим оффлайн-курсы.
Куляш Шамшидинова подчеркнула: важно, чтобы дети умели учиться на своих ошибках, а для этого им не надо бояться ошибаться - и этому их должны научить педагоги.
Цифровизация образования в нашем регионе продолжается. В местных бюджетах предусмотрено приобретение более 3 тысяч компьютеров на сумму 568 млн тенге. Для полного обеспечения школ широкополосным интернетом из бюджета выделено еще 261,8 млн. Доля школ, подключенных к беспроводной сети, выросла до 48%, учебных кабинетов, обеспеченных мультимедийным оборудованием, - до 21,8%. Во всех школах через портал Bilimland.kz внедрен интерактивный контент на трех языках - это 40 тысяч видеолекций и интерактивных уроков, а там, где низкая скорость интернета, контент размещен на серверах школ. Однако и здесь есть проблемы: только 78% школ могут похвастать скоростью в 4 Мбит/сек, из них 12% - 20 Мбит/сек. Оснащение компьютерами рабочих мест педагогов тоже невысокое - 62%.
Ерлан Кошанов заверил: цена этих вопросов - около 200 миллионов тенге, а скорость 1-2 Мбит/сек, конечно, недопустима. Эти задачи глава региона поручил решить районным и городским акимам.
Для повышения интереса детей к инженерным и техническим специальностям в области нужно активно внедрять STEАM-обучение - оно во многих странах стало частью школьной программы и помогает понять, как научно-технические знания применяются в жизни. У нас популярны пилотные проекты «Инженеры будущего», «Образовательная робототехника». Лаборатории робототехники действуют в 209 школах области, до конца года их будет 240 - мы занимаем лидирующие позиции в республике. В пяти специализированных школах действуют STEАM-центры. На базе трех организаций дополнительного образования в Шахтинске, Балхаше и Жезказгане откроют технопарки, где ребята будут получать дополнительное образование минимум в 3-4 направлениях.
Партия «Нұр Отан» организовывает в районах IT-классы, и в нескольких Ерлан Кошанов побывал лично. Компьютерная грамотность, подчеркнул аким области, - один из базовых навыков: сегодня у нас есть 10 IT-классов, до конца года их должно быть 40.
Важно развивать и школьные библиотеки, дополнил Ерлан Жаканович: нужно дать им новую жизнь, особенно в малых городах и на селе, - они должны стать местом притяжения детей и молодежи, экспериментальными площадками для творчества. Так сделали в Шахтинске: там библиотека - центральное городское место, где молодежь проводит культурные мероприятия. Бизнес увидел в этом перспективы: там же открыли кофейню.
К слову об автоматизации: теперь прием документов и зачисление детей в первый класс будут происходить так же, как и в детские сады, поделился руководитель облуо, электронной станет и профориентационная кампания среди учеников 7-11 классов. Объединив школы и колледжи в единый комплекс, наша область стала первой, где на уровне IT-сервиса есть преемственность среднего и начального профессионального образования. В колледжах уже внедрены проекты «Электронная сессия», «Электронная приемная кампания». Это пока единственный в республике подобный проект наряду с электронной аттестацией педагогических кадров. Комментируя слова Е. Имангалиева, Ерлан Кошанов дополнил, что в этом году в области создано новое управление, которое будет координировать такую работу.
- В условиях глобализации все больше обостряются психологические проблемы, и особенно чувствительны к ним дети и подростки, - продолжил Есенгазы Имангалиев. - Вовлечение в социальные сети вредит межличностным отношениям, и сейчас необходимо объединение усилий школы и родителей. У нас прошел первый областной родительский форум в формате мастер-классов, а в июле впервые начала работу круглосуточная бесплатная служба телефона доверия для детей и подростков. Она тесно взаимодействует с Национальным телефоном доверия 111 Уполномоченного по правам ребенка. Туда уже поступило более 50 обращений: даны консультации юриста и психолога.
В этом году облуо приступило к внедрению еще одного проекта «Медиация - школьная служба примирения». Он ориентирован на обучение методике конструктивного разрешения конфликтных ситуаций как преподавателей, так и учащихся.
Ерлан Кошанов напомнил, что в нашей стране действует уникальный институт Ассамблеи народа Казахстана, и передал слово представителю АНК, доктору по медиации Гульмире Нарбаевой. Она подчеркнула: Центр медиации и права «Согласие» готов решать задачи, поставленные Главой государства и ассамблеей, а служба медиации будет развиваться во всех школах.
Ближе к финалу августовского совещания перед собравшимися выступил ученик Шашубайской школы Актогайского района Ростислав Назаров. Юноша поведал об отдыхе в детском лагере «Факел» в урочище Бектау-ата: он и его одноклассники ходили в походы, на форуме отрядов заняли первое место, защищали краеведческие проекты, соревновались по ориентированию и скалолазанию, участвовали в конкурсе бардовской песни. Ребята хотели выехать и на дальние экскурсии, но у них не было транспорта. Ерлан Кошанов намек понял и распорядился о сертификате на покупку двух автобусов - для лагеря «Факел» и опорной школы поселка Шашубай. В работе с магнитными школами, отметил аким области, транспорт будет не лишним.
В финале августовской встречи лучших педагогов региона наградили нагрудными знаками «За особый вклад в развитие образования» и почетными грамотами МОН РК. Девять молодых специалистов получили от акима области ноутбуки.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Работать на престиж 18.05.2019

    Казахстану нужны не просто дипломированные специалисты, а востребованные на рынке труда. Учебная программа зачастую быстро устаревает и не всегда соответствует требованиям работодателей. Как решить проблему обучения кадров среднего и высшего звена, обсудили на Международном форуме «Индустрия 4.0: Stem-технологии в подготовке специалистов для казахстанских предприятий».

  • Никаких излишеств 16.05.2019

    Выпускные вечера должны проходить только в школах

    Отпраздновать получение аттестата можно лишь раз в жизни. Так почему бы не сделать это с присущим значимости торжества размахом? Похожим образом рассуждает большинство родителей. Однако образовательное ведомство предлагает не превращать прощальный вечер в ярмарку тщеславия.

  • Права педагога 14.05.2019

    Штрафы помогут защитить учителей. В Министерстве образования и науки РК расширяют список их прав и социальных гарантий.

  • Дети - о Победе 09.05.2019

    До слез тронуло зрителей театрализованное представление «Юность, опаленная войной». Иначе быть не могло: для них выступали особенные дети, которые очень старались достоверно передать дух ушедшего времени.

  • Школа круглый год 09.05.2019

    Педагоги будут заниматься с детьми и летом 

    До начала самых продолжительных каникул остается меньше месяца. Чтобы не терять времени даром, в школах уже начинают готовиться к открытию специальных лагерей и площадок.

  • Учить язык по-новому 07.05.2019

    В Доме дружбы Ассамблеи народа Казахстана прошел семинар «Повышение квалификации преподавателей с использованием возможностей онлайн-режима». Мероприятие призвано улучшить эффективность преподавания посредством применения интернет-ресурсов.

  • Агенты перемен 04.05.2019

    Школьники разрабатывают научные проекты на трех языках

    В Жезказгане подведены предварительные итоги работы стажерских площадок по реализации вариативного обучения на трех языках. Областной семинар собрал 80 учителей из Караганды, Сатпаева, Каражала, Жанаарки и местных школ. В рамках пилотного проекта были представлены лучшие учебные методические пособия, в том числе и цифровые, созданные жезказганскими педагогами. Ученики, обучающиеся по программе полиязычия, устроили выставку-экскурсию в микромиры, продемонстрировав не только отличное владение языками и знание изучаемого предмета, но и художественные таланты.

  • Перемирие за партой 04.05.2019

    В школах области заработали кабинеты медиации, где споры разрешают учителя, прошедшие специальный курс обучения. Новшество положительно отразилось на взаимоотношениях участников образовательного процесса: самих педагогов, учеников и их родителей.